Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по Обществознанию («Обществознание 8-9 класс». Автор А.И.Кравченко – 7-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011) и учебника, (А.И. Кравченко, Е.А. Певцова , учебник для 8 класса «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2014, рекомендованного Министерством образования и науки РФ. Авторская программа соответствует федеральному государственному образовате...
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Салтановская СОШ

«Утверждаю»

Директор школы

________ Т.П. Кучебо

Приказ №______

от « ___» _____________ 2015 года



Рабочая учебная программа по обществознанию

для 8 класса на 2015-2016 учебный год





Составлена

учителем обществознания

Никитиной В.И











Рассмотрена и согласована на заседании

МС МБОУ Салтановская СОШ

Протокол № _1 от «_25_» августа 2015 года

Руководитель _____________ Васько С.В.

2015 год





I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативно-правовая база.

1) Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по Обществознанию («Обществознание 8-9 класс». Автор А.И.Кравченко - 7-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011) и учебника, (А.И. Кравченко, Е.А. Певцова , учебник для 8 класса «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2014, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.

Авторская программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по обществознанию (его федеральному компоненту), допущена Министерством образования и науки РФ для общеобразовательных учреждений, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

2) Рабочая программа по обществознанию реализуется на основе следующей нормативно- правовой базы:

- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»;

- приказа департамента образования и науки Брянской области от 26.03.2015 г. № 776 «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015 - 2016 учебный год»;

- учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Салтановской средней общеобразовательной школы на 2015-2016 учебный год (педсовет, протокол №1 от 25.08.2015 года).



2. Цели изучения курса обществознания:


  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

1. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

2.Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

3.Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

4.Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

5. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.



3. Место предмета в учебном плане

На изучение обществознания в 7 классе по программе отводится 35 часов, по учебному плану школы 35 часов .

4.Используемый учебно-методический комплект и дополнительная литература.

Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Программу по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011

Учебник: Кравченко А.И. Е.А. Певцова «Обществознание». Учебник для 8 класса. ООО ТИД «Русское слово» 2014г., рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Рабочую тетрадь:

1.Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 8 класс. М.: «Русское слово», 2014

Пособия:

1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8 класс.

2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8класс

3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8 класс (к учебникам А.И.Кравченко)


Дополнительная литература:

  • Е.А.Певцова Обществознание: книга для учителя - М.: Русское слово, 2010

  • О.А.Чернышева, Р.В.Пазин. Обществознание 8 класс: подготовка к государственной итоговой аттестации 2010 - Ростов-на- Дону: Легион, 2009

  • П.А.Баранов Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Обществознание 8 класс - Москва-Владимир: Астрель, 2009































II. Содержание курса

Глава 1. Общество и человек (10 часов)

Тема 1. Что такое общество (1 час)

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации

Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация

Тема 2. Человек, природа, общество. (1 часа).

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»

Тема 3. Типология обществ (1 час)

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.

Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества (1 час)

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Тема 5. Личность и социальная среда (1 час)

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Основные понятия темы: личность, человек, индивид.

Тема 6. Потребности человека (1 час)

Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.

Тема 7. Социализация и воспитание (1 час)

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.

Тема 8. Общение (1 час)

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.

Повторение и обобщение изученного по теме «Общество и человек» - 1 час.


Глава 2. Экономическая сфера (11часов)

Тема 9. Что такое экономика (2 час)

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. Экономика брянской области.

Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.

Тема 10. Товар и деньги (1 час)

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Тема 11. Спрос и предложение (1 час)

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.

Тема 12. Рынок, цена, конкуренция (1 час)

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Тема 13. Предпринимательство (1 час)

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.

Тема 14. Роль государства в экономике (2 часа)

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.

Тема 15. Бюджет, государства и семьи (1 час)

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.

Тема 16. Труд. Рынок труда. (1 час)

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.

Повторение и обобщение изученного по теме «Экономическая сфера» - 1 час.

Глава 3. Социальная сфера (12 часов)

Тема 17. Социальная структура (2 часа)

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.

Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.

Тема 18. Социальная стратификация (1 час)

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.

Тема 19. Богатые (1 час)

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.

Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские»

Тема 20. Бедные (1 час)

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.

Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.

