Рабочая программа элективного курса Человек-общество-мир

Курс  «Человек — общество — мир» в целом предназначен для изучения в 10 и 11 классах и рассчи­тан на 68 учебных часов (1 ч в неделю).  Предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Каждый раздел является законченным логическим целым и может изу­чаться самостоятельно, а не только как структурная составляющая курса. Курс состоит из следующих разделов: Раздел 1 — «Современное состояние цивилизации и...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ



Нормативные документы

1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.

Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

3.

Приказ Министерства образования «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.

4.

Образовательная программа МБОУ Скородумовской СОШ.

2.ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Компетенции

Предметно-ориентированные

  • выработка у учащихся способности само­стоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реали­зации этой цели становится в первую очередь формирование у учащихся высших интеллектуальных функций.

  • дать учащимся представление о современных глобальных проблемах че­ловечества, способах и перспективах их решения, научить критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций политиков и шарлатанов.


Логические, текстовые


  • сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифици­ровать, оценивать;

  • осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному, а от него к мысленно-конкретному; оперировать с абстракциями различ­ной степени сложности;

  • использовать базовые категории (форма - содержание; элемент - структура, часть - целое, сущность - явление, причина - следствие и т.д.);

  • формулировать сущностные определения;

  • схематически изображать явления, события, отношения, действия и т.д.;

  • конструировать и опознавать связи: причинно-следственные, функ­циональные, структурные, генетические;

  • включать элементы в разные системы и видеть их различный смысл;

  • уметь по элементу и типу связи восстанавливать структуру в целом;

  • выдвигать гипотезы, находить аргументы и осуществлять их критику.

  • уметь перекодировать информацию, т.е. превращать текст в табли­цы, графики, диаграммы и наоборот;

  • уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая при­нятые нормы устной речи;

  • при письменном изложении материала на заданную тему - раскры­вать взаимосвязь фактов, их смысл и значение в рамках избранной про­блемы, делать обобщения и выводы.

Область информационно-коммуникативная

  • объяснять свои действия, решения, выбор;

  • определять основания чужой точки зрения и оценивать ее аргумен­тацию ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;

  • вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.

Область рефлексивной деятельности

Учебные задачи курса - создать условия для выработки следующих межпредметных рефлексивных умений:

  • соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

  • определять основания и способы своих и чужих действий;

  • определять способ видения мира другими людьми; быть готовым видеть мир не только своими глазами, но и глазами других людей, «встать на их место»;

  • анализировать позицию автора текста: уметь понимать написанные или произнесенные тексты (как их непосредственный смысл, так и сто­ящие за ним мотивы, цели, мировоззрение, систему ценностей и пр.) и то, какими средствами пользовался автор для достижения цели, в какой исто­рической ситуации он находился и т.д.;

  • сопоставлять несколько интерпретаций одного и того же события, явления, текста и т.п.;

  • уметь находить объяснения рассматриваемым явлениям и событиям:

  • анализировать, сопоставлять отдельные факты, раскрывать ве­дущие причинно-следственные связи;

  • самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного;

  • строить предположения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы, если бы...», «Что может быть, если...» и т.п. и объяснять (доказывать) свою точку зрения;

  • ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на поставленный вопрос, планировать свои исследования;

  • выдвигать гипотезы и аргументировать их.




3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


(ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДАННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ; СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ И УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ; АНАЛИЗ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДМЕТНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ; ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ; ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА УСВОЕНИЯ ПРОГРАММ, СПОСОБ И СРЕДСТВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ)


Курс «Человек - общество - мир» в целом предназначен для изучения в 10 и 11 классах и рассчи­тан на 68 учебных часов (1 ч в неделю). Предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Каждый раздел является законченным логическим целым и может изу­чаться самостоятельно, а не только как структурная составляющая курса.

Курс состоит из следующих разделов:

Раздел 1 - «Современное состояние цивилизации и цивилизационно­го процесса».

