Рабочая программа по обществознанию 6. 7 класс

Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Общая характеристика учебного предмета Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний...
Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

В курсе изучения обществознания реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Цели.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 6,7,8,9 классах. Это интегрированный курс, в котором:

-в доступной форме излагаются современные научные знания в различных сферах;

-делается акцент на ценности гуманизма, добра, справедливости, красоты, значимости демократических свобод, толерантности, искусство компромисса ;

-через совокупность научных знаний об обществе и человеке формируются предпосылки для самореализации личности в постоянно меняющемся мире.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

В данном классе один ученик, который должен обучаться по программе 7 вида.

Ученики специальных (коррекционных) классов не в состоянии усвоить большой объём знаний в силу особенностей восприятия учебного материала. В этой связи минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практические работ, выполняемых учащимися включает в себя:

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально - политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населённом пункте.


Курс обществознания в основной школе призван способствовать общеинтеллектуальному развитию учащегося, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащегося.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Вторая тема -знакомит учащихся с основами российского законодательства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Предмет: Обществознание. (34 часа)

Программа: Государственная программа.

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание 6 класс

М. «Русское слово» 2013


Тема занятий

Кол-во

часов

Сроки

1

Общество - человечество

  1. Введение

  2. Общество и сферы общественной жизни

  3. Экономическая сфера общества

  4. Политическая сфера

  5. Социальная сфера

  6. Духовная сфера

  7. Основные типы общества и общественный прогресс

  8. Контроль

21

1

4


3

3

3

3

3


1

Сентябрь-январь

2

Общество, в котором мы живем

1. Современный мир

и глобальные проблемы

2.Российскоеобщество.

Экономика России

3. Российская

государственность

4.Культура России

5. Россия в мире

6. Контроль

14

4


2


4


2

1

1

Февраль-май

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Что изучают в 6 классе. Общество - большой «дом человечества». Причины и направления развития общества. Социальный прогресс. Типы обществ. Основные сферы общественной жизни. Особенности российского общества. Знакомство с содержанием учебника обществознания 6 класса.

Основные термины и понятия: общество.

Глава 1. ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» (20 часов)

Тема 1. Что такое общество? Сферы общественной жизни (4 часа)

Что такое общество и как оно появилось. Многообразие обществ. Страна. Государство. Что связывает людей в общество. Коллективные нормы. Общественные отношения.

Основные термины и понятия: общество, страна, государство, общественные отношения.

Как устроено общество. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Экономика. Политика. Социальная сфера. Духовная сфера.

Основные термины и понятия: сферы жизни общества.

Тема 2. Экономическая сфера общества (3 часа)

Что такое экономика. Материальные потребности. Экономические ресурсы. Виды экономической деятельности. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Рынок. Спрос. Предложение. Деньги.

Основные термины и понятия: экономика, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Труд и образ жизни людей. Физический труд. Умственный труд. Работа. Работник и работодатель. Трудовая дисциплина. Квалификация. Профессия. Трудоголизм. Досуг.

Основные термины и понятия: труд, работа, профессия, образ жизни.

Тема 3. Политическая сфера и государственная власть (3 часа)

Что такое политика. Внешняя политика. Внутренняя политика. Государственная власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Политическая жизнь общества. Общественное мнение. Выборы. Голосование.

Основные термины и понятия: политика, государственная власть, политическая жизнь, выборы.

Основные точки зрения на происхождение государства. Государство. Признаки государства. Государственный суверенитет. Государственные символы. Государственное устройство. Виды государств. Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика.

Основные термины и понятия: государство, государственный суверенитет, монархия, республика.

Тема 4. Социальная сфера общества (3 часа)

Социальная сфера. Социальная группа. Малые социальные группы. Большие социальные группы. Социальная общность. Российское общество. Этнос. Племена. Народности. Нации. Язык.

Основные термины и понятия: социальная сфера, социальная группа, малая группа, большая группа, социальная общность, этнос.

Социальные различия. Социальное неравенство. Классы современного общества. Высший класс. Средний класс. Низший класс. Нищета. Как решается проблема социального неравенства. Социальная справедливость.

Основные термины и понятия: социальное неравенство, социальная справедливость.

Тема 5. Духовная сфера общества (3 часа)

Духовная сфера общества как часть культуры. Что такое культура. Материальная культура. Духовная культура. Искусство. Литература. Наука. Образование. Религия. Ценности, нравы.

Основные термины и понятия: духовная сфера общества, культура, ценности, нравы.

Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Культурное наследие: передача знаний и духовных ценностей молодому поколению. Библиотеки. Музеи.

Основные термины и понятия: духовные богатства общества, культурные ценности, культурное наследие, всемирное наследие.

Тема 6. Основные типы обществ, общественный прогресс (3 часа)

Типы обществ. Развитие человечества от первобытного общества к постиндустриальному. Общества охотников и собирателей. Общества огородничества. Общества земледельцев и скотоводов. Аграрное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Индустрия. Предприниматели. Наёмные работники. Постиндустриальное (информационное) общество.

