- Преподавателю
- Обществознание
- Методические материалы к курсу Обществоведение 10 класса
Методические материалы к курсу Обществоведение 10 класса
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сулимов Г.В. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сулимов Геннадий Васильевич
Учитель истории, высшая категория, звание «Старший учитель»
Макеевская общеобразовательная школа I - III ступеней №49
Микросфера 2 «Воспитай в себе гражданина»
Микросфера « Трудом славен человек»
Урок №17
Тема. Все профессии важны - все профессии нужны.
Цели урока:
1.Ознакомление старшеклассников с житейским и аналитическим способом выбора профессий.
2. Информирование о требованиях, которые профессия предъявляет к человеку.
3.Показать старшеклассникам спектр востребованных профессий на рынке труда Донбасса на современном этапе.
4.Содействовать трудовому воспитанию старшеклассников.
Форма занятия: урок- виртуальная экскурсия
Оборудование: презентация по теме урока,
Эпиграф к уроку : «Если человек не знает, к какой пристани держать путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Ход урока
-
Орг. момент.
-
Обьявление темы и целей урока (Слайд 1)
-
Вступительное слово учителя.
Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие - база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.
Конституция , статья 30 гарантирует:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. (Слайд3 )
Всего профессий и специализаций существует около 40 тысяч.
Где можно получить информацию о профессиях?
Ребята перечисляют: книги- справочники, СМИ, интернет.
В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.( Слайд 4)
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.
(Деление на команды повышает активность учащихся)
4. Игровая разминка.
Игра первая: на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
К Р Ф П
Давайте мы выясним, что влияет на наш выбор. (Слайд 5)
-
Итак, обратимся к таблице. Вы можете увидеть особенности житейского и аналитического способов выбора. Критериями этих способов являются:
Житейский
Аналитический
Внимание к тому, насколько доходной является профессия.
Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.
Значение внешней атрибутики:
«Хочу носить военную форму»
«Полезность « профессии для самого человека : «Будешь поваром - голодным не останешься». «В семье должен быть собственный доктор..» и т.д.
Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.
Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.
Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.
Осознание собственных интересов.
Сформировавшаяся профессиональная идентичность.
Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас - житейским.. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу? (Слайд 6)
. Чтобы была интересной. ХОЧУ
2. Чтобы профессия соответствовала своим возможностям( здоровье, способности). МОГУ
3. Чтобы можно было найти работу ( востребованность на рынке труда) НАДО
В нашем регионе большую роль играет пункт: "востребованность на рынке труда".
Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.
Слайд 7, 8, 9, 10, 11
-
Методика «Карта склонностей к различным видам деятельности»
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
На выбор: составить презентацию о любимой профессии,
рекламный проспект о востребованных вакансиях,
эссе на тему: «Мои способности на службу республике»
Методика «Карта склонностей к различным видам деятельности» Приложение 1
Методика позволяет выявить степень склонностей учащегося к каждому из шести предложенных видов деятельности:
1. Работа по обслуживанию, взаимодействию и общению с людьми - работа, связанная с обслуживанием клиентов, обучением, воспитанием, оказанием помощи. Главным содержанием является взаимодействие с другими людьми. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание, консультирование и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способности к убеждению.
2. Работа умственного характера - различные виды работ, связанные с изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний, требующие абстрактного ума, способностей к анализу и систематизации информации, с расчетами, вычислениями.
3. Практическое изготовление и производство чего-либо, ремонт и обслуживание технических систем - работа, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков. Профессии типа: станочники, механики, слесаря, наладчики, строительные профессии, электрики.
4. Эстетические виды деятельности (область искусства и дизайн) - работа, направленная на создание произведений искусства и эстетической среды обитания человека. Целью труда является достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире, воздействие на человека посредством искусства для его совершенствования, сохранение культурного наследия человечества.
5. Подвижные виды деятельности, спорт, повышенный риск - работы, при выполнении которых предполагается либо физическая активность и нагрузки, либо постоянное перемещение работника. Возможные профессии: все спортивные профессии, большинство военных профессий, профессии моряков, летчиков, каскадеров, охранников.
6. Экономические виды - работа в области экономики, непосредственно связанная с вопросами ценообразования товаров и услуг, определением стоимости различных видов работ. Возможные профессии: бухгалтера и экономисты, дилеры.
Анкетирование проводится групповым методом. Испытуемым предлагается оценить степень значимости или предпочтения различных аспектов профессиональной деятельности, которые наиболее характерных для предложенных шести групп.
Обработка результатов
Подсчитывалось количества баллов (в соответствии с ключом ответов) по каждому виду деятельности. Виды деятельности, получившее максимальное количество плюсов, указывают область деятельности, к которой у учащегося имеются наиболее выраженные склонности.
Инструкция: «Вам предлагаются 30 вопросов, посвященных отношению к различным видам деятельности. Каждый вопрос имеет два возможных ответа. Необходимо указать, какому из них Вы отдаете предпочтение. Для этого надо в бланк ответов поставить соответствующий балл рядом с вариантом «а» и вариантом «б».
Предпочтение может быть категоричным, тогда Вы используете оценки «3» и «0», либо предпочтение будет более мягким, тогда Вы проставляете оценки «2» и «1» рядом с соответствующим вариантом ответа. Можно использовать только целые числа».
Вопросы:
1. Люди считают, что для них важнее: а) иметь возможность много учиться, б) иметь возможность улучшать свое благосостояние.
2. При чтении книг Вы отдаете предпочтение: а) хорошему литературному языку, б) интересному сюжету и ярким характерам героев.
3. Какое вознаграждение Вас больше порадует: а) за научное изобретение, б) за общественную деятельность.
