Создание комфортной среды на уроках обществознания

 Создание комфортной среды на уроках обществознания Так было всегда, перед школой стоят традиционные вопросы: ЧЕМУ УЧИТЬ? и КАК УЧИТЬ? Но одновременно, становится приоритетной проблемой – формирование человека, готового быть активным, уметь принимать решения, реализовать свои планы. Я согласна со словами Э.Канта: «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего». Вдумайтесь в эти слова. Ведь от того, кого мы воспитаем, зависит наше с вами будущее.   «Школа - это особый мир детства...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознанияСоздание комфортной среды на уроках обществознания

Создание комфортной среды на уроках обществознания

Так было всегда, перед школой стоят традиционные вопросы: ЧЕМУ УЧИТЬ? и КАК УЧИТЬ? Но одновременно, становится приоритетной проблемой - формирование человека, готового быть активным, уметь принимать решения, реализовать свои планы.

Я согласна со словами Э.Канта: «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего». Вдумайтесь в эти слова. Ведь от того, кого мы воспитаем, зависит наше с вами будущее.

«Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.»

XXI век… каким ему быть - во многом зависит от нас, учителей, т.к. именно через систему образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые позволяют ему развиваться дальше.

В законе РФ "Об образовании" говориться об индивидуальном подходе в процессе обучения к каждому ученику и воспитании, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Статья 28.2 в Конвенции ООН о правах ребенка гласит: "Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге - на его успеваемость.

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют"

Существует три структурные составляющие данного понятия «комфортность»:

-Психологическая

-Интеллектуальная

-Физическая

Принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя

«как дома».

Если говорить о комфортности образовательной среды и исходить из положений Конвенции о правах ребенка, то воспитательный процесс, по моему мнению, должен охватывать как познавательные потребности детей, так и их физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое и духовное развитие.

Как добиться психологической комфортности на уроке?

- используйте в совей работе просьбы, а не требования;

- используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

- используйте компромиссные решения спорных вопросов

- добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;

- используйте на уроках методы эмоциональной разрядки

- создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;

- не допускайте стресообразующих ситуаций

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

- используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке

- используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся

- используйте динамические паузы или минуты релаксации

- стимулируйте внутреннюю и внешнюю мотивацию,

- создавайте ситуацию успеха на уроке,

справедливо оценивайте ответы учащихся

Диагностические методы изучения личности ребенка позволяют проследить динамику и выявить трудности, испытываемые ребенком в школе, а также наметить пути их преодоления. Все мы очень часто спешим, но давайте остановимся и подумаем.

-Относитесь ли вы ко всем ученикам как к личностям?

-Обращаетесь ли вы к ним по имени?

- Стараетесь ли вы устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, чтобы заверить их в вашем внимании к ним и участии?

- Извиняетесь ли вы, если допустили ошибку?

- Позволяете ли вы своим ученикам принимать важные решения?

- Улыбаетесь ли вы в классе?

- Поощряете ли вы класс за что - то хорошо сделанное вместе?

-Приклеиваете ли вы ярлыки «плохой» или «хороший» своим ученикам?

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:

• уважайте детей;

• не навреди, ищите в детях хорошее;

• замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;

• не приписывайте успех себе, а вину ученику;

• ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;

• на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;

• не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;

• хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;

• только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;

• не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;

• оценивайте поступок, а не личность;

• дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Критерии благоприятной социально-психологической среды на уроке

Жизнерадостность

Взаимное уважение

Оптимизм

Позитивный настрой

Развитие личностных качеств

Индивидуализация обучения

Нацеленность на высокие достижения

Критерии

Сопереживание

Комплексный характер оценивания

Рефлексия

Поощрение самостоятельности

Инструктивность

Ребенку должно быть комфортно на уроке. Это важно для саморазвития. Он должен почувствовать, что его знания, пусть даже не большие будут оценены положительно. Для этого я применяю разноуровневые задания.

Работа с разноуровневыми заданиями, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, так как в основе ее целевой ориентации лежит принцип «все способны». Кроме того, ребенку предоставляется возможность личного саморазвития и интеллектуальной независимости.

То есть передо мной стоит цель - ученик должен на уроке не просто реализовать свои возможности, а развивать свои способности. Утверждать себя как личность.

От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка».

Какие же действия педагога по конструированию комфортной среды во время учебно-воспитательного процесса можно выделить? В первую очередь - это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности.

То есть, когда вы идете на урок или мероприятие, постарайтесь «оставить за дверью» плохое настроение. Входите в класс с хорошим бодрым настроем, настройте себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.

Но не стоит забывать, что не только родители, педагоги, но и сами дети создают климат в школе.

Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами то и другие начинают им подражать. В такой класс педагог идёт с ощущением радости, работа в нем вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс педагог отправляется вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? Среди учителей можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера» и т.д.

Делая вывод, можно сказать, что психологический климат в школе создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий зависит, каким он будет благоприятным или нет.

Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса - первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.

Напомню одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.

Использованная литература:

1. "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И.

2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007

3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.

4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.

5. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.


© 2010-2022