Рабочая программа Правоведение, 10 класс

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА


РАССМОТРЕНО

Заседание педагогического совета

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № 17

от «30» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заседание НМС

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № 4

от «29»августа 2014г.

Зам. директора по НМР

Т.В. Уварова _________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 151

от «05» сентября 2014г.

Директор

МБОУ «СОШ № 35»

____________М.В. Лебедева


РЕКОМЕНДОВАНО

Заседание ШМО учителей

истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № 1

от «28» августа 2014 г.

Руководитель ШМО Санникова Е.О._________


Рабочая программа

спецкурса

«Правоведение»

(базовый уровень)

для учащихся 10 А класса

на 2014-2015 учебный год


Предметная область: «Обществознание»



Разработала:

Санникова Елена Олеговна

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории.







Братск, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа спецкурса «Правоведение» для учащихся 10 А класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы А.Ф. Никитина «Правоведение. 10-11 класс» Программа для общеобразовательных учреждений./ авт. Никитин А.Ф. - М: Просвещение, 2007, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФК ГОС 2004г. и основной образовательной программой СОО МБОУ «СОШ № 35».

Данная рабочая программа по содержанию не отличается от авторской программы. По распределению количества часов внесены изменения: изучение курса по авторской программе А.Ф. Никитина рассчитано на 68 часов учебного времени, в данной рабочей программе материал курса сокращен до 34 часов. Но это не отразилось на содержательной части программы.

Психолого-педагогические особенности обучающихся данного класса обусловлены:

  1. Формированием готовности обучающегося к профессиональному и личностному

самоопределению. Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы. Эту ситуацию характеризуют не только новый коллектив, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется ОУ. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.

  1. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, так как сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, является ориентацией на результат.

  2. Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т. е. тем, на что она направлена, является структурная организация, систематизация индивидуального опыта, за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умения принимать решения, анализировать существующие варианты и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника. Составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника.

  3. Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включают систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы.

  4. Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду, Это еще в большей степени определяет как бы подчинение учебной деятельности более важной цели - будущей деятельности. В связи с данными положениями происходит дальнейшее изменение и расширение форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества:

  • Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.).

  • Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных школах

  • Конструкторско-исследовательская деятельность по профильной теме.

  • Организационно-проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника.

  • Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии).

Из числа обучающихся 9 А и 9 Б классов был сформирован 10 А класс старшей ступени обучения.

Результаты обучения 9 А и 9 Б прошлого года следующие: успеваемость 98 %, среднее качество знаний 46 %. (по обществознанию). Уровень мотивации классов был низкий соответственно 55,5 и 58,1. В основном преобладал мотив «учение по необходимости» (ср.балл 1,4) на достаточном уровне, «ситуативный интерес» - ср. балл 1,0 , «интерес к учебе» - ср. балл 1,1 и «познавательный интерес»- 1,0 сформированы на низком уровне. У большинства учеников 10 А класса сформировано добросовестное отношение к учебе. Эти дети на уроках активны, в выполнении домашнего задания обязательны. В 10 А классе обучаются ученики успешные в освоении программного материала по общественным наукам Сенникова Юлия, Мотовилова Елена, Сапожникова Елизавета, Раева Диана, Кострюкова Светлана, Борыко Артем. Для этих учащихся необходимо предусмотреть задания повышенного уровня сложности. Направить их на выполнение исследовательских, творческих работ с целью развития гуманитарных способностей и мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Таким образом, с учетом выше изложенного для наиболее эффективной реализации программы необходимо:

  • в предметном содержании организовать рефлексию и конкретизацию известных понятий посредством проб и испытаний; многомодельность (изображение одного и того же объекта разными средствами); освоение приемов продуктивной работы с учебником, текстами.

  • создать условия для индивидуальной работы обучающихся.

  • в формах учебного сотрудничества создать условия для письменного обмена мнениями, как момента индивидуального поиска вопроса и ответа, проектных форм групповой работы (проектная задача).

  • в системе оценивания; давать развернутые представления для детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений.

