- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа кружка философия
Рабочая программа кружка философия
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смольников А.А. |
Дата | 30.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Московский государственный техникум технологий и права
Утверждаю
Директор ГБПОУ МГТТиП
_________И.А. Артемьев
«____»___________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
« Философия» для обучающихся 15-17 лет
на 2014-2015 учебный год
Педагог дополнительного образования
Смольников Алексей Анатольевич
Москва
2014 г.
ОДОБРЕНА Кафедрой: Социально-зкономических дисциплин Протокол № ____ от «_____» _________ 2014 г. Зав. кафедрой __________/ Белевцова В.О. |
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР ____________ И.о. Л.А. Леоновой «___»___________________2014 г. |
|
Разработчик: Смольников А.А.
Пояснительная записка
Философия - это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, общества.
Занятия в кружке «Философия» дают всестороннее представление обо всех аспектах развития философской мысли.
Успешное изучение философии, глубокое уяснение смысла философских идей, приобретение навыков правильного применения философского мышления достигается в ходе всей учебной работы и, главным образом, за счет самостоятельной работы над рекомендованной учебной и научной литературой, выполнения домашних заданий.
Программа Философии насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками обучающимся надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, биографии философов.
Как программа дополнительного образования Философия выполняет две основные функции: вводит слушателей в философскую реальность и обеспечивает их надлежащую философскую подготовку.
Первая функция реализуется, когда изучаются основы современного философского развития. Здесь обучающиеся знакомятся с исходными понятиями и событиями философии, с ее героями- что позволяет более полно изучать другие дисциплины социально - экономического цикла.
Вторая функция - развитие абстрактного, аналитического мышления, формирование философского мировоззрения как наиболее прогрессивного.
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы - социально-гуманитарная
1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Новизна данной программы заключается в глубоком уяснение смысла современного знания философии приобретение навыков размышления на философские вопросы, направленных на повышение уровня обществоведческих знаний и социального воспитания подрастающего поколения.
Новизна дополнительной программы основана на комплексном подходе к подготовке сознательного гражданина.
Актуальность программы в том, что в современном обществе как никогда требуется широко образованный специалист, способный к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой и социальной грамотностью, мыслящий в лучших традициях философского мировоззрения.
1.3. Цели и задачи программы:
В результате изучения программы обучающийся должен
Цель - дать обучающимся наиболее полное представление о развитии философской мысли, основных философских проблемах, необходимое для успешного изучения всех последующих социально-экономических дисциплин и для будущей практической работы
Задачи:
-
Образовательные
-
Формировать теоретические знания о этапах развития философии
-
научить делать анализ философских мыслей выдающихся философов;
-
научить учащихся давать оценку главных философских вопросов;
-
научить анализировать, делать выводы.
-
Развивающие
-
развивать аналитические способности учащихся
-
сформировать умение применять основные философские знания
-
сформировать навыки анализа философских идей прошлого и современности.
-
сформировать умение определять стадии развития философии
-
подготовка теоретической базы, необходимой для успешного изучения всех последующих обществоведческих дисциплин и для будущей практической работы.
-
Воспитательные
-
формировать личностные качества воспитанников
-
воспитывать патриотические чувства, уважение к законности и правопорядку
-
содействовать активной гражданской позиции учащихся, культуре общения и поведения в социуме.
1.4. Отличительные особенности данной программы дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ
Отличительной особенностью программы Философия является то, что она даёт возможность каждому обучающемуся, выбрать приоритетное направление в обществоведческом знании и максимально реализовать себя в нём.
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы
Программа адресована подросткам 15-17 лет
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа кружка рассчитана на 1 год.
1.7. Формы и режим занятий:
Программа предусматривает изучение теоретического материала, который раскрывается в ходе занятий. Основные задачи теоретических знаний - дать необходимые знания по наиболее общим закономерностям возникновения, развития функционирования философской мысли. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию по философским вопросам, определять основные философские вопросы, сформировать философские понятия, анализа современной философской мысли, анализа философских проблем и категорий.
Самостоятельная работа, в т.ч. с использованием рабочих тетрадей по Философии позволяет закрепить знания, а также осуществить контроль их усвоения.
Проведения практических занятий в кружке «Философия» не предусмотрено.
Основными формами работы являются: выполнение заданий в рабочей тетради, подготовка докладов, рефератов, электронных презентаций, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах, защита проектов, экскурсии и т.д.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Обучающиеся должны знать и уметь:
-
применять теоретические положения при изучении обществоведческих дисциплин;
-
оперировать философскими понятиями и категориями;
-
применять на практике нормы различных отраслей философии.
-
закономерности возникновения и функционирования философии как науки;
-
основы философские категории;
-
понятие, типы и формы философских знаний;
-
роль философии в изучении современного общества;
-
систему и элементы обществознание;
-
формы реализации философского образования.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности кружка. Это могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных, городских , всероссийских и международных конкурсах, конференциях. Повышается уровень воспитанности учащихся и уровень гражданской активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека.
На занятиях кружка учащиеся приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, патриотизм, уважение к закону, внимательность, самостоятельность.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
По окончании реализации программы участники кружка должны подвести итоги. Формами итогов должны быть:
1. Оформление докладов, рефератов, презентаций.
2. Участие в конкурсах различных уровней. Например, всероссийский конкурс «Моя законотворческая инициатива».
