Метод рекомендации по обществознанию по профессии сварщик

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Метод рекомендации по обществознанию по профессии сварщик

Метод рекомендации по обществознанию по профессии сварщик

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ТО

___________Ю.Н.Соловьева

«_____»___________20___г

Рег.№_________

ОДБ. 05 Обществознание


Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

для студентов очной формы обучения


150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

базовой подготовки



Челябинск, 2015

Допущено методическим советом ГБОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В.Яковлева» в качестве методического издания. Протокол от «___»____________201__г № _____.



Методические указания предназначены для студентов очно-заочного отделения, обучающихся по профессии :

150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)





Составитель

Преподаватель Киселева Ольга Алексеевна





Подготовлено на _______________ЦК

(протокол заседания ЦК от «___»______________ 20__ г №__)

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями (ем)



Оглавление

Введение …………………………………………………..…………...………………….....4

Раздел 1. Методические рекомендации для написания реферата…….…………….……...7

Список используемой литературы …….……………………………………………….…..12

Приложение .……………………………………... ………………………………………....13

Раздел 2 Методические рекомендации по составлению презентации…………………...17

Список использованных электронных ресурсов…..…………………………..……....…..19

Приложение ………………………………………..…………………………………...……21

Раздел 3 Методические рекомендации по составлению кроссвордов…………………....28

Приложение…………………………………………………………………....................…..31

Список использованных электронных ресурсов…………………………………………..34








Введение

Методические рекомендации по учебной дисциплине ОДБ. 05 Обществознание разработаны в соответствии с требованиями ФГОС для студентов 1 и 2 курса, обучающихся по профессии: 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Внеаудиторная самостоятельная работа направлена на реализацию цели:

содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности,

готовности и потребности в самообразовании.

Задачи ВСРС:

повысить осознание и прочность усвоения знаний;

развивать умения анализировать, сравнивать изучаемые объекты, проводить исследование, составлять таблицы, схемы, делать выводы;

развивать у студентов логическое мышление, познавательные способности, самостоятельность;

научить использовать полученные знания и умения в жизни.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению задач учебного и профессионального уровня.

Объём учебного времени - 81 час.

Цель самостоятельной работы студента - научить студента осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение к дальнейшему непрерывному повышению своей квалификации.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основные виды ВСРС по дисциплине представлены:

  • написанием рефератов;

  • составлением презентаций;

  • составлением кроссвордов;

Структура данных методических рекомендаций включает:

- методические рекомендации к написанию рефератов;

- методические рекомендации к составлению презентаций;

- методические рекомендации к составлению кроссвордов;

В результате освоения дисциплины студент должен

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной

проблематике;

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- место и роль человека в системе общественных отношений;

-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

Данные методические рекомендации предназначены для студентов техникума.





Перечень внеаудиторной самостоятельной работы

Тема в рабочей программе

Виды внеаудиторной, самостоятельной работы

Форма внеаудиторной, самостоятельной работы

Норма в часах

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

1. Презентация Реферат

«Истина и ее критерии»

Презентация

1

«Общество и его регуляторы» «Права человека - эволюция развития»

Реферат

15

Тема 3. 3. Конституционное право

«Конституция РФ»

Презентация

4

«Свободные выборы: утопия или реальность», «Конституционализм и конституционные идеи в России и мире».

Реферат

15

Тема 3.4. Гражданское право

«Отрасли российского права»

Кроссворд

3

Тема 4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

«Экономические системы»

Презентация

4

«Конкуренция и ее роль в рыночной экономике», «История развития предпринимательства в России»

Реферат

14

Тема 5.2. Участники политического процесса

«Избирательная система в РФ», «Правовое государство. Формирование Гражданского общества», «Социальная стратификация», «Молодежная субкультура».

Презентация



4



«Политические реформы в современной России», «Молодежь и ее роль в современной политике»

Реферат

15

Тема 6.3. Важнейшие социальные общности и группы

«Социальные нормы и конфликты», «Социальные общности и группы».