Раздел 2 - «Проблема прав человека в XXI веке».

РАЗДЕЛ 1. Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса

Основное содержание предметных знаний: главные тенденции и воз­можные перспективы развития современной цивилизации; глобальные про­блемы человечества и «планетарное сознание»; диалог цивилизаций и кон­фликт цивилизаций как два способа взаимодействия; типы и формы проблем современной цивилизации; попытки выработки цивилизацион­ных универсалий («общечеловеческих ценностей») в современном мире; супердержавы; нарастание цивилизационных кризисов, их типы и виды; кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на них.

РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке Основные формы работы, предусматриваемые данным курсом: семи­нары и самостоятельные лабораторные работы с последующим обсужде­нием результатов в первую очередь с печатными текстами, а также видео­рядом (фрагменты TV-передач и кинохроники), доклады и рефераты учащихся с последующим их обсуждением, ролевые игры, самостоятель­ные социологические мини-исследования. Предусматривается также ми­нимальная лекционная часть изложения материала. Большая роль отво­дится самостоятельному изучению предложенного материала. Педагог выступает не столько как носитель «истины», сколько как организатор и помощник в процессе познания нового материала.

Контроль за процессом обучения и его итогами предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума получен­ной информации (основных терминов, понятий, фактов, точек зрения) в виде тестовых заданий, так и в большей степени проверку выработанных умений самостоятельно обрабатывать полученную информацию, опреде­лять свое к ней отношение, проверку освоения исследовательских и ком­муникативных умений. Для этой цели используются такие способы про­верки достижения планируемых результатов обучения, как рефераты, самостоятельные исследования, доклады на научно-практических конфе­ренциях, журналистские статьи и репортажи, самостоятельная разработ­ка учебных заданий и пособий по конкретной тематике курса и т.п.

Основной принцип отбора материала для изучения курса - проблемный, ис­следовательский подход к изучению, т. е. возможность сопоставления и анализа различных проявлений изучаемых процессов, рассмотрение и ана­лиз различных точек зрения на рассматриваемые вопросы. Предлагаемый для изучения материал не только включает в себя тексты разных жанров и видов (публицистику, газетные статьи и репортажи, художественные тек­сты, научные исследования, статистические материалы и материалы соци­ологических исследований), но и учитывает возможность работы с фото- и кинодокументами.








4. СТРУКТУРА КУРСА


Модуль (глава)

Примерное количество

часов

Сроки изучения

10 класс


1

Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса

6

01.09 - 11.10

2

Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилиза­циях

15

18.10 - 14.02

3

Нарастание цивилизационных кризисов

8

21.02 - 18.04

4

Основные тенденции цивилизационного развития

5

25.04 - 30.05

Итого:

34

11 класс


1

Проблема прав человека в XXI веке

18

01.09 - 24.01

2

Актуальные правовые вопросы современности.

16

31.01 - 30.05

Итого:

34


5. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Тема


Дата проведения

10 класс

1

Защита рефератов по теме: «Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилиза­циях».

13.12

2

Тестирование по теме: «Основные тенденции цивилизационного развития»

16.05

11 класс

1

Выступление с докладами на научно-практической конфе­ренции: " Проблема прав человека в XXI веке».

20.12

2

Тестирование по теме: «Актуальные правовые вопросы современности»

25.04


6. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М. Смирнова

Обществознание: 10 класс

2010

Просвещение

2

Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин

Обществознание, 11 класс

2011

Просвещение


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Лебедев М.В.

Развитие критического мышления


1998

Москва

2

О.И. Волошина, А.П. Логунов, А.Б. Шатилов, А.В. Юдельсон

Программа элективного курса «Человек - общество - мир»


2004

Вита-Пресс

3

Яковец Ю.Я.

История цивилизаций

1997

М.: Владос

4

Тоффлер Э.

Третья волна.

1999

Москва


















© 2010-2022