План - конспект урока по обществознанию в 8 классе

План -конспект урока по обществознанию в 8 классе. Учебный материал в рамках академического учебника Боголюбова. Представлен урок по теме "Распределение доходов". Урок комбинированного типа. В конспекте представлены различные виды работы: терминологический диктант, практическая работа, блиц - опрос.
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План конспект урока по теме « Распределение доходов»

Обществознание 8класс

Учитель: Серышева Светлана Николаевна

Цель: раскрыть сущность понятий доходы граждан, социальное неравенство

Задачи:

1. Рассмотреть основные источники доходов граждан; изучить состав ПК, уровень ПМ в РФ;

2. Развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;

3. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, культуру речи, прослеживать связь с жизнью.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1Орг. Момент

2.Повторение (приложение 3)

3.Изучение темы (Объявление темы, задач)

Самостоятельная работа с учебником ( письменно) стр.140-141

- Что называют доходом?

Доход - общая сумма денег, полученная за определенное время и предназначенная для приобретения благ и услуг.

- Назвать основные источники доходов граждан

Выделяют следующие формы дохода:

1. Заработная плата - доход работника, плата за труд;

2. государственные выплаты Дополнительной формой доходов для некоторой части населения выступают государственные выплаты государства населению - пенсии, пособия по безработице, помощь многодетным семьям и др.

3. Доход от собственности - Процент (от денег - доход от капитала, переданного во временное пользование), от недвижимости рента - доход от использования природных ресурсов и земли, идущий собственникам ресурсов);

4. Доход от предпринимательской деятельности

5.Наследство

Предприниматель, организующий производство, также претендует на свою долю, которая называется предпринимательским доходом и выражается в прибыли, которую рассчитывают в виде разницы между общим доходом и различными вычетами из него.

Проверка работы, связь темы урока с реальной жизнью

У каждой семьи доходы разные, у кого -то они высокие, у кого -то низкие, но какими бы не были доходы граждан, Правительством РФ установлен прожиточный минимум.

- Что называют прожиточным минимумом?

Прожиточный минимум - это стоимость набора минимальных средств необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

Прожиточный минимум определяет состав и стоимость потребительской корзины

- Что называют Потребительской корзиной?

Потребительская корзина - это набор тех продуктов питания, непродовольственных товаров, а также основных услуг, которые человек должен получать в любом случае.

Практическая работа «Определение размера ПМ для социальных групп России, а также состав потребительской корзины» по заданию Приложение 1, Приложение 2,

Социальное неравенство

Уровень доходов населения определяют с помощью показателей номинального и реального доходов.

На протяжении жизни человека его доходы изменяются: в молодости они невелики, к 40-50-ти годам достигают пика, после 60-ти лет, в связи с выходом на пенсию, резко сокращаются. Такое последовательное изменение доходов в течение жизни человека принято называть жизненным циклом дохода.

Нынешняя экономическая система изначально предполагает, что люди неравны в своих возможностях, в том числе и материальных. Кто-то богат, а кто-то беден. Но это неравенство в доходах не является несправедливым. Вообще, все люди не равны: интеллектуально, по физическим возможностям и т. д. Но от этого люди хуже или лучше не становятся. Именно поэтому финансовое неравенство - справедливая вещь. Просто кто-то оказался более удачливым, изворотливым, умеющим зарабатывать деньги. И это его возможности. И хорошо, что такие люди существуют. Главное, чтобы социальный диссонанс был наименьший. Ведь слишком большой разрыв между очень богатыми и менее богатыми людьми, тем выше степень социального напряжения.

Работа с учебником стр. 142-143, вопросы 2-3 устно

4. Закрепление (блиц-опрос по теме)

5. Итог урока. Домашнее задание


Приложение 1

Прожиточный минимум (ПМ)

Понятие прожиточного минимума установлено Федеральным Законом № 134 от 24.10.1997 года. Согласно ст. 1 этого закона прожиточный минимум (ПМ) - это стоимость набора товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и сохранения здоровья человека, а также обязательные платежи и сборы (налоги, коммунальные услуги и т.п.).