Кроссворд

3/81

Раздел 1. Методические рекомендации по написанию реферата, оформлению и защите реферата

Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности. В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». В нашем понимании реферат - это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

  • вводный - выбор темы, работа над планом и введением;

  • основной - работа над содержанием и заключением реферата;

  • заключительный - оформление реферата;

  • защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и т.д.)

Регламент времени на озвучивание реферата- 7-10 мин.

Ориентировочное время на подготовку - 8-10 ч, максимальное количество баллов - 5



  1. Выбор темы реферата

Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.

Структура реферата включает в себя следующие элементы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • содержание (главы и параграфы);

  • заключение;

  • приложение;

  • список литературы и источников.

1.2 Работа над планом

Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План - это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому).

1.3 Работа над введением

Введение - одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление - это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «политические отношения - это…».

Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.

Краткий обзор литературы и источников по проблеме - в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.

История вопроса - это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны. Вывод - это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.

1.4 Требования к содержанию реферата

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

-не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

-при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

-каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

-при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

1.5 Работа над заключением

Заключение - самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

-основные выводы в сжатой форме;

-оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Объем 1-2 компьютерных листа формата А4.

1.6 Оформление приложения

Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

Примеры оформления:

В тексте реферата необходимо делать примечания. Пример: (см. приложение 1, С.21).

Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.

1.7 Требования к оформлению реферата

Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.

Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):

-набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 14 шрифтом;

-заголовки следует набирать 14 шрифтом ( выделять жирным)

-межстрочный интервал полуторный;

-разрешается интервал между абзацами;

-отступ в абзацах 1,25 см.;

-поле левое, правое 2см., верхнее, нижнее 1 см.;

-нумерация страницы снизу посередине листа;

-объем реферата 15-20 страниц.

1.8 Подготовка к защите и порядок защиты реферата

Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).

Порядок защиты реферата:

1.Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.

2.Ответы студента на вопросы преподавателя.

3.Отзыв руководителя-консультанта (преподавателя) о ходе выполнения работы.





1.9 Критерии оценивания реферата

Показатели оценки

Критерии оценки

1.Новизна реферированного текста Макс. - 20 баллов

- актуальность проблемы и темы;

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия

сущности проблемы

Макс. - 30 баллов

- соответствие плана теме реферата;

- соответствие содержания теме и плану реферата;

- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом;

- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность
выбора источников

Макс. - 20 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;

- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к

оформлению Макс. - 15 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;

- грамотность и культура изложения;

- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;

- соблюдение требований к объему реферата;

- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность Макс. - 15 баллов

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль.

В итоге реферат оценивается в системе 100 балльной и 5-и балльной оценки знаний следующим образом:
• 86 - 100 баллов - «отлично»;
• 70 - 75 баллов - «хорошо»;

• 51 - 69 баллов - «удовлетворительно;
• менее 51 балла - «неудовлетворительно».

1.10 Список используемой литературы:

1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание в таблицах и схемах. [Текст]: учебное пособие для учащихся / Л.Н. Боголюбов. - СПб.: 2010. - 80 с.

2. Декларация прав человека и гражданина. - М.: РИОР: ИНФРА - 2010. - 11 с.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 27 с.

4. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2013.

5. Конвенция о правах ребенка. - М.: КНОРУС, 2010. - 32 с.

Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

-автор (фамилия, инициалы);

-название, подзаголовок;

-выходные данные (место издания, издательство и год издания).

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.

Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.




Приложение

Приложение 1

Образец оформления содержания

Содержание



Введение ……..…………………………………………………………3

Глава 1.

1.1. …………………………………………………………..5

1.2. …………………………………………………………..7

1.3. …………………………………………………………..9

Глава 2.

2.1. ….……………………………………………………….11

2.2. ………………………………………………………….13

Глава 3.

