ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












































Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» учителя истории Пичугиной Т.М. в 9 Г классе предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме.

Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа занятий состоит из трех разделов:

  • Особенности ГИА по обществознанию.

  • Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.

  • Тестовый практикум.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Ожидаемый результат:

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

- характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами

- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

- определять основания и способы своих и чужих действий;

- определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

- выдвигать гипотезы;

Текстовые:

- уметь освещать материал логически, последовательно;

- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

- определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

- проявлять толерантность;


Тематическое планирование



Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Входной контроль

2

1

3

2

Раздел 1. Общество и человек

3

3

6

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

6

Раздел 5. Политика

1

3

4

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

3

4

9

Итоговое занятие

-

1

1


ИТОГО

13

21

34








Календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе

урока

Тема

Количество часов

Планируемая дата

Скорректированная дата

1

Входной контроль

1

01.09-05.09

2

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА

1

07.09-12.09


3

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

1

14.09-19.09

4

Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество»

1

21.09-26.09

5

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы,

1

28.09-03.10


6

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

1

05.10-10.10

7

Глобальные проблемы человечества

1

12.10-17.10

8

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А»

1

19.10-24.10

9

Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»

1

26.10-30.10

10

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С»

1

09.11-14.11

11

Промежуточный контроль

1

16.11-21.11

12

Деятельность человека, ее основные виды

1

23.11-28.11

13

Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»

1

30.11-05.12

14

Решение заданий по теме «Человек» часть «С»

1

07.12-12.12

15

Тестирование по теме «Человек»

1

14.12-19.12

16

Экономика, ее роль в жизни общества

1

21.12-26.12

17

Рыночная экономика

1

11.01-16.01

18

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»

1

18.01-23.01

19

Решение заданий части «С» по теме «Экономика»

1

25.01-30.01

20

Тестирование по теме «Экономика»

1

01.02-06.02

21

Социальная структура. Социальные отношения

1

08.02-13.02

22

Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака

1

15.02-20.02

23

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»

1

22.02-27.02

24

Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера»

1

29.02-05.03

25

Тестирование по теме «Социальная сфера»

1

07.03-12.03

26

Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления.

1

14.03-19.03

27

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В»

1

21.03-26.03

28

Решение заданий части «С» по теме «Политика»

1

04.04-09.04

29

Тестирование по теме «Политика»

1

11.04-16.04

30

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права

1

18.04-23.04

31

Тестирование по теме

1

25.04-30.04

32

Понятие «культура» Духовная жизнь общества .

1

03.05-07.05

33

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»

1

10.05-14.05

34

Итоговый контроль.

1

16.05-21.05










Учебно-методическое обеспечение курса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005

2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссовМ., 2004г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. - М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.


  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000

  2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001

  3. 2002

  4. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003

  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004

  6. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004

  7. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004

  8. Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005

  9. Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004

  10. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для

Список источников.

humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»

lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл


«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО

«____»_______2015г.

Протокол №1

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УМР

__________ Н.И. Ермолаева

«_____» _________ 2015г.

11

© 2010-2022