Рабочая программа элективного курса Основы правовых знаний

 Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к за­кону, привычек правомерного поведения — одно из самых дей­ственных и надежных средств совершенствования социальных от­ношений в условиях демократии. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация в школе правового образования.   Предлагаемая программа воплощает содержание курса «Осно­вы правовых знаний», предназначенного для учащихся старшего звена.  Р...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа дер. Средние Шуни Вятскополянского района Кировской области


Рассмотрено

на педсовете

МКОУ СОШ дер. Средние Шуни

протокол № 1 от 29.08.2014 г.

Утверждаю

директор

МКОУ СОШ дер. Средние Шуни

______________ Г.М.Мулюкова

приказ № 46 от 29.08.2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАМА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Основы правовых знаний»





Автор-составитель

Мулюкова Г.М.

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории





Средние Шуни, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения - одно из самых действенных и надежных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация в школе правового образования.

Предлагаемая программа воплощает содержание курса «Основы правовых знаний», предназначенного для учащихся старшего звена.

Рабочая программа разработана на основе программы авторского коллектива: В.В. Спасская, С.И. Володина, Н.Г. Суворова, А.М. Полиевктова, В.В. Навродская, А.Ф. Никитин «Основы правовых знаний, 2009. Срок реализации программы - 2 года (10-11 классы). В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Основы правовых знаний» отведено 68 часов (из расчета 1 час в неделю при 34 учебных неделях ежегодно).

В курсе содержится информация обо всех основных отраслях права, хотя преимущественное внимание уделяется нормам, которые регулируют имущественные, хозяйственные отношения в стране. Курс содержит актуальные сведения о законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.

Предлагаемый курс не противоречит основной программе "Обществознания" в школе, являясь ее дополнением, содержащий разделы с лекционным материалом, документами, библиографией, словарем, основными графиками и заданиями для самостоятельных и практических работ.

Назначение курса - помочь учащимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношений, урегулированных правом, научиться уважать законы и бороться за свои права.

Задачи курса:

- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;

- воспитание ответственности за собственное благополучие; освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.

Цели курса:

- развитие правового образования, правового образа мышления; потребности в получении знаний по праву и интереса к изучению права; способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за собственные решения; уважение к праву и законам;

- освоение системы знаний о праве для последующего изучения правовых дисциплин в профильных средних учебных заведениях гуманитарного и социально-экономического направления (право, экономика, политология) или для самообразования; о целях и задачах права и особенностях его применения в различных жизненных ситуациях; изучение основ юриспруденции, криминологии, ювенального права и виктимологии.

- овладение умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения и осознавать необходимость личного выбора; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения правовых проблем; работать с нормативными актами, квалифицировать деяние, анализировать казусы, вести дискуссию, прогнозирование практических криминогенных ситуаций.

- формирование опыта правового поведения; применения полученных знаний и умений в повседневной жизни; освоение знаний по праву для будущей современной самостоятельной жизни.

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками и ресурсами сети Интернет, творческие проекты, "мозговые штурмы", социальные акции, и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Планируемые результаты обучения

Обучение по предлагаемому курсу поможет учащимся:

приобрести для себя опыт применения юридических знаний для дальнейшего профильного обучения; научит оценивать свои собственные действия с точки зрения их соответствия действующему законодательству; применять правовые нормы в реальных жизненных ситуациях;

поможет в реальной самостоятельной жизни не растеряться в трудных жизненных ситуациях, умело использовать приобретенные знания для защиты своих прав и интересов; получат навыки обращения в непредвиденных жизненных ситуациях в различные юридические, социальные и другие правовые службы для решения самостоятельных проблем в будущем; получат навыки составления необходимых юридических документов; познакомятся с нормами трудового, административного, семейного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального права.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся:

Контроль за уровнем достижений учащихся предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед или тестирования, так и в большей степени проверку освоения умений. Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в ролевых и деловых играх, тренингах, "мозговых штурмах", контроль за выполнением проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций, участие в социальных акциях. Предлагается накопительная рейтинговая система оценки с определённым набором заданий и форм деятельности, зачёт-незачёт, самооценка

Информация об используемых учебниках.