3.1. ………………………………………………………….15

3.2. ………………………………………………………….18

3.3. .………………………………………………………….21

Заключение ………………………………………………………….22

Приложение ………………………………………………………….23

Список используемой литературы …………………………………...24

Приложение 2

Образец оформления титульного листа к реферату

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»











Реферат по учебной дисциплине

05 Обществознание

на тему

«……………………………….»








Выполнил: Ф.И.О. студента, курс,

группа, специальность

Проверил: преподаватель О. А. Киселева.









Челябинск, 2015

Приложение 3

Срок сдачи рефератов

Тема реферата

Срок сдачи

1 курс

1

«Общество и его регуляторы» «Права человека - эволюция развития»

Сентябрь

2

«Свободные выборы: утопия или реальность» », «Конституционализм и конституционные идеи в России и мире».

Январь

2 курс

3

«Конкуренция и ее роль в рыночной экономике», «История развития предпринимательства в России»

Октябрь

4

«Политические реформы в современной России», «Молодежь и ее роль в современной политике »

Февраль



Список рекомендуемой литературы:

1 курс

тема «Общество и его регуляторы»:

1)Балашов, Л. Е. Философия: Учебник/ Л.Е. Балашов. 3-е изд., с испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2011.

2)Бучило, Н.Ф. Философия: Учебное пособие/ Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М.: ПЕР СЭ, 2012.

3)Кириленко, Г.Г. Философия./Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов М.: СЛОВО; ЭКСМО, 2012.

4)Лавриненко, В.Н. Философия: Учебник/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ, 2011.

5)Миронов, В.В. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2011.

тема «Свободные выборы: утопия или реальность»:

1)Конституция РФ принята 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Консультант +.

2)Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.03.2012)

3)baltinfo.ru - Международные наблюдатели не ставят под сомнение легитимность выборов.

4)rosbalt.ru - Зюганов назвал выборы в Госдуму нелегитимными.

5)levada.ru - Левада-Центр - Выборы в Госдуму.

6)wikipedia.org - Электронная энциклопедия.

тема «Конкуренция и ее роль в рыночной экономике»:

1) Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Экономикс, Т.1. - М.: Республика,

2012.

2)Критский М.М. Экономическая теория: микроэкономический аспект. - Спб.:

ГИЭА, 2011.

3)Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс, 2011.

4) Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: НОРМА - ИНФРА - М,2012.

5)Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Дело,2012.

6) Эклунд К. Эффективная модель. - М.: Экономика,2011.

7)Юданов А.Ю. Конкуренция - М.: Экономика, 2012.

тема «Политические реформы в современной России»:

1)Государственное право Российской Федерации: Учеб / Под ред. О.Е.Кутафина. М.: Юридическая литература, 2012.

2) Зеркин Д. П. Основы политологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

3)Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. А. Окуньков. М.: БЕК, 2012.

4)Мухаев Р.Т. Политология. - М.: Приор, 2011.

5) Сморгунов Л. В., Семенов В. А. Политология. СПб., 2011.




Раздел 2 Методические рекомендации по составлению презентации

Цель методических рекомендаций - помочь студентам в создании презентаций. В рекомендациях освещены вопросы по составлению презентации, созданию ее и подготовке эффектного выступления.

Слово «презентация» обозначает представление, демонстрацию. Обычно для компьютерной презентации используется мультимедийный проектор, отражающий содержимое экрана компьютера на большом экране, вывешенном в аудитории.

Ориентировочное время на подготовку - 4 ч, максимальное количество баллов - 5.

Таким образом, занятие, на котором эффективно организована самостоятельная работа, используется мультимедийная презентация, позволяет достичь стабильных и глубоких знаний студентов.

2.1 Рекомендации по созданию презентаций:

Презентация - это представление информации для некоторой целевой аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала.

