Рабочая программа кружка философия

Пояснительная записка   Философия   — это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, общества. Занятия в кружке «Философия» дают всестороннее представление обо всех аспектах развития философской мысли. Успешное изучение философии, глубокое уяснение смысла философских идей, приобретение навыков правильного применения философского мышления достигается в ходе всей учебной рабо...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Московский государственный техникум технологий и права


Утверждаю

Директор ГБПОУ МГТТиП

_________И.А. Артемьев

«____»___________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

« Философия» для обучающихся 15-17 лет


на 2014-2015 учебный год


Педагог дополнительного образования

Смольников Алексей Анатольевич












Москва

2014 г.



ОДОБРЕНА

Кафедрой:

Социально-зкономических дисциплин

Протокол № ____

от «_____» _________ 2014 г.

Зав. кафедрой

__________/ Белевцова В.О.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

____________ И.о. Л.А. Леоновой

«___»___________________2014 г.











Разработчик: Смольников А.А.



Пояснительная записка


Философия - это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, общества.

Занятия в кружке «Философия» дают всестороннее представление обо всех аспектах развития философской мысли.

Успешное изучение философии, глубокое уяснение смысла философских идей, приобретение навыков правильного применения философского мышления достигается в ходе всей учебной работы и, главным образом, за счет самостоятельной работы над рекомендованной учебной и научной литературой, выполнения домашних заданий.

Программа Философии насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками обучающимся надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, биографии философов.

Как программа дополнительного образования Философия выполняет две основные функции: вводит слушателей в философскую реальность и обеспечивает их надлежащую философскую подготовку.

Первая функция реализуется, когда изучаются основы современного философского развития. Здесь обучающиеся знакомятся с исходными понятиями и событиями философии, с ее героями- что позволяет более полно изучать другие дисциплины социально - экономического цикла.

Вторая функция - развитие абстрактного, аналитического мышления, формирование философского мировоззрения как наиболее прогрессивного.

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы - социально-гуманитарная

1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность

Новизна данной программы заключается в глубоком уяснение смысла современного знания философии приобретение навыков размышления на философские вопросы, направленных на повышение уровня обществоведческих знаний и социального воспитания подрастающего поколения.

Новизна дополнительной программы основана на комплексном подходе к подготовке сознательного гражданина.

Актуальность программы в том, что в современном обществе как никогда требуется широко образованный специалист, способный к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой и социальной грамотностью, мыслящий в лучших традициях философского мировоззрения.

1.3. Цели и задачи программы:

В результате изучения программы обучающийся должен

Цель - дать обучающимся наиболее полное представление о развитии философской мысли, основных философских проблемах, необходимое для успешного изучения всех последующих социально-экономических дисциплин и для будущей практической работы

Задачи:

  1. Образовательные

  • Формировать теоретические знания о этапах развития философии

  • научить делать анализ философских мыслей выдающихся философов;

  • научить учащихся давать оценку главных философских вопросов;

  • научить анализировать, делать выводы.

  1. Развивающие

  • развивать аналитические способности учащихся

  • сформировать умение применять основные философские знания

  • сформировать навыки анализа философских идей прошлого и современности.

  • сформировать умение определять стадии развития философии

  • подготовка теоретической базы, необходимой для успешного изучения всех последующих обществоведческих дисциплин и для будущей практической работы.

  1. Воспитательные

  • формировать личностные качества воспитанников

  • воспитывать патриотические чувства, уважение к законности и правопорядку

  • содействовать активной гражданской позиции учащихся, культуре общения и поведения в социуме.

1.4. Отличительные особенности данной программы дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ

Отличительной особенностью программы Философия является то, что она даёт возможность каждому обучающемуся, выбрать приоритетное направление в обществоведческом знании и максимально реализовать себя в нём.

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы

Программа адресована подросткам 15-17 лет

1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа кружка рассчитана на 1 год.

1.7. Формы и режим занятий:

Программа предусматривает изучение теоретического материала, который раскрывается в ходе занятий. Основные задачи теоретических знаний - дать необходимые знания по наиболее общим закономерностям возникновения, развития функционирования философской мысли. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию по философским вопросам, определять основные философские вопросы, сформировать философские понятия, анализа современной философской мысли, анализа философских проблем и категорий.

Самостоятельная работа, в т.ч. с использованием рабочих тетрадей по Философии позволяет закрепить знания, а также осуществить контроль их усвоения.

Проведения практических занятий в кружке «Философия» не предусмотрено.

Основными формами работы являются: выполнение заданий в рабочей тетради, подготовка докладов, рефератов, электронных презентаций, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах, защита проектов, экскурсии и т.д.

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • применять теоретические положения при изучении обществоведческих дисциплин;

  • оперировать философскими понятиями и категориями;

  • применять на практике нормы различных отраслей философии.

  • закономерности возникновения и функционирования философии как науки;

  • основы философские категории;

  • понятие, типы и формы философских знаний;

  • роль философии в изучении современного общества;

  • систему и элементы обществознание;

  • формы реализации философского образования.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности кружка. Это могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных, городских , всероссийских и международных конкурсах, конференциях. Повышается уровень воспитанности учащихся и уровень гражданской активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека.

На занятиях кружка учащиеся приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, патриотизм, уважение к закону, внимательность, самостоятельность.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы

По окончании реализации программы участники кружка должны подвести итоги. Формами итогов должны быть:

1. Оформление докладов, рефератов, презентаций.

2. Участие в конкурсах различных уровней. Например, всероссийский конкурс «Моя законотворческая инициатива».

3. Оформление и защита научных и социальных проектов, Например, всероссийский конкурс социальных проектов «Изменим жизнь к лучшему».

4. Экскурсии в музей политической истории.