Данный курс обеспечен учебниками авторов: С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская «Основы правовых знаний» 8-9 классы в 2-х частях - М., Академкнига/учебник, 2010

Толковый юридический словарь школьника. 7-11-х классы.

Международные документы:

Всеобщая Декларация прав человека.

Европейская конвенция по правам человека.

Конвенция о правах ребёнка.

Главной причиной затруднения изучения права в школе является терминология, которая не позволяет подключать ученикам жизненный опыт к решению правовых задач, а главное, применять полученные знания в повседневной жизни.

Решению этой проблемы помогает использование при изучении курса электронных учебных пособий:

  • "Основы правовых знаний. 8-9-й класс". Пособие соответствует содержанию учебника "Основы правовых знаний 8-9-й класс". Кроме того, в данном пособии предложены ученикам видеофрагменты, схемы, анимации, задания для самоконтроля, необходимые для лучшего усвоения знаний. Пособие снабжено тестами, за выполнение которых ученики сразу получают оценки. Эти тесты позволяют увидеть учителю динамику усвоения знаний в курсе. Использование пособия в таком виде требует наличия в школе компьютерного класса.

  • "Обществознание". Это пособие богато собранием информационно-справочным материалом (хрестоматия, адаптированная к школьному курсу база правовых документов "Гарант", словарь, биографии и т.д.). Участие в интерактивном социологическом опросе. Статистические данные в виде схем, диаграмм, таблиц. Разнообразный изобразительный ряд, 20 озвученных видеороликов, ссылки на Интернет-ресурсы.

Для лучшего усвоения учебного материала рекомендуется использовать дополнительные материалы (ресурсы сети Интернета в области прав человека для обучения детей, учебные видеофильмы).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения основ правовых знаний учащийся должен

знать

  • порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);

  • характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;

  • объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;

  • различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).




Содержание программы

Тема 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО

Понятие и признаки права. Социальная норма - правило поведения. Виды социальных норм (религиозные, моральные, правовые и т. д.). Отличие правовой нормы от иных социальных норм.

Формы (источники) права. Источник права - официальный документ, принятый государством. Система законодательства. Конституция - основной закон государства. Кодексы. Законы. Подзаконные акты (указы Президента, постановления, распоряжения Правительства, нормативные акты министерств). Договоры.

Правовая норма. Понятие правовой нормы. Элементы правовой нормы - гипотеза, диспозиция, санкция. Элементы правовой нормы в разных нормативно-правовых актах.

Тема 2. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО

Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления. Гражданин как субъект административных правоотношений. Административная правоспособность граждан. Основные права и свободы граждан. Административно-правовые средства охраны личности, защиты прав граждан. Обязанность учреждений, организаций, предприятий и их должностных лиц охранять права и свободы граждан. Обязанности граждан. Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Обжалование акта или действия любого органа или должностного лица. Альтернативный порядок обжалования: в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган (должностному лицу).

Административная и дисциплинарная ответственность. Понятие административной ответственности. Административное правонарушение. Административное взыскание. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность. Понятие уголовной ответственности. Совершение преступления - единственное основание уголовной ответственности. Обстоятельства, при наличии которых действия, внешне похожие на преступление, не влекут уголовной ответственности. Возраст уголовной ответственности. Вина. Формы вины (умысел, неосторожность). Вменяемость и невменяемость. Момент наступления уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное, воспитательно-лечебное учреждение.

Тема 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ

Юридические факты. Понятие правоотношения. Юридические факты. События и действия. Правомерные действия. Противоправные действия. Юридический состав.

Субъекты права. Понятие субъекта права. Понятие правоспособности и дееспособности. Виды субъектов права. Индивидуальные субъекты (физические лица). Коллективные субъекты (государство, муниципальные образования, юридические лица).