3. Оформление и защита научных и социальных проектов, Например, всероссийский конкурс социальных проектов «Изменим жизнь к лучшему».
4. Экскурсии в музей политической истории.
5. Публикация материалов в СМИ, сборниках научных трудов конференций.
2. Учебно-тематический план
№
п/п
Название разделов и тем
Количество
часов
I
Раздел 1. Предмет философии и ее история
32
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии
2
Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия.
14
Тема 1.3. Философия возрождения и нового времени.
12
Тема 1.4. Современная философия.
4
II
Раздел 2. Структура и основные направления философии
16
Тема 2.1. Методы философии ее внутреннее строение.
4
Тема 2.2. Учение о бытие и теория познания.
4
Тема 2.3. этика и социальная философия
4
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение.
4
Итого:
48
3. Содержание изучаемого курса
дополнительной образовательной программ.
Тема. 1.1. Основные понятия и предмет философии
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность,
логичность, дискурсивность.
Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). «Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.
«Философские школы Древней Греции»
Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни,
учениях и изречениях знаменитых философов»;
творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»
Тема 1.3 Философия нового времени
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового
времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. «Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем Составить сравнительную таблицу основных
философских систем XVIII-XIX вв
«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»
Тема 1.4 Современная философия
Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и
экзистенциализм. Философия бессознательного. Основные направления философии ХХ в», Э. Фромм «Душа человека Особенности русской философии. Русская идея.
«Философия экзистенциализма и психоанализа»;
В.С. Соловьев «Русская идея»
Тема 2.1 Методы философии, ее внутреннее строение
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные
картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная
(Новое время, ХХ век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический,
системный, и др. Строение философии и ее основные направления«Философская система нашего времени: основные черты»
Тема 2.2 Учение о бытие и теория познания
Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные
онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.
Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного
познания.
Тема 2.3Этика и социальная философия
. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как
высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное
непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Влияние природы на общество.
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:
ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение
Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
Сходство и отличие
философии от искусства, религии, науки и идеологии.
Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.
Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Самостоятельная работа подразумевает выполнение следующих заданий:
-
Решение ситуационных задач на выделение элементов состава правонарушения.
-
Составить электронную презентацию по теме: «Немецкая классическая философия»
-
Заполнить таблицу «Этапы развития философии».
Завершает работу кружка зачетное занятие в игровой форме.
4. Методическое обеспечение программы
- Дидактический материал;
- методические разработки внеклассных мероприятий;
- аудиозаписи;
- рабочая тетрадь.
5. Список использованных источников
Основная
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. - 286 с.
4. Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для ссузов / О. Н. Стрельник. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. - 312 с. -(Учебники для ссузов).
Дополнительная литература и источники
5. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 337 с.
6. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969.Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2014. - 172 с.
7. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.
8. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 10 класс - М.: Основы православной культуры, 2005. - 200 с.
9. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 11 класс - М.: Основы православной культуры, 2006. - 312 с.
10. .Балашев Л.Е. Практическая философия. - М., 2001.
11. Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991.
12. Бибихин В.В. Язык философии. М. Издательская группа «Прогресс» 1993.
13. Введение в философию. В 2 ч. - М., 1989.
14. Вернадский В.И. Философские мысли. М., 1988.
15. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. - М. Омега-Л, 2006. - 370 с.
16. Джон Уайатт. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. СПб.: Мирт, 2003. - 362 с.
17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 1986. - 574 с.
18. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343 с.
19. Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 1972.
20. Долинин В.А., Петленко В.П., Попов А.С. Диалектика и логика клинического мышления. Л. 1982.
21. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
22. Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия. - Ростов-на-Дону «Феникс», 1995.
23. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994.
24. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.
25. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.
26. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.
27. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. СПб, 1992.
28. Мусина Л.М. Теория познания. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. - М., 2000.
29. Радугин А.А. Философия. - М., 1996.
30. Радугин А.А. История философии. - СПб., 1994.
31. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М.: «Владос», 1995.
32. Философия. - ФЕНИКС, Ростов-н-Д., 1995.
33. Философия. Основные идеи и принципы. - М.: Изд-во «Полит. лит- ра.», 1988.
Интернет-ресурсы
34. Институт философии РАН. Электронная библиотека по философии/ iph.ras.ru/
35. Журнал «Вопросы философии». Электронная библиотека публикаций vphil.ru/
36. Цифровая библиотека по философии/ filosof.historic.ru/
37. Национальная философская энциклопедия/ terme.ru/
38. Философия в России /philosophy.ru
39. Все о философии/intencia.ru
40. Философской антропологии/ anthropology.ru
41. Философия Возрождения runivers.ru/lib/book6227/142220/
42. Философия нового времени philosophy.ru/library/russell/01/04.html
Специфические интернет-источники
-
Большая российская юридическая энциклопедия. - encyclopedia.ru/internet/bryue.html
-
Введение в социальную философию/libsib.ru/vvedenie-v-sotsialnuiu-filosofiiu
-
Масленников Д.В.. Гегелевская логика логоса и русская религиозная философия права ibif.nm.ru/conferences/mvd/maslennikov.htm
-
Синченко. Г.Ч. Русское столетие философии права omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1998-i1/a005/article.html
-
Философия права: Программа курса. Сост.: Слесарева Г. Ф. asergo.nm.ru/info/phillaw.htm
-
Философия права/ido.rudn.ru/philosophy/10.html#10.8