- Преподавателю
- Обществознание
- Тематическое планирование и пояснительная записка по юбществознанию для 6 класса
Тематическое планирование и пояснительная записка по юбществознанию для 6 класса
Раздел | Обществознание |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыкунова Н.Н. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
-
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 6 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой и др.("Просвещение".2008 год) С учетом специфики подросткового эмоционального мира, а также с учетом того, что по учебному плану отводится примерно 60% времени на изучение нового материала, а остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и внетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). в программу внесены следующие изменения: в конце каждой главы выделяются часы( 6 часов) для уроков-практикумов из резервного времени.. . Рабочая программа ориентирована на 6 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Цели и задачи:
-создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Используемый учебно-методический комплект:
-
Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- М., 2008.
-
Методические рекомендации по курсу "Обществознание".6 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
"Обществознание".6 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова.
Формы организации учебного процесса:
-
коллективная;
-
групповая;
-
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
-
содержания;
-
обучающих средств;
методов обучени
я.
Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация .,
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Содержание
-
программы по курсу обществознание.
-
( 35 часов)
Тема 1. «Человек»
Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность - биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Человек - личность. Что такое личность. Индивидуальность - плохо или хорошо? Сильная личность - какая она?
Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество - пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека - по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Учимся правильно организовывать свои занятия.
Что человек чувствует, о чем размышляет.
Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.
Учимся размышлять.
Тема 2. «Семья»
Семья - ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Делу время - потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Тема 3. «Школа»
Профессия - ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружно жить в классе.
Тема 4. «Труд»
Труд - основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути.
Тема 5. «Родина»
Что значит быть патриотом. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. За что мы любим свою страну.
Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин - Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы - многонациональный народ. Что говорит закон. Мы - дети разных народов, мы - один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.
Тема 6. «Добродетели»
Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Учимся делать добро.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Учимся быть терпимыми.
Что такое человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
Заключительное занятие.
Резерв учителя 5 часов.
.
. Цели изучения курса:
- сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
- способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного , воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя;
Умение высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы;
Умение анализировать, делать выводы;
Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)
Умения раскрыть содержание иллюстрации;
Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты
Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.
Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
Объяснять значение обществоведческих понятий;
умения давать самостоятельную оценку процессам, явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы;
Распределение учебного материала
Название темы, раздела
Количество контрольных работ
Тема 1. Человек
1
Тема 2. Семья
1
Тема 3. Школа
1
Тема 5. Родина
2
Всего
5
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню подготовки
учащихся
Основные понятия
Вид
контроля,
измерители
Домашнее задание
1
Введение
1
Урок изучения нового материала
Знакомство с курсом «Обществознание»
Обществоведение, человек, общество
Опрос
Стр.5-8
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК (8 часов)
2.
Человек родился
1
Урок изучения нового материала
Жизнь - великое чудо. Зачем человек рождается. Возрастные периоды жизни человека. Что человек наследует от своих родителей. Почему нужно уважать старших
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий
Человек, возрастные периоды жизни человека, детство, юность, зрелость, старость. наследственность
Работа с текстом учебника по заданиям
§1, стр.10-15
3.
Человек - личность
1
КУ
Что такое личность. Индивидуальность - плохо или хорошо? Сильная личность - какая она?
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Личность, сознание, виды деятельности. Индивидуальность,
Работа с текстом учебника по заданиям, стр.24-25
§2,
с.16-25 вопросы
4.
Особый возраст: отрочество
1
КУ
Легко ли быть подростком? Отрочество - пора мечтаний.
Знать основные положения урока.
Золотая пора - детство
Работа с текстом учебника
§3,
5.
Особый возраст: подростковый период
Самостоятельность - показа-тель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Переходный возраст - подростковый
Задания , стр.34-35
с. 26- вопросы
6.
Познай самого себя.
1
КУ
Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Труд, учеба, игра, общение - виды деятельности; по-требность, само-ценка, способности
Работа с текстом учебника по заданиям, стр.44-45
§4,
с. 37-47 вопросы
7.
Человек и его деятельность.
1
КУ
«Птицу узнают по полёту, а человека - по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Выполнить
проблемные
задания
§5,
с. 48-55 вопросы
8.
Что человек чувствует, о чём размышляет.
1
КУ
Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств.
Знать основные положения
урока.
выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Виды потребностей духовный мир, су-ждение, умозаклю-чение, эмоции
Моделирование ситуации, их анализ
§6,
с. 55-66 вопросы
9
Контрольная работа по теме «Человек»
Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника,
РАЗДЕЛ 2. СЕМЬЯ ( 4 часа)
10
Семья - ячейка общества
1
Урок изучения нового материала
Сколько «Я» в слове «семья». Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Семья и государство. Какие бывают семьи.
