Методическая разработка Турнир знатоков права

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


































Слайды 1, 2 «Путешествие в страну права» и «Конституция РФ»










Слайд 2. «Первобытный человек»





Слайд 3.

Древний Египет и надпись






Слайд 4.

Древний Вавилон




Слайд 5.

Рыцарь, подпись



Слайд 6.

Новое время

Суд присяжных





Слайды 7-8 - наших дней войны, катастрофы












Слайд 9.








Слайд 10.
















Слайд 11.



















Слайды 12- 17. Иллюстрации

к сказкам

































Слайд 18.

Дискуссия «Я имею право»








Слайды 19-21.

Иллюстрации к сценкам












































Слайд 22.

«правовой кроссворд»










Слайд 23.


с ответами






Слайд 24.

«философские заметки»





Слайд 25.

«Кто больше?»




Слайд 26.

«желаем успехов!»













Сценарий мероприятия

«Турнир знатоков права» для 8-9 классов

Тема: «Наши права в международных правовых документах»



Цель: расширение знаний и представлений учащихся о правах ребёнка, правовых документах.

Задачи:


  1. Ознакомить учащихся с основными документами, защищающими права человека, права ребенка.

  2. Развивать умение работать с правовыми документами, применяя их в жизненных ситуациях.

  3. Воспитывать гражданственность, правовую ответственность.

Технологии: ИКТ, сотрудничества

Оборудование:

1) на доске - цитаты, изречения философов о правах ребенка.

2) компьютерная презентация к мероприятию.

3) раздаточный материал для каждой команды - выдержки из Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, распечатки кроссвордов, листы для ответов.

4) для экспертов - старшеклассников - оценочные листы.

5)дипломы для победителей.

1. Вступительное слово учителя (сопровождается слайдами).

Объявление начала турнира, представление команд и жюри.

Завтра, 12 декабря, у нас особенный день - День Конституции. Это - основной закон нашего государства. Конституция РФ была принята 22 года назад - 12 декабря 1993г. на всенародном референдуме. В Конституции и в международных декларациях записаны наши основные права. Мы познакомимся сегодня с теми правовыми документами, которые сообщают нам о правах человека, правах ребенка , постараемся запомнить основные из этих прав и научимся их правильно применять.

10 декабря 1948 года, 67 лет назад, ООН был принят важнейший документ - Всеобщая Декларация прав человека.

67 лет… А с другой стороны - почти 2-х миллионное существование человечества. Неужели о правах и об их защите человек задумался только в XX веке? Чтобы узнать об этом получше, обратимся к истории.

Еще в первобытном обществе у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его права на собственность и жизнь. Царствовал принцип «Кто сильнее, тот и прав» или «выживает сильнейший».

Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. С образованием государств появились законы, а у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. Но в древних государствах с преступниками не церемонились: украл, убил, богоотступничал - наказание было одно: смерть. В Древнем Египте, например, заговорщиков казнили вместе с их семьями, не щадили даже матерей и сестер.

А в законах Древнего Вавилона царил принцип талиона: «око за око, зуб за зуб». Вот, к примеру, один из законов вавилонского царя Хаммурапи, правившего в Южном Междуречье в 18 в.до н.э.: «Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз».

Суть средневекового феодального права выражена в словах шекспировского Ричарда III. «Кулак нам - совесть, и закон нам - меч!». Недаром его называли кулачным правом. Широко использовался так называемый «суд божий», когда правым признавался тот, кто побеждал в поединке с оружием или на кулаках.

В Новое время, в 18-19 веках право постепенно приобретало естественный характер, становилось демократичным. Суд все больше освобождался от влияния со стороны власть имущих, появляется Суд присяжных.

Но с тех пор возникло множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымиранием целых наций, техногенные и экологические катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие права могут быть у человека, живущего в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами?

С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности и правах человека после Второй мировой войны, унесшей 53 млн. человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

1 ученик: Организация Объединенных Наций - международная организация, основанная в 1945 г. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами - победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению угрозы миру»…

2 ученик: В 1948 г., 10 декабря, Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в 30 статьях которой сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические и иные убеждения.

1 ученик: Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г., Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН.

15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на всей территории нашего государства.

2.Блиц-опрос для болельщиков команд:

Учитель: Благодарю вас. А сейчас - небольшой блиц - опрос, чтобы уточнить, что запомнилось вам из нашего «путешествия в историю права». Ваши правильные ответы принесут баллы командам, за которые вы болеете.

1) Когда ООН была принята Всеобщая декларация прав человека?

2) Какой праздник мы будем отмечать 12 декабря?

3) Что такое Конституция?

4) Какой правовой принцип действовал в первобытном обществе?

5) Что такое «принцип талиона», где он применялся?

6) В чем суть средневекового феодального права?

7) Когда человечество почувствовало угрозу своему существованию?

8) Какой выход из опасной послевоенной ситуации был найден?

9) Какие основные документы по правам человека вы знаете?

3.Литературно - правовая слайд-викторина.

