Рабочая программа Обществознание 5 класс Л. Н. Боголюбов (ФГОС)

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область, Чертковский район, х. Нагибин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нагибинская средняя общеобразовательная школа

« Утверждаю»

Директор МБОУ Нагибинская СОШ

Приказ от 28.08.2015 г. № 132

_____________ Чернова И.М.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По обществознанию

Основного общего образования 5 класс

Количество часов: 35

Учитель: Титова Л.М.

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013. УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание 5», издательство «Просвещение», 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  2. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2014-2015 учебный год;

  4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  5. Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2013 г.);

  6. Учебного плана МБОУ Нагибинская СОШ на 2015-2016 учебный год;

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Структура курса и последовательность предъявления материала

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Программа для 5 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2013 г

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

5 класс (35 часов)

Тема 1. «Человек» (5 ч)

Введение.- (1 ч)

Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность - биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

Отрочество - особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество - пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Учимся общаться.

Практикум.

Тема 2. «Семья» (7ч)

Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Учимся помогать вести семейное хозяйство.

Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Тема 3. «Школа» (7 ч)

Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование - путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.

Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Учимся дружить жить в классе.

Тема 4. «Труд» (5 ч)

Труд - основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Учимся трудиться и уважать труд.

Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Учимся творчеству.

Практикум.

Тема 5. «Родина» (9 ч)

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. За что мы любим свою страну.

Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.

Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?

Учимся быть достойными гражданами.

Мы - многонациональный народ. Что говорит закон. Мы - дети разных народов, мы - один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся уважать людей любой национальности.

Повторение- (1 ч)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения обществознания ученик должен

знать /понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации.


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

подкрепление изученных положений конкретными примерами;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Из них

К.р

Пр.р

Л.р

1

Введение

1

2

Человек

5

1

3.

Семья

7

4

Школа

7

5

Труд

5

1

6

Родина

9

7

Повторение

1


Итого

35

2

Учебно-методический комплект


  1. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. - М.: Просвещение, 2015

  2. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. - М.: Просвещение, 2013

Дополнительная литература для учащихся:

  1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, |010.

  2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс,

Дополнительная литература для учителя:

  1. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .

  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  4. Кодекс об административных правонарушениях.

  5. Конституция Российской Федерации.

  6. Семейный кодекс РФ.

  7. Трудовой кодекс РФ.

  8. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

Технические средства обучения.

Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный

Электронные ресурсы

Яndex-энциклопедии. encycl.yandex.ru

Рубрикон. rubricon.ru/

Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. megabook.ru/

Lib.ru Библиотека Максима Мошкова

rsnet.ru - Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)

president.kremlin.ru/ - Президент РФ

ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"

alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание

hpo.org - Права человека в России

chelt.ru - журнал «Человек и труд»

fw.ru - Фонд «Мир семьи»



Контрольно-измерительные материалы.

Тематическая проверочная работа «Человек. Семья»

Вариант I.

Часть I.

  1. Качества, данные ребенку уже при рождении:

  1. Инстинкт 2) воспитанность 3) речь 4) гуманность

  1. Человек - это существо…

  1. социальное 2) биологическое 3) биосоциальное 4) разумное

  1. К биологическим свойствам человека не относится:

1) способность передвигаться 2) способность к прямохождению 3) способность трудиться 4) способность воспитывать потомство

  1. Что из перечисленного человек может наследовать от своих родителей?

  1. Воспитанность 2) способности 3) правила поведения 4) чувства

  1. Период жизни, связанный с возникновением новых чувств, переживаний, со сменой настроения:

  1. Детство 2) юность 3) отрочество 4) старость

  1. Уверенность в своих силах и желание попробовать себя в не знакомом деле:

  1. Самостоятельность 2) непослушание 3) деятельность 4) своеволие

  1. Социальная группа, основанная на родственных связях:

  1. государство 2) семья 3) общество 4) родня

  1. Что является главным предназначением семьи как части общества?

  1. Физическое развитие человека 2) организация совместного труда 3) появление новых поколений 4) получение образования

  1. Под чьей защитой по Конституции РФ находится семья?

  1. Армии 2) полиции 3) правительства 4) государства

  1. Где отражены основные права несовершеннолетнего ребенка в нашей стране?

