- Преподавателю
- Обществознание
- Календарно – тематическое планирование элективного курса по обществознанию «Проблемы современного общества» 10 класс
Календарно – тематическое планирование элективного курса по обществознанию «Проблемы современного общества» 10 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Артемова Ю.С. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно - тематическое планирование
элективного курса
по обществознанию
«Проблемы современного общества»
10 класс
Составитель программы
Артёмова Юлия Сергеевна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Калуги
2014
Пояснительная записка
Жизнь общества многообразна и сложна. Она складывается из многочисленных и разнообразных видов деятельности человека. Разобраться в этом многообразии помогает учащимся весь комплекс социально-гуманитарных дисциплин. Элективный курс занимает в решении данной задачи ведущую роль, обеспечивая целостное и всестороннее представление об общественной жизни. Курс направлен на создание условий для отработки способов учебно-познавательной деятельности, заложенных в учебной программе, и на выработку умений применять знания на практике через создание квази-практических ситуаций, с помощью которых прослеживается детерминирующее влияние общества через различные социальные общности, социальные институты на мировоззрение, мироощущение и «Я» - концепцию учащихся.
Элективный курс по обществознанию «Проблемы современного общества» знакомит с инструментом познания, конструирования социальной действительности и рефлексии собственного социального опыта. Он поможет достичь понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций, расширить горизонты индивидуального социального опыта и занять учащимися в будущем активную социальную позицию.
Курс рассчитан на 34 часа.
Целью курса является формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных, экономических, политико-правовых и духовных сферах общества.
-
-
Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:
-
-
освоение системы знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной, экономической, политико-правовой и духовной сфер;
-
развитие познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
-
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
-
развитие способности устанавливать связи между фактами, ситуациями личной жизни людей и широкими общественными тенденциями и структурами;
-
стимулировать применение учащимися методов самостоятельного познания, конструирования социальной реальности и рефлексии собственного социального опыта.
Такая трактовка цели и задач курса определяет соответствующую методику обучения, основными принципами которой являются следующие:
персонификация обучения посредством опоры на имеющийся у учащихся жизненный опыт и обыденное социальное мышление, обращение к субъектному опыту как условию реализации рефлексивного потенциала обществоведческого знания;
совместное конструирование и моделирование учебного процесса, которое предполагает построение учебного процесса в форме диалога, своеобразного «коммуникативного дискурса».
Важное место в предлагаемом элективном курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели.
В процессе изучения элективного курса по обществознанию «Проблемы современного общества» учащиеся X класса должны уметь:
№
Тема
Количество часов
1
Введение Актуальность, цели и задачи курса. Подходы к определению структуры общества.
(1 ч)
2-3
Проблемы социальной сферы общества. «Семья в современном обществе»
(2 ч)
4-5
Контент - анализ публикаций результатов социологических опросов по теме
«Демографическая структура общества».
(2 ч)
6
Рейтинг как метод исследования молодежи в современном обществе.
Определение рейтинга молодежных субкультур.
(1 ч)
7
Урок обобщения. Социальная культура современного человека.
(1 ч)
8
Человек в мире экономических отношений. Человек в экономике.
(1 ч)
9
Как разместить сбережения?
(1 ч)
10
Это сладкое слово «собственность»
(1 ч)
12
Современная экономическая система: тенденции развития. Постиндустриальная экономика.
Развитие сферы услуг.
(2 ч)
13
По каким законам живет рынок?
(1 ч)
14
Как регулировать экономику?
(1 ч)
15-16
Практикум. Анализируем сложившуюся ситуацию. Мировой экономический кризис и
преобразования структуры современной экономики. Мировая экономика и
международное разделение труда. Свободная торговля и Протекционизм.
(2 ч)
17
Практикум. Мировая экономика и международное разделение труда.
(1 ч)
18
Практикум. Свободная торговля и Протекционизм.
(1 ч)
19
В мире политики права. Роль политики в обществе.
(1 ч)
20
Как соотносятся государство, политика, общество?
(1 ч)
21
По каким законам живет демократия?
(1 ч)
22-23
Многоликий партийный мир Основные политические идеологии современности:
либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, коммунизм, фашизм,
социал-демократия. Формирование идеологических предпочтений современности.
(2 ч)
24
Мораль и право - друг за друга или друг против друга? От морали к закону.
Отражение норм морали в законах древности и современном законодательстве.
(1 ч)
25
Современный политический лидер: штрихи к портрету. Эффективный политический лидер.
Особенности мышления и деятельность PR-технологий.
Современные тенденции в развитии политического лидерства.
(1 ч)
26
Занятие - практикум. Политика - дело каждого?
(1 ч)
27-28
Занятие обобщения. Правовая и политическая культура.
(2 ч)
29
В поисках духовности. Можно ли научить добродетели?
(1 ч)
30-31
Современные тенденции развития образования. Значение образования для самореализации.
(2 ч)
32
Гуманизация и гуманитаризация современного образования.
(1 ч)
33
Вызовы современности и философия.
(1 ч)
34
Повторение по теме «В поисках духовности».
(1 ч)
• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов и подсистем общества;
• развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
• объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
• осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), критически оценивать достоверность полученной информации;
• переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
• владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.