Последовательность создания презентации:

  1. Структуризация учебного материала

  2. Составление сценария реализации учебного материала

  3. Разработка дизайна презентации

  4. Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, аудиофрагменты, видеофрагменты, анимация)

  5. Тестирование-проверка, доводка презентации

2.2 Структуризация материала

На основе учебной литературы отбирается необходимая содержательная часть, формулируются основные тезисы, определяются ключевые моменты и ключевые слова, то есть выстраивается концепция презентации - прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.

2.3 Составление сценария реализации материала

Работу стоит начинать с оставления плана будущей презентации. Желательно, чтобы план был подробным. Необходимо на бумаге нарисовать структуру презентации, схематическое изображение слайдов и прикинуть, какой текст, рисунки, фотографии или другие материалы будут включены в тот или другой слайд. Составляется список рисунков, фотографий, звуковых файлов, видеороликов (если они необходимы), которые будут размещены в презентации. Определяется текстовая часть презентации.

Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Поэтому в презентациях (в особенности гуманитарного профиля) лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Текстовая информация заменяется схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Если невозможно избежать текстовой информации, то на слайде должно присутствовать не более трех мелких фактов и не более одного важного.

Лучше избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры.

Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Зрители устают от голоса одного лектора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия.

Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться "затолкать" в один слайд слишком много информации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.

2.4 Разработка дизайна презентации

Стиль включает в себя:

- общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков;

- общую цветовую схему дизайна слайда;

- цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

- параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты),

- способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.

Дизайн презентации должен соответствовать ситуации. К примеру, если это тест, чтобы проверить быстро домашнее задание, то картинки, анимация и т.п. вообще не нужны, а если это игра - то наоборот, яркость не помешает (в умеренных дозах, естественно).

Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, что создает у студентов ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности. Для сохранения единообразия презентации начинающим пользователям лучше использовать шаблон презентации PowerPoint.

Согласно нормативам в презентациях не допускается применять:

- более 4 цветов на одной электронной странице;

- красный фон.

Очень важным является фон слайдов. Являясь элементом заднего (второго) плана, фон должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.

Для фона предпочтительны холодные тона или нейтральные тона: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый. Легкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет.

При подборе цвета текста помните, что текст должен быть «читаем», т. е. фон слайдов не должен «глушить» текст.

Не рекомендуется использовать переносы слов, а также наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков.

Рекомендуемые размеры шрифтов: для заголовков 32-50, оптимально - 36; для основного текста: 18 - 32, оптимально - 24.

Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, желательно выделить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти. Для выделения информации следует использовать цвет, жирный или курсивный шрифт.

Целесообразно применение различных маркеров (♦►•●■) для выделения элементов текста (маркированные списки).

2.5 Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, аудиофрагменты, видеофрагменты, анимация)

Тексты презентации не должны быть большими.

Рекомендуется:

- использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных;

- использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста; - горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;

- каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;

- основную идею абзаца располагать в самом начале - в первой строке абзаца;

- идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.

2.6 Завершение презентации

1) проверка на работоспособность всех элементов презентации;

2) проверка визуального восприятия презентации сторонними наблюдателями, в том числе с экрана.

Доводка презентации заключается в неоднократном просмотре своей презентации, определении временных интервалов, необходимых аудитории для просмотра каждого слайда, и времени их смены. Помните, что слайд должен быть на экране столько времени, чтобы аудитория могла рассмотреть, запомнить, осознать его содержимое. Между тем большой интервал между сменами слайдов снижает интерес.

2.7 Список использованных электронных ресурсов:

uchim.info/pdf/yak-pp.pdf

vashabnp.info/load/20-1-0-683

curator.ru›pedagog/media5.html

rudocs.exdat.com/docs/index-79115.html

nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/ispolzovanie-prezentatsii-pri-provedenii-razlichnykh-form-zanyatii

fizkaf.narod.ru›fes/Sovety_po_sozdaniju.doc.