Правоспособность и дееспособность физических лиц. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Правоспособность и дееспособность государственных органов и должностных лиц.

Виды правоотношений. Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс. Административные правоотношения. Кодекс об административных правонарушениях. Трудовые правоотношения. Кодекс законов о труде. Уголовные правоотношения. Уголовный кодекс. Уголовно-процессуальные правоотношения. Гражданско-процессуальные правоотношения.

Правонарушения. Признаки правонарушения. Преступление. Формы вины (умысел, неосторожность). Виды преступлений. Проступок. Виды проступков (правонарушений): гражданский, административный, дисциплинарный.

Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Обратная сила закона. Виды юридической ответственности (гражданская, уголовная, административная).

Тема 3. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК

Основы правового статуса человека и гражданина. Правовое положение человека. Гражданство. Правовой статус гражданина. Права, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину. Обязанности, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину.

Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положений Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.

Тема 4. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Основы конституционного строя. Место Конституции в правовой системе страны. Понятие основ конституционного строя. Формы правления. Формы государственного устройства. Виды политического режима. Принципы правового государства. Права и свободы человека как высшая ценность.

Органы государственной власти и местного самоуправления. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент РФ - глава государства. Законодательная власть - Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Исполнительная власть. Правительство - высший исполнительный орган государства.

Судебная власть. Органы государственной власти субъектов РФ. Представительные законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Местное самоуправление муниципальных образований, городских, сельских поселений.

Правоохранительные органы: суды, прокуратуры, органы внутренних дел, нотариат, адвокатура. Понятие правоохранительных органов. Судебные органы (Конституционный суд, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд, краевой, областной и приравненные к ним суды, районные (городские) суды). Суд присяжных в составе областного, краевого суда. Служба судебных приставов. Органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ; нижестоящие прокуратуры). Органы внутренних дел (милиция - криминальная и общественной безопасности, подразделения предварительного следствия, учреждения системы исполнения наказаний и т.д.). Нотариат. Адвокатура.

Тема 6. СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ

Понятие брака. Понятие брака. Условия заключения брака. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные и имущественные права супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. Органы, расторгающие брак: суд, органы ЗАГС.

Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности родителей. Имущественные права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав. Права ребенка. Имущественные права ребенка. Органы опеки и попечительства. Усыновление, опека (попечительство). Приемная семья.

Раздел III. ПРАВО И ЭКОНОМИКА

Тема 7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Гражданские правоотношения: понятие, виды. Понятие гражданского правоотношения. Основные элементы гражданского правоотношения. Объекты гражданского правоотношения. Вещи, работы, услуги, нематериальные объекты и блага. Имущественные и личные неимущественные отношения. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане, юридические лица). Виды гражданских правоотношений.

Субъекты гражданского права. Субъекты гражданского права. Признаки юридического лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц.

Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы зашиты гражданских прав.

Тема 8. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Что такое собственность. Понятие собственности. Права собственника (право владеть, право пользоваться, право распоряжаться). Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Виды обшей собственности (долевая, совместная). Прекращение права собственности.

Кто может быть собственником. Субъекты права собственности (граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим.

Защита права собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности). Истребование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от недобросовестного приобретателя.

Тема 9. СДЕЛКИ, ДОГОВОРЫ

Сделки, их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная, письменная, нотариальная). Виды сделок (односторонние, двусторонние, многосторонние). Договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки (отлагательные и отменительные).

Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия, предусмотренные сторонами. Виды договоров (возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные, реальные и консенсуальные, одностороннеобязывающие и взаимные). Особые виды договоров (публичный, предварительный, присоединения, в пользу третьего лица).

Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору. Изменение и расторжение договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств (неустойка, удержание имущества, банковская гарантия, залог, поручительство, задаток).

Тема 10. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Наследование. Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Время и место открытия наследства. Наследование по закону. Наследники 1-й очереди, наследники 2-й очереди. Наследование по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от наследства.

Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных товариществах. Приобретение жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок. Использование жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров. Приватизация жилья.

Страхование. Понятие страхования. Страховой риск. Страховое событие. Страховщик, страхователь. Договор страхования. Страховой полис. Правила страхования. Виды страхования (имущественное, личное). Формы страхования (добровольное, обязательное).

Отношения с банками. Понятие банковской системы. Центральный банк России. Коммерческие банки. Банковские операции (открытие и ведение счетов, осуществление расчетов по поручению клиента, кассовое обслуживание, предоставление кредитов и привлечение вкладов, покупка и продажа иностранной валюты). Дорожные чеки. Пластиковые карточки.

Права акционеров. Понятие акционерного общества. Акционер. Акция как ценная бумага. Обыкновенные и привилегированные акции.

Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителя (на качество, на безопасность, на информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещение в области защиты прав потребителей).

Тема 11. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Налоги. Понятие бюджета. Понятие налога. Налоговая система. Налоговое право. Налоги прямые и косвенные. Налоговые органы.

Права и обязанности налогоплательщиков. Понятие налогоплательщиков. Права налогоплательщиков. Обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения. Ответственность за налоговые правонарушения.

Тема 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Трудовой договор. Источники трудового права. Участники трудовых отношений. Права и обязанности работника. Трудовой договор. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка - основной документ о трудовой деятельности человека. Основания прекращения трудового договора (по обоюдной инициативе сторон, по инициативе одной из сторон (работника или работодателя), по инициативе органа, не являющегося стороной трудового договора).

Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы, предоставляемые несовершеннолетним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости.

Тема 13. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Международные организации, защищающие права человека: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Всеобщая декларация прав человека и принципы, в ней закрепленные. Рассмотрение индивидуальных жалоб в Комиссии ООН по правам человека, в Комитете по правам человека, в Европейском Суде по правам человека.

Международное гуманитарное право, «право Гааги», «право Женевы». Источники и принципы международного гуманитарного права. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

Тема 14. РАЗДЕЛ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Банковская система РФ, банковские операции. Споры по договорам на оказание банковских услуг. Современные платежные средства.

Земельные правоотношения. Особенности права собственности на землю. Категории земель по целевому использованию. Виды (формы) собственности на землю. Государственное управление земельным фондом.

Экологическое законодательство. Экологическое право. Экологические права и обязанности граждан. Государственные гарантии прав граждан в области экологии. Ответственность за нарушение норм экологического законодательства.

Учебно-тематический план

10 класс

Раздел, тема

Кол-во часов

Тема 1. Что такое право

8

Тема 2. Государство

3

Тема 3. Право и человек

6

Тема 4. Право и государство

9

Тема 5. Человек и государство

6

Итоговое повторение

2

ИТОГО

34


11 класс

Раздел, тема

Кол-во часов

Тема 6. Гражданин и государство

5

Тема 7. Семья. Родители. Дети

3

Тема 8. Общая характеристика гражданских правоотношений

4

Тема 9. Право собственности

3

Тема 10. Договор

3

Тема 11. Отдельные виды гражданских правоотношений

3

Тема 12. Правовое регулирование трудовых отношений

4

Тема 13. Международная защита прав человека

2

Тема 14. Раздел для любознательных

4

Итоговое тестирование

3

ИТОГО

34


Используемые ресурсы

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993

Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.

Конституция РФ.

Общая теория государства и права/ Под ред. В.В. Лазарева.-М.,1996.

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.,1997

Никитин А.Ф.Конституционное право

Никитин А.Ф.Уголовное право

Никитин А.Ф. Налоги

Никитин А.Ф Права человека

Никитин А.Ф. Основы государства и права

Основы правовых знаний. Учебное пособие для гуманитарных классов и школ. Изд. Вита- Пресс. М., 2000.

Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2006.-240 с.

С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская «Основы правовых знаний» 8-9 классы в 2-х частях - М., Академкнига/учебник, 2010

Толковый юридический словарь школьника. 7-11-х классы

Электронные учебные пособия:

  • "Основы правовых знаний. 8-9-й класс".

