Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка:

Рабочая программа составлена на основе -

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Учебника Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А. И. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009

  3. ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Базовый уровень (включая Экономику и Право) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

4. Авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание основного общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Федеральный базисный учебный план (2004) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа на изучение курса обществознание в 9 классе в год , в неделю 1 час.

Цель курса - способствование успешной социализации учащихся.

Задачи:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальныхх ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Цели и задачи курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

J способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

J передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

J формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

J развить у школьника словесно - логическое и образное мышление;

J способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

J помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Планируемые результаты обучения:

J оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;

J уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;

J уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;

J строить межпредметные связи на основании изучаемого материала;

Учебно-методические компоненты:

Программа, учебник, мультимедийные издания, методическое пособие для учителя, познавательные задания для учащихся, рабочая тетрадь, схемы, таблицы, тесты.


Межпредметные связи:

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Учебно-методическое обеспечение

  1. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (включая Экономику и Право).

Второй этап (VII-IX классы) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

  1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А. И. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2006

  2. Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А. И. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009

  3. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007. -410с.

  4. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)

  5. Конституция РФ

  6. Сборник законов РФ.

  7. Драхлер А.Б. Граждановедение: 9 кл. Рабочая тетр. - М.: Дрофа, 1999

9. Мультимедийное пособие «Обществознание» 2005

10. Международное гуманитарное право

Используемые сокращения:

У - учебник

Д - доска

ММУ - мультимед. Обеспечение

РМ - раздаточный материал

Ко - конституция

Б - беседа

Л - лекция

Д - диспут

С - семинар

К - комбинированный


Тематический план

Учебная тема

Количество часов

всего

теоретические

практические

1.

Введение

1

1

-

2.

Гражданин. Государство. Право.

8

7

1

3.

Права человека и гражданина.

15

13

2

4.

Личность и мораль.

8

7

1

5.

Итоговое повторение

1

-

1


Всего

33

27

6


Резерв

1




Итого

34




- количество часов на первую четверть:

Всего 9 час., в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ 1

- количество часов на вторую четверть:

Всего 7 час., в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ - 1

- количество часов на третью четверть:

Всего 10 час., в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ 1

- количество часов на четвертую четверть:

Всего 9 час., в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ 2

Календарно-тематический план


дата

Тема урока

час

Требования стандарта

Оборудование

Форма урока

Д/З

Введение

Понятие об обществе как форме жизнедеят-ти людей

1

Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Современный мир и его проблемы.

У

Б

Познакомиться с учебником

Глава I. Гражданин. Государство. Право. (8ч)

Роль права в жизни человека, общества, государства

1

Повторить вопросы «социальные нормы», «гражданин», «гражданство». Выяснить каковы основные назначения права в обществе, чем определяется потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей

У §29 ММУ

Л

§29, термины

1

Д

§29, распределить санкции

Правовая ответственность

1

Узнать каковы признаки правонарушения, какие существуют виды правонарушений, раскрыть смысл понятия «правовая ответственность», узнать основные виды юридической ответственности.

У §30

ММУ

К,

§30, вопросы после §, задание 1, 2

Правовое государство: право выше власти

1

Рассмотреть идеи о государстве, праве и положении человека существовали в античные времена, каковы важнейшие признаки правового государства

У §31

К, к/р

§31, вопросы, зад. 1 письм, 3 - устно

Гражданское общество и государство

1

Выяснить разницу между понятиями «общество» и «гражданское общество», каковы основные признаки и роль гражданского общества, определить существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Область деятельности местного самоуправления

У §32 ММУ

Л+Б

§32, вопросы 1,3,5,8-10. подготовиться к т. дикт.

Конституция России.

1

Охарактеризовать Конституцию РФ как высший закон государства, историю создания, структуру документа

У §33, К ММУ

К, тест

§33, Письм задания1, .4

Основы конституционного строя России.

1

Узнать что такое конституционный строй страны, каковы особенности конституционного строя РФ, основы статуса человека и гражданина в РФ.

