- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа элективного курса Человек-общество-мир
Рабочая программа элективного курса Человек-общество-мир
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Балякина В.А. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№
Нормативные документы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.
Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
3.
Приказ Министерства образования «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.
4.
Образовательная программа МБОУ Скородумовской СОШ.
2.ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Компетенции
Предметно-ориентированные
-
выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь формирование у учащихся высших интеллектуальных функций.
-
дать учащимся представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, научить критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций политиков и шарлатанов.
Логические, текстовые
-
сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифицировать, оценивать;
-
осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному, а от него к мысленно-конкретному; оперировать с абстракциями различной степени сложности;
-
использовать базовые категории (форма - содержание; элемент - структура, часть - целое, сущность - явление, причина - следствие и т.д.);
-
формулировать сущностные определения;
-
схематически изображать явления, события, отношения, действия и т.д.;
-
конструировать и опознавать связи: причинно-следственные, функциональные, структурные, генетические;
-
включать элементы в разные системы и видеть их различный смысл;
-
уметь по элементу и типу связи восстанавливать структуру в целом;
-
выдвигать гипотезы, находить аргументы и осуществлять их критику.
-
уметь перекодировать информацию, т.е. превращать текст в таблицы, графики, диаграммы и наоборот;
-
уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи;
-
при письменном изложении материала на заданную тему - раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение в рамках избранной проблемы, делать обобщения и выводы.
Область информационно-коммуникативная
-
объяснять свои действия, решения, выбор;
-
определять основания чужой точки зрения и оценивать ее аргументацию ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;
-
вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
Область рефлексивной деятельности
Учебные задачи курса - создать условия для выработки следующих межпредметных рефлексивных умений:
-
соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
-
определять основания и способы своих и чужих действий;
-
определять способ видения мира другими людьми; быть готовым видеть мир не только своими глазами, но и глазами других людей, «встать на их место»;
-
анализировать позицию автора текста: уметь понимать написанные или произнесенные тексты (как их непосредственный смысл, так и стоящие за ним мотивы, цели, мировоззрение, систему ценностей и пр.) и то, какими средствами пользовался автор для достижения цели, в какой исторической ситуации он находился и т.д.;
-
сопоставлять несколько интерпретаций одного и того же события, явления, текста и т.п.;
-
уметь находить объяснения рассматриваемым явлениям и событиям:
-
анализировать, сопоставлять отдельные факты, раскрывать ведущие причинно-следственные связи;
-
самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного;
-
строить предположения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы, если бы...», «Что может быть, если...» и т.п. и объяснять (доказывать) свою точку зрения;
-
ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на поставленный вопрос, планировать свои исследования;
-
выдвигать гипотезы и аргументировать их.
3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
(ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДАННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ; СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ И УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ; АНАЛИЗ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДМЕТНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ; ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ; ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА УСВОЕНИЯ ПРОГРАММ, СПОСОБ И СРЕДСТВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ)
Курс «Человек - общество - мир» в целом предназначен для изучения в 10 и 11 классах и рассчитан на 68 учебных часов (1 ч в неделю). Предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Каждый раздел является законченным логическим целым и может изучаться самостоятельно, а не только как структурная составляющая курса.
Курс состоит из следующих разделов:
Раздел 1 - «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса».
Раздел 2 - «Проблема прав человека в XXI веке».
РАЗДЕЛ 1. Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса
Основное содержание предметных знаний: главные тенденции и возможные перспективы развития современной цивилизации; глобальные проблемы человечества и «планетарное сознание»; диалог цивилизаций и конфликт цивилизаций как два способа взаимодействия; типы и формы проблем современной цивилизации; попытки выработки цивилизационных универсалий («общечеловеческих ценностей») в современном мире; супердержавы; нарастание цивилизационных кризисов, их типы и виды; кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на них.
РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке Основные формы работы, предусматриваемые данным курсом: семинары и самостоятельные лабораторные работы с последующим обсуждением результатов в первую очередь с печатными текстами, а также видеорядом (фрагменты TV-передач и кинохроники), доклады и рефераты учащихся с последующим их обсуждением, ролевые игры, самостоятельные социологические мини-исследования. Предусматривается также минимальная лекционная часть изложения материала. Большая роль отводится самостоятельному изучению предложенного материала. Педагог выступает не столько как носитель «истины», сколько как организатор и помощник в процессе познания нового материала.
Контроль за процессом обучения и его итогами предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученной информации (основных терминов, понятий, фактов, точек зрения) в виде тестовых заданий, так и в большей степени проверку выработанных умений самостоятельно обрабатывать полученную информацию, определять свое к ней отношение, проверку освоения исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются такие способы проверки достижения планируемых результатов обучения, как рефераты, самостоятельные исследования, доклады на научно-практических конференциях, журналистские статьи и репортажи, самостоятельная разработка учебных заданий и пособий по конкретной тематике курса и т.п.
Основной принцип отбора материала для изучения курса - проблемный, исследовательский подход к изучению, т. е. возможность сопоставления и анализа различных проявлений изучаемых процессов, рассмотрение и анализ различных точек зрения на рассматриваемые вопросы. Предлагаемый для изучения материал не только включает в себя тексты разных жанров и видов (публицистику, газетные статьи и репортажи, художественные тексты, научные исследования, статистические материалы и материалы социологических исследований), но и учитывает возможность работы с фото- и кинодокументами.
4. СТРУКТУРА КУРСА
№
Модуль (глава)
Примерное количество
часов
Сроки изучения
10 класс
1
Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса
6
01.09 - 11.10
2
Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях
15
18.10 - 14.02
3
Нарастание цивилизационных кризисов
8
21.02 - 18.04
4
Основные тенденции цивилизационного развития
5
25.04 - 30.05
Итого:
34
11 класс
1
Проблема прав человека в XXI веке
18
01.09 - 24.01
2
Актуальные правовые вопросы современности.
16
31.01 - 30.05
Итого:
34
5. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ
№
Тема
Дата проведения
10 класс
1
Защита рефератов по теме: «Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях».
13.12
2
Тестирование по теме: «Основные тенденции цивилизационного развития»
16.05
11 класс
1
Выступление с докладами на научно-практической конференции: " Проблема прав человека в XXI веке».
20.12
2
Тестирование по теме: «Актуальные правовые вопросы современности»
25.04
6. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М. Смирнова
Обществознание: 10 класс
2010
Просвещение
2
Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин
Обществознание, 11 класс
2011
Просвещение
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
Лебедев М.В.
Развитие критического мышления
1998
Москва
2
О.И. Волошина, А.П. Логунов, А.Б. Шатилов, А.В. Юдельсон
Программа элективного курса «Человек - общество - мир»
2004
Вита-Пресс
3
Яковец Ю.Я.
История цивилизаций
1997
М.: Владос
4
Тоффлер Э.
Третья волна.
1999
Москва