5. Публикация материалов в СМИ, сборниках научных трудов конференций.



2. Учебно-тематический план

п/п

Название разделов и тем

Количество

часов

I

Раздел 1. Предмет философии и ее история

32

Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии

2

Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия.

14

Тема 1.3. Философия возрождения и нового времени.

12

Тема 1.4. Современная философия.

4

II

Раздел 2. Структура и основные направления философии

16

    Тема 2.1. Методы философии ее внутреннее строение.

    4

    Тема 2.2. Учение о бытие и теория познания.

    4

    Тема 2.3. этика и социальная философия

    4

    Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение.

    4

    Итого:

    48

























    3. Содержание изучаемого курса

    дополнительной образовательной программ.

    Тема. 1.1. Основные понятия и предмет философии

    Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность,

    логичность, дискурсивность.

    Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия

    Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). «Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

    «Философские школы Древней Греции»

    Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни,

    учениях и изречениях знаменитых философов»;

    творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»

    Тема 1.3 Философия нового времени

    Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового

    времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. «Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем Составить сравнительную таблицу основных

    философских систем XVIII-XIX вв

    «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»

    Тема 1.4 Современная философия

    Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и

    экзистенциализм. Философия бессознательного. Основные направления философии ХХ в», Э. Фромм «Душа человека Особенности русской философии. Русская идея.

    «Философия экзистенциализма и психоанализа»;

    В.С. Соловьев «Русская идея»

    Тема 2.1 Методы философии, ее внутреннее строение

    Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные

    картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная

    (Новое время, ХХ век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический,

    системный, и др. Строение философии и ее основные направления«Философская система нашего времени: основные черты»

    Тема 2.2 Учение о бытие и теория познания

    Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные

    онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.

    Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного

    познания.

    Тема 2.3Этика и социальная философия

    . Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как

    высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное

    непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием

    достижений науки, техники и технологий.

    Влияние природы на общество.

    Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:

    ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.

    Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение

    Философия как рациональная отрасль духовной культуры.

    Сходство и отличие

    философии от искусства, религии, науки и идеологии.

    Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и

    мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.

    Роль философии в современном мире. Будущее философии.

    Самостоятельная работа подразумевает выполнение следующих заданий:

    1. Решение ситуационных задач на выделение элементов состава правонарушения.

    2. Составить электронную презентацию по теме: «Немецкая классическая философия»

    3. Заполнить таблицу «Этапы развития философии».

    Завершает работу кружка зачетное занятие в игровой форме.

    4. Методическое обеспечение программы

    - Дидактический материал;

    - методические разработки внеклассных мероприятий;

    - аудиозаписи;

    - рабочая тетрадь.

    5. Список использованных источников

    Основная

    1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с (с хрестоматией).

    2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

    3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. - 286 с.

    4. Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для ссузов / О. Н. Стрельник. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. - 312 с. -(Учебники для ссузов).

    Дополнительная литература и источники

    5. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 337 с.

    6. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969.Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2014. - 172 с.

    7. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

    8. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 10 класс - М.: Основы православной культуры, 2005. - 200 с.

    9. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 11 класс - М.: Основы православной культуры, 2006. - 312 с.

    10. .Балашев Л.Е. Практическая философия. - М., 2001.

    11. Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991.

    12. Бибихин В.В. Язык философии. М. Издательская группа «Прогресс» 1993.

    13. Введение в философию. В 2 ч. - М., 1989.

    14. Вернадский В.И. Философские мысли. М., 1988.

    15. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. - М. Омега-Л, 2006. - 370 с.

    16. Джон Уайатт. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. СПб.: Мирт, 2003. - 362 с.

    17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 1986. - 574 с.

    18. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343 с.

    19. Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 1972.

    20. Долинин В.А., Петленко В.П., Попов А.С. Диалектика и логика клинического мышления. Л. 1982.

    21. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. - М.: ВЛАДОС, 2000.

    22. Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия. - Ростов-на-Дону «Феникс», 1995.

    23. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994.

    24. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.

    25. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.

    26. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.

    27. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. СПб, 1992.

    28. Мусина Л.М. Теория познания. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. - М., 2000.

    29. Радугин А.А. Философия. - М., 1996.

    30. Радугин А.А. История философии. - СПб., 1994.

    31. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М.: «Владос», 1995.

    32. Философия. - ФЕНИКС, Ростов-н-Д., 1995.

    33. Философия. Основные идеи и принципы. - М.: Изд-во «Полит. лит- ра.», 1988.

    Интернет-ресурсы

    34. Институт философии РАН. Электронная библиотека по философии/ iph.ras.ru/

    35. Журнал «Вопросы философии». Электронная библиотека публикаций vphil.ru/

    36. Цифровая библиотека по философии/ filosof.historic.ru/

    37. Национальная философская энциклопедия/ terme.ru/

    38. Философия в России /philosophy.ru

    39. Все о философии/intencia.ru

    40. Философской антропологии/ anthropology.ru

    41. Философия Возрождения runivers.ru/lib/book6227/142220/

    42. Философия нового времени philosophy.ru/library/russell/01/04.html

    Специфические интернет-источники

    1. Большая российская юридическая энциклопедия. - encyclopedia.ru/internet/bryue.html

    2. Введение в социальную философию/libsib.ru/vvedenie-v-sotsialnuiu-filosofiiu

    3. Масленников Д.В.. Гегелевская логика логоса и русская религиозная философия права ibif.nm.ru/conferences/mvd/maslennikov.htm

    4. Синченко. Г.Ч. Русское столетие философии права omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1998-i1/a005/article.html

    5. Философия права: Программа курса. Сост.: Слесарева Г. Ф. asergo.nm.ru/info/phillaw.htm

    6. Философия права/ido.rudn.ru/philosophy/10.html#10.8


    © 2010-2022