Приложение 1

Образец оформления презентации.



  1. Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

_____________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя


  1. Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.


  1. Третий слайд

Литература:

4. Четвёртый слайд

Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации

Приложение 2

Срок сдачи презентаций

Тема презентации

Срок сдачи

1 курс

1

«Истина и ее критерии»

Сентябрь

2

«Конституция РФ»

Январь

2 курс

3

«Экономические системы»

Октябрь

4

«Избирательная система в РФ», «Правовое государство. Формирование Гражданского общества», «Социальная стратификация», «Молодежная субкультура».

Февраль

Список литературы:

1 курс

тема «Истина и ее критерии»:

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество 10-11 кл. - М.: Издательство Просвещение. 2012.

2.Певцов Е.А., Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М.: Издательство Русское слово.2011.

1. Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (ido.edu.ru/ffec/philos/chrest/g13/popp.html)

тема «Конституция РФ»:

1. Конституция РФ

2. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст.5086.

3. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. -М.: Политиздат. 2011.

4.Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право № 4, 1998.

5. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. М.: Закон и Право. 2012.

2 курс

тема «Экономические системы»:

1. Экономика: Учебник / Под. Ред. Липсиц И.В. книга 1, 2-е издание. Издательство "Вита-Пресс". 2011 г.

2. Герасимов В.Г. Экономическая система: генезис, структура, развитие науки.- Мн.,2012 г.

3. Нуреев Р. М. Основы экономических теорий: Микроэкономика: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 2011г.

тема «Избирательная система в РФ»:

1.Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика М.2011.

2.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.2012.

3.Постников А.В. Избирательное право России М.2013.

4.Конституция Российской Федерации. Ст.32.

5.Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.

6/№124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ст. 2, 3.

тема «Правовое государство. Формирование Гражданского общества»:

1.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М.,2012.

2.Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2012

3.Деев Н.Н. Государство и право. - М., 2011.

4.Енгибарян Р.В. Теория государства и права. - М., 2012



Приложение 3

Основные правила при создании презентации:

Правило № 1. Прежде чем приступить к созданию презентации, следует четко представлять (понимать), что вы собираетесь донести до слушателей, что вы собираетесь рассказать. Поэтому необходимо просмотреть как можно больше литературы по данной теме, составить список материалов и иллюстраций, которые вам необходимы, определить, какие материалы и иллюстрации необходимо отсканировать, найти в Интернете или, наконец, нарисовать самим.

Правило № 2. Самое важное: презентация - это визуальное, а не текстовое произведение, это визуальная поддержка вашей речи или доклада, и, соответственно, в ней тоже должна быть показана структура (содержание).

Форма содержания: 1) Введение. 2) Основная часть. 3) Заключение.

Введение.

В этой части вы должны ввести аудиторию в ваш проект, ответить на следующие вопросы:

- О чем будет презентация?

- Какие вопросы будут решаться?

- Ответ, на какой вопрос вы ищете в проекте.

Основная часть.

В этой части вам необходимо рассказать о самых основных моментах вашей презентации, т.е. детали темы, проблемы, исследования, и т.д.

Заключение.

В заключении вы можете повторить, перефразировав, введение. Введение и заключение могут быть очень схожими. Разница в том, что во введении вы описываете основные положения, понятия и вопрос, на который ищете ответ. А в заключении вы должны описать результаты вашей работы, какие ответы и предположения вы получили в ходе своих исследований. Не забудьте указать на титульном листе название работы и имена автора (-ов).

Правило № 3. Будьте проще! В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой звено, логически связанное с темой повествования, и работать на общую идею презентации. К сожалению, разработчики Microsoft Office предоставляют массу возможностей для воплощения дурного вкуса в оформлении презентаций. Не поощряйте такие наклонности: выбирайте для слайдов простые темы, или для их оформления используйте готовые шаблоны (smiletemplates.com). К этому же относится использовать анимации: применяйте её только тогда, когда это нужно, например, чтобы подчеркнуть последовательность ваших тезисов.

