Из опыта моей работы

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. В периоды обострения политической ситуации государства проблемы обостряются ещё больше и могут быть источниками интенсивных эмоциональных всплесков, приводящих к негативному жизненному сценарию. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных ср...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Государственная должность…,

состоящая во всевозможном попечении

о воспитании мальчиков и девочек…

- эта должность гораздо значительнее

самых высоких должностей в государстве»

Платон

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. В периоды обострения политической ситуации государства проблемы обостряются ещё больше и могут быть источниками интенсивных эмоциональных всплесков, приводящих к негативному жизненному сценарию. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей и т.д.) делают процесс воспитания ещё более трудным.

Все люди во всяком возрасте - ученики и учителя. Хотят они того или не очень. Стремятся к этому или тщательно этого избегают. В любом возрасте они учатся у окружающих их людей, у самих себя. В любом возрасте кто-то учится у них. Родители маленького ребёнка по неволе учатся понимать его желания и нежелания, учатся тому, как лучше эти желания исполнять или как отвлекать малыша от них. Подросшие дети, молодые люди, взрослые мужчины и женщины, глубокие старики-все учат других и самих себя, учатся у сверстников, у младших и старших, учатся тому, как сделать свою жизнь лучше. Они далеко не всегда осознают себя учениками и учителями. Но это не меняет дело. Вся наша жизнь наполнена тем, что мы учим и учимся.

Начиная работать в должности учителя истории и обществознания, я познакомилась с трудами Ю.Бабанского и И.Я.Лернера, касающихся методов обучения, и представила для себя схему этапов методов обучения учащихся:

1 этап - этап проектирования, предусматривающий осознание целей учениками и проектируемая деятельность ученика.

2 этап - этап разграничения деятельности ученика и учителя.

И уже позже проблема «Интерактивные методы преподавания на уроках права, обществознания и истории» стала главной в моём личном творческом плане. Позднее я сформулировала тему так: «Формирование базовых компетентностей учащихся методами интерактивного обучения». Таким образом, вплотную работая по новым стандартам обучения, я была готова перейти к методам проектов, которые 20-е годы ХХ века в США называли методом проблем или проблемным обучением. У нас прижилось другое выражение: «Технология проблемного обучения». В 2010 году я аттестовывалась на первую квалификационную категорию, защищала работу "Формирование базовых компетентностей учащихся методами интерактивного обучения". И вывела для себя алгоритм деятельности повышения педагогического мастерства и компетентностей:

  • Повышение квалификации через курсовую подготовку Заб. КИПКРО и проблемные семинары Заб. КИПКРО;

  • Работа в проблемных семинарах районного МО учителей истории и обществознания;

  • Работа в школьных МО;

  • Участие в заседаниях клуба «Я-гражданин России»;

  • Самообразование;

  • Участие в научно-практических конференциях района и края.

У меня, как и у всех педагогов были и будут стоять проблемные вопросы:

  • Как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?

  • Что изменить в уроке, чтобы он был более современным?

  • Как усилить мотивацию учения и повысить ответственность за результат труда?

Внедрение в практику работы нашей школы ФГОС заставила пересмотреть моё отношений некоторых ключевых понятий образования. Ведь теперь «образование» стали рассматривать, как важнейшую социальную деятельность, предполагающую отказ от прямого копирования западных моделей образования.

Приоритетом стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учётом национальных особенностей. При этом Стандарт должен стать инструментом реализации государственной политики в образовании. Эти слова, как никогда созвучны словам, которые я взяла эпиграфом.

При разработке стандарта был учтён, объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса:

  • Быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

  • Поучать, использовать, создавать разнообразную информацию;

  • Принимать обоснованные решения;

  • Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными временными знаниями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

И на мой взгляд помочь в этом мне должен был метод проектов. Так как, именно, сущность метода проектов заключается в стимулировании интереса учащихся к определённым проблемам.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ в современном понимании: способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Я считаю, что в основе проектной деятельности должны лежать:

  • Развитие познавательных навыков;

  • Умение конструировать свои знания;

  • Умение ориентироваться в информационном пространстве.

ЦЕЛИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Воспитание детей, способных быть самостоятельным в мышлении и действиях;

2. Развитие коммуникативных, исследовательских навыков;

3. Умение работать с информацией;

4. Формулировать проблемы и находить пути их решения;

5. Развитие критического мышления.

Одним из примеров учебного проекта является урок истории в 10 классе по теме «Иван Грозный: противоречивость оценки личности и деятельности Ивана IV современниками и потомками».

Тип урока:

Интегрированный. Привлечены знания литературы, ИЗО и музыки.

Цель урока: Рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов, привлечь внимание к спорным проблемам его царствования (опричнина).

Задачи урока:

Обучающая - Выяснить, как представлен образ Ивана IV в литературе, живописи, кинематографе, музыке;

Развивающая - Способствовать развитию широкого спектра аналитических умений, в том числе критического сопоставления источников;

Воспитательная - Сформировать личностное отношение учеников к эпохе , неприятие деспотизма, насилия, террора.

Оборудование:

  • Эпиграф на доске «Истинный владыка тот, всё покрывает любовью кто владеет собой, над кем не властвуют страсти и кто»

Митрополит Филипп.

  • Таблицы: «Оценки опричнины в отечественной и зарубежной историографии», «Общее в деятельности Ивана Грозного и Сталина».

