- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Велиев И.Н. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка:
Рабочая программа составлена на основе -
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
-
Учебника Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А. И. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009
-
ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Базовый уровень (включая Экономику и Право) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
4. Авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание основного общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Федеральный базисный учебный план (2004) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа на изучение курса обществознание в 9 классе в год , в неделю 1 час.
Цель курса - способствование успешной социализации учащихся.
Задачи:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальныхх ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Цели и задачи курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
-
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
-
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-
воспитание гражданственности и любви к Родине;
-
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
-
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
-
интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
-
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
-
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
-
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
J способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
J передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
J формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
J развить у школьника словесно - логическое и образное мышление;
J способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
J помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Планируемые результаты обучения:
J оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;
J уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;
J уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;
J строить межпредметные связи на основании изучаемого материала;
Учебно-методические компоненты:
Программа, учебник, мультимедийные издания, методическое пособие для учителя, познавательные задания для учащихся, рабочая тетрадь, схемы, таблицы, тесты.
Межпредметные связи:
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Учебно-методическое обеспечение
-
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (включая Экономику и Право).
Второй этап (VII-IX классы) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
-
Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А. И. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2006
-
Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А. И. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009
-
Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007. -410с.
-
Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)
-
Конституция РФ
-
Сборник законов РФ.
-
Драхлер А.Б. Граждановедение: 9 кл. Рабочая тетр. - М.: Дрофа, 1999
9. Мультимедийное пособие «Обществознание» 2005
10. Международное гуманитарное право
Используемые сокращения:
У - учебник
Д - доска
ММУ - мультимед. Обеспечение
РМ - раздаточный материал
Ко - конституция
Б - беседа
Л - лекция
Д - диспут
С - семинар
К - комбинированный
Тематический план
№
Учебная тема
Количество часов
всего
теоретические
практические
1.
Введение
1
1
-
2.
Гражданин. Государство. Право.
8
7
1
3.
Права человека и гражданина.
15
13
2
4.
Личность и мораль.
8
7
1
5.
Итоговое повторение
1
-
1
Всего
33
27
6
Резерв
1
Итого
34
- количество часов на первую четверть:
Всего 9 час., в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 1
- количество часов на вторую четверть:
Всего 7 час., в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ - 1
- количество часов на третью четверть:
Всего 10 час., в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 1
- количество часов на четвертую четверть:
Всего 9 час., в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 2
Календарно-тематический план
№
дата
Тема урока
час
Требования стандарта
Оборудование
Форма урока
Д/З
Введение
Понятие об обществе как форме жизнедеят-ти людей
1
Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Современный мир и его проблемы.
У
Б
Познакомиться с учебником
Глава I. Гражданин. Государство. Право. (8ч)
Роль права в жизни человека, общества, государства
1
Повторить вопросы «социальные нормы», «гражданин», «гражданство». Выяснить каковы основные назначения права в обществе, чем определяется потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей
У §29 ММУ
Л
§29, термины
1
Д
§29, распределить санкции
Правовая ответственность
1
Узнать каковы признаки правонарушения, какие существуют виды правонарушений, раскрыть смысл понятия «правовая ответственность», узнать основные виды юридической ответственности.
У §30
ММУ
К,
§30, вопросы после §, задание 1, 2
Правовое государство: право выше власти
1
Рассмотреть идеи о государстве, праве и положении человека существовали в античные времена, каковы важнейшие признаки правового государства
У §31
К, к/р
§31, вопросы, зад. 1 письм, 3 - устно
Гражданское общество и государство
1
Выяснить разницу между понятиями «общество» и «гражданское общество», каковы основные признаки и роль гражданского общества, определить существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Область деятельности местного самоуправления
У §32 ММУ
Л+Б
§32, вопросы 1,3,5,8-10. подготовиться к т. дикт.
Конституция России.
1
Охарактеризовать Конституцию РФ как высший закон государства, историю создания, структуру документа
У §33, К ММУ
К, тест
§33, Письм задания1, .4
Основы конституционного строя России.
1
Узнать что такое конституционный строй страны, каковы особенности конституционного строя РФ, основы статуса человека и гражданина в РФ.
У §34, конституция
Б
§34, подгот к ПОУ
ПОУ: « Гражданин. Государство. Право»
1
Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.