Цели программы и задачи программы:

  1. воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, цивилизованного правосознания, привычек правомерного поведения;

  2. развитие правовой культуры, повышению уровня ее духовно­нравственной, политической культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  3. формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем, освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  4. овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

  5. формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно ­ бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Содержание программы представлено 5 разделами:

  1. История и теория государства и права

  2. Конституционное право

  3. Гражданское, налоговое, семейное право

  4. Трудовое, административное, уголовное право

  5. Правовая культура

Характеристика курса «Право»

Курс «Право» содействует общей цели образования - формирование гражданина, социально - политические позиции которого базируются на богатой гуманитарной культуре прошлого и настоящего. Значение истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особо важное значение. От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры школьников зависит будущее страны. Формирование гражданственности становится сегодня главным условием уверенного и стабильного развития России в третьем тысячелетии.

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования - начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:

  • понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.

  • способы и средства действия не сообщаются в готовом виде - в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.

  • присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

  • создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.

Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.

В соответствии с системно - деятельностным подходом активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.

Основными видами деятельности старшеклассника, связанные с освоением данного курса являются:

  • Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.).

  • Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника, обучение в заочных школах.

  • Конструкторско-исследовательская деятельность по профильной теме.

  • Организационно-проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника.

  • Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии).

Задачи, решаемые старшеклассниками в разных видах деятельности

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними

Задачи, решаемые педагогами, реализующими данную программу на основной ступени обучения:

  1. Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для старшеклассника местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.

  2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний.

  3. Создать пространство для проявления инициативных действий.

Формы организации учебного процесса:

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикум.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность науки - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность свободы и социальной солидарности как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Ценность традиционной российской религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Спецкурс «Право» относится к предметам компонента ОУ учебного плана. Согласно ГОС и учебному плану МБОУ «СОШ № 35» на изучение спецкурса в 10 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год, включая часы на промежуточный контроль. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением времени.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

История и теория государства и права

4

3

1

Конституционное право

15

7,5

7,5

Гражданское, налоговое, семейное право

6

6


Трудовое, административное, уголовное право

8

5

3

Правовая культура

1

1


Итого:

34

22,5

11,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание тем спецкурса.

История и теория государства и права. История государства и права.

Связь и взаимосвязь государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, договорная, патриархальная, теория насилия, расовая, органическая, психологическая.

Вопросы теории государства и права.

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико- правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты прав. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Источники права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.

Конституционное право. Конституция Российской Федерации.

Понятие Конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. РФ- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Прямое действие Конституции.

Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории РФ. Виды субъектов. Проблема сепаратизма.

Президент РФ. Статус главы государства. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание РФ. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Палаты Федерального Собрания, их состав и способы формирования. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.

Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий.

Судебная власть в РФ. Судебная система. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура, функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Виды прав человека.

Международные договоры о правах человека Виды международных документов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод. Право на жизнь. Принцип презумпции невиновности.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право принимать участие в управлении страной непосредственно или через своих представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право на участие в культурной и научной жизни.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Избирательные права граждан. Активное, пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.

Гражданское, налоговое, семейное право. Гражданское право.

Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности. Обязательственное право. Понятие обязательства, сделки, договора. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственности. Объекты собственности. Защита прав собственности. Прекращение права собственности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Предприниматель, предпринимательская деятельность. Виды предприятий.

Налоговое право.

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Аудит. Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Декларация о доходах.

Семейное право.

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс. Понятие семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации. Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права. Брачный договор. Прекращение брака. Права и обязанности родителей.

Трудовое, административное, уголовное право.

Трудовое право.

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Коллективный договор. Оплата труда. Охрана труда. Индивидуальные и коллективные споры. Правила внутреннего распорядка.

Административное право.

Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Административные наказания, их виды.

Уголовное право.

Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Основные группы преступлений. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Виды наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Правовая культура.

Понятие правовой культуры. Совершенствование правовой культуры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

В рамках когнитивного (знаниевого) компонентабудут сформированы:

  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России; знание истории, культурных традиций;

  • знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обучающийся научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности. Исследовать практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике. Использовать практические и лабораторные работы, эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений; описывать результаты этих работ;

  • использовать для познания окружающего мира метод наблюдение;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работе с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критически осмысливать актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решению познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализировать современные общественные явления и события;

  • освоению типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применению полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированной защите своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения.

ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обучающийся научится:

  • адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • владеть монологической и диалогической речью, строить монологическое контекстное высказывание; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

  • владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы;

  • приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование.).

  • оценивать свои учебные достижения, поведение.

  • соблюдать нормы поведения в окружающей среде

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обращение с устройствами ИКТ

Обучающийся научится:

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Обучающийся научится:

  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

Поиск и организация хранения информации

Обучающийся научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.

ОСНОВЫ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ,УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст:

  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • откликаться на содержание текста:

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом- мастерство его исполнения;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения права учащийся должен

знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При проведении занятий предусмотрена реализация системно - деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:

  1. технология проблемного обучения, с помощью которого обучающиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать обучающихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

  2. исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.

  3. технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Образовательные пространства реализации программы

Первым образовательным пространством обучения является урок.

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

    1. Уроки «открытия» нового знания;

  1. Уроки рефлексии;

  2. Уроки общеметодологической направленности;

  3. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание обучающимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Критерии результативности урока:

    1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

    2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

    3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  1. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  2. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  3. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  4. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  5. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  6. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  7. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  8. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  9. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Вторым образовательным пространством, где осваивается учебное предметное содержание являются практики как совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Проводятся эти практики в форме практических занятий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении недостающего опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, социальной), что представляется сегодня особенно актуальным. С другой стороны, в практиках происходит важнейшее изменение в действиях учащихся - они начинают осознаваться самим школьником.

И, наконец, практики - «полигон» для опробования найденных обучающимися способов действия, необходимое условие их проверки и использования.

По своему месту в учении практики можно разделить на:

а) «готовящие», закладывающие некоторый опыт практического действия для уроков;

б) «порождающие», развитие которых приводит к осознанию противоречия, постановке учебной задачи и выходу класса к системе уроков, дающих новые знания;

в) «результирующие», опирающиеся на найденный на уроках способ действия.

По своей преобладающей направленности практики можно разделить на:

а) практики, направленные на объект;

б) практики взаимодействия (направленность на других людей),

в) практики проживания (направленность на себя).

Возможные виды практик:

  • речевые практики (рассказывание историй, придумывание окончания и начала историй, составление мини - рассказов и пр.);

  • изобразительные практики (живопись);

  • письменные дискуссии, написание писем, общение через Интернет;

  • первые практики публикаций (статьи);

  • подготовка докладов.

Третье образовательное пространство - домашняя самостоятельная работа как место проб и тренировок. Основная цель домашней самостоятельной работы сохранить желание к домашним урокам, заложив основные способы и приемы самостоятельной работы детей в домашних условиях. В ходе такой работы могут быть решены следующие педагогические задачи:

  • совершенствуются приемы планирования обучающимися своих действий;

  • формируется потребность к осуществлению самостоятельных контрольных действий;

  • дана возможность ученику право на ошибку, на отсроченный результат, возможность не предъявлять «продукт», если считаешь, что результат не соответствует образцу;

  • созданы условия для формирования самооценки ученика относительно действия, а не личности, взаимооценку, оценку другого (сверстника) по заданным критериям.

Четвертое образовательное пространство - консультация, которая проводится в форме индивидуальных или групповых занятий для ответов на содержательные вопросы учащихся, которые возникают у школьников в ходе выполнения их домашней самостоятельной работы.

Типология учебных ситуаций

  • ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;

  • ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

  • ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

  • ситуация-тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития ключевых компетентностей используются следующие типы задач:

Личностное развитие: на личностное самоопределение; смыслообразование; мотивацию; нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативная деятельность: на учёт позиции партнёра; организацию и осуществление сотрудничества; передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков.

Познавательная деятельность: задачи и проекты сравнение, оценивание задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.

Регулятивная деятельность: на планирование; рефлексию; целеполагание; оценивание; принятие решения; самоконтроль; коррекцию.

Развитию регулятивных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Рефлексивная деятельность

Также одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого обучающегося, его постоянная работа над собой, которая требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».

