Словарь терминов по подготовке к ЕГЭ по теме Человек и общество

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК

Общество в широком смысле означает обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общество в узком смысле есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями , взаимодействием и отношениями.

Открытая система - это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие

Цикл в развитии общества - это чередование прогресса и регресса.

Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат),

органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно

переходящих из одного в другое.

Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного

качественного состояния к другому.

Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному.

Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Регресс - направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим

себя формам и структурам.

Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ.

Частичные преобразования.

Глобализация (франц. global - всеобщий, от лат. globus шар) - исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему.

Цивилизация - это общество, построенное на определённом наборе (списке) великих социальных изобретений.

Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором (списком) этих изобретений.

Информационное общество - постиндустриальное общество, где основной производительной силой выступают знания и информация.

Постиндустриальное общество - общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, правительство.

Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Культура - совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и

передаваемых из поколения в поколение.

Наука - сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.

Индукция - это восхождение от конкретного к абстрактному, от опытных данных к теории

Абсолютная истина - это полное соответствие формы психики (например, суждения, образа и т. д.) и объекта познания.

Наука - это деятельность человека по получению, систематизации и проверке знаний

Ценности - это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии,

это культурные стандарты хорошего и плохого.

Мораль - 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции

действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием.

2) общепринятые нормы и правила поведения

Нравственность - 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным

законам

Религия - мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил,

богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.

Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего

состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.

Искусство - это специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов.

Образование -

1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.

2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся

констатацией достижений.

Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление

Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может

углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое

не требует доказательств.

Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального

воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и

нравы, верования, знания).

Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его

жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах

Массовая культура - форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и

распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных

и классовых субкультур

Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов,

характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Субкультура - это такой вид культуры, нормы которой не противоречат, но отличаются от норм господствующей культуры

Контркультура - это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры.

Язык - это средство передачи культуры с помощью символов.

Индивид - отдельно взятый человек как существующий живой организм

Индивидуальность - своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих

одного человека от других его неповторимая уникальность.

Личность (маска) - устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции,

мотивы, социальные установки)

Деятельность - активность, направленная на преобразование окружающего мира

Ноосфера - это оболочка Земли, которая является результатом человеческой деятельности.

Гуманизм - мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

Потребности - необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

Человек - это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению.

Человек - высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

Общение - деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее

в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной

деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее

результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения,

а также развитие определенных навыков, и умений.

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

самовоспитание - сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов,

способностей, личностных возможностей



© 2010-2022