ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу  духовно-нравственного развития учащихся: патриотизм, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество. [2].В соответствии с этими ценностями определены принципы и направления  духовно-нравственного воспитания школьников, одно из них эколого-краеведческое, которое необходимо осуществлять в процессе интегра... Будущее наше зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крикливенко Ольга Юрьевна

учитель истории и обществознания

1 квалификационная категория

МБОУ СОШ №1 г. Мончегорска


ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом, государством в целом.

Под духовно-нравственным развитием личности понимается «процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов» [1].

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного развития учащихся: патриотизм, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество. [2].

В соответствии с этими ценностями определены принципы и направления духовно-нравственного воспитания школьников, одно из них эколого-краеведческое, которое необходимо осуществлять в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Принципы духовно-нравственного воспитания:

  • Воспитание на традициях.

  • Принцип сотрудничества.

  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

  • Системно-организованный подход.

  • Личностно-ориентированный подход.

  • Принцип сохранения исторической памяти.

Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:

  • Военно-патриотическое.

  • Художественно-эстетическое.

  • Туристско-краеведческое.

  • Спортивно-оздоровительное.

Ребята с огромным интересом собирают эколого-краеведческий материал, создают интересные мультимедийные презентации: «Озеро Лумболка-рекреационный ресурс города Мончегорска», «Леса Заполярья», «Кольский край в годы Великой Отечественной войны», «Их именами названы улицы города», «Мончегорск в годы Великой Отечественной войны», «Наша семья в годы Великой Отечественной войны», пишут рассказы о своих предках: «Моя родословная», «Мои бабушка и дедушка», с интересом изучают культуру народов живущих на территории Кольского Заполярья и России: «Кто живёт рядом с нами?», «Путешествие к саамам», «Традиционные праздники народов России и мира», «Государственные символы саамского народа», «Мой сильный маленький народ» (о коренных народах Кольского Севера).

Эколого-краеведческое воспитание учащихся - это целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. [3]

Для реализации эколого-краеведческого направления в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся я использую различные формы и методы обучения: стимулирую учащихся творческими заданиями к постоянному пополнению знаний о родном крае, об окружающей среде, использую на уроках сюжетно-ролевые игры, эвристические беседы и т. д.; развиваю творческое мышление о возможных последствиях природообразующей деятельности человека; использую методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; формирую исследовательские навыки и умения, способность принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания; использую проблемный подход к процессу обучения (наблюдения, исследования); вовлекаю учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды, изучению родного края (конференции, вечера, проекты, стенгазеты, буклеты и т.д.).

Организация эколого-краеведческой деятельности учащихся ведётся через организацию ученической исследовательской деятельности: «Христианство на Кольском полуострове», «Мончегорск в годы Великой Отечественной войны», «Мончегорск на карте Кольского полуострова», «Озеро Лумболка - рекреационный ресурс города Мончегорска», создание туристических маршрутов «Мончегорск-жемчужина Заполярья», «Мончегорск - город металлургов», проведения экологических праздников «От дня Воды ко дню Земли», «День птиц», «День кошек», «Единый день защиты окружающей среды», интеллектуальных краеведческих игр «Край, который я люблю», «Чудеса Земли Кольской», «Моя малая родина». «Никто не забыт, ничто не забыто», экологических конкурсов в рамках «Зеленый и чистый город Мончегорск», акций «Красная книга-энциклопедия надежд», викторин «Домашние животные»; участие в научно-практических конференциях «Эврика», «Интеллект», «Умники и умницы» «Вода-основа жизни на Земле»; участие в олимпиадах ДООГ, Светской этике («Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета при поддержке Фонда просвещения «МЕТА» и Фонда Святителя Василия Великого).

В рамках работы нашей школьной экостудии «Экоград», руководителем которой я являюсь, разработаны эколого-социальные проекты, связанные с природоохранной деятельностью и благоустройством родного города Мончегорска. Проекты «Здоровый лес», «Охрана и восстановление водных ресурсов» и др., которые направлены на повышение уровня экологического образования учащихся. Природоохранная деятельность осуществляется также путём привлечения учащихся к экологическим акциям, работе в экологических десантах по благоустройству родного города: «Весеннему городу - чистые улицы», «Мончегорск - любимый дом, в котором мы живём», «Зелёный и чистый город Мончегорск», «День Имандры» и т.д.

Ребята ежегодно принимают активное участие в муниципальном конкурсе школьных говорящих экологических газет, который проводится городским отделом охраны окружающей среды администрации города: «Чистая капелька», «Родники мои серебряные», «Экокапелька о качестве питьевой воды в городах Мурманской области».

Родители оказывают большую помощь своим детям в подборе теоретического и иллюстрированного материала по изучаемым и исследуемым темам эколого-краеведческого направления, рассказывают о природных объектах родного края, культовых местах и святынях, которые посещали, организуют встречи с интересными людьми различных религиозных культур, деятелей культуры и искусства, встречи с тружениками тыла, ветеранами войны и труда, старожилами города, совместно с родителями проводятся экскурсии по историческим памятным и экологическим тропам родного города, края.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Будущее наше зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!

Список источников:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

  2. Курцева З. И. Духовно-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.// Начальная школа плюс до и после. - № 09, 2010, с. 6-9


© 2010-2022