  • "Обществознание

Интернет-ресурсы

constitution.ru/

hro.org

gdezakon.ru/

garant.ru

consultant.ru

uznay-prezidenta.ru/

democracy.ru

rossimvolika.ru/

realpravo.ru/library/?id=46

rusolymp.ru/

internet-school.ru/

ege.edu.ru/






allpravo.ru - сайт "Право России"

law.pp.ru - "Юридический факультет"

tarasei.narod.ru - "Все о праве"

oprave.ru Юридический портал

Поурочное планирование. 10 класс

Примерный срок проведения (месяц, неделя)

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Учебно-методическое обеспечение, ИКТ-ресурсы

Домашнее

задание

Тема 1. Что такое право

8

1

Правовая норма. Норма морали и норма права

1

Объясняют понятия социальная норма, правовая норма. Называют виды социальных норм. Сравнивают моральные и правовые нормы. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 1

2

Система права

1

Объясняют понятия норма права и ее структура, отрасль права. Называют отрасли права и характеризуют их содержание. Называют основные методы правового регулирования, объясняя их отличия. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 2

3

Нормативный правовой акт. Система законодательства

1

Характеризуют понятия: источник (форма) права; законы; подзаконные акты. Рассказывают о процедуре вступления в силу правовых актов. Используя электронное приложение, выполняют задания, работая с текстом Конституции РФ ст.90, 115. Выполняют тестовые задания.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 3

4

Как найти нужный закон

1

Называют реквизиты нормативных актов, рассказывают о поисковых системах российского законодательства, самостоятельно осуществляют поиск нормативных актов, используя электронное приложение и Интернет

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 4

5

Правоотношение

1

Называют признаки, состав, субъектов правоотношений. Характеризуют понятия правоспособность и дееспособность физических лиц. рассказывают об особенностях дееспособности несовершеннолетних. Называют особенности правоспособности и дееспособности юридических лиц. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 5

6

Правонарушение

1

Характеризуют понятие правонарушение. Называют признаки и виды правонарушений. Объясняют отличия преступлений от проступков. Характеризуют гражданский, административный, дисциплинарный проступок. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 6

7

Юридическая ответственность

1

Характеризуют понятие юридическая ответственность. Называют принципы и виды юридической ответственности. Объясняют понятие презумпция невиновности. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 7

8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Что такое право»

1

Характеризуют понятия: норма права и называют ее характерные признаки, отрасль права, источники права, законы и подзаконные акты, правонарушение, юридическая ответственность. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

Повторить § 1-7

Тема 2. Государство

3

9

Государство: основные признаки

1

Характеризуют понятие государство. Называют формы государства и их характерные особенности. Объясняют отличия унитарного государства от федерации и конфедерации. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 8

10

Демократическое правовое государство

1

Объясняют понятия демократия. Называют характерные черты демократического государства. Характеризуют правовое государство и принцип разделения властей. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи. Самостоятельно заполняют таблицу по заданным критериям.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 9

11

Правовое государство и гражданское общество

1

Характеризуют условия появления и существования правового государства, гражданское общество, называя его основные черты. рассказывают об этапах становления гражданского общества. Объясняют связь между правовым государством и гражданским обществом. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 10

Тема 3. Право и человек

6

12

Права и свободы человека

1

Рассказывают о международных документах по правам человека, классифицируют права человека, объясняют содержание правового статуса личности. Называют гарантии прав и свобод человека и конституционные обязанности человека и гражданина. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 11

13

Личные права человека

1

Характеризуют личные права человека, приводя конкретные примеры. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 12

14

Экономические, социальные и культурные права человека

1

Характеризуют экономические, социальные и культурные права человека, приводя конкретные примеры. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 13

15

Политические права граждан

1

Характеризуют политические права человека, приводя конкретные примеры. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 14

16

Права несовершеннолетних

1

Характеризуют права несовершеннолетних, приводя конкретные примеры. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 15