Правило № 4. Наглядности в презентации можно добиться с использованием фигур и линий. Заливку фигур, особенно если вы размещаете в них текст, не стоит делать яркой, а вот стрелки лучше прорисовывать жирнее: не все издалека смогут разглядеть тонкую линию.

Правило № 5. Шрифт и кегль должны служить максимально простому визуальному восприятию. Шрифт - из классических, кегль - не меньше 24. Текст должен быть контрастным на любом цветовом фоне.

Правило № 6. Расположение предложений на каждом слайде должно максимально облегчать задачу его восприятия. Совет: на слайдах «Заголовок и объект (список)» пропускайте после каждого пункта маркер, увеличивая отступ вдвое, если позволяет объём текста.

Правило № 7. Количество текста в слайде должно определяться мыслью, что презентация - это конспект ключевых тезисов вашей работы (тезисный план), поэтому размещать туда выдержки из работы не стоит.

Правило № 8. Графика чаще всего раскрывает концепции или идеи гораздо эффективнее текста: одна картинка может сказать больше тысячи слов. Бывает и наоборот, одно слово может сказать больше тысячи картин. Если есть возможность, вставляйте картинки в каждый слайд. Визуализация помогает аудитории. Помещайте картинки левее текста: мы читаем слева направо, поэтому смотрим сначала на левую сторону слайда.

Правило № 9. Не перегружайте слайды лишними деталями, не увлекайтесь анимацией. Анимацию следует использовать только с целью привлечения внимания аудитории к основным, ключевым моментам слайда. Не забывайте, что звуковые и визуальные эффекты не должны отвлекать внимание слушателей от основной важной информации.

Правило № 10. В конце презентации лучше поместить вежливый слайд «Спасибо за внимание!» Перед началом обсуждения вашей работы и презентации лучше вывести на экран титульный слайд с вашим именем и темой работы.




Приложение 5

Критерии оценивания презентации


Оценка

5

4

3

2

Содержание

Работа полностью завершена

Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

Не все важнейшие компоненты работы выполнены

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов

Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

Работа демонстрирует понимание, но неполное

Работа демонстрирует минимальное понимание

Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.

Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

Ученик иногда предлагает свою интерпретацию

Интерпретация ограничена или беспочвенна

Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс

Почти везде выбирается более эффективный процесс

Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса

Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн

Дизайн логичен и очевиден

Дизайн есть

Дизайн случайный

Дизайн не ясен

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.

Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

Графика соответствует содержанию

Графика мало соответствует содержанию

Графика не соответствует содержанию

Грамотность

Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

Минимальное количество ошибок

Есть ошибки, мешающие восприятию

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым



Отличная работа 45-50 баллов

Хорошая работа 35- 44 баллов

Удовлетворительная работа 30-34 баллов

Презентация нуждается в доработке 24-29 баллов

Слабая работа 25 баллов.


Раздел 3 Методические рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд - игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Правила составления кроссвордов:

Кроссворд составляется индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте. Выполненную работу сдать к указанному сроку.

1. Составьте словарь понятий и определений по изучаемой теме.

2. При составлении кроссворда каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.

3. Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа - по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию.

4. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки.

5. Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям). Слова-вопросы начинаются со слов: «по горизонтали» и «по вертикали»

6.Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе.

7. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

8. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

9. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

10. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

11. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

12. Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

13. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

14. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

15. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

3.1.Требования к оформлению кроссворда:

1. Рисунок кроссворда должен быть четким.

2. Сетка кроссворда должна быть пустой только с цифрами позиций слов-ответов.

3. Ответы на кроссворд публикуются на отдельном листе. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий.

4. Объем работы: 4 листа, нумерация страниц - снизу, справа;

1 лист - титульный

2 лист - сетка кроссворда (без ответов),

3 лист - вопросы,

4 лист - ответы и используемые источники

3.2 Планирование деятельности по составлению кроссворда.