  1. В Конституции РФ 2) в Гражданском кодексе РФ 3) в Трудовом кодексе РФ 4) в Семейном кодексе РФ

  1. Денежные средства семьи - это

  1. Материальные ресурсы 2) финансовые ресурсы 3) денежные ресурсы 4) капитал

  1. Как называется семья, в которой живут дети и их родители?

  1. однопоколенная 2) двухпоколенная 3) трехпоколенная 4) счастливая

  1. Для чего необходимо свободное время школьнику?

  1. Для выполнения домашнего задания 3) для обучения в школе

  2. Для выполнения домашних обязанностей 4) для активного отдыха

  1. Занятие человека, увлечение, которому он готов посвятить много времени, ради которого готов жертвовать чем-либо другим:

  1. Отдых 2) хобби 3) работа 4) труд

  1. Время, которое остается после выполнения основных дел:

  1. Свободное 2) каникулы 3) выходной 4) рабочее

Часть II.

  1. Вставь пропущенное слово: «Быть человеком - значит чувствовать … за свои поступки.

  2. Какому понятию соответствуют следующие признаки: 1) кровные родственники 2) общее хозяйство 3) общие финансовые ресурсы.

  3. Что из перечисленного ниже может составлять доходы семьи: 1) заработная плата родителей 2) стипендия старших детей 3) плата за пребывание в детском саду 4) пособие на младших детей 5) пенсия бабушки и дедушки 6) оплата телефонных разговоров

  4. Установите соответствие между видами ресурсов семьи и их примерами;

Ресурсы семьи Примеры:

  1. Финансовые ресурсы а. самообслуживание

  2. Трудовые ресурсы б. счет в банке

  3. Материальные ресурсы в. деньги

г. работа на дачном участке

д. бытовая техника

Часть III.

  1. Что такое самостоятельность? Приведите два противоположных примера проявления самостоятельности подростками.

  2. В тех предложениях выскажи свое отношение по поводу следующего высказывания: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком».

Тематическая проверочная работа «Человек. Семья»

Вариант II.

Часть I.

  1. Что из перечисленного передается по наследству:

  1. Цвет глаз и волос 2) занимаемая должность 3) выбор профессии 4) любовь к чтению книг

  1. На чем основаны действия животного?

  1. На сознании 2) на инстинкте 3) на мышлении 4) на разуме

  1. Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?

  1. Объем головного мозга 2) отсутствие волосяного покрова 3) забота о потомстве 4) необходимость общения

  1. Проявление благородства и самоотверженности, честности и внимания к тем, кто слабее и беззащитнее:

  1. Воля 2) рыцарство 3) характер 4) храбрость

  1. Социальная группа, объединяющая кровных родственников или близких людей:

  1. Класс 2) племя 3) семья 4) нация

  1. Увлечение чем-либо в свободное время:

  1. Привычка 2) хобби 3) работа 4) учеба

  1. Примером использования свободного времени может быть:

  1. Выполнение домашнего задания 2) занятие спортом 3) уборка комнаты 4) школьный урок

  1. Главное предназначение семьи:

  1. Чтобы продолжался человеческий род 3) заниматься хозяйственной деятельностью

  2. Чтобы люди не скучали в одиночестве 4) помогать государству

  1. Государство, оказывая помощь молодым семьям:

  1. Осуществляет выплаты при рождении ребенка 3) дарит молодым семьям квартиру

  2. Устраивает молодых родителей на работу 4) дает возможность переехать в другой город

  1. Умение вести домашнее хозяйство:

  1. Экономика 2) работа 3) труд 4) финансы

  1. Предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи на определенный период времени:

  1. Список 2) бюджет 3) рекомендация 4) проект

  1. Ресурсы семьи, как правило, всегда:

  1. Зависят от заработной платы 2) являются материальными 3) ограничены 4) требуют дополнительных расходов

  1. Бытовые удобства, благоустроенность и уют жилища:

  1. Комфорт 2) роскошь 3) хобби 4) рачительность

  1. Что из перечисленного является активным отдыхом?

  1. Прогулка в парке 2) чтение книги 3) просмотр телепередачи 4) компьютерная игра

  1. Верны ли следующие суждения:

А. Семья - обязательная часть любого общества.

Б. Основой семьи является желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

Часть II.