Наиболее оптимальной является классификация, основанная на функциях рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Результативность образовательного процесса по данной программе позволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • текущий контроль:

  • наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

  • самостоятельные работы;

  • текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

  • диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;

  • промежуточный контроль:

  • тестирование;

  • выполнения творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты;

  • проверочные работы;

  • домашние самостоятельные работы;

  • итоговый контроль:

  • контрольная итоговая работа;

  • защита исследовательских и проектных работ;

Способами оценивания результативности обучения являются:

  • пятибалльная система оценки;

  • тестирование;

  • учебные проекты;

  • мониторинг качества знаний;

  • учебные портфолио;

  • критериальное оценивание.

Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения учащихся по данной учебной программе:

  • написание эссе

  • различные виды чтения: индивидуальное чтение вслух, чтение по ролям, инсценирование;

  • творческие задания, их проверка: различные виды пересказов (подробный, сжатый, с изменением лица рассказчика и т.д.), ответы на вопросы (устные и письменные);

  • составление плана по заданной теме;

  • создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;

  • создание синквейна или диаманты

  • тестирование;

  • контрольные вопросы;

  • самостоятельные работы;

  • презентации;

Критериями оценивания результативности являются следующие:

Текущий контроль можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Промежуточный контроль проводится в основном в письменной форме. Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ комбинированного характера или тестирования, защите исследовательских и проектных работ.

УСТНЫЙ ОТВЕТ

Отметка «5»:

  • логичное изложение содержания ответа, при этом выявленные знания примерно соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;

  • правильное использование научной терминологии в контексте ответа;

  • верно, в соответствии с вопросом характеризуются на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяются основные, существенные признаки, закономерности развития;

  • объяснение причинно- следственных и функциональных связей названных социальных объектов;

  • обнаружение умения раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально- экономических и социальных наук;

  • умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственное суждения и аргументы по определенным проблемам.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы ученик самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «4»:

  • ставится, если ученик допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Отметка «3»:

  • ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или ученик не смог показать необходимые умения.

ТЕСТ

Расчет тестового балла проводится путем суммирования баллов за каждый ответ.

Пересчет результата проводится в процентном взаимоотношении по следующей схеме:

Оценка

Работа выполнена

5

100-85

4

84-70

3

69-50

2

49 и менее

ЭССЕ

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Отметка «5»

  • представлена собственная точка зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях с обоснованиями) уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • дана аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Отметка «4»

  • представлена собственная точка зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические обоснования не присутствуют или не прослеживаются);

  • дана аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт;

Отметка «3»

  • представлена собственная точка зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • проблема раскрыта на бытовом уровне;

  • аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Учебно-методический комплекс:

  1. А.Ф. Никитин Основы права 10-11 класс, Дрофа, М., 2011

  2. А.Ф. Никитин Программа курса Правоведение 10-11 класс, Просвещение, М., 2007.

  1. Печатные пособия:

1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.,1993

2. Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Эксмо,2006.

3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы. М., 2004

4. Общая теория государства и права/ Под ред. В.В. Лазарева. М.,1996.

5. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.,1997

3. Технические средства обучения:

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

3.Интерактивное оборудование

3.Помещение для занятий:

Кабинет истории № 13;

4. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

  • настенная доска, интерактивная доска.

5.Материалы и инструменты:

- иллюстративный справочный материал.;

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература, использованная при подготовке программы

  1. Никитин А.Ф. Программы курса Правоведение 10-11 классы М.: Просвещение, 2007.

  2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под. Ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

  3. ООП ОУ МБОУ «СОШ № 35» на 2013-2020г.

  4. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества// Вопросы образования. 2008. № 1.

  5. А.Ю. Ларин. Обществознание. Курс лекций: учебное пособие. М.; Новый диск, 2009.- 1 электрон.опт.диск (СD ROM)

Литература, рекомендованная для обучающихся

  1. .Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Кодекс об административных правонарушений.

  3. Конституция Российской Федерации.

  4. Семейный кодекс.

  5. Трудовой кодекс.

  6. Конвенция о правах ребенка

  7. Уголовный кодекс

  8. Международный Билль о правах

  9. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». М., 1998

  10. Пугачев В.П. «Введение в политологию»/В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. М., 1995

  11. Лучшие афоризмы. М.,2002

Интернет-ресурсы


  1. fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.(дата обращения 28.08.2014)

  2. school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы. (дата обращения 28.08.2014)

  3. semyarossii.ru (дата обращения 28.08.2014)

  4. http: unicef.ru (дата обращения 28.08.2014)





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарные сроки

№ уроков

Раздел/

Тема

Кол-во часов

Результаты обучения

Контроль

Предметные

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, компетентности

История государства и права 4 часа

02.09

1

Происхождение государства и права. Связь и взаимосвязь государства и права.