  • Иллюстративны материал: картины А.М.Васнецова, И.Е. Репина, скульптура М.М. Антокольского;

  • Музыкальная запись «Хвали душе моя Господа, фрагмент оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова;

  • Фрагмент из фильма С.М.Эйзенштейна «Иван Грозный». Мультимедиа.

План урока:

  1. Вступление

  2. Иван Грозный в отечественной историографии

  3. Иван Грозный в литературе

  4. Иван Грозный в живописи

  5. Иван Грозный в кинематографе и музыке

  6. Заключение

Проблемные вопросы учебной темы:

1. Что необходимо знать, чтобы дать целостную характеристику исторического деятеля?

2. Каковы оценки Ивана Грозного классиками русской исторической науки?

3. Прав ли Н.И. Костомаров, доказывающий несостоятельность Ивана IV, как политического деятеля? В чём своеобразие этой оценки? С каких позиций подходит Костомаров к личности Ивана IV? Какие слова можно подчеркнуть?

4. Что такое опричнина?

5. Какую оценку дают опричнине в Отечественной и Зарубежной историографии?

6. Политика Сталина и Ивана IV схожа?

Доказательством внедрения в практику проектной технологии на данном уроке являются:

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания.

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная групповая деятельность учащихся.

  4. Выдержаны все стадии проекта:

  • обоснование актуальности проблемы.

  • выделение ключевых вопросов в рамках проблемы.

  • поиск и отбор необходимой информации.

  • анализ информации, отбор фактов и построение аргументации в зависимости от заданной позиции.

  • формирование ответов на ключевые вопросы.

  • выводы.

  • представление (презентация) результатов проекта.

5. Планируемый результат:

а) учащиеся приобретают навыки работы в группе, умение отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к позиции оппонента, навыки самостоятельного поиска информации; рассмотреть исторические, публицистические и иные источники по проблеме, познакомятся с различными точками зрения;

б) использование конкретно-исторического подхода позволит учащимся отобрать те факты, которые служили бы доказательством их позиции.

Проектная деятельность связана с творчеством и ученическая творческая деятельность - это создание открытия чего-либо, ранее неизвестного для данного ученика.

Анализ показал, что каждый урок истории и обществознания с использованием проектно-исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов:

1) Организационно-подготовительного;

2) Технологического;

3) Презентационного.

Работа над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога.

Моя роль, как учителя в данном случае заключается в организации СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, в корректировке самостоятельной деятельности школьников.

Исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика. Для себя я вывела алгоритм работы над проектом:

  1. Выбор темы

  2. Определение типа исследования

  3. Определение количества участников

  4. обоснование проблемы

  5. Распределение задач по группам

  6. Составление технологической карты с представлением последовательности хода работы

  7. Самостоятельная работа учащихся по своим творческим заданиям.

  8. Промежуточные обсуждения полученных данных

  9. Защита (презентация) исследования

  10. Коллективные обсуждения выводов

Степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна. Степень самостоятельности зависит от возраста и сформированности умений проектной деятельности. Моя роль велика на первом и последнем этапе.

Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, своё собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

Изменение в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе на образование. В законе «Об образовании», ФГОС (утверждён приказом МО РФ от 06.10.2009 г. № 373), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающий качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

В МОУ СОШ № 92 накоплен многолетний педагогический опыт в области воспитания патриотизма. В условиях внедрения ФГОС и с учётом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашей школы является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми.

В 2014 году в рамках реализации районной программы «Развитие гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников МОУ СОШ № 92 г.Могоча в условиях ФГОС «С - гражданин России» участниками по реализации данной программ являются мои учащиеся и я, их учитель. С 2014 года были подготовлены 3 заседания общественно-дискуссионного клуба:

Уровень

Место проведения

Тема заседания

1

Городской

МОУ СОШ № 92

Г.Могоча

«Украина: причины

и последствия»

2

Районный

МОУ СОШ № 92

Г. Могоча

«Неофашизм: вчера,

сегодня и завтра»

3

Выездное

МОУ СОШ № 102

п.Амазар

«Вторая мировая война:

Кому нужна

фальсификация истории.

Правда и вымысел.»

Кроме этого мной были подготовлены и реализованы программы:

Год

Наименование

программы

Сроки

Возраст

2006

Концепция правового образования

В Муниципальном среднем общеобразовательном учреждении школы № 36 г. Могоча

2006

Учащиеся

9-11 классов

2010

Дополнительная образовательная программа общественного объединения «Адвокат»

2010-2011

12-13 лет

2012

Образовательная программа

«Права и обязанности по

отношению к своему здоровью»

2012-2013

12-14 лет

2013

Образовательная программа

«Здоровьесберегающие технологии» на

уроках истории и обществознания.

2013-2014

Учащиеся 5-11

классов

Учащиеся со своими проектами выступают на школьных, районных научно-практических конференциях. Ежегодно принимают участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, дистанционных конкурсах и олимпиадах.

В результате проб и ошибок в своей работе, несмотря на все то обилие технологий, что есть в современной педагогике, всегда нужно подходить разумно и взвешенно к использованию тех или иных методов и приемов. Но всегда надо помнить, что оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует более успешному процессу овладению ключевыми компетентностями учащимися.

В заключении хочется обратить внимание на то, что главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

1. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.

2. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

3. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

4. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

5. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

6. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

7. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

8. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

9. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

10. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

11. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

12. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы - только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими - это то, условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирования, развития и воспитания ЛИЧНОСТИ.









13


© 2010-2022