17

Практическое занятие «Права человека»

1

Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР, тестовые материалы

повторить §11-15

Тема 4. Право и государство

9

18

Конституция РФ - основной закон государства

1

Называют причины создания Конституции, характеризуют ее правовой статус, содержание, круг вопросов, ею регулируемых. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, ЦОР, Конституция РФ

§ 16

19


Основы конституционного строя

1

Характеризуют основы конституционного строя, выделяя его отличия от государственного строя. Называют форму правления и государственное устройство РФ, положения Конституции, свидетельствующие о закреплении в ней принципов правового государства. Объясняют понятие «социальное государство». Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР, Конституция РФ

§ 17

20

Международные нормы и принципы в правовой системе России

1

Характеризуют особенности международного права, объясняют содержание понятия «международный договор». Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 18

21

Как принимаются законы

1

Объясняют порядок принятия законов в РФ. Называют субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 19

22

Организация государственной власти

1

Характеризуют понятие «разделение властей» и объясняют организацию государственной власти в РФ. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 20

23

Местное самоуправление

1

Характеризуют понятие «местное самоуправление», принципа его деятельности. называют круг вопросов, им решаемых, и органы местного самоуправления. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 21

24

Судебная система РФ

1

Объясняют структуру судебной систему РФ, характеризуя их деятельность. Называют условия, при которых человек может стать судьей. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 22

25

Правоохранительные органы

1

Объясняют структуру правоохранительных органов РФ, характеризуя их деятельность. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 23

26

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право и государство»

1

Выполняют тестовые задания и решают практические задачи

Учебник, тетрадь, ЦОР, тестовые задания

повторить §16-23

Тема 5. Человек и государство

6

27

Гражданство РФ

1

Характеризуют понятие «гражданство», называют принципы и основания для приобретения российского гражданства. Рассказывают об основаниях прекращения гражданства РФ. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 24

28

Право избирать и быть избранным

1

Характеризуют принципы избирательного права, закрепленные в Конституции РФ. Объясняют порядок подготовки и проведения выборов в РФ. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 25

29

Общественные объединения

1

Характеризуют понятие «общественные объединения», называют формы и виды общественных объединений. Объясняют отличительные черты таких видов общественных отношений, как профсоюзы и политические партии. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§26

30

Конституционные обязанности человека и гражданина

1

Называют конституционные обязанности граждан. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 27

31

Обязанность платить налоги

1

Характеризуют понятие «бюджет» и систему его формирования. Рассказывают о системе налогов в РФ и Налоговом кодексе РФ. Объясняют понятия «налоговое правонарушение» и «налоговая ответственность». Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 28

32

Воинская обязанность

1

Характеризуют понятие «воинская обязанность», объясняют порядок формирования Вооруженных Сил РФ, условия предоставления отсрочки от призыва на военную службу. Называют формы реализации воинской обязанности и документ, закрепляющий право граждан РФ на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§ 29

33-34

Итоговое повторение

2

Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.


ИТОГО

34


Поурочное планирование. 11 класс

Примерный срок проведения (месяц, неделя)

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Учебно-методическое обеспечение, ИКТ-ресурсы

Домашнее задание

Тема 6. Гражданин и государство

5

1

Взаимоотношения граждан и органов государственного управления

1

Рассказывают об общественных отношениях, регулирующихся нормами административного права и объясняют их особенность. Называют субъектов административного права. Объясняют, какие права имеют граждане в сфере государственного управления, и какие на них возложены обязанности. Самостоятельно осуществляют поиск определение термина «жалоба» в электронном приложении. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи

Учебник, тетрадь, ЦОР

§30

2

Административная ответственность

1

Дают характеристику административным правонарушениям, выделяя их признаки. Объясняют, что такое административное наказание, и называет виды административных наказаний. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи

Учебник, тетрадь, ЦОР

§31

3

Уголовная ответственность

1

Объясняют понятие «уголовная ответственность», называют основания привлечения к уголовной ответственности. Характеризуют обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Объясняют понятие «презумпция невиновности». Выполняют тестовые задания, решают практические задачи, работают с текс том Уголовного кодекса (ст.62) в электронном приложении

Учебник, тетрадь, ЦОР

§32

4

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

Характеризуют особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и меры воспитательного воздействия. Решают практические задачи, знакомятся со ст.392 УПК РФ в электронном приложении.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§33

5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданин и государство»

1

Объясняют содержание следующих понятий: государственное управление, исполнительная власть общества, административное право, административное правонарушение и ответственность, уголовная ответственность. Выполняют тестовые задания

Учебник, презентация, тесты

Повторить §30-33

Тема 7. Семья. Родители. Дети

3

6

Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака

1

Рассказывают о нормах, регулирующих отношения в семье. Называют участников семейных правоотношений, обязательные условия и препятствия к заключения брака. Объясняют причины распада браков. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи

Учебник, тетрадь, ЦОР

§34

7

Права и обязанности супругов

1

Характеризуют права и обязанности супругов, классифицирую их на имущественные и личные неимущественные права. Объясняют понятие «режим супружеской собственности» и условия его возникновения. Объясняют понятие «брачный договор». Выполняют тестовые задания, решают практические задачи

Учебник, тетрадь, ЦОР

§35

8

Права и обязанности родителей и детей

1

Называют права и обязанности родителей и детей. Объясняют условия лишения родителей родительских прав, основания и порядок взыскания алиментов на содержание детей. Рассказывают о действиях органов, помогающих детям, оставшихся без попечения родителей. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Знакомятся с текстом ч.2 и 3 ст. 35 ГК РФ в электронном приложении.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§36

Тема 8. Общая характеристика гражданских правоотношений

4

Учебник, тетрадь, ЦОР

9

Какие правоотношения называют гражданскими

1

Объясняют понятие «гражданские правоотношения» и называет их основные элементы. Характеризуют субъекта и объект гражданских правоотношений. Сравнивают имущественные и неимущественные отношения. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Используя электронное приложение, знакомятся со ст.2 Гражданского кодекса РФ и составляют схему отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§37

10

Субъекты гражданского права

1

Объясняют понятия «гражданская правоспособность» и «дееспособность», выявляя их различия. Называет признаки, по которым организация считается юридическим лицом. Называет виды юридических лиц. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Знакомится со ст. 22, 29 и 30 Гражданского кодекса РФ в электронном приложении.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§38

11

Осуществление и защита гражданских прав

1

Характеризуют условия, ограничения свободы распоряжения своими правами и существующие формы защиты нарушенных гражданских прав. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Самостоятельно находят в электронном приложении нормативные правовые акты, в которых упоминается «срок исковой давности».

Учебник, тетрадь, ЦОР

§39

12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданские правоотношения»

1

Объясняют понятия: гражданское правоотношение, субъекты и объекты гражданских правоотношений, содержание гражданских правоотношений, правоспособность и дееспособность. Выполняют тестовые задания.

Учебник, тетрадь, ЦОР

Повторить §37-39

Тема 9. Право собственности

3

13

Что такое собственность

1

Характеризуют понятие «право собственности», называет правомочия, принадлежащие собственнику, основания возникновения права собственности. Объясняют понятия «общая собственность», «долевая собственность», «совместная собственность». Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Осуществляют самостоятельный поиск в электронном приложении определение термина «реквизиция».

Учебник, тестовые материалы

§40

14


Кто может быть собственником

1

Характеризуют субъектов права собственности, виды (формы) собственности. Называют ограничения по отношению к частной собственности, установленные законом. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Осуществляют самостоятельный поиск в электронном приложении ст.130 Гражданского кодекса и составляют список вещей, отнесенных законодательством к недвижимым вещам.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§41

15

Защита прав собственности

1

Характеризуют понятие «исковое заявление» и его содержание. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Самостоятельно пишет исковое заявление по заданной ситуации.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§42

Тема 10. Договор

3

16

Что такое сделка

1

Характеризуют понятие «сделка» и условия правомерности совершения сделок. Перечисляет критерии по которым классифицируются сделки. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Осуществляют самостоятельный поиск в электронном приложении определение термина «нотариальная сделка».