  1. Вставь пропущенное слово: «Семья, в которой вместе с детьми и родителями живут бабушка и дедушка, называется…»

  2. Какому понятию соответствуют следующие признаки: 1) бережно расходует ресурсы семьи, 2) заботиться о порядке в доме, 3) планирует домашние дела.

  3. Какие из перечисленных качеств характеризуют подростка: 1) быстрый рост тела 2) мечтательность 3) стремление к самостоятельности 4) стабильная нервная система 5) хорошо сформированный организм

  4. Установи соответствие:

Этапы человеческой жизни: Характеристика этапов:

  1. Отрочество А) В этом возрасте человек, накопивший немалый жизненный опыт, заслуженно пользуется уважением

  2. Юность Б) человек имеет возможность в полной мере пользоваться правами, выполнять обязанности, реализовывать способности

  3. Зрелость В) Все еще впереди, возраст счастливой безмятежности

  4. Старость Г) в этом возрасте часто меняется настроение, многое человек уже умеет, но не всеми правами может пользоваться

Часть III.

  1. Приведите три примера роли в семье в жизни общества и государства.

  2. В тех предложениях выскажи свое отношение по поводу следующего высказывания: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому».

Тематическая проверочная работа «Школа. Труд»

Вариант I.

Часть I.

  1. Деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками - это:

  1. Общение 2) учеба 3) труд 4) игра

  1. Уметь учиться - значит:

  1. Иметь хорошие оценки 2) считаться хорошим учеником 3) правильно организовывать свой труд 4) уметь списывать домашнее задание

  1. Наилучшее время для выполнения домашнего задания:

  1. С 16 до 17 часов 2) с 17 до 18 часов 3) с 15 до 16 часов 4) с 20 до 21 часа

  1. С какого возраста начинается обучение в большинстве стран мира?

  1. 4 года 2) 6 лет 3) 7 лет 4) 8 лет

  1. С какого класса начинается основная школа?

  1. С 1 класса 2) с 5 класса 3) с 9 класса 4) с 10 класса

  1. Самостоятельно организованные занятия, направленные на удовлетворение потребности в познании - это:

  1. Воспитание 2) самовоспитание 3) образование 4) самообразование

  1. Люди, близкие по возрасту:

  1. Друзья 2) родственники 3) однофамильцы 4) сверстники

  1. Какое качество наиболее важно для дружбы?

  1. Желание дарить подарки 3) умение уважать чужое мнение

  2. Стремление соглашаться с чужим мнением 4) нежелание обсуждать трудные вопросы

  1. Верны ли суждения:

А. Образование в нашей стране можно получить, обучаясь дома.

Б. Дополнительное образование можно получить и вне учебного заведения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

  1. Что является источником всякого богатства?

  1. Деньги 2) золото 3) труд 4) серебро

  1. Какая черта необходима людям творческих профессий?

  1. Фантазия 2) коллективизм 3) практичность 4) планирование

  1. Продукт, выставленный на продажу:

  1. Услуга 2) товар 3) заработная плата 4) труд

  1. Платой за труд является:

  1. Заработная плата 2) премия 3) похвала 4) повышение в должности

  1. Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других людей:

  1. Творчество 2) деятельность 3) учеба 4) работа

  1. Человек, достигший высшего искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество:

  1. Ремесленник 2) ученик 3) мастер 4) работник

Часть II.

  1. Вставь пропущенное слово: «Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, называется _______».

  2. Перечислите три ступени, которые относятся к профессиональному образованию.

  3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «поощрение за качественный труд». Укажите лишнее: 1) премия 2) грамота 3) похвала 4) взыскание 5) повышение 6) вознаграждение

  4. Установите соответствие:

  1. Современная школа а) телесные наказания

  2. Старая русская школа б) совместное обучение мальчиков и девочек

в) раздельное обучение

г) одиннадцатилетнее обучение

д) двенадцатибалльная система оценок

Часть III.

  1. Чему учит школа? Сформулируйте ответ в трех предложениях.

  2. Что создается трудом? Приведите примеры продуктов труда.

Тематическая проверочная работа «Школа. Труд»

Вариант II.

Часть I.

  1. Процесс приобщения к знаниям, накопленным предыдущими поколениями:

  1. Наука 2) чтение 3) образование 4) опыт

  1. В каком классе заканчивается основная школа?

