Тематическое планирование и пояснительная записка по юбществознанию для 6 класса

Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений.      Примерная Рабочая  программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования  и авторской программы  "Обществознание. 6 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой и др.("Просвещение".2008 год)   С учетом специфи...
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





  1. Пояснительная записка

  2. Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 6 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой и др.("Просвещение".2008 год) С учетом специфики подросткового эмоционального мира, а также с учетом того, что по учебному плану отводится примерно 60% времени на изучение нового материала, а остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и внетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). в программу внесены следующие изменения: в конце каждой главы выделяются часы( 6 часов) для уроков-практикумов из резервного времени.. . Рабочая программа ориентирована на 6 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

Цели и задачи:

-создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Используемый учебно-методический комплект:

  • Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- М., 2008.

  • Методические рекомендации по курсу "Обществознание".6 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.

"Обществознание".6 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова.





Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

методов обучени

я.

Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация .,

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;


Содержание

  1. программы по курсу обществознание.

  2. ( 35 часов)

Тема 1. «Человек»

Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность - биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Человек - личность. Что такое личность. Индивидуальность - плохо или хорошо? Сильная личность - какая она?
Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество - пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека - по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Учимся правильно организовывать свои занятия.
Что человек чувствует, о чем размышляет.
Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.
Учимся размышлять.

Тема 2. «Семья»

Семья - ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Делу время - потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Тема 3. «Школа»

Профессия - ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружно жить в классе.

Тема 4. «Труд»

Труд - основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути.

Тема 5. «Родина»

Что значит быть патриотом. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. За что мы любим свою страну.
Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин - Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы - многонациональный народ. Что говорит закон. Мы - дети разных народов, мы - один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.

Тема 6. «Добродетели»

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Учимся делать добро.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Учимся быть терпимыми.
Что такое человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
Заключительное занятие.
Резерв учителя 5 часов.

.

. Цели изучения курса:

- сформировать первоначальные представления о сферах общества: эко­номической, политической, социальной, духовной.

- способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формирова­нию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

КОМПЕТЕНЦИИ


ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

умения в связной монологической форме пересказать текст учебни­ка, отделяя главное от второстепенного , воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложе­нии учителя;

Умение высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы;

Умение анализировать, делать выводы;

Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)

Умения раскрыть содержание иллюстрации;

Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты

Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

Объяснять значение обществоведческих понятий;

умения давать самостоятельную оценку процессам, явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные сужде­ния;

умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы;

Распределение учебного материала


Название темы, раздела

Количество контрольных работ

Тема 1. Человек

1

Тема 2. Семья

1

Тема 3. Школа

1

Тема 5. Родина

2

Всего

5


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Дата


Тема урока



Кол-во

часов



Тип урока



Элементы содержания



Требования

к уровню подготовки

учащихся



Основные понятия

Вид

контроля,

измерители



Домаш­нее задание



1


Введение

1

Урок изучения нового материала

Знакомство с курсом «Обществознание»


Обществоведение, человек, общество

Опрос

Стр.5-8

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК (8 часов)

2.


Человек родился

1

Урок изучения нового материала

Жизнь - великое чудо. Зачем человек рождает­ся. Возрастные периоды жизни человека. Что че­ловек наследует от своих родителей. Почему нужно уважать старших

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на по­ставленные вопросы, давать определение понятий

Человек, возрастные периоды жизни человека, детство, юность, зрелость, старость. наследственность

Работа с текстом учебника по заданиям

§1, стр.10-15

3.


Человек - личность

1

КУ

Что такое личность. Индивидуальность - плохо или хорошо? Сильная личность - какая она?

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Личность, сознание, виды деятельности. Индивидуальность,

Работа с текстом учебника по заданиям, стр.24-25

§2,

с.16-25 вопросы

4.




Особый возраст: отрочество


1

КУ

Легко ли быть подростком? Отрочество - пора мечтаний.


Знать основные положения урока.


Золотая пора - детство


Работа с текстом учебника

§3,



5.


Особый возраст: подростковый период



Самостоятельность - показа-тель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы


Переходный возраст - подростковый


Задания , стр.34-35


с. 26- вопросы

6.


Познай самого себя.

1

КУ

Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Труд, учеба, игра, общение - виды деятельности; по-требность, само-ценка, способности

Работа с текстом учебника по заданиям, стр.44-45

§4,

с. 37-47 вопросы

7.


Человек и его деятельность.

1

КУ

«Птицу узнают по полёту, а человека - по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.


Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы


Выполнить

проблемные

задания

§5,

с. 48-55 вопросы

8.


Что человек чувствует, о чём размышляет.

1

КУ

Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств.

Знать основные положения

урока.

выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения по­знавательных задач

Виды потребностей духовный мир, су-ждение, умозаклю-чение, эмоции

Моделирова­ние ситуации, их анализ

§6,

с. 55-66 вопросы

9


Контрольная работа по теме «Человек»




Уметь:анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника,




РАЗДЕЛ 2. СЕМЬЯ ( 4 часа)

10


Семья - ячей­ка общества

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала


Сколько «Я» в слове «се­мья». Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Семья и государство. Какие бывают семьи.