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
Семья, родители, дети, права, обя-занности
Работа с текстом учебника по заданиям
§7,
с. 68-75 вопросы
11
Семейное хозяйство. Семейный бюджет
1
КУ
Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как правильно вести хозяйство
Знать основные положения урока.
Хозяйство, семейный бюджет
Моделирование ситуации, их анализ
§8,
с. 75-85 вопросы
12
Делу время, потехе час
1
КУ
Что такое свободное время. Движение полезное и бе-полезное. Свободное время и телевизор. Домашний мастер. Что такое хобби.
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Время, время труда, время отдыха, хобби
Составить таблицу «Хобби»
§9,
с. 86-95 вопросы
13
Контрольная работа по теме «Семья».
1
Тестирование
Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Письменные задания. Творческое задание
Стр.96
РАЗДЕЛ 3. ШКОЛА (5 часа)
14
Профессия -
Ученик
1
Урок изу-
чения нового материала
Школьное образование. Как учили в прежние времена.
Знать основное положения
урока.
Образование, школа, урок
Составить
личный алгоритм «Учись учиться»
§10,
15
Права и обязанности учащихся
КУ
Чему учит школа. Учись учиться.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
с. 100-112 вопросы
16
Одноклассники, сверстники, друзья
1
КУ
Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Друзья, сверстники одноклассники
Письменные задания.
§11,
с. 112-118 вопросы
17
Практикум по теме «Школа»
1
Урок повторения и обобщения
Закрепить знания учащихся по теме. Решение творческих задач.
Уметь аргументировать свою точку зрения
Творческое задание
Стр.118-122
18
Контрольная работа по теме «Школа»
1
РАЗДЕЛ 4. ТРУД ( 4 часа)
19
Труд - основа
жизни
1
Урок изу-
чения нового материала
КУ
Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство
Знать основные положения
урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Труд, богатство, бедность
Составить
кластер «Труд»
§12,
с. 124-132 вопросы
20
Труд и
творчество
1
КУ
Труд и творчество. Кого можно назвать мастером и ремесленником . Творчество в искусстве
Знать основные положения
урока, давать определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Труд, творчество
Составить
словарик темы
§13,
с. 132-144 вопросы
21
На пути к жизненному успеху
1
КУ
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху.
Знать основные положения урока, давать определение понятий.
Профессиональный выбор
§14,
с. 144-153 вопросы
22
Практикум по теме «Труд»
1
Практикум
Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Информационный прект
стр. 153
РАЗДЕЛ 5. РОДИНА ( 5 часов)
23
Что значит
быть
патриотом?
1
Урок изучения нового материала
Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. За что мы любим свою страну. Что значит быть патриотом.
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Россия, Российская Федерация, федерация, патриот, патриотизм
Составить
кластер «Патриот»,
синквейн «Родина»
§15,
с. 156-163 вопросы
24
Символика России
1
КУ
Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Герб, флаг, гимн
Выучить текст Гим-на России, Придумать герб семьи
§16,
с. 164-173 вопросы
25
Гражданин - Отечества достойный сын
1
КУ
Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Гражданин, права, обязанности граж-дан, референдум, выборы
Составить схему «Права и обязанности граждан»
§17,
с. 174-180 вопросы
26
Мы - много-
национальный народ
1
КУ
Мы - многонациональный народ. Народы России - одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Знать основные положения урока.
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
Национальность, национализм, Конституция Рос-сии,
Составить словарик темы. Работа с картой по заданиям.
§18,
с. 180-188 вопросы
27
Урок-практикум «Родина»
1
Урок пов-торения и обобщения
Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности
Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Сочинение , эссе
Стр.189-190
28
Контрольная работа по теме «Родина»
1
Тестирование
РАЗДЕЛ 6. ДОБРОДЕТЕЛИ (4 часа)
29
Человек славен добрыми делами
1
КУ
Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека.
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения.
Добро, зло, мораль
Составить личный свод правил хорошего человека
§19,
с. 192-199 вопросы
30
Будь смелым
1
КУ
Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет».
Уметь: анализировать, делать выводы,
Страх, смелость
Работа с текстом учебника
§20,
с. 199-188 вопросы,
31
Что такое человечность
1
КУ
Уроки современной истории.
Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное,
§21,
с. 180-188 вопросы
32
Толерантность - как залог мирного сосуществования
1
КУ
Терпимость в современном мире, межнациональные конфликты и их уроки.
Уметь отстаивать свою точку зрения, работать с доп. материалом
Толерантность, конфликт
Работа с доп. материалом
Записи в тетради
33
Итоговая контрольная работа
1
Тестирование
34
Повторение по курсу «Обществознание 6 класс»
1
Основные термины по курсу