Его величина рассчитывается как в целом по Российской Федерации, так и по каждому субъекту страны. Размер данного показателя по России устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации по основным группам: для трудоспособного населения, пенсионеров, детей в расчете на душу населения.

Прожиточный минимум используется для:

  • оценки уровня жизни населения страны;

  • обоснования минимального размера оплаты труда, размеров государственных социальных выплат (социальных доплат к пенсиям, субсидий на оплату услуг ЖКХ, пособий на ребенка и малоимущим гражданам и т.п.);

  • формирования федерального бюджета и др.

Согласно тексту Постановления Прожиточный минимум в целом по России установлен

- для трудоспособного населения 10 436 рублям,

- для пенсионеров - 7 951 рублям,

- для детей - 9 369 рублям.

- В среднем на душу населения его размер составил 9 673 рубля.

Вопросы (устно):

1. Каков размер прожиточного минимума для социальных категорий граждан?

Как вы думаете, почему размер прожиточного минимума разный для разных групп населения?
2.Для чего Правительство рассчитывает прожиточный минимум для населения?



Приложение 2

Состав и стоимость потребительской корзины РФ

С 1 января 2014 года, в Российской Федерации начала свое действие новая потребительская корзина, которая была утверждена сроком на 5 ближайших лет. Состав потребительской корзины на сегодняшний день свидетельствует о том, что жители России должны в больших количествах употреблять в пищу мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, рыбу и рыбные продукты, яйца, фрукты и овощи, при этом значительно сократилась доля хлебных изделий и картофеля, маргарина, растительного масла и прочих жиров различного происхождения.

Начиная с 1 января 2014 года, потребительская корзина в России из расчета на один год, составляет:

  • Хлеба - 126,5 кг;

  • Картофеля - 100,4 кг;

  • Фруктов - 60 кг;

  • Овощей - 114,6 кг;

  • Мяса - 58,6 кг;

  • Рыбы - 18,5 кг;

  • Сахара - 23,8 кг;

  • Яиц - 210 штук;

  • Молочных продуктов - 290 литров.

Реальная ежедневная норма продуктов питания с учетом данных потребительской корзины

Подводя итог по тем данным, которые предлагает нам минимальная потребительская корзина, можно увидеть, что на одного человека в день приходится:

  • Около 350 гр. хлеба с учетом потребления макаронных изделий и круп;

  • 270 гр. картофеля - не более 2-х средних картофелин в день;

  • Немногим больше 300 гр. овощей;

  • 160 гр. свежих фруктов;

  • 60 гр. сладкого - примерно 2 печенья в день;

  • 160 гр. мяса;

  • 50 гр. рыбы и рыбных продуктов;

  • 750 гр. молока и молочных продуктов;

  • 0,5 яйца в день;

  • 0,03-0,04 гр. сливочного масла - менее 1 чайной ложки;

  • 0,01 гр. соли и прочих специй и пряностей.

Стоимость потребительской корзины высчитывается таким образом: изначально просчитывается стоимость продуктов питания, а полученная в результате сумма умножается на два.

vsezarplati.ru/normativi/mrot/potrebitelskaya-korzina.html

Вопросы :

1.Каков состав потребительской корзины в России? ( из каких продуктов питания состоит корзина?

Приложение 3

1. Терминологический диктант

Самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли - __________

Объединение двух или более лиц для ведения совместного дела - __________________

Обязательный платеж государству с каждого получателя дохода -_________________

Ценная бумага, свидетельствующая о вложении капитала в акционерное общество -___

Плата, взимаемая с владельца товара иностранного товара - ___________________________

Сводный план доходов и расходов - ________________________________________________

2. закончи предложение

Государство облагает граждан налогом для того, чтобы ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. назовите виды налогов


4.Приведи примеры

Прямые налоги___________________________________________________________

Косвенные налоги __________________________________________________________________


© 2010-2022