  1. В 4 классе 2) в 5 классе 3) в 9 классе 4) в 11 классе

  1. Строгая последовательность действий по решению какой-нибудь задачи:

  1. Комфорт 2) деятельность 3) алгоритм 4) тест

  1. Обязательным образованием в нашей стране является:

  1. Высшее 2) дополнительное 3) начальное 4) общее

  1. Полное среднее общее образование предполагает обучение:

  1. Девятилетнее 2) одиннадцатилетнее 3) десятилетнее 4) восьмилетнее

  1. Примером самообразования является:

  1. Компьютерная игра 2) просмотр журнала мод 3) чтение научно-популярного журнала 4) посещение дискотек

  1. Все твои одноклассники по отношению к тебе:

  1. Друзья 2) ученики 3) сверстники 4) подростки

  1. Какой пример лучше всего характеризует дружбу:

  1. С другом приятно поговорить 3) друг всегда может одолжить денег

  2. С другом можно сходить в кино 4) другу ты всегда готов прийти на помощь

  1. Верны ли суждения:

А. Профессию можно получить, только закончив высшее учебное заведение.

Б. Любое образование в нашей стране бесплатно.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

  1. Источником всякого богатства служит:

  1. Золото 2) товар 3) труд 4) знания

  1. Что из перечисленного составляет плату за труд?

  1. Похвала 2) премия 3) штраф 4) заработная плата

  1. Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:

  1. Мастер 2) гений 3) ремесленник 4) живописец

  1. Человек, достигший мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные:

  1. Талант 2) ремесленник 2) мастер 4) художник

  1. Признаком творчества является:

  1. Стандарт 2) трафарет 3) новизна 4) копирование

  1. Делание добра, помощь нуждающимся, полезная для общего дела деятельность:

  1. Меценатство 2) благотворительность 3) добродетель 4) потребность

Часть II.

  1. Вставьте пропущенное слово: «Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей называется …».

  2. Какие три ступени включает в себя общее образование?

  3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите лишнее: 1) школа 2) религия 3) урок 4) знания 5) умения

  4. Установите соответствие:

Часть III.

  1. Перечислите любые три вида культурно-бытовых услуг, предоставляемых в современном обществе.

  2. Что значит уметь учится? Сформулируйте ответ в трех предложениях.

Тематическая проверочная работа «Родина»

Вариант I.

Часть I.

  1. Союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования:

  1. Конфедерация 2) федерация 3) конституция 4) общество

  1. Что из перечисленного является субъектом Российской Федерации?

  1. Штат 2) департамент 3) край 4) муниципалитет

  1. Какой из городов является субъектом Российской Федерации?

  1. Санкт-Петербург 2) Екатеринбург 3) Казань 4) Новосибирск

  1. В каком символе России есть двуглавый орел?

  1. Флаг 2) герб 3) гимн 4) знамя

  1. Какой из флагов - символов России -красного цвета:

  1. Знамя Победы 2) императорский флаг 3) флаг Военно-морского флота 4) государственный флаг РФ

  1. Форма правления, означающая в переводе «власть народа»:

  1. Аристократия 2) демократия 3) монархия 4) анархия

  1. Верны ли суждения:

А. Герб Российской Федерации изображается на паспорте гражданина страны.

Б. Герб Российской Федерации изображается на денежных знаках России.

  1. Человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, подчиняющийся его законам и имеющий определенные права и обязанности:

  1. Патриот 2) депутат 3) делегат 4) гражданин

  1. Основной закон страны:

  1. Конституция 2) кодекс 3) устав 4) декларация

  1. Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации:

  1. Белый, красный, синий 2) красный, белый, синий 3) белый, синий, красный 4) синий, красный, белый

  1. Двуглавый орел появился на гербе России при:

  1. Иване Калите 2) Иване III 3) Петре I 4) Екатерине II

  1. Кто является автором слов гимна Российской Федерации:

  1. В.А.Жуковский 2) А.Ф.Львов 3) Пьер Дегейтер 4) С.В.Михалков

  1. Что указывает на принадлежность группы людей к одной национальности:

  1. Общая территория проживания 2) общая религия 3) общие язык и культура 4) общее правительство

  1. Все население Российской Федерации - это:

  1. Русские 2) россияне 3) один народ 4) одна нация

  1. Любовь к Родине - это:

  1. Гражданство 2) долг 3) патриотизм 4) обязанность

Часть II.

