- Преподавателю
- Обществознание
- Элективный курс для 9 класса Право в нашей жизни
Элективный курс для 9 класса Право в нашей жизни
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дружина Е.Е. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРАВО В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Право в нашей жизни» для учащихся 9-х классов рассчитана на 12 часов, ориентирована на привлечение внимания к изучению вопросов права, перспективу профильного изучения в старшем звене, возможности получения по окончанию школы юридического образования.
В процессе работы по изучению данного курса школьники ознакомятся не только с основами знаний о праве и государстве, но и получат практические умения и навыки, необходимые каждому человеку в современном обществе, ценностные ориентиры, позволяющие сформировать осознанное отношение к правовым и политическим реалиям.
Кроме того, эти знания, умения и ценности раскрываются также через следующие аспекты:
-
обсуждение актуальных общественных проблем;
-
формирование умения выявлять конфликт ценностей, который, как правило, присутствует в каждой жизненной ситуации, и обучение работе с ним;
-
приобретение навыков разрешения конфликтов.
Предлагаемый пропедевтический курс права направлен на преодоление правового нигилизма школьников, формирование правовой культуры и правомерного поведения учащихся.
В значительной степени этому способствуют предлагаемые методы обучения. Основу занятий курса составляют интерактивные методы, среди которых стоит выделить:
-
ролевые игры и имитации;
-
деловые игры и моделирование (упрощенные судебные разбирательства);
-
анализ казуса (элементы юридического дела).
Это обусловлено целями, задачами и содержанием курса, его практической направленностью. Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем («На приеме у юриста»), что способствует не только усвоению знаний, но и овладению умениями и навыками, формированию жизненной позиции, создают атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Такая атмосфера и есть настоящая суть права.
Ожидаемые учебные результаты
знания
-
объяснять базовые и правовые понятия (право, государство, закон, права человека, права ребенка, нормы права).
умения и навыки
-
использовать различные способы разрешения проблем (переговоры, обращение к юристу, ненасильственные способы защиты своих прав).
отношения, качества, ценности
-
задуматься и выразить свое отношение к взаимосвязи права и морали, цели права и его роли в жизни человека;
-
задуматься и выразить свое отношение к различным подходам в разрешении проблем;
-
задуматься и выразить свое отношение к проблемам устройства и деятельности государства и общества;
-
задуматься о своих месте и роли в жизни общества и государства.
СТРУКТУРА КУРСА «ПРАВО В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Вводное занятие
1ч.
Тема 1. Введение в право
4 ч.
Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты
5 ч.
занятие 1
Вводное
1 ч.
Тема 1. Введение в право
4 ч.
занятие 2
Что такое право?
1 ч.
занятие 3
Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов
1 ч.
занятие 4
Судебная защита прав и свобод граждан
1 ч.
занятие 5
«Профессия - юрист»
1 ч.
Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты
5 ч.
занятие 6
Естественное право и права человека
1ч.
занятие 7
Государственное право. Конституционные права и обязанности граждан России
1ч.
занятие 8
Создаем Конституцию
1 ч.
занятие 9
Права ребенка и необходимость их защиты. Конвенция о правах ребенка
1 ч.
занятие 10
Институт уполномоченного по правам человека
1 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч).
Основные вопросы: Роль правил в жизни человека и общества. Какие правила изучаются в курсе «Право в нашей жизни». Практическая направленность курса, его связь с жизнью. Как работать с текстом учебной книги.
Практические умения, опыт деятельности. Совместный (в группе) поиск ответов на проблемный вопрос, участие в дискуссии.
Тема 1. Введение в право (4 ч).
Основные вопросы: Социальные нормы, их многообразие. Отличительные признаки норм права. Понятия «право», «закон». Как возникли государство и право. Взаимосвязь государства и права. Связь морали и права. Понятие «правомерное поведение». Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликта. Практика ведения переговоров.
«Профессия - юрист». Юридическая помощь. Условия и порядок обращения граждан за юридической помощью.
Практические умения, опыт деятельности. Применять юридические понятия при анализе конкретных жизненных ситуаций; отличать нормы права от других социальных норм; оценивать действия и поступки с точки зрения их правомерности; работать в группе, публично выступать; занимать и аргументировать свою позицию применительно к конкретным ситуациям «конфликта интересов», «нарушения прав человека»; планировать правомерные способы их разрешения; определять условие и порядок обращения за юридической помощью.
Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты (5 ч).
Основные вопросы: Естественные права человека. Три поколения прав человека. Взаимосвязь прав человека и его обязанностей. Современное законодательство в области прав человека. Права ребенка, необходимость их дополнительной защиты. Конвенция о правах ребенка. Основные конституционные права и обязанности гражданина РФ. Право гражданина России защищать свои права. Законные пути его реализации. Общественные правозащитные организации, их многообразие. Условия эффективности их деятельности. Институт уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам ребенка.