Тема 21. Этнос: нации и народности (2 часа)

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.

Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

Тема 22. Межнациональные отношения (2 часа)

Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.

Тема 23. Конфликты в обществе (1 час)

Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.

Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.

Тема 24. Семья (1 час)

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.

Повторение и обобщение изученного по теме «Социальная сфера»- 1ч.

Итоговое тестирование - 1 час.









III. Учебно-тематический план уроков обществознания в 8 классе.

№ Параграфа

Тема

Кол-во час.

  1. Вводный урок

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (10 ч)

1

Что такое общество

1

2

Человек, природа, общество

1

3

Типология обществ

1

4

Социальный прогресс и развитие общества

1

5

Личность и социальная среда

1

6

Потребности человека

1

7

Социализация и воспитание

1

8

Общение

1

Повторение и обобщение изученного по теме «Общество и человек»

1

РН и ЭО Экологические и демографические проблемы нашего региона.

1

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (11 ч)

9

Что такое экономика

1

10

Товар и деньги

1

11

Спрос и предложение

1

12

Рынок, цена, конкуренция

1

13

Предпринимательство

1

14

Роль государства в экономике

2

15

Бюджет государства и семьи

1

16

Труд

1

Повторение и обобщение изученного по теме «Экономическая сфера»

1

РН и ЭО Экономика региона.

1

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (12 ч)

17

Социальная структура

2

18

Социальная стратификация

1

19

Богатые

1

20

Бедные

1

21

Этнос: нации и народности

2

22

Межнациональные отношения

2

23

Конфликты в обществе

1

24

Семья

1

Повторение и обобщение изученного по теме «Социальная сфера общества»

1

Итоговое тестирование изученного в курсе обществознания за 8 класс

1

Итого

35









IV. Требования к уровню подготовки учеников 8 класса


В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.












V. Ресурсное обеспечение программы по обществознанию (8 класс)

- Программа по обществознанию Кравченко А. И. «Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений». -М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011г.

- Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2014г.

Репин А.В. Обществознание 8 класс. Проверочные работы.- Саратов: Лицей, 2010г.

П о с о б и я д л я у ч а щ и х с я:

- Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2014г.

- Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 8 класс. М.: «Русское слово», 2014г.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая., ИКТ.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

«Экономика и право». Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В.. Элективный мультимедиа- курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. -М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «1С», ООО «Дрофа», ООО Издательство «Вита - Пресс», 2004; ООО «Физикон, 2004, интерактивные модели».

УМК «Обществознание 8-11 классы» (разработки уроков, тестовый контроль, дидактический материал). -М.: издательство «Учитель», 2014 г. Интернет-ресурсы.

Список литературы

Литература для учителя:

  • Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 160с.

  • Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В. Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина - М,: Просвещение, 1998. - 188с.

  • Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Н.Ю. Басик, Н.И.Городецкая. - М,: Просвещение, 2002 - 173с.

  • Конституция Российской Федерации. - М.: «Мартин», 2005. - 48с.

  • Липсиц И.В. Экономика: В 2х книгах. Учебник для 8 кл. Общеобразовательных учреждений. - М,: Вита-Пресс, 2002. - 352с.

  • Манько А.В. Российская государственность: атрибуты самодержавной власти. Исторические очерки. - М.: Школьная пресса,2003. - 96с.

  • Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.ред Л.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. - 304с.

  • Михайлов Г.Н. Шпаргалки по обществознанию. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. - 80с.

  • Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. - 80с.

  • Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 64с.

  • Рычков А.К., Яшин Б.Л., Философия: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для студентов ВУЗов - М,: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2002 - 128с.

  • Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра: Изучаем Конституцию Российской федерации. М.: 5 за знания, 2006. - 144с.

Литература для учащихся:

1.Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

2.Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 96с. 3. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 96с.

  • Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

  • Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 128с.

  • Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.

  • Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В. Пчёлов М.: Русское слово, 2004

  • Готовимся к олимпиаде по праву: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. - М,: АРКТИ, 2008. - 120с.

  • Готовимся к олимпиаде по экономике: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. - М,: АРКТИ, 2008. - 120с.

  • Семейный кодекс РФ. - М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 64с.

