Урок обществознания в 10 классе по теме ПОЗНАНИЕ

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обществознания в 10 классе по теме ПОЗНАНИЕУрок обществознания в 10 классе по теме ПОЗНАНИЕТема: ПОЗНАНИЕ.

Цель: способствовать пониманию учащимися видов и ступеней познания.

Тип урока: изучение нового материала

Работа по теме урока.

I. План:


  1. Познаваем ли мир.

  2. Познание чувственное и рациональное.

  3. Истина и ее критерии.


  1. Особенности научного познания.


  1. Социальные и гуманитарные знания.

  2. Многообразие человеческого знания. - Как вы думаете, познаваем ли мир?

II. Ход урока

Учащиеся отвечают, и в зависимости от предполагаемых ответов можно разделить класс натри группы:

1-я группа считает, что мир познаваем, - «оптимисты»; 2-я группа - мир познать нельзя - «пессимисты»;

3-я группа - познание мира возможно, но достоверны ли полученные знания. Задание. Каждая группа аргументированно доказывает свою точку зрения.

- Что такое познание?

Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей, нужны знания.

Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?

Задание. Объяснить, что такое агностицизм, конвенционализм, гносеологизм.

Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.

- Как мы можем познавать тот или иной предмет, то или иное явление?

Ученые выделяют следующие виды познания: а) обыденное; б) научное; в) философское;

г) художественное; д) социальное.

В процессе познания присутствует объект и субъект познания


 познаваемый предмет; человек,общество


  • весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом;


  • человек

Познание - активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.

Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

Существует две ступени познавательной деятельности.

I ступень - чувственное познание (нем. sensitiv - воспринимаемый чувствами)

- человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Формы чувственного познания

а) ощущение (представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств); б) восприятие (в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ,

отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства; в) представление (такая форма познания, при которой чувственное отражение

предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно).

Роль чувственного познания:

а) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания; г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и

достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон. Таким образом, на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна лишь на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления.

II ступень познавательной деятельности - рациональное познание (лат. ratio - разум). На этом этапе включаются механизмы мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.

Формы рационального познания

Понятие

Суждение

Умозаключение

Представляет собой форму

Представляет собой форму

Это получение новых

(вид) мысли, которая

мысли, в которой

суждений на основе уже

отражает общие и

устанавливается связь

имеющихся с помощью

существенные признаки

между отдельными поня-

использования законов

познаваемых предметов

тиями и с помощью этой

логического мышления.

или явлений. Классифи-

связи утверждается или

Виды умозаключений:

кация понятий:

отрицается что-либо.

а) дедуктивное (deductio -

I - по степени общности:

Высказывая суждения,

выведение), представляет

а) общие;

человек пользуется

собой цепь рассуждений,

б) более общие;

понятиями, которые

звенья которой

в) предельно общие.

являются элементами

(высказывания) связаны

II - в научном познании:

суждения

отношениями логического

а) частнонаучные;

следования от общих

б) общенаучные;

утверждений к частным;

в) всеобщие (философ-

б) индуктивные (inductio -

ские).

наведение) умозаключения

III - по отношению к

располагаются в цени в

действительности:

последовательности от

а) понятия, отражающие

частных к общим.

общее в предметах;

Индуктивные умозак-

б) понятия, охватываю-

лючения «наводят» на

щие существенные при-

мысль.

знаки предметов;

в) понятия, раскрываю-

щие смысл и значение

предметов;

г) понятия - идеи.

Посредством дедуктивных

умозаключений «выводят»

некоторую мысль из

других мыслей.

Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.

Интуиция - специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.

Основные черты интуитивной способности:

1) неожиданность решения поставленной задачи;


  1. неосознанность путей и средств ее разрешения;


  1. непосредственный характер постижения истины. Чувственное познание, рациональное и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием

понимания.

Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.

III. Закрепление изученного.


  1. «Непосредственно достоверно только чувственное: там, где начинаются чувства, прекращается всякое сомнение и спор», - утверждал Л. Фейербах. Поспорьте с философом.


  1. Поразмышляйте над высказываниями. Есть ли среди них правильное? Ответ обоснуйте.

«Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим».

«В своей основе мир непоколебим, покоен и поэтому доступен пониманию».


  1. Один философ сравнивал процесс познания с судом: пять органов чувств - это пять свидетелей, только они могут знать истину.

Если продолжить данную аналогию, кто в данном случае выступает судьей?

Домашнее задание: § 6, с. 55-58.


© 2010-2022