Элективный курс для 9 класса Право в нашей жизни

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВО В НАШЕЙ ЖИЗНИ


Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Право в нашей жизни» для учащихся 9-х классов рассчитана на 12 часов, ориентирована на привлечение внимания к изучению вопросов права, перспективу профильного изучения в старшем звене, возможности получения по окончанию школы юридического образования.

В процессе работы по изучению данного курса школьники ознакомятся не только с основами знаний о праве и государстве, но и получат практические умения и навыки, необходимые каждому человеку в современном обществе, ценностные ориентиры, позволяющие сформировать осознанное отношение к правовым и политическим реалиям.

Кроме того, эти знания, умения и ценности раскрываются также через следующие аспекты:

  • обсуждение актуальных общественных проблем;

  • формирование умения выявлять конфликт ценностей, который, как правило, присутствует в каждой жизненной ситуации, и обучение работе с ним;

  • приобретение навыков разрешения конфликтов.

Предлагаемый пропедевтический курс права направлен на преодоление правового нигилизма школьников, формирование правовой культуры и правомерного поведения учащихся.

В значительной степени этому способствуют предлагаемые методы обучения. Основу занятий курса составляют интерактивные методы, среди которых стоит выделить:

  • ролевые игры и имитации;

  • деловые игры и моделирование (упрощенные судебные разбирательства);

  • анализ казуса (элементы юридического дела).

Это обусловлено целями, задачами и содержанием курса, его практической направленностью. Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем («На приеме у юриста»), что способствует не только усвоению знаний, но и овладению умениями и навыками, формированию жизненной позиции, создают атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Такая атмосфера и есть настоящая суть права.

Ожидаемые учебные результаты

знания

  • объяснять базовые и правовые понятия (право, государство, закон, права человека, права ребенка, нормы права).

умения и навыки

  • использовать различные способы разрешения проблем (переговоры, обращение к юристу, ненасильственные способы защиты своих прав).

отношения, качества, ценности

  • задуматься и выразить свое отношение к взаимосвязи права и морали, цели права и его роли в жизни человека;

  • задуматься и выразить свое отношение к различным подходам в разрешении проблем;

  • задуматься и выразить свое отношение к проблемам устройства и деятельности государства и общества;

  • задуматься о своих месте и роли в жизни общества и государства.





СТРУКТУРА КУРСА «ПРАВО В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Вводное занятие

1ч.

Тема 1. Введение в право

4 ч.

Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты

5 ч.

занятие 1

Вводное

1 ч.

Тема 1. Введение в право

4 ч.

занятие 2

Что такое право?

1 ч.

занятие 3

Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов

1 ч.

занятие 4

Судебная защита прав и свобод граждан

1 ч.

занятие 5

«Профессия - юрист»

1 ч.

Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты

5 ч.

занятие 6

Естественное право и права человека

1ч.

занятие 7

Государственное право. Конституционные права и обязанности граждан России

1ч.

занятие 8

Создаем Конституцию

1 ч.

занятие 9

Права ребенка и необходимость их защиты. Конвенция о правах ребенка

1 ч.

занятие 10

Институт уполномоченного по правам человека

1 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 ч).

Основные вопросы: Роль правил в жизни человека и общества. Какие правила изучаются в курсе «Право в нашей жизни». Практическая направленность курса, его связь с жизнью. Как работать с текстом учебной книги.

Практические умения, опыт деятельности. Совместный (в группе) поиск ответов на проблемный вопрос, участие в дискуссии.

Тема 1. Введение в право (4 ч).

Основные вопросы: Социальные нормы, их многообразие. Отличительные признаки норм права. Понятия «право», «закон». Как возникли государство и право. Взаимосвязь государства и права. Связь морали и права. Понятие «правомерное поведение». Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликта. Практика ведения переговоров.

«Профессия - юрист». Юридическая помощь. Условия и порядок обращения граждан за юридической помощью.

Практические умения, опыт деятельности. Применять юридические понятия при анализе конкретных жизненных ситуаций; отличать нормы права от других социальных норм; оценивать действия и поступки с точки зрения их правомерности; работать в группе, публично выступать; занимать и аргументировать свою позицию применительно к конкретным ситуациям «конфликта интересов», «нарушения прав человека»; планировать правомерные способы их разрешения; определять условие и порядок обращения за юридической помощью.

Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты (5 ч).

Основные вопросы: Естественные права человека. Три поколения прав человека. Взаимосвязь прав человека и его обязанностей. Современное законодательство в области прав человека. Права ребенка, необходимость их дополнительной защиты. Конвенция о правах ребенка. Основные конституционные права и обязанности гражданина РФ. Право гражданина России защищать свои права. Законные пути его реализации. Общественные правозащитные организации, их многообразие. Условия эффективности их деятельности. Институт уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам ребенка.