У §34, конституция

Б

§34, подгот к ПОУ

ПОУ: « Гражданин. Государство. Право»

1

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

ММУ

ПОУ, письм к/р

Глава II. Права человека и гражданина.(15ч)

Гражданин - человек свободный и ответственный

1

Познакомиться с документами, открывшими историю прав человека, разобрать различные идеи о правах человека

У §35 ММУ

Изуч нового

§35, вопросы после §

Всеобщая декларация прав человека

1

Познакомиться с общечеловеческими правовыми документами, что такое Декларация, охарактеризовать три группы прав человека

У §36, деклар. прав человека

К

§36,вопросы после §, 4 и 6 - письменно

Международное гуманитарное право

1

Узнать что такое гуманитарное право, кем и когда были приняты нормы гуманитарного права, в чем особенности международного гуманитарного права

У §37,

Л

§37,вопросы после §

Частная и публичная жизнь гражданина

1

Выяснить что такое частная жизнь, что лежит в основе частного права, что такое публичная жизнь, какова суть публичного права

У §38

Л+Б

§38, вопросы, задания 1,5

Труд и трудовое право

1

Узнать, что значит труд в жизни человека и общества, что такое трудовое право

У §39, закон о труде

К, тест

§39, вопросы, зад 2.

Собственность, предпринимательство и гражданское право

1

Что называют имущественными отношениями, какие из них регулируются гражданским правом, что означает право собственности, в чем сущность предпринимательства

У §40 ММУ

К

§40, вопросы. Задание 1.

ПОУ: Права человека и гражданина.

1

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

ММУ

тест


Духовная жизнь

1

В чем смысл и значимость права на свободу убеждений, слова и совести, что значит быть духовно богатым человеком

У §41 ММУ

Б

§41, вопросы. Зад 1, 5 письм

Свобода совести

1

Что такое религиозное верование, чем отличается религиозная вера от веры - интуиции. В чем притягательная сила религии, что означает право на свободу совести.

У §42 ММУ

К

§42, вопросы. Зад 1,3, 4

Семейное право

1

Нужна ли человеку семья, в чем сущность, цели и принципы семейного права, что такое брак, брачный договор. Права и обязанности ребенка, роль семьи в воспитании ребенка

У §43 ММУ

Л+Б, письм к/р

§43, вопросы. Задание 1,2,7 письм

Домашнее строительство

1

Что означает личное (семейное) потребление, какие группы потребителей существуют. Узнать виды индивидуальной и семейной предпринимательской деятельности, как закон защищает права потребителей

У §44 ММУ

К

§44, вопросы. Зад 2,6 письм

Социальные права человека

1

Какие права человека относятся к социальным, в чем состоит роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей, что такое «социальное государство». Назвать основные направления социальной политики нашего государства. Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе?

У §45 ММУ

Л+Б

§45, вопросы. Подготовиться к диктанту

Политические права и свободы

1

Что дает человеку свобода собраний, какие объединения не разрешаются российским законодательством, как следует понимать свободу слова

У §46, Ко ММУ

К

§46, вопросы. Зад 1,2,4

Право на образование

1

Значение образования в жизни человека и общества, кого мы называем культурным человеком, как им стать, правомерно ли в России существование платных учебных заведений

У §47, Ко, закон об образовании

Л+Б

§47, вопросы.

ПОУ: Права человека и гражданина

1

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

ММУ

зачет

Личность и мораль (8ч)

Личность и личный выбор

1

Как стать личностью, что такое ценность, моральный выбор и моральный контроль

У §48 ММУ

К

§48, вопросы. Зад 2 письм

Что такое мораль?

1

В чем суть спора философов вокруг понятий «нравственность» и «мораль», зачем человеку мораль, что изучает наука этика

У §49 ММУ

Б

§49, вопросы. Зад 3

Добро и зло

1

Какие различные значения понятия «добро». Что означает понятие «зло», в чем критерий морального поведения

У §50 ММУ

Л+Б

§50, вопросы. Зад 2

Долг и совесть

1

Что такое долг и совесть, какое значение они имеют в жизни людей

У §51 ММУ

Б

§51, вопросы

Роль морали в жизни человека и общества

1

Как мораль регулирует отношения в обществе и деятельность людей, как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека

У §52 ММУ

К,к/р

§52

Нравственные основы брака и семьи

1

Раскрыть связь любви и морали. Что служит основой этой взаимосвязи, что служит моральной основой брака

У §53 ММУ

Б

§53, вопросы.. подгот к термин дикт

Нравственная культура

1

Что такое гуманизм, гуманные отношения между людьми. Что такое нравственная культура

У §54 ММУ

Л

§54, вопросы. Подгот к ПОУ

ПОУ: Личность и мораль

1

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

Зачет


Итоговый ПОУ

1

Систематизировать и обобщить полученные знания.

Письм к/р


Резерв

2



Учащиеся после изучения курса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате изучения обществознания учащиеся должны:

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Контрольно-измерительные материалы:

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

Контрольная работа №3

Контрольная работа №4

Контрольная работа №5

© 2010-2022