Практические умения, опыт деятельности. Работать в группе, публично выступать, четко формулировать свою точку зрения и описывать ее; уметь слушать других и воспринимать точку зрения, отличную от своей; сравнивать и оценивать различные формы государства; по тексту Конституции оценивать правовое положение граждан России с учетом трех поколений прав человека; проводить юридический анализ конкретных жизненных ситуаций с точки зрения соблюдения прав человека. Опыт участия в деловых играх «законотворчества», проведения общественных слушаний по различным вопросам.
Литература
-
Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Методические материалы для преподавателя к тому 1. Спб., 2001
-
Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. Спб., 2001
-
Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т.1: Учебное пособие для 8-11 классов. Спб., 2000.
Дополнительная литература
-
Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие в жизни людей. Начальные сведения: Для учащихся 9-11 кл. М., 1998
-
Введение в обществознание /Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 1998
-
Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права: Учебник для 10-11 кл. Спб., 1999
-
Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. М., 1998
-
Мельникова Э.Б. Толковый юридический словарь школьника: Пособие для 7-11 кл. М., 2000
-
Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1997
-
Мы, народ… Конституция Российской Федерации /Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. М., 1998
-
Никитин А.Ф. Право и политика. М., 1997
-
Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению для 8-9 классов общеобразовательной школы /Сост. Н.И. Элиасберг. Спб., 2000.
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВО В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
№ п/п
Тема занятия
Тип занятия
Содержание занятия
(основные вопросы)
Структура занятия, формы деятельности
Дата
план
факт
1.
Введение в курс «Право в нашей жизни»
Сообщения новых знаний
-
Роль правил в жизни человека.
-
Что изучается в курсе?
-
Практическая направленность курса.
-
Как работать с текстом?
-
Рассказ учителя.
-
Игра «Эстафета».
-
Работа с текстом учебника.
-
Дискуссия «Можно ли жить без правил?».
16.01
2.
Что такое право?
Сообщения новых знаний
-
Социальные нормы, их многообразие.
-
Отличительные признаки норм права.
-
Понятие «право».
-
Как возникли государство и право?
-
Взаимосвязь государства и права.
-
Связь права и морали.
Работа с текстом учебника на тему: «Выдающиеся мыслители о праве и законах».
Сообщение учащегося: «Знаменитые кодификаторы».
23.01
3.
Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов
Сообщения новых знаний и развития общеучебных умений
-
Понятие «правомерное поведение».
-
Конфликт интересов.
-
Досудебные правомерные способы разрешения конфликтов
Рассказ учителя.
Анализ учащимися текста учебника «Как успешно вести переговоры».
Выполнение учащимися практических заданий.
30.01
4.
Судебная защита прав и свобод граждан. Юридическая помощь
Сообщения новых знаний
-
Защита прав граждан в суде.
-
Виды юридической помощи.
-
Условия и порядок обращения граждан за юридической помощью.
-
Правомерные способы воздействия граждан на политику государства.
Лекция учителя.
Дискуссия (в.4).
6.02
5.
Профессия - юрист
Закрепления и проверки знаний, умений и навыков
-
Виды юридических специальностей.
-
Обращение за помощью к юристу.
Беседа.
Ролевая игра «На приеме у юриста»
13.02
Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты
6.
Естественное право и права человека
Сообщения знаний
-
Естественные права человека.
-
Современное законодательство в области прав человека.
-
Право гражданина России защищать свои права. Законные пути его реализации.
Лекция учителя и сообщение учащихся «Проблема прав человека в истории».
20.02
7.
Государственное право. Конституционные права и обязанности граждан РФ
Сообщения новых знаний и развития практических умений
-
Содержание государственного права.
-
Источники государственного права.
-
Конституция - основной закон страны.
-
Страницы истории конституционализма в России.
-
Закрепление в конституциях прав человека.
-
Конституционные права и обязанности граждан РФ.
-
Взаимосвязь прав человека и его обязанностей.
Урок-конференция: слушание и обсуждение выступлений, подготовленных группами учащихся по вопросам 3, 4, 6, сочетаются с выступлением учителя 1, 5, 7
27.02
8.
Создаем Конституцию
Формирования практических умений
-
Порядок разработки и принятия Конституции.
-
Участие граждан в создании конституции и законов государства.
-
Законотворческая деятельность.
Вариант 1.
Ролевая игра «На необитаемом острове».
Вариант 2.
Групповая работа - проектирование Конституции школьного сообщества.
5.03
9.
Права ребенка и необходимость их дополнительной защиты
Сообщения новых знаний, формирования практических умений
-
Важнейшие международные правовые документы.
-
Необходимость дополнительной защиты прав ребенка.
-
Уполномоченный по правам ребенка. Значение его деятельности.
Рассказ-беседа.
Анализ казуса.
Игра «Пиктограммы»
12.03
10.
Институт уполномоченного по правам человека
-
Место уполномоченного по правам человека в защите прав граждан, его полномочия, права и обязанности.
Деловая игра «Дом права или кто поможет гражданину?»
19.03