4. Если бы Вам предложили выбрать из двух вариантов, то чтобы Вы предпочли: а) стать директором крупного торгового центра, б) стать главным инженером крупного предприятия.
5. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у артистов: а) то, что они несут людям красоту и эстетику, б) то, что они выполняют общественно-полезную работу.
6. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь главное значение: а) естествознание и техника, б) физическая культура.
7. Если бы Вы стали директором школы, то на что бы Вы обратили большее внимание: а) создание условий труда и отдыха учителей, б) сплоченного коллектива единомышленников.
8. Представьте, что Вы на выставке. Что вас больше привлечет в экспонатах: а) оформление, внешний вид, б) внутреннее устройство, принцип действия.
9. Какие черты в человеке вас больше привлекают: а) мужество, смелость, выносливость, б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти.
10. В свободное время Вы бы предпочли: а) занятия литературой, искусством, б) занятия физикой, математикой.
11. Вам предоставляется возможность выехать за рубеж. В каком качестве Вы предпочитаете поехать: а) как известный спортсмен, каскадер, б) специалист по внешнеторговым соглашениям.
12. Какая статья в газете скорее привлечет Ваше внимание: а) статья о каком-то новом практическом изобретении, б) статья об открытии новой научной теории.
13. Вы смотрите праздничный парад. Что Вас больше привлекает: а) слаженность ходьбы, четкость и красота движений участников, б) внешнее оформление и костюмы.
14. Если у Вас появляется свободное время, то Вы скорее всего потратите: а) на какое-то практическое занятие (что-то сконструировать, смастерить), б) на общественную работу (что-то организовать, в чем-то поучаствовать).
15. Из двух выставок Ваше внимание больше привлечет: а) выставка новых товаров легкой и пищевой промышленности, б) выставка новинок научной аппаратуры.
16. Если выбирать только из двух вариантов, то что бы Вы предпочли: а) техническое творчество, б) художественную самодеятельность.
17. Как Вы считаете, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: а) на развитие общей культуры учащихся, б) на укрепление здоровья.
18. Какой из двух журналов Вы скорее прочитаете: а) научно-популярный,
б) литературно-художественный.
18. Какую из двух видов работ на свежем воздухе Вы предпочитаете: а) работу по ремонту и обслуживанию техники, б) работу, связанную с ходьбой.
20. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее: а) подготовить учащихся к практической профессиональной деятельности, б) подготовить к работе с людьми, умению уживаться в коллективе
21. Какая область естественных дисциплин вам больше интересна:
а) радиотехника, ракетостроение, б) компьютерные языки, математика.
22. Что, на Ваш взгляд, для человека важнее: а) создать уютный быт,
б) иметь возможность знакомиться с сокровищами искусства.
23. Для благополучия общества необходимы: а) правосудие,
б) высокоразвитая техника.
24. Из двух предложенных тем, предложенных для пересказа, надо выбрать одну: а) о достижениях спорта, б) о достижениях в области экономики.
25. Что, на Ваш взгляд, принесет обществу больше пользы: а) конкретная забота о повышении благосостояния отдельных граждан, б) развитие исследований в области изучения человека.
26. Служба быта оказывает людям различные услуги. Считаете ли Вы необходимым: а) впредь развивать эту отрасль оказания бытовых услуг, б) лучше производить больше бытовой техники для дома.
27. Вам необходимо посетить одну лекцию. Какую Вы выберете: а) о великих гуманистах прошлого и современных общественных деятелях, б) об известных ученых.
28. Какая научная работа для Вас предпочтительна: а) в библиотеке с литературой, б) в научной экспедиции.
29. Что быстрее привлечет Ваше внимание в газете: а) сообщение о выгодной лотерее или конкурсе, б) сообщение об открытии необычной художественной выставки.
30. Если бы Вам пришлось выбирать только из двух вариантов, то что бы Вы предпочли: а) работу, в области физической культуры и спорта или другую, связанную с движением и активностью, б) работу научно-конструкторскую, исследовательскую.
Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов по 6 видам деятельности в соответствии с ключом:
1. Работа с людьми, взаимодействие и обслуживание - 3б, 5б, 7б, 9б, 14б, 17а, 20б, 23а, 25а, 27а.
2. Работа умственного характера - 1а, 3а, 6а, 10б, 12б, 15б, 18а, 21б, 25б, 28а.
3. Практическое производство, изготовление - 4б, 8б, 12а, 14а, 16а, 19а, 21а, 23б, 26б, 30б (для мальчиков, направленностью на эту деятельность считается 19 баллов и выше).
4. Работа эстетического характера - 2а, 5а, 8а, 10а, 13б, 16б, 18б, 22б, 27б, 29б (для девочек, направленностью на эту деятельность считается 19 баллов и выше).
5. Работа подвижного характера, спорт, профессии, связанные с повышенным риском - 2б, 6б, 9а, 11а, 13а, 17б, 19б, 24а, 28б, 30а.
6. Работа экономического характера, повышенные требования к уровню материальной обеспеченности - 1б, 4а, 7а, 11б, 15а, 20а, 22а, 24б, 26а, 29а.
Виды деятельности, получившие максимальные баллы считаются наиболее предпочитаемыми.
Список использованных источников
Литература.
1. Конституция ДНР
2.Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:
Рекомендации по организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-
Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.
3.Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»
/Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.
-
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.
Интернет-истоники
-
vostokdn.ru/novosti-donbassa/naibolee-vostrebovannye-professii-v-dnr.html
-
dan-news.info/obschestvo/vrachi-i-prepodavateli-stali-samymi-vostrebovannymi-professiyami-v-dnr.html