  1. Вставьте пропущенное слово: «Принадлежность человека к той или иной нации называется ____________».

  2. Что и почему является лишним: 1) Удмуртская Республика 2) Москва 3) Пермский Край 4) Сибирь

  3. В каких из указанных случаев русский язык используется как государственный: 1) в международных переговорах 2) в театре при постановке пьесы 3) в официальных государственных документах Российской Федерации 4) в общении представителей народов России 5) при изучении во всех школах России.

  4. Вставь пропущенные в тексте слова, используя список слов, представленный ниже: «Гражданин - это человек, который принадлежит …(1) государства, подчиняется его …(2) и имеет определенные права и …(3). Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы, защищать Отечество, платить налоги, бережно относиться …(4). Достойный …(5) - это …(6) своей Родины.

Список слов: гражданин, патриот, законы, природные богатства, обязанности, население, правительство.

Часть III.

  1. Что объединяет народы Российской Федерации? Составьте не менее трех предложений.

  2. Что такое гимн? В каких случаях принято исполнять гимн государства?

Тематическая проверочная работа «Родина»

Вариант II.

Часть I.

  1. Наиболее точное определение понятия «федерация»:

  1. Край, республика 2) государство 3) союз, объединение 4) конституция

  1. Словосочетание «субъект Российской Федерации» означат:

  1. Полноправный участник 2) независимая территория 3) колониальное владение 4) автономная единица

  1. Каждый субъект Российской Федерации имеет:

  1. Свою армию 2) свой высший закон 3) свою таможню 4) свой суд

  1. К субъектам Российской Федерации не относится:

  1. Край 2) республика 3) автономная область 4) штат

  1. Какой из городов является субъектом Российской Федерации:

  1. Пермь 2) Москва 3) Ижевск 4) Иркутск

  1. Какой нард не имеет свое национальное образование в составе Российской Федерации:

  1. Удмурты 2) русские 3) Якуты 4) монголы

  1. Устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях:

  1. Народность 2) гражданство 3) национальность 4) патриотизм

  1. Решение важных государственных вопросов путем всенародного опроса:

  1. Голосование 2) выборы 3) референдум 4) анкетирование

  1. Представитель народа избранный гражданами в Государственную Думу:

  1. Президент 2) делегат 3) депутат 4) сенатор

  1. В отличие от Древних Афин в Российской Федерации имеют право голосовать:

  1. Все жители нашей страны 3) взрослые жители государства

  2. Мужчины - граждане страны 4) граждане, достигшие 18-летнего возраста

  1. Какой правитель поместил двуглавого орла на герб России?

  1. Дмитрий Донской 2) Василий II 3) Иван III 4) Иван Грозный

  1. Кто первым ввел в России трехцветный флаг:

  1. Иван Грозный 2) Петр I 3) Екатерина II 4) Николай II

  1. Что из перечисленного является флагом Военно-морского флота РФ:

  1. Олимпийский флаг 2) Андреевский флаг 3) Государственный флаг РФ 4) Знамя Победы

  1. Торжественная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке:

  1. Герб 2) гимн 3) флаг 4) ода

  1. Особенностью российского народа является:

  1. Многочисленность 2) внешнее сходство 3) общая культура 4) многонациональность

Часть II.

  1. Вставьте пропущенное слово: «Настоящий ___________ никогда не будет равнодушен к своему народу, своей стране.

  2. Что и почему является лишним: 1) Республика Татарстан 2) Санкт-Петербург 3) Урал 4) Красноярский край

  3. Для осуществления каких прав и обязанностей, приведенных ниже, гражданину России необходимо достичь 18-летнего возраста: 1) право на охрану здоровья 2) обязанность защищать Отечество 3) право на получение образования 4) обязанность платить налоги 5) право на участие в управлении государством.

  4. Вставь пропущенные в тексте слова: «Официальными символами суверенного государства являются …(1), …(2), …(3). На государственном гербе РФ изображен …(4). В изображении герба городов по правилам принято изображать …(5). Официальный флаг Официальный флаг Военно-морского флота РФ называется …(6).

Часть III.

  1. Как связаны слова «гражданин» и «патриот»? Составь не менее трех предложений.

  2. Каковы обязанности граждан Российской Федерации?



© 2010-2022