- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по обществознанию на тему
Урок по обществознанию на тему
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шутова А.Н. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок.
ТИП УРОКА: Урок обобщения с элементами социального проектирования.
Тема урока: «Глобальные проблемы современности и пути их решения»
Цель: подготовить учащихся к решению социальных проблем современного общества.
Задачи:
1. Образовательные:
-
поднять обучающихся на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания.
-
раскрыть сущность глобальных проблем человечества, показать, что их решение требует усилий как на межгосударственном уровне, так и непосредственно каждого из нас.
-
раскрыть проблему здоровья людей и показать, что данная проблема является глобальной проблемой человечества.
-
Развивающие:
-
развивать навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
-
развить умение анализировать проблемные ситуации; выработка навыков работы со специальной литературой.
-
Воспитательные:
-
обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем.
-
формирование активной жизненной позиции.
-
формирование самостоятельного и адекватного восприятия публицистической, статистической и другой информации.
План урока:
1. Беседа «Глобальные проблемы современности». Что такое глобальные проблемы? Взаимосвязь глобальных проблем. Пути решения глобальных проблем.
2. Практическое занятие «Социальное проектирование».
Подготовка к проведению:
С планом урока и списком литературы знакомятся учащиеся заблаговременно, за 2 недели до проведения занятия определяются темы выступлений и распределяются роли выступающих
Подготовка к работе над проектом.
Выбор проблемы. Сбор и анализ информации. Разработка собственного варианта решения проблемы. Реализация плана действий. Составление портфолио и выставочных материалов для презентации. Презентация.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап
-
«Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее».
А. Назаретян -
«Лучший способ избавится от проблемы - решить её». Б.Френсис
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поведём разговор о глобальных проблемах, сделаем попытку к их решению. Пойти по этому пути нам поможет уже существующий опыт социального проектирования.
Последние десятилетия XX века поставили перед народами много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Прежде всего, предлагаю определиться, какие проблемы мы можем называть «глобальными». Обратите внимание на слайд и сформулируйте определение
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для решения объединения усилий, совместных действий всех государств и народов.
Думаю, что выражение: «Мы не унаследовали Землю у наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков» очень хорошо подчёркивает важность и необходимость решения глобальных проблем.
Преподаватель. Мы знакомы с вами с Классификацией глобальных проблем, давайте вспомним её. Какие глобальные проблемы вы знаете?
Классификация глобальных проблем
Экологические
Экономические
Социальные
Политические
Духовные
"Озоновая дыра".
Истребление лесов.
"Парниковый" эффект (глобальное потепление).
Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.
Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.
Освоение космоса и мирового океана.
Продовольственная проблема.
Полюса развития: "С-Ю".
Проблема пределов экономического роста.
Истощение ресурсов.
Экономический глобализм.
Демографическая проблема.
Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).
Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).
Этнические, конфессиональные конфликты.
Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.
Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США-Европа-Россия-Азиатско-Тихоокеанский регион).
Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).
Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).
Деградация "массовой культуры", девальвация моральных и нравственных ценностей.
Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).
Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.
Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий
Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьирует от 8-10 до 40-45.
Чем это можно объяснить? Объяснить это можно тем, что наряду с главными, приоритетными существует ещё целый ряд более частных, но так же очень важных проблем.
Остановимся на проблемах, которые в конце XX века выдвинулись на первый план.
Студенты называют проблемы. На доске размещаются таблички с названиями проблем: проблемы из социальной группы глобальных проблем современности
1. Экологическая
2. Мира и разоружения
3. Демографическая
4. Продовольственная
5. Энергетическая
6. Проблема здоровья людей
7. Использование Мирового океана
8. Мирное освоение космоса
9. Преодоление отсталости развивающихся стран
10. Возрождение культурных и нравственных ценностей
каждая проблема имеет своё конкретное содержание, но все они тесно взаимосвязаны.
их решения зависит как от международных организаций, правительств разных стран, так и от каждого человека.
На доске появляется высказывание: «Думай глобально, действуй локально».
А решать проблему мы будим с помощью метода социального проектирования
II. Практическое занятие «Социальное проектирование».
Преподаватель: (Организационный момент) Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока «Лучший способ избавится от проблемы - решить её» Б.Френсис
При подготовке к занятию, студенты заблаговременно были разделены на 3 группы: аналитики, правоведы и социологи и приступили к самостоятельной работе следуя плану работу над проектом.
