Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 имени Джалиля Киекбаева» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании МО учителей общественно-исторических дисциплин

Протокол №____ от ________2015г.

Руководитель ______ И.М.Кутлушин

Согласовано

Заместитель директора

________ Р.Х.Сафарова

«____»_______2015г.

Утверждаю

Директор МАОУ «Гимназия №3

имени Джалиля Киекбаева»

________ А.Б. Шагисултанова

Введено в действие Пр. №_____

от «___»______2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию в 8 классе

на 2015-2016 учебный год



Учитель - Кутлушин Ильшат Мансафович

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в год - 34




I. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089от 05.03.2004, ред. от 19.10.09г, с изменениями от 31.01.12г.) на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы», авторы-составители: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И., 2010г.

Общая характеристика предмета

Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Цели и задачи

Изучение обществознания в 8 классе в курсе общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека, и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществознания в 8 классе - это третий этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Место данного предмета в учебном плане

Программа под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеева, кандидата педагогических наук (2010г) по обществознанию для 8 класса рассчитана на 34 часа. В соответствии с учебным планом МАОУ «Гимназия №3 имени Джалиля Киекбаева» городского округа город Стерлитамак РБ на 2015 - 2016 учебный год (приказ от 01.09.2015 г. № 276) на изучение обществознания в 8 классе отводится 1 час в неделю.

II. Основное содержание

Введение (1 ч).

Тема 1. Личность и общество (6 ч).

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч).

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера (5 ч).

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека, и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика (13 ч).

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Итоговое повторение (1 ч).

III. Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

В результате изучения обществознания обучающейся должен знать/понимать:

Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

Особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

Анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами, и понятиями;

Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

Совершенствования собственной познавательной деятельности;

Критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

Ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

В процессе изучения курса у обучающихся должны сформироваться:

- знания и представления о нормах российского законодательства;

- знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

- коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

IV. Оценка достижения результатов освоения учебной программы

Знания, умения и навыки учащихся по истории оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.












V. Тематическое планирование


№ урока

Тема урока

8а класс


8б класс


Примечание

дата по плану

дата по факту

дата по плану

дата по факту


Введение (1ч)

1

Вводный урок.

07.09

07.09

Тема 1. Личность и общество (6 ч).

2

Что делает человека человеком.

14.09

14.09

3

Человек, общество, природа.

21.09

21.09

4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

28.09

28.09

5

Развитие общества.

05.10

05.10

6

Как стать личностью.

19.10

19.10

7

Практикум по главе «Личность и общество».

26.10

26.10

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

8

Сфера духовной жизни.

02.11

02.11

9

Мораль.

09.11

09.11

10

Долг и совесть.

16.11

16.11

11

Моральный выбор- это ответственность.

30.11

30.11

12

Образование.

07.12

07.12

13

Наука в современном обществе.

14.12

14.12

14

Религия как одна из форм культуры.

21.12

21.12

15

Практикум по главе «Сфера духовной культуры».

28.12

28.12

Тема 3. Социальная сфера (5 ч)

16

Социальная структура общества.

11.01

11.01

17

Социальные статусы и роли.

18.01

18.01

18

Нации и межнациональные отношения.

25.01

25.01

19

Отклоняющееся поведение.

01.02

01.02

20

Практикум по главе «Социальная сфера».

08.02

08.02

Тема 4. Экономика (13 ч)

21

Экономика и ее роль в жизни общества.

15.02

15.02

22

Главные вопросы экономики.

29.02

29.02

23

Собственность.

07.03

07.03

24

Рыночная экономика.

14.03

14.03

25

Производство- основа экономики.

21.03

21.03

26

Предпринимательская деятельность.

28.03

28.03

27

Роль государства в экономике.

04.04

04.04

28

Распределение доходов.

11.04

11.04

29

Потребление.

18.04

18.04

30

Инфляция и семейная экономика.

25.04

25.04

31

Безработица, ее причины и последствия.

16.05

16.05

32

Мировое хозяйство и международная торговля.

23.05

23.05

33

Практикум по главе «Экономика».

30.05

30.05

Итоговое повторение (1 ч)

34

Заключительный урок.

30.05

30.05








VI. Список литературы

1.Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; - М.: Просвещение, 2013.

2.Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова; - М.: Просвещение, 2013.

3.Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О. А. Котова, Т. Е. Лискова). - М.: Просвещение, 2013

4.Программа общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 - 11 классы. 2-е издание Л.Н. Боголюбов - М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы:

lesson-history.narod.ru/DM.htm

rusedu.ru/category_9.html

calenda.ru/presentat.asp

humanitar.ru/page/about_project

school-collection.edu.ru/

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

humanitar.ru/page/schoolchild Единый портал «Обществознание»

uchportal.ru/load/141 Учительский портал, обществознание

nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library Социальная сеть работников образования nsportal.ru / раздел «Обществознание»


© 2010-2022