ММУ
ПОУ, письм к/р
Глава II. Права человека и гражданина.(15ч)
Гражданин - человек свободный и ответственный
1
Познакомиться с документами, открывшими историю прав человека, разобрать различные идеи о правах человека
У §35 ММУ
Изуч нового
§35, вопросы после §
Всеобщая декларация прав человека
1
Познакомиться с общечеловеческими правовыми документами, что такое Декларация, охарактеризовать три группы прав человека
У §36, деклар. прав человека
К
§36,вопросы после §, 4 и 6 - письменно
Международное гуманитарное право
1
Узнать что такое гуманитарное право, кем и когда были приняты нормы гуманитарного права, в чем особенности международного гуманитарного права
У §37,
Л
§37,вопросы после §
Частная и публичная жизнь гражданина
1
Выяснить что такое частная жизнь, что лежит в основе частного права, что такое публичная жизнь, какова суть публичного права
У §38
Л+Б
§38, вопросы, задания 1,5
Труд и трудовое право
1
Узнать, что значит труд в жизни человека и общества, что такое трудовое право
У §39, закон о труде
К, тест
§39, вопросы, зад 2.
Собственность, предпринимательство и гражданское право
1
Что называют имущественными отношениями, какие из них регулируются гражданским правом, что означает право собственности, в чем сущность предпринимательства
У §40 ММУ
К
§40, вопросы. Задание 1.
ПОУ: Права человека и гражданина.
1
Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.
ММУ
тест
Духовная жизнь
1
В чем смысл и значимость права на свободу убеждений, слова и совести, что значит быть духовно богатым человеком
У §41 ММУ
Б
§41, вопросы. Зад 1, 5 письм
Свобода совести
1
Что такое религиозное верование, чем отличается религиозная вера от веры - интуиции. В чем притягательная сила религии, что означает право на свободу совести.
У §42 ММУ
К
§42, вопросы. Зад 1,3, 4
Семейное право
1
Нужна ли человеку семья, в чем сущность, цели и принципы семейного права, что такое брак, брачный договор. Права и обязанности ребенка, роль семьи в воспитании ребенка
У §43 ММУ
Л+Б, письм к/р
§43, вопросы. Задание 1,2,7 письм
Домашнее строительство
1
Что означает личное (семейное) потребление, какие группы потребителей существуют. Узнать виды индивидуальной и семейной предпринимательской деятельности, как закон защищает права потребителей
У §44 ММУ
К
§44, вопросы. Зад 2,6 письм
Социальные права человека
1
Какие права человека относятся к социальным, в чем состоит роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей, что такое «социальное государство». Назвать основные направления социальной политики нашего государства. Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе?
У §45 ММУ
Л+Б
§45, вопросы. Подготовиться к диктанту
Политические права и свободы
1
Что дает человеку свобода собраний, какие объединения не разрешаются российским законодательством, как следует понимать свободу слова
У §46, Ко ММУ
К
§46, вопросы. Зад 1,2,4
Право на образование
1
Значение образования в жизни человека и общества, кого мы называем культурным человеком, как им стать, правомерно ли в России существование платных учебных заведений
У §47, Ко, закон об образовании
Л+Б
§47, вопросы.
ПОУ: Права человека и гражданина
1
Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.
ММУ
зачет
Личность и мораль (8ч)
Личность и личный выбор
1
Как стать личностью, что такое ценность, моральный выбор и моральный контроль
У §48 ММУ
К
§48, вопросы. Зад 2 письм
Что такое мораль?
1
В чем суть спора философов вокруг понятий «нравственность» и «мораль», зачем человеку мораль, что изучает наука этика
У §49 ММУ
Б
§49, вопросы. Зад 3
Добро и зло
1
Какие различные значения понятия «добро». Что означает понятие «зло», в чем критерий морального поведения
У §50 ММУ
Л+Б
§50, вопросы. Зад 2
Долг и совесть
1
Что такое долг и совесть, какое значение они имеют в жизни людей
У §51 ММУ
Б
§51, вопросы
Роль морали в жизни человека и общества
1
Как мораль регулирует отношения в обществе и деятельность людей, как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека
У §52 ММУ
К,к/р
§52
Нравственные основы брака и семьи
1
Раскрыть связь любви и морали. Что служит основой этой взаимосвязи, что служит моральной основой брака
У §53 ММУ
Б
§53, вопросы.. подгот к термин дикт
Нравственная культура
1
Что такое гуманизм, гуманные отношения между людьми. Что такое нравственная культура
У §54 ММУ
Л
§54, вопросы. Подгот к ПОУ
ПОУ: Личность и мораль
1
Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.
Зачет
Итоговый ПОУ
1
Систематизировать и обобщить полученные знания.
Письм к/р
Резерв
2
Учащиеся после изучения курса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате изучения обществознания учащиеся должны:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества
и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,
схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Контрольно-измерительные материалы:
Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
Контрольная работа №3
Контрольная работа №4
Контрольная работа №5