Группы приступили работать по плану и все группы получили задание Продумайть и сформулировать пути решения одной из глобальных проблем, найдите общие точки зрения. Наметьте наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем, и получили напутствие, что возможно не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься - это значит сделать первый шаг к решению проблемы.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА:
Группа аналитиков
Перед нами была поставлена задача - обосновать актуальность проблемы
- определить цели и задачи проекта;
-выработать программу действий, опираясь на материалы, которые получают другие группы при работе над проектом.
-
Из всех предложенных тем, мы выбрали две наиболее важный, которые, как нам кажется, важнее всего: Проблема здоровья людей и Возрождение культурных и нравственных ценностей, но затем, путем голосования мы выбрали одну, основную проблему здоровья людей. Цель проекта - решение проблемы сохранения здоровья, задачи проекта:
-
1. Познакомиться с законодательной базой по проблемам сохранения здоровья.
-
2. Изучить социологическую ситуацию по состоянию здоровья и здоровому образу жизни.
-
3. Найти решение проблемы сохранения здоровья.
Почему мы решили остановиться на этой проблеме?
О здоровье сегодня пишут много и по-разному. Как правило, большинство статей, посвященных проблеме ухудшения здоровья подростков, начинаются с перечисления «страшных» показателей, иллюстрирующих негативную динамику этого процесса, В соответствии с этими показателями современный молодой человек стал меньше ростом, хуже видит, ссутулится, а также страдает нервнопсихическими расстройствами, сердечно - сосудистыми заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. При этом ухудшение происходит как от года к году, так и по мере взросления, иными словами, выпускник школы 2013 г. уступает по медицинским показателям выпускнику прошлого века, и оба они уступают первоклассникам, которые учились одновременно с ними.
Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки на человека в современном мире, ухудшение экологии и ее возрастающая роль на здоровье человека делают задачу сохранения и укрепления здоровья одной из приоритетных. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья населения, особенно подростков. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хронически больны. Лишь 5-10%о детей приходят в школу с диагнозом «здоров» Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного подростка. Значительная часть нынешних детей имеет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность, вследствие экологического и социального неблагополучия условий жизни.
Следовательно, данная проблема актуальна для нашего поколения.
Группа правоведов
Перед нами была поставлена задача:
собирать материалы законодательно-правовой базы по исследуемой проблеме.
Мы выяснили, что: подростки и молодежь не имеют четкого представления о своих правах на здоровьесбережение и укрепление здоровья: 29% опрошенных даже не предполагали о существовании законодательства по охране здоровья, 66% - связывают эту проблему только с обязательствами системы здравоохранения по лечению заболеваний, лишь 5% - ассоциируют формирование ЗОЖ как законодательно закрепленный комплекс мероприятий межведомственного взаимодействия. А между тем
• в Конституции Российской Федерации целый ряд статей направлен на охрану здоровья и профилактику заболеваний. Одной из основных является статья 41, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
В данной статье отмечается, что «в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
• Наряду с этим, целый ряд статей Конституции РФ содержит правовые нормы, имеющие прямое отношение к профилактике заболеваний: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и право на отдых (статья 37), охрана прав материнства и детства (статья 38), право на социальные пособия (статья 39) и др. Таким образом, в Конституции РФ нашли разностороннее отражение вопросы укрепления здоровья, в том числе и связанные преимущественно с социальной профилактикой.
• Гарантию «неотъемлемого права на охрану здоровья» дает статья 17. Это право должно «обеспечиваться охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи». В интересах охраны здоровья (статья 19) запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий в СМИ. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством РФ.
Группа социологов
разрабатывала вопросы, которые необходимо выяснить, при проведении социологического исследования нашей проблемы. Мы проводили анкетирование, беседы, интервью, опросы студентов и преподавателей техникума.
Проведя, социологический опрос результаты показали, что в нашем коллективе практически всех интересует своё здоровье. Примерно, 98,5% опрошенных интересуются своим здоровьем. Соц.опрос, проведенный по второму вопросу (Интересует ли Вас здоровье окружающих людей) , показал следующие результаты: примерно, 60% опрошенных интересуется здоровьем окружающих людей (родственников, друзей и т.д.), остальные 40% совершенно не волнует этот вопрос.
Группа социологов разрабатывала вопросы, которые необходимо выяснить, при проведении социологического исследования нашей проблемы. Далее проводилось анкетирование, беседы, интервью, опросы студентов и преподавателей техникума.