Основные термины и понятия: типы обществ, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Общественные изменения. Общественный прогресс. Общественный регресс. Пути общественного прогресса: реформы, революция. Глобальная революция. Неолитическая революция. Промышленная революция. Технический прогресс и его влияние на общество.

Основные термины и понятия: общественный прогресс, общественный регресс, реформы, революция, технический прогресс.

Контроль (1 час)

Глава 2. ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ (14 часов)

Тема 1. Современный мир и глобальные проблемы (4 часа)

Что такое мир. Мир как единое целое. Всемирные международные организации. Глобальный мир. Глобализация. Ускорение мирового общественного развития. Численность населения Земли и единство мира. Неравномерность развития человеческого общества.

Основные термины и понятия: мировое сообщество, глобализация.

Современное общество. Современное производство. Роботизация. Нанотехнологии. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Информационная революция. Информационная индустрия. Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы.

Основные термины и понятия: нанотехнологии, средства коммуникации, информационная революция.

Глобальные проблемы современности. Загрязнение окружающей среды. Демографические проблемы. Противоречия между богатыми и бедными странами. Угроза войн и распространения ядерного оружия. Международный терроризм.

Основные термины и понятия: глобальные проблемы человечества, терроризм.

Что такое природа. Общество и природа. Экология. Экологический кризис в современном глобальном мире. Как спасти природу. Спасение природы в мире и в России. Что может сделать подросток для спасения природы.

Основные термины и понятия: природа, экология, экологический кризис, Красная книга.

Тема 2. Российское общество в начале XXI в. Экономика России (2 часа)

Россия как часть мирового сообщества: история и современность. Российское общество в начале XXI в.: политическое развитие, социальное развитие, экономическое развитие, духовное развитие.

Основные термины и понятия: российское общество.

Экономические ресурсы: земля, труд, капитал, управление. Ресурсы и возможности развития нашей страны. Ограниченность и потери ресурсов. Задачи развития отечественной экономики.

Основные термины и понятия: ресурсы.

Тема 3. Российская государственнсть (4 часа)

Право. Нормативный правовой акт. Конституция - Основной закон государства. Признаки конституции. История конституций в России. Референдум.

Основные термины и понятия: право, нормативный правовой акт, правовые нормы, конституция, референдум.

Что такое конституционный строй. Гуманизм как главная особенность Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Как в Конституции РФ определены основы нашего общественного устройства.

Основные термины и понятия: конституционный строй.

Государственное устройство нашей страны. Разделение государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная. Основные органы высшей государственной власти и важнейшие должностные лица государства в Российской Федерации.

Основные термины и понятия: парламент, Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Патриотизм. Как приобретается российское гражданство. Достойные граждане России.

Основные термины и понятия: гражданин, гражданство.

Тема 4. Культура России (2 часа)

Духовные ценности. Общечеловеческие ценности. Многонациональный состав российского народа. Духовные ценности российского народа. Традиционные религии России.

Основные термины и понятия: духовные ценности.

Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Реставрация. Национальные парки. Краеведение и краеведы.

Основные термины и понятия: реставрация, краеведение.

Тема 5. Россия в современном мире (1 час)

Место России среди других государств мира. Что помогает усилению авторитета и влияния нашей страны в мире. Лауреаты нобелевской премии из России. Великие державы.

Основные термины и понятия: нобелевская премия, великая держава.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 час)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Предмет: Обществознание. (34 часа)

Программа: Государственная программа.

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание 7 класс

М. «Русское слово» 2013

Тема занятий

Кол-во

часов

Сроки

1

Регулирование поведения людей в обществе

1. Социальные нормы

2.Система права

3. Права и обязанности российских граждан

4. Правоохранительные органы и судебная система Российской Федерации

Контроль

Практика, экскурсии

22

4

4

5

4

3


2


1

Сентябрь-март

2

Основы российского законодательства

1. Гражданские правоотношения.

2. Семейные правоотношения.

3. Трудовые правоотношения.

4. Административные правоотношения.

5. Уголовное право

Контроль

Итоговый контроль

9

2

1

2

2

2

1

1

Март-май

Итого

34


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Социальные нормы. Регулирование поведения людей в обществе (22 часа)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Уважение социального многообразия. ['гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества в человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права. социально-экономические в культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Контроль (1 час)

Тема 2 .Основы российского законодательства (9 часов)

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Контроль (1 час)

Итоговый контроль (1 час)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В учебно-методический комплект к учебному пособию Кравченко А.И. «Обществознание. 6 класс» включены:

  • Кравченко А.И., Певцова Е.А. Учебник Обществознание 6 класс

М. «Русское слово» 2009

  • Кравченко А.И., И.С. Хромова Программа курса «Обществознание» 6-7 классы.

  • Н.С. Кочетов Поурочные методические разработки к учебнику «Обществознание» для 6 класса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  • Стандарт основного общего образования по обществознанию

  • Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по экономике

  • Кравченко А.И. Программа курсов «Обществознание» 6-7 классы. М. «Русское слово» 2013

© 2010-2022