1. Определить, с какой целью составляется кроссворд.

2. Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме в учебнике.

3. Просмотреть и выбрать вид кроссворда.

4. Продумать составные части кроссворда.

5. Изучить дополнительный материал по теме.

6. Продумать критерии оценивания.

7. Составить список слов раздельно по направлениям.

8. Написать условия (текст) кроссворда.

9. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

10. Проанализировать составленный кроссворд согласно критериям оценивания.

11. Оформить готовый кроссворд.

12. Продумать защиту проекта-кроссворда

3.3 Критерии составления кроссвордов и нормы их оценивания.

Соответствие материала заявленной теме работы - 1 балл

Объём, количество слов:

6-10 слов - 1 бал, 11-20 слов - 2 балла

Аккуратность оформления- 2 балла

Форма, тип кроссворда- 1-2 балла

Способ презентации (письменный вариант, печатный вариант, электронная презентация) - 1-3 балла

Построение вопросов кроссворда: формулировка заданий - краткая, понятная и в достаточной степени интересная - 2 балла

Информативная точность и достоверность фактов- 1балл

Орфографическая правильность- 2 балла

Оригинальный, красочный, качественный дизайн кроссворда - 2 балла

Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.)- 2 балла

Имя ученика, выполнившего кроссворд- 1балл

Ключи к кроссворду- 2 балла

Кроссворд из 10 слов:

Оценка «5» - 9-10 правильных ответов

Оценка «4» - 7,8 правильных ответов

Оценка «3» - 5,6 правильных ответов

Оценка «2» - меньше 5 правильных ответов







Приложение 1 Специальные программы-помощники кроссвордиста:

1. Cross Partner (crosspartner. chat.ru),

2. Paseek 2000 (crossworld.nm.ru/Index.html).

3. сайт «Помощник кроссвордиста(aida.ru/cgi/ch.pl).

4. сайт «Кирилл и Мефодий» (km.ru/entertaiment/crossword)

5. сайт «Кроссворд 2013» (raybinin.newmail.ru/krossword/pro.htm). Интерактивные кроссворды (Java-кроссворды): 1.sobesednik.ru/crosswords (еженедельник «Собеседник») 2.nauka.relis.ru/54/dir.htm. (журнал «Наука и жизнь»)

3.privatelife.ru/Krossword.htm (газета «Лучшие кроссворды «Поля чудес»)

4. fair.ru/cross








Приложение 2

Образец оформления титульного листа к кроссворду

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»











Кроссворд по учебной дисциплине

05 Обществознание

на тему

«……………………………….»








Выполнил: Ф.И.О. студента, курс,

группа, специальность

Проверил: преподаватель О. А. Киселева.









Челябинск, 2015

Приложение 3

Пример кроссворда по обществознанию на тему «Правительство РФ»


1












2

3










4

5












6














По горизонтали:

2. Кто разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение?

4. Вставьте пропущенное слово: В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные:

6.Какой суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции?

По вертикали:

1. Что разрабатывает и представляет Государственной Думе правительство и обеспечивает его исполнение?

2. Кто назначает Председателя Правительства РФ?

3. Правительство РФ - это высший орган какого вида власти?

4. Какой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции?

5. Кто осуществляет суд в Российской Федерации?

Ответы на кроссворд по обществознанию на тему: «Правительство РФ»

По горизонтали:

2.Правительство

4.Министры

6.Районный

По вертикали:

1.Бюджет

2.Президент

3.Исполнительный

4.Мировой

5.Суд

Приложение 4

Срок сдачи кроссвордов

Тема кроссвордов

Срок сдачи

1 курс

1

«Отрасли российского права»

Март

2 курс

2

«Социальные нормы и конфликты», «Социальные общности и группы».

Апрель



7



© 2010-2022