1

Учащиеся смогут объяснить: смысл основных теорий происхождения государства и права; государство, монархия, республика, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, унитарное, федеративное государство, конфедерация, абсолютная монархия, парламентская, президентская, смешанная республика, право, отрасли права, институт права, правовая норма, правовое государство, гражданское общество, верховенство права.

Учащиеся смогут овладеть умениями: высказывать свое мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права.

Анализировать государство и его признаки; теории происхождения государства. Называть причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства.

Основы читательской компетентности работа с текстом: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Рефлексивная деятельность: самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Информационно-коммуникативная деятельность: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы, тезисы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, проводить информационно-смысловой анализ текста. Познавательная деятельность: творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет;

входить в информационную среду образовательного учреждения через Интернет, осуществлять поиск информации для решения учебной задачи, готовить презентации;

Аналитическая таблица

09.09

2

Государство, его признаки и формы.

1

Составление схемы, диаграммы

16.09

3

Понятие права. Правовая норма. Источники права.

1

Составление схемы диаграммы

23.09

4

Понятие и признаки правового государства.

1

Эссе

Конституционное право 15 часов

30.09

5

Понятие Конституции, ее виды. Конституционализм.

1

Учащиеся смогут объяснить: Конституция, конституционализм, федерация, сепаратизм, Федеральное собрание, парламентаризм, суверенитет, гражданство, гарант, законотворчество, правосудие, прокуратура.

Учащиеся смогут овладеть умениями: анализировать конституции разных периодов развития Российского государства.

Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Объяснять отношение российского общества к конституционным проектам.

Характеризовать статус президента, полномочия, функции российского парламента, законотворческую деятельность в РФ, правительство РФ, его состав, полномочия, порядок формирования. Характеризовать и анализировать судебную систему РФ, систему местного самоуправления, роль этих органов.

Основы читательской компетентности работа с текстом: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Рефлексивная деятельность: самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Информационно-коммуникативная деятельность: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы, тезисы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, проводить информационно-смысловой анализ текста.

Познавательная деятельность: творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет;

входить в информационную среду образовательного учреждения через Интернет, осуществлять поиск информации для решения учебной задачи, готовить презентации;

Основы исследовательской деятельности: исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике. Использовать практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений; описывать результаты этих работ;

Устный ответ

07.10

6

Конституция России. Основы конституционного строя.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

14.10

7

Федеративное устройство России.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

21.10

8

Президент Российской Федерации.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

11.11

9

Федеральное Собрание Российской Федерации.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

18.11

10

Правительство Российской Федерации.

1

Знать содержание второй главы Конституции, права, свободы, обязанности граждан, содержание Всеобщей декларации и других международных документов. Анализировать и характеризовать избирательный процесс в РФ, называть и объяснять суть избирательных систем. Работать с текстом Конституции.

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

25.11

11

Судебная власть в Российской Федерации. Прокуратура.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

02.12

12

Местное самоуправление

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы семинар,

09.12

13

Права, свободы и обязанности человека и гражданина.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

16.12

14

Международные договоры о правах человека.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы семинар,

23.12

15

Гражданские права.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

13.01

16

Политические права.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

20.01

17

Экономические, социальные и культурные права.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы семинар,

27.01

18

Права ребенка.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

03.02

19

Избирательные права граждан.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы, семинар

Гражданское, налоговое, семейное право 6 часов

10.02

20

Понятие и источники гражданского права. Гражданская правоспособность и дееспособность.

1

Учащиеся смогут объяснить: правоспособность, дееспособность, эмансипация ,гражданское право, имущественные отношения, физическое лицо, юридическое лицо, кодекс, обязательственное право, процессуальное право, иск, претензия, ответчик, истец, наследование, завещание, страхование, иждивенцы, вещное право, правомочия, национализация, приватизация,

Основы читательской компетентности работа с текстом: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Рефлексивная деятельность: самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Информационно-коммуникативная деятельность: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы, тезисы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, проводить информационно-смысловой анализ текста.