Задание командам:

Перед вами на партах - выдержки из 2-х основных документов о правах человека. Внимательно прочтите их. А сейчас проведем литературно-правовую викторину. Ваша задача - по описанной ситуации и слайду определить, какое «детское» право нарушено и назвать соответствующую статью из Конвенции о правах ребёнка.

1) Золушка по приказу злой мачехи постоянно работает по дому. Мачеха не позволяет ей учиться, отдыхать, развлекаться на балу.( ст.31- право на отдых, ст. 32- право на защиту от эксплуатации)

2) Гекльберри Финн из произведения о Томе Сойере - сирота, живёт один где придется, бродяжничает, сам добывает себе пропитание, семьи у мальчика нет. Какое право ребёнка нарушено? (ст. 20 - уход за ребёнком, лишённым семьи, защита и помощь гос-ва)

3)Гарри Поттер не получает письма , которые приносят ему совы, т. к. дядя, у которого воспитывается мальчик, перехватывает их и не показывает ему. (ст.16 - право на личную жизнь, тайну корреспонденции)

4) Маленький мальчик Маугли живет в джунглях среди диких зверей, а не воспитывается в человеческом обществе. (ст. 7 - право на имя, гражданство, право знать своих родителей и на их заботу)

5) Ганзель и Гретель из одноимённой сказки оказались в глухом лесу, в пряничном домике злой колдуньи, которая собирается расправиться с ними. ( ст.6 - право на жизнь)

6) По приказу Бабы Яги Гуси-лебеди украли братца Иванушку и несут его за тридевять земель в тридесятое царство. (ст. 11 - гос-во принимает меры для борьбы с незаконными перемещениями детей, ст. 35 - незаконное похищение детей)

4. Дискуссия «Я имею право».

Учитель: «Я имею на это право», «Почему вы нарушаете мои права? - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда нарушаются права человека. Ваша задача - объяснить, кто и чье право нарушил, опираясь на правовые документы.

Сценка 1 «Телефон»

Настя: Костя! Дай мне, пожалуйста, позвонить маме, а то в моем телефоне батарея разрядилась!

Костя: На, возьми, позвони.

Настя выходит за дверь и возвращается без телефона.

Костя: Настя! Отдай мой телефон!

Настя: Знаешь, его попросила Надя из 10В класса, сказала, что через урок вернет. А что такого. Ты же мне сам его дал, добровольно, я у тебя не отобрала!

(ст. 17 - декл.«Никого нельзя произвольно лишить имущества»)

Сценка 2 «Громкая музыка».

Учитель: Тихим воскресным утром Саша пришел в гости к своему приятелю Коле.

Коля: Заходи! Я вчера новую музыку скачал на компьютер, песни классные! Давай послушаем!

Саша: А давай лучше поставим колонки на подоконник и включим погромче! Пусть все слушают!

Коля: Ну вот, соседи стучат в стенку! Ничего люди в музыке не понимают, некультурные какие-то!

Учитель:Пожалуйста, ваше мнение? Имеет ли право Коля включить так громко музыку, даже если он считает, что так он проводит досуг, отдыхает? (ст.24 декл.)

Сценка 3 «Чужое письмо»

Нина: А ты, Ира, не пойдешь на физкультуру?

Ира: Нет, я освобождена.

Все уходят. Ира садится за парту и начинает рисовать.

Ира: Ой, стерки нет! У кого же взять? У Нины посмотрю.

Роется в портфеле, находит записку и начинает её читать.

Входит Нина.

Нина: Почему ты открыла мою сумку? И почему читаешь мою записку?

Ира: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы, ничего особенного, обычное дело. Всего лишь взяла почитать записку. А каково ваше мнение?

(ст.16 Конвенц.)


5.Правовой кроссворд.

1.Основной закон нашего государства.

2. Правило, обязательное для исполнения всеми гражданами государства.

3. Другое название закона - это правовая…...

4. Общественно опасное, противоправное и

наказуемое деяние.

5. Противоправное деяние, менее опасное и

имеющее не столь серьезные последствия, как преступление.

6. Один из государственных символов России.

7. На какие части разделены Декларация и Конвенция о пр. ребенка? Название этих частей.

8. Человек, который имеет право выносить

приговор преступнику.

9. «Общество» по-латински.

10. Обстоятельство, которое оправдывает

обвиняемого, если он в момент преступления находится в другом месте.

11. После рождения ребенок имеет право на…


6. Философские заметки.

Учитель:И в заключении хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на высказывания, мысли великих философов о праве, размещенные на доске, и прокомментировали их.

( даётся 1или 2 высказывания и после обсуждения команды объясняют их проблематику)

7. Конкурс «Кто больше?»

Учитель: Пока наши эксперты подводят итоги турнира, у вас есть возможность заработать дополнительные баллы: в таблице на экране найти и назвать слова, имеющие отношение к теме нашего турнира - праву.

8. Подведение итогов турнира, награждение команд.

Подводя итог нашего конкурса, хочу предоставить слово нашим экспертам - старшеклассникам, ученикам 10Б класса.





© 2010-2022