Практические умения, опыт деятельности. Работать в группе, публично выступать, четко формулировать свою точку зрения и описывать ее; уметь слушать других и воспринимать точку зрения, отличную от своей; сравнивать и оценивать различные формы государства; по тексту Конституции оценивать правовое положение граждан России с учетом трех поколений прав человека; проводить юридический анализ конкретных жизненных ситуаций с точки зрения соблюдения прав человека. Опыт участия в деловых играх «законотворчества», проведения общественных слушаний по различным вопросам.























































































Литература

  1. Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Методические материалы для преподавателя к тому 1. Спб., 2001

  2. Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. Спб., 2001

  3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т.1: Учебное пособие для 8-11 классов. Спб., 2000.

Дополнительная литература
  1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие в жизни людей. Начальные сведения: Для учащихся 9-11 кл. М., 1998

  2. Введение в обществознание /Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 1998

  3. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права: Учебник для 10-11 кл. Спб., 1999

  4. Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. М., 1998

  5. Мельникова Э.Б. Толковый юридический словарь школьника: Пособие для 7-11 кл. М., 2000

  6. Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1997

  7. Мы, народ… Конституция Российской Федерации /Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. М., 1998

  8. Никитин А.Ф. Право и политика. М., 1997

  9. Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению для 8-9 классов общеобразовательной школы /Сост. Н.И. Элиасберг. Спб., 2000.

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВО В НАШЕЙ ЖИЗНИ»



№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Содержание занятия

(основные вопросы)

Структура занятия, формы деятельности

Дата

план

факт

1.

Введение в курс «Право в нашей жизни»

Сообщения новых знаний

  1. Роль правил в жизни человека.

  2. Что изучается в курсе?

  3. Практическая направленность курса.

  4. Как работать с текстом?

  1. Рассказ учителя.

  2. Игра «Эстафета».

  3. Работа с текстом учебника.

  4. Дискуссия «Можно ли жить без правил?».

16.01

2.

Что такое право?

Сообщения новых знаний

  1. Социальные нормы, их многообразие.

  2. Отличительные признаки норм права.

  3. Понятие «право».

  4. Как возникли государство и право?

  5. Взаимосвязь государства и права.

  6. Связь права и морали.

Работа с текстом учебника на тему: «Выдающиеся мыслители о праве и законах».

Сообщение учащегося: «Знаменитые кодификаторы».

23.01

3.

Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов

Сообщения новых знаний и развития общеучебных умений

  1. Понятие «правомерное поведение».

  2. Конфликт интересов.

  3. Досудебные правомерные способы разрешения конфликтов

Рассказ учителя.

Анализ учащимися текста учебника «Как успешно вести переговоры».

Выполнение учащимися практических заданий.

30.01

4.

Судебная защита прав и свобод граждан. Юридическая помощь

Сообщения новых знаний

  1. Защита прав граждан в суде.

  2. Виды юридической помощи.

  3. Условия и порядок обращения граждан за юридической помощью.

  4. Правомерные способы воздействия граждан на политику государства.

Лекция учителя.

Дискуссия (в.4).

6.02

5.

Профессия - юрист

Закрепления и проверки знаний, умений и навыков

  1. Виды юридических специальностей.

  2. Обращение за помощью к юристу.

Беседа.

Ролевая игра «На приеме у юриста»

13.02



Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты


6.

Естественное право и права человека

Сообщения знаний

  1. Естественные права человека.

  2. Современное законодательство в области прав человека.

  3. Право гражданина России защищать свои права. Законные пути его реализации.

Лекция учителя и сообщение учащихся «Проблема прав человека в истории».

20.02

7.

Государственное право. Конституционные права и обязанности граждан РФ

Сообщения новых знаний и развития практических умений

  1. Содержание государственного права.

  2. Источники государственного права.

  3. Конституция - основной закон страны.

  4. Страницы истории конституционализма в России.

  5. Закрепление в конституциях прав человека.

  6. Конституционные права и обязанности граждан РФ.

  7. Взаимосвязь прав человека и его обязанностей.

Урок-конференция: слушание и обсуждение выступлений, подготовленных группами учащихся по вопросам 3, 4, 6, сочетаются с выступлением учителя 1, 5, 7

27.02

8.

Создаем Конституцию

Формирования практических умений

  1. Порядок разработки и принятия Конституции.

  2. Участие граждан в создании конституции и законов государства.

  3. Законотворческая деятельность.

Вариант 1.

Ролевая игра «На необитаемом острове».

Вариант 2.

Групповая работа - проектирование Конституции школьного сообщества.

5.03

9.

Права ребенка и необходимость их дополнительной защиты

Сообщения новых знаний, формирования практических умений

  1. Важнейшие международные правовые документы.

  2. Необходимость дополнительной защиты прав ребенка.

  3. Уполномоченный по правам ребенка. Значение его деятельности.

Рассказ-беседа.

Анализ казуса.

Игра «Пиктограммы»

12.03

10.

Институт уполномоченного по правам человека


  1. Место уполномоченного по правам человека в защите прав граждан, его полномочия, права и обязанности.

Деловая игра «Дом права или кто поможет гражданину?»

19.03


© 2010-2022