Познавательная деятельность: творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет;

входить в информационную среду образовательного учреждения через Интернет, осуществлять поиск информации для решения учебной задачи, готовить презентации;

Основы исследовательской деятельности: исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике. Использовать практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений; описывать результаты этих работ;

Устный ответ

17.02

21

Право собственности. Обязательственное право.

1

Устный ответ

24.02

22

Предприниматель и предпринимательская деятельность.

1

Устный ответ, эссе

03.03

23

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

1

унитарное предприятие, артель, акционерное общество, налоги, косвенные, прямые, аудит, налогоплательщик, федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги и сборы, налогообложение, налоговые льготы, семья, брак, усыновление, опека.

Учащиеся смогут овладеть умениями: характеризовать и анализировать основные положения гражданского права, семейного, налогового, выделять специфику; решать конкретные ситуационные задачи, основываясь на полученных знаниях.

Устный ответ

10.03

24

Понятие и источники семейного права.

1

Устный ответ

17.03

25

Брак. Права и обязанности супругов.

1

Устный ответ, тест

Трудовое, административное, уголовное право 8 часов

07.04

26

Понятие источники трудового права.

1

Учащиеся смогут объяснить: трудовое право, трудовые правоотношения, участники трудовых правоотношений, трудовой договор, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, рабочее время, время отдыха, продолжительность рабочего времени, виды времени отдыха, оплата труда, охрана труда, трудовые споры, административное право, субъекты административных правоотношений, методы административного регулирования, административное наказание, уголовное право, уголовный кодекс, преступление, состав преступления, презумпция невиновности, объект преступления, субъект преступления, преступления против личности, преступления против общественной безопасности и общественного порядка, преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, преступления против военной службы, преступления против мира и безопасности человечества, терроризм, захват заложников, заведомо ложные обвинения, уголовная ответственность, арест, обязательные работы, условное наказание, ограничении е свободы, смягчающие обстоятельства и отягчающие обстоятельства, суд присяжных, принудительные меры воспитательного воздействия.

Учащиеся смогут овладеть умениями: характеризовать и анализировать основные положения трудового, административного, уголовного права, решать конкретные ситуационные задачи, основываясь на полученных знаниях, выявлять специфику, например, уголовного процесса.

Основы читательской компетентности работа с текстом: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Рефлексивная деятельность: самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Информационно-коммуникативная деятельность: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы, тезисы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, проводить информационно-смысловой анализ текста. Познавательная деятельность: творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет;

входить в информационную среду образовательного учреждения через Интернет, осуществлять поиск информации для решения учебной задачи, готовить презентации;

Основы исследовательской деятельности: исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике. Использовать практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений; описывать результаты этих работ;

Устный ответ

14.04

27

Трудовой договор. Коллективный договор.

1

Практическая работа

21.04

28

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

1

Практическая работа

28.04

29

Понятие и источники административного права.

1

Устный ответ

05.05

30

Административные правонарушения. Административные наказания.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы

12.05

31

Понятие и источники уголовного права.

1

Работа с текстом документа, ответы на вопросы

19.05

32

Понятие преступления.

1

Устный ответ

26.05

33

Уголовная ответственность.

1

Эссе

Правовая культура 1 час

34

Содержание правовой культуры. Совершенствование правовой культуры.

1

Учащиеся смогут объяснить: правовая культура личности, правовая культура общества, правовой цинизм, правовой нигилизм.

Учащиеся смогут разъяснить пути формирования правовой культуры, опасность правового нигилизма и правового цинизма. Доказать необходимость формирования и совершенствования правовой культуры.

Основы читательской компетентности работа с текстом: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Рефлексивная деятельность: самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Информационно-коммуникативная деятельность: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы, тезисы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, проводить информационно-смысловой анализ текста. Познавательная деятельность: творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет;

входить в информационную среду образовательного учреждения через Интернет, осуществлять поиск информации для решения учебной задачи, готовить презентации;

Основы исследовательской деятельности: исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике. Использовать практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений; описывать результаты этих работ;

Тест



© 2010-2022