Рабочая программа для 5 класса Обществознание

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя школа №2 имени матроса,

погибшего на атомной подводной лодке «Курск»,

Витченко Сергея Александровича»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

школьным методическим объединением Приказом директора от

ПЕДАГОГОВ «30» августа 2013 № 117 протокол от « 30» августа 2013 г № 1 Директор школы: Павлова Н.Н __________ _________ Черкасов Г. В. И

педагогическим советом школы

протокол от « 30 » августа 2013 г № 1


Рабочая программа

предмета Обществознание

для 5В класса

на 2013-2014 учебный год



Составитель:

Казанова Ксения Александровна

учитель истории и обществознания





2013 г

Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования 5 класса (2012г) и Программы основного общего образования по обществознанию Боголюбова. Л.Н. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, отражает содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы. Программа рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Курс 5 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализацией младшего подростка.

Данный курс обществоведения ставит целью:

1. Создание условий для социализации личности;

2. Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;

3. Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

4. Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

Требования к обязательному уровню подготовки учащихся:

Выделять главную мысль, составлять план;

Описывать изучаемый объект;

Сравнивать социальные объекты или источники;

Знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;

Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни

Характеризовать (описывать) основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные конфликты; семью как малую группу; виды органов государства; социальные нормы; гражданские права; свобода; закон; армия; патриотизм; полиция; презумпция; нормативно - правовые акты; бизнес; реклама; семейный бюджет; экономика.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего (полного) образования и ориентирована для работы по учебнику обществознания в 5 классе общеобразовательных учреждений Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой., М.: Просвещение, 2012.

Уроки построены на основе технологии развития критического мышления.

В соответствии со стандартом образования, изучение обществознания направлено на развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления, способности к самоопределению и самореализации, на освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве и овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, на формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношениях.

Личностные результаты:

  • Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной государственной жизни.

  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон развития общества.

  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности.

Метапредметные результаты:

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

Предметные результаты:

  • Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.

  • Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Интерактивная доска

  3. Компьютер.

В курс обществознания интегрирован региональный компонент- Серебряный пояс России.

Учебно-методический комплекс:

  1. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф. Обществознание. Академический школьный учебник. 5 класс., М., просвещение, 2012.

  2. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 класс».М., «Экзамен», 2013

  3. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я. В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. М., Просвещение, 2012

  4. Серебряный пояс России. Под ред. С.А. Лисицина. «Издательство «дрофа» Санкт-Петербург», 2006.





Учебно-тематический план.


Наименование разделов, тем.

Всего часов

В том числе на

Уроки

Повтор.-обобщ. уроки

Контрольные работы


Водный урок

1

1

-

-

I

Глава I. Человек

6

4

2

-



II

Глава II. Семья

6

5


-


1


III

Глава III. Школа

6

5

1

-

IV

Глава IV. Труд

6

4

1

1

V

Глава V. Родина

7

6

-

1

VI

Итоговое повторение

2

-

1

1



34

25

5

4




Календарно-тематическое планирование курса

Обществознание. 5 класс

Тема

Кол-во

час

Тип

урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля

Вопросы

Подготовки

к ГИА

Дата

План

Факт

1

Вводный крок

1

Урок изучения нового материала

Знакомство с понятием «Обществознание».

Знать значение, использование термина «обществознание».

Иметь представление о связи обществознания с другими науками

Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы

Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание»

Устный опрос




Глава 1. Человек (6 часов)

2-3

Загадка человека

2

Урок изучения нового материала

Наследственность, наследственность- биологическая сущность людей, влияние на наследственность.

Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам

Ответы на проблемные вопросы




4-5

Отрочество - особая пора жизни

2

Комбинированный

Подросток. Отрочество- особая пора, Самостоятельность- показатель взрослости.

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Оценка своих учебных достижений, поведения, черт
своей личности с учётом мнения других людей, в том
числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

Отрочество- пора мечтаний. Самостоятельность- показатель взрослости.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.




6-7

Практикум

2

Урок практикум

Наследственность, наследственность- биологическая сущность людей, влияние на наследственность. Подросток. Отрочество- особая пора, Самостоятельность- показатель взрослости.

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ




Глава 2 Семья (6 часов)

8

Семья и семейные отношения. Жизнь дворян, помещиков и крестьян Ленинградской области в XIXвеке.

Декабристы.

1

Комбинированный

Понятие Семья, семейные обязанности, виды семей. Особенности быта и культуры крестьян, дворян и помещиков.

Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, - Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Моделирование ситуаций и их анализ.




9-10

Семейное хозяйство.

Дворцы, парки, храмы и монастыри Ленинградской Области

2

Комбинированный

Семейные заботы, хозяин в доме, как хозяйствовать по правилам.

Гатчина. Выборг. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь.

Богородчино-Успенский мужской монастырь. Старая Ладога.

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства.

Составить семейный бюджет.




11-12

Свободное время

2

Комбинированный

Понятие Свободное время, занятие физической культурой, хобби, своими руками

Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения.

Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды».




13

Контрольная работа по теме «Семья».

1

Контроль знаний

Понятие Семья, семейные обязанности, виды семей. Семейные заботы, хозяин в доме, как хозяйствовать по правилам. Понятие Свободное время, занятие физической культурой, хобби, своими руками

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Составлять рассказы:

-учимся быть рачительными хозяевами;

-учимся помогать семье;

-мы - семья, а это значит...

Письменная контрольная работа




Глава 3. Школа(6 часов)

14

Образование в жизни человека

1

Урок изучения нового материала

Школьное образование, общее образование, школа сегодня, чему учит школа.

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование

Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности.

Моделирование ситуаций и их анализ.




15-16

Образование и самообразование

2

Комбинированный

Формы самообразования, книга растит человека, самообразование- новые возможности Понятие Свободное время, занятие физической культурой, хобби, своими руками, самоорганизация.

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика

Моделирование ситуаций и их анализ.




17-18

Одноклассники, сверстники, друзья.

2

Комбинированный

Ты и твои друзья, сверстники, качества друзей.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

Моделирование ситуаций и их анализ.




19

Практикум

1

Урок-практикум

Школьное образование, общее образование, школа сегодня, чему учит школ Формы самообразования, книга растит человека, самообразование- новые возможности Понятие Свободное время, занятие физической культурой, хобби, своими руками, самоорганизация. а.

Ты и твои друзья, сверстники, качества друзей.

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Устная беседа, выполнение практических заданий.




Глава 4. Труд ( 6 часов)

20-21

Труд - основа жизни


2

Урок изучение нового материала

Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

Моделирование ситуаций и их анализ.




22-23

Труд и творчество.

Знаменитые и почитаемые люди Ленинградской области

2

Комбинир. урок

Творческий труд. Творчество в искусстве

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

Решение познавательных задач, работа с текстом учебника




24

Практикум по теме «Труд»

1

Урок-практикум

Основные понятия: труд, трудовая деятельность, материальная и моральная оценка труда, благотворительность, меценатство.

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач




25

Контрольная работа по теме «Труд»

1

Контроль знаний.

Основные понятия: труд, трудовая деятельность, материальная и моральная оценка труда, благотворительность, меценатство.

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач




Глава 5.Родина ( 7 часов)

26

Наша Родина-Россия.

Природа родного края. Народы родного края в древности.

1

Урок изучения нового материала

Российская Федерация, русский язык- государственный, быть патриотом.

Рельеф, климат, озера, реки, растительный и животный мир.

Древние народы нашего края

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране - Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, - членах своей семьи

Решение познавательных задач




27

Государственные символы России. Символы Ленинградской области

1

Комбинир. урок

Герб, флаг, гимн России.

Герб и флаг Ленинградской области.

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.

Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага.

Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны

Моделирование ситуаций и их анализ.




28-29

Гражданин России.

Петр Великий. Наш край в XVIII веке.

2

Комбинированный

Гражданин. Права и обязанности граждан.

Северная война, Народное ополчение.

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

Моделирование ситуаций и их анализ.




30-31

Мы - многонациональный народ.

Наш край в XXвеке.

2

Комбинированный

Что говорит закон, многонациональная культура России, национальность.

Наш край в 20-30-е гг. Советско-Финская война. Блокада Ленинграда.

Партизанское движение. Памятные имена и места Ленинградской области.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны - ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны - ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Моделирование ситуаций и их анализ.




32

Контрольная работа по теме «Родина»

1

Контроль знаний

Контроль основных понятий по теме «Родина»

Знать и понимать основные понятия по теме «Родина», их содержание.

Работа над ошибками




33

Повторение и обобщение изученного

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщение и систематизация полученных знаний

Знать и понимать основные понятия по теме «Родина», их содержание.

-




34

Итоговое повторение

1

Итоговый урок

Подведение итогов деятельности за учебный год.

Давать самооценку своей деятельности и ее результатов.

-




Итого: 34 часа.





1


© 2010-2022