Также мы выяснили, что :
Возрастная категория Курит Употребляет алкоголь Пробовал наркотики
До14 лет 27,8% 5 ,6% 1,1%
старше18лет 63,3% 73,3% 18,3%
Исследования показывают, что 60% первокурсников оценивает рекламу пива, алкоголя и табака - как «положительную». Реклама Минздрава и общественных организаций против пива, алкоголя и наркотиков вызывает положительную оценку лишь трети студентов. Обычно антинаркогенная реклама изобилует большим количеством деталей, содержит элементы устрашения, а это болезненно сказывается на психике подростков, утверждают медики.
Основная часть опрошенных (80%) - говорит, что наружная и печатная реклама пронаркогенного содержания соответствует «радостному», «веселому» настроению. Около 70% опрошенных говорили, что образцы антирекламы вызывают негативные реакции, подросткам «страшно», «противно», «неприятно». Причем такая реклама не отбивает у них желания попробовать запретный плод.
Аналитики
Мы пришли к выводу, что сокращают нашу жизнь вредные привычки, экология, отсутствие движения, стрессы.
Заключение.
Состояние здоровья подростков в последнее десятилетие
характеризуется:
- неуклонным ростом хронических болезней
-увеличением уровня психических расстройств
-значительными отклонениями в формировании
репродуктивности здоровья
-ростом болезней, передаваемых половым путем
-учащением девиантных форм поведения подростковой преступностью, бродяжничеством, социальным одиночеством, юным материнством
-увеличением алкоголизации, наркотизации, токсической зависимости
-деформацией медико-социального портрета подростков
-значительной степенью ограничения возможностей социальной интеграции
Разрешение этих проблем требует:
1.Оптимизации и ускорения процессов реформирования медицинского обслуживания подростков. 2.Межведомственного подхода (сотрудничество врачей, педагогов, медицинских психологов, социальных работников и др.
3- всеобщая диспансеризация населения.
4.- сделать лечение в государственных клиниках бесплатным и доступными для всех категорий граждан.
5.Запретить продажу алкогольных напитков и сигарет лицам не достигших 18 лет.
6 создание эффективной здоровьесохраняющей и здоровьеукрепляющей системы, опирающейся на законы и конституционные гарантии.
7. Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки
Здоровье - это: образ жизни, правильное питание, экологическое сознание, физкультура, спорт, движение, медицинский фактор, отказ от вредных привычек, личная гигиена.
Решение глобальных проблем зависит от твоего образа жизни - к этому выводу мы пришли в результате работы над проектом.
Преподаватель: Обобщение по проекту:
Работа над проектом призвана помочь вам, ребята, стать гражданами современного общества: прежде всего, действительно свободными, способными реализовать и отстаивать свои права, жить в условиях современного демократического общества; быть активным, инициативным, уверенным в себе, деятельным, предприимчивым человеком, который может в системе рыночной экономики найти приложение своим способностям, материально обеспечивая себя и своих близких, преумножая общественное богатство; гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга и ответственности, патриотизма, глубокого уважения к законности и праву.
Подводя итог сказанному, обратимся к притче:
Профессор взял в руки стакан с водой вытянул его вперёд и спросил своих учеников:
- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
В аудитории оживлённо зашептались.
- Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! - стали раздаваться ответы.
- Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случиться, - ответил профессор. - А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
- Ваша рука начнёт болеть.
- А если целый день?
- Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, - сказал один из студентов.
- Как по вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать?
- Нет! - растерянно ответили студенты.
- А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол! - весело сказал один студент.
- Точно! - радостно ответил профессор. - Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её "вес" не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё.
Вот и мы сегодня выделили конкретную проблему из множества глобальных проблем человечества и наметили пути ее решения.
Итоговый вывод: Обратимся к эпиграфу :
Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян
Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Быть или не быть - Выбор за нами.
Наш этап оп решению глобальных проблем завершен, приступаем к оценке и самооценке нашей деятельности.
III.ЭТАП. .Оценка и самооценка
Заполнение каждым учащимся листа самооценки и листа оценки урока (сдаются преподавателю после окончания занятия)
Домашнее задание: НАПИСАТЬ ЭССЕ НА ОДНО ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ:
-
Вы улучшаете мир благодаря случайным решениям, которые вы принимаете во взаимодействии с другими людьми Кеннет Бланшар
-
Гораздо труднее увидеть проблему, чем ее решить. Для того, чтобы найти ее достойное решение необходимо понять, что она существует
-
Если погрузиться в проблему достаточно глубоко, мы непременно увидим себя как часть проблемы
-
Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти. Неф Эвви
11