Урок по теме Семья и семейные отношения 5 класс

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Дата урока

20.10. 2014

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока

Дать представление о семье как частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, способствовать формированию навыка составления своей родословной

Образовательные ресурсы

1. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Презентация «Семья».- Режим доступа:nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/25/semya._5_klass._fgos.ppt

3. Видеофрагмент « Что такое семья.- Режим доступа: youtube.com/watch?v=SKUjIp5jWgI семья

План урока

1. Зачем люди создают семьи

2. Если семья не выполняет своих обязанностей

3. Какие бывают семьи

Личностно- значимая проблема

История семьи - страница истории Отечества

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Семья, поколения; родители, дети; права, обязанности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Эта

пы урока

Вре-мя

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятель

ность учащихся

Формы организа-

ции со-

взаимо-действия на уроке

Универсальные учебные действия

(УУД)

Формы контро

ля

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Мо

тива

ция к учеб

ной деяте

льнос

ти

2

Эмоциональ-ная, психоло-гическая и мотивоцион-ная подготов

ка учащихся к освоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются са-мостоятель

но их формули

ровать

Фрон-тальная работа

Личностные: понимают необходимость учения

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительно

го обсуждения













2.Ак

туализа

ция зна

ний

7

Обсуждение эпиграфа к уроку. Презентация к уроку (слайд №1)

Беседа с учащимися.

Отвечают на вопросы
рассуждают,

Высказыва

ют собственное мнение

Фрон-тальная работа

Коммуникатив

ные: высказывают собственное мнение: слушают друг друга, дополняют ответы одноклассников.

Устные ответы



3.Изу

чение ново

го материала

19

Знакомство с притчей «Две семьи»

Презентация к уроку «Семья» (слайд №2), (слайд №3)





1.Зачем люди создают семьи.

Работа с учебником, с. 26-27.

Презентация к уроку «Семья» (слайд №6)



Презентация к уроку «Семья» (слайд №7)



Презентация к уроку «Семья» (слайд №8)





Работа с учебником, с. 26-27

Презентация к уроку «Семья» (слайд №9),

(слайд №10),

(слайд №11),

2. Если семья не выполняет своих обязанностей









3. Какие бывают семьи

Презентация к уроку «Семья» (слайд №12)

Знакомит с притчей

- В чем смысл этой притчи?

- Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

- Что такое семья?

- Чем все семьи похожи?

- Что отличает одну семью от другой?

- Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы.

Почему большинство людей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку? Какую семью можно считать счастливой?

- Рассмотрите иллюстрации на с. 26-27 учебника.

- Что их объединяет?

----Какие из событий напоминают о твоей семье?

Ключевым словом нашего урока является слово семья. Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Давайте попробуем дать определение СЕМЬЕ

---Расскажите, как появилась ваша семья?

Учитель обобщает ответы учащихся.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

-Что является основой такой семьи?

Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

--Какие функции выполняет семья?

--Проанализируйте каждую функцию. Приведите примеры.

Семья - самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек - семей.

- Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.

- Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

- Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

- Что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.

- Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. Вы можете использовать слова из списка-подсказки, в котором перечислены черты этих двух семей. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.

Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.

Чтобы никто не мог нарушить ваши права, вы должны их хорошо знать.

- Работая с текстом учебника на с. 28 и дополнительным материалом, назовите свои права и дайте их характеристику.

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

- Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.

Знакомятся с притчей, рассуждают,

отвечают на вопросы.







Рассказывают о своей семье, привычках, традициях, совместных занятия

Предлагают свои определения. Записывают определение в тетрадь.

Делятся историей возникновения своих семей.


Анализиру

ют,

схему, высказывают свое мнение, приводят примеры.

Записывают схему.

.

Обсуждают, дают ответ.

Подбирают из учебника необходимый материал, высказывают свою точку зрения.



Находят в тексте материал,

обсуждают вопросы, приходят к единому выводу







Предлагают свои ответы, заполняют таблицу.

Фрон-тальная работа









Фрон-тальная работа





Фрон-тальная работа



Фрон-тальная работа





Фрон-тальная работа





Фрон-тальная работа

Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; адекватно понимают причины успешности /неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, обобщают полученную информацию.

Коммуникатив

ные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; ставят вопросы, формулируют свои затруднения

Устные ответы









Устные ответы





Устные ответы



Устные ответы





Устные ответы



Устные ответы



Устные ответы









Устные ответы

1

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


4.Пер

вич

ное осмысле

ние и закрепле

ние изученного

7

Просмотр видеофраг

мента

-Что значит счастливая семья?

Выполняют задание

Работа в парах

Познавательные: осуществляют отбор необходимой информации

Регулятивные: используют материал учебника и рабочей тетради.

Проверка выполнения заданий


5.Ито

ги урока

Рефлексия

7

Обобщение полученных на уроке сведений

-Сколько поколений живет в вашей семье?

- Кто является членом семьи?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональ

ное состояние на уроке

Фрон-тальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее зада

ние

2

П.3;вопросы,

задания

Конкретизирует домашнее задание

- Подберите поговорки и пословицы о семье.

- Составьте свое родословное древо.

Записывают домашнее задание

Индиви

дуальная работа



© 2010-2022