Учебник, тетрадь, ЦОР

§43

17

Виды гражданско-правовых договоров

1

Характеризуют понятие «гражданско-правовой договор» и объясняет принцип свободы договора. Рассказывают, как происходит заключение договора. Называют виды договоров. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§44

18

Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору

1

Называют способы обеспечения обязательств, случаи изменения и расторжения договоров. Объясняют понятия «реальный ущерб» и «упущенная выгода». Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§45

Тема 11. Отдельные виды гражданских правоотношений

3

19

Жилищные правоотношения

1

Перечисляют обязанности государства в жилищной сфере. Характеризуют основные формы реализации прав граждан в жилищной сфере. Характеризуют понятия «ипотечное кредитование» и «договор социального найма». Называют права и обязанности собственника и нанимателя жилого помещения. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§46

20

Права потребителей

1

Рассказывают историю возникновения потребительского законодательства. Называют права потребителя. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§47

21

Тестирование

1

Выполняют тестовые задания по теме «Отдельные виды гражданских правоотношений»

повторить §46-47

Тема 12. Правовое регулирование трудовых отношений

4

22

Какие правоотношения называют трудовыми

1

Характеризуют источники трудового права и особенности трудовых правоотношений. Объясняют понятия «социальное партнерство», «коллективное соглашение». Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§48

23

Трудовой договор

1

Называют участников трудовых правоотношений, объясняют понятие «трудовой договор» и характеризуют его содержание. Рассказывают о порядке заключения и расторжения трудового договора. Характеризуют особенности регулирования труда несовершеннолетних. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§49

24

Как устраиваются на работу

1

Характеризуют такие категории лиц, как занятые и безработные. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§50

25

Тестирование

1

Выполняют тестовые задания, решают практические задачи по теме «Правовое регулирование трудовых отношений»

повторить §48-50

Тема 13. Международная защита прав человека

2

26

Международная защита прав человека

1

Называет международные организации, защищающие права человека, рассказывает о порядке обращения и рассмотрения исковых заявлений граждан в них. Сравнивают решения, принятые Комитетом по правам человека, и решениями, принятыми Европейским Судом по правам человека. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§51

27

Международное гуманитарное право

1

Характеризуют международное гуманитарное право, называю его источники и принципы. Объясняют ответственность, предусмотренную за нарушение норм международного гуманитарного права. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Осуществляют самостоятельный поиск в электронном приложении информации о российских правовых актах, регулирующих вопросы предоставления гуманитарной помощи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§52

Тема 14. Раздел для любознательных

4

28

Отношения с банками

1

Характеризуют функции Центрального банка РФ, называют виды банков. рассказывают о видах соглашений, которые может заключить гражданин с банком. Объясняют особенности договоров банковского кредита, счета, вклада. Объясняет понятия «дорожный чек», «пластиковая карточка». Рассказывают о порядке покупки иностранной валюты.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§53

29

Земельные правоотношения

1

Характеризуют земельное право и правоотношения им регулируемые. Называют нормативные акты, в которых заключаются нормы земельного права. Объясняют особенности права собственности на землю. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§54

30

Экологическое законодательство

1

Характеризуют экологическое право и его источники. Называет права и обязанности граждан в области экологии, видя ответственности, предусмотренные за нарушение норм экологического законодательства. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.

Учебник, тетрадь, ЦОР

§55

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Отношения с банками, земельное и экологическое законодательство»

1

Объясняют понятия: банковская система, дорожные чеки и пластиковые карточки, земельное право и земельные правоотношения, экологическое право

Учебник, тетрадь, ЦОР

32-34

Итоговое тестирование

3

Выровняют тестовые задания


ИТОГО

34



© 2010-2022