  • Трудовой кодекс РФ. - М,: «Мартин», 2005. - 192с.

12. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 192с.

13.Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 кл/Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов - М,:Просвещение, 2003.- 93с.

14. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. - М.: Аванта, 2005 - 704с.






VI. Календарно-тематический план по обществознанию 8 класс. Программа по обществознанию («Обществознание 8-9 класс». Автор А.И.Кравченко 2011)

п/п

Раздел,

тема урока.

Кол-во Кол-во ча-сов

Оснащение урока

Дата проведения урока

план

факт

1

Вводное занятие

1

2

Глава Ι. Общество и человек.

Что такое общество

10

1

Работа с понятиями урока

§ 1, составить характеристику сфер общества

3

Человек, природа, общество.

1

Работа с текстом учебника

§ 2, сообщения на тему «Экологическая ситуация в Брянской области»

4

Взаимодействие общества и природы в регионе.

1

Работа с дополнительной литературой


5

Типология обществ.

1

Работа с текстом учебника

§ 3, составить кластер «Типология обществ»

6

Социальный прогресс и развитие общества.

1

Работа с текстом учебника

§ 4, практикум

7

Личность и социальная среда.

1

Работа со схемами в учебнике

§ 5, практикум

8

Потребности человека.

1

Работа в группах с дополнительным материалом § 6, вопросы и задания к параграфу


9

Социализация и воспитание.

1

Работа с дополнительным материалом

§ 7, проведение исследования , заполнение таблицы

10

Общение

1

Заполнение таблицы «Основные формы общения»

§ 8, подготовка к обобщающему уроку

11

Обобщающий урок по теме:

«Общество и человек»

1

Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование



12

Глава ΙΙ. Экономическая сфера.

Что такое экономика

11

1

Заполнение таблицы «Основные ресурсы экономики»

§ 9, подготовить сообщение по теме «Экономика Брянской области»

13

Экономика Брянской области

1

Сообщения учащихся

Подготовить инд. сообщение на тему «История денег»

14

Товар и деньги.

1

Работа с материалом учебника

§ 10 заполнить таблицу «Деньги»

15

Спрос и предложение.

1

Работа с основными понятиями

§ 11, вопросы и задания к параграфу

16

Рынок, цена, конкуренция.

1

Работа с текстом учебника

§ 12, выучить основные понятия

17

Предпринима-тельство.

1

Анализ текста «Маленький принц»

§ 13, вопросы к параграфу

18/

19

Роль государства в экономике.

2

Составление характеристики экономических систем, функций государства

§ 14, вопросы и задания к параграфу

20

Бюджет государства и семьи.

1

Составление схемы «Бюджет государства»

§ 15, вопросы и задания к параграфу

21

Труд, занятость безработица,.

1

Работа с текстом учебника.

§ 16, подготовится к обобщающему уроку

22

Обобщающий урок по теме:«Экономическая сфера общества»

1

Тестирование, работа с понятиями.



23/

24

Глава ΙΙΙ. Социальная сфера.

Социальная структура.

12

2

Работа с текстом учебника

§ 17, вопросы и задания к параграфу

25

Социальная структура населения Брянской области

1

Работа с дополнительной литературой

Подготовить сообщение о населении региона

26

Социальная стратификация.

1

Работа с текстом учебника и дополнительной литературой

§ 18, вопросы и задания к параграфу

27

Богатые.

1

Работа с текстом учебника

§ 19, вопросы и задания к параграфу

28

Бедные.

1

Работа с текстом учебника

§ 20, вопросы и задания к параграфу, основные определения

29/

30

Этнос: нации и народности.

2

Анализ фрагмента худ. произведения.

§ 21, заполнить таблицу «Признаки этноса»

31/

32

Межнациональные отношения.

2

Работа с текстом учебника

§ 22 сообщения на тему «Межнациональные отношения»

33

Конфликты в обществе.

1

Заполнение таблицы «Конфликты в обществе»

§ 23, сообщения «Конфликты в мире» по материалам СМИ

34

Семья.

1

Работа с текстом учебника

§ 24, подготовка к обобщающему уроку

35

Обобщающий урок по теме:

«Социальная сфера»

1

Работа по вопросам


Всего:

35





© 2010-2022