Уметь: анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

Семья, родители, дети, права, обя-занности

Работа с текстом учебника по заданиям

§7,

с. 68-75 вопросы

11


Семейное хозяйство. Семейный бюджет

1

КУ

Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как пра­вильно вести хозяйство

Знать основные положения урока.


Хозяйство, семейный бюджет

Моделирова­ние ситуации, их анализ

§8,

с. 75-85 вопросы

12


Делу время, потехе час

1

КУ

Что такое свободное вре­мя. Движение полезное и бе-полезное. Свободное время и теле­визор. Домашний мастер. Что такое хобби.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Время, время труда, время отдыха, хобби

Составить таблицу «Хобби»

§9,

с. 86-95 вопросы

13


Контрольная работа по теме «Семья».


1

Тестирование

Учимся быть рачитель­ными хозяевами. Учимся помогать семье

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Письменные задания. Творческое задание


Стр.96



РАЗДЕЛ 3. ШКОЛА (5 часа)




14







Профессия -

Ученик





1

Урок изу-

чения но­вого мате­риала

Школьное образование. Как учили в прежние времена.





Знать основное положения

урока.






Образование, школа, урок

Составить

личный алгоритм «Учись учиться»

§10,







15


Права и обязанности учащихся


КУ

Чему учит школа. Учись учиться.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы



с. 100-112 вопросы

16


Одноклассни­ки, сверстни­ки, друзья

1

КУ

Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Друзья, сверстники одноклассники

Письменные задания.

§11,

с. 112-118 вопросы

17


Практикум по теме «Школа»

1

Урок по­вторения и обобще­ния

Закрепить знания учащихся по теме. Решение творческих задач.

Уметь аргументировать свою точку зрения


Творческое задание

Стр.118-122

18


Контрольная работа по теме «Школа»

1







РАЗДЕЛ 4. ТРУД ( 4 часа)

19


Труд - основа

жизни

1

Урок изу-

чения но­вого мате­риала

КУ

Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богат­ство и бедность. Богатство обязывает. Благотвори­тельность и меценатство

Знать основные положения

урока.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Труд, богатство, бедность

Составить

кластер «Труд»

§12,

с. 124-132 вопросы




20


Труд и

творчество

1

КУ

Труд и творчество. Кого можно назвать мастером и ремесленником . Творчество в искусстве

Знать основные положения

урока, давать определение понятий.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Труд, творчество

Составить

словарик темы

§13,

с. 132-144 вопросы

21




На пути к жизненному успеху


1



КУ



Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху.


Знать основные положения урока, давать определение понятий.

Профессиональный выбор



§14,

с. 144-153 вопросы

22


Практикум по теме «Труд»

1

Практикум

Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Информационный прект


стр. 153



РАЗДЕЛ 5. РОДИНА ( 5 часов)


23


Что значит

быть

патриотом?

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала


Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государст­венный. За что мы лю­бим свою страну. Что значит быть патриотом.


Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Россия, Российская Федерация, федерация, патриот, патриотизм

Составить

кластер «Патриот»,

синквейн «Родина»

§15,

с. 156-163 вопросы

24



Символика России


1

КУ

Символика России. Герб России в прошлом и те­перь. Российский флаг. Гимн


Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения


Герб, флаг, гимн

Выучить текст Гим-на России, Придумать герб семьи


§16,

с. 164-173 вопросы

25



Гражданин - Отечества достойный сын

1

КУ

Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации


Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Гражданин, права, обязанности граж-дан, референдум, выборы

Составить схему «Права и обязанности граждан»

§17,

с. 174-180 вопросы

26


Мы - много-

национальный народ

1

КУ

Мы - многонациональный народ. Народы России - одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Знать основные положения урока.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

Национальность, национализм, Конституция Рос-сии,

Составить словарик темы. Работа с картой по заданиям.

§18,

с. 180-188 вопросы

27


Урок-практикум «Родина»

1

Урок пов-торения и обобщения

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Сочинение , эссе


Стр.189-190

28


Контрольная работа по теме «Родина»

1

Тестирование







РАЗДЕЛ 6. ДОБРОДЕТЕЛИ (4 часа)

29


Человек славен добрыми делами

1

КУ

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения.

Добро, зло, мораль

Составить личный свод правил хорошего человека

§19,

с. 192-199 вопросы

30


Будь смелым

1

КУ

Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет».

Уметь: анализировать, делать выводы,

Страх, смелость

Работа с текстом учебника

§20,

с. 199-188 вопросы,

31


Что такое человечность

1

КУ

Уроки современной истории.

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное,



§21,

с. 180-188 вопросы

32


Толерантность - как залог мирного сосуществования

1

КУ

Терпимость в современном мире, межнациональные конфликты и их уроки.

Уметь отстаивать свою точку зрения, работать с доп. материалом

Толерантность, конфликт

Работа с доп. материалом

Записи в тетради

33


Итоговая контрольная работа

1

Тестирование






34


Повторение по курсу «Обществознание 6 класс»

1




Основные термины по курсу







© 2010-2022