Рабочая программа по обществознанию для 9 класса

 Данная рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена  в соответствии со всеми современными требованиями к рабочим программам по обществознанию. Рабочая программа состоит из следующих частей: пояснительная записка, включающая цели и результаты обучения, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, включающее внеурочную занятость, список литературы для учителя, а также тестовые материалы для проверки знаний учащихся по темам, включенным в обязательное изуч...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к курсу обществознание 9 класса.

Рабочая программа разработана на основе Положения о Рабочей программе ОУ в соответствии с Примерной программой среднего общего образования по обществознанию на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Цели.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Содержание курса

№ п.п.

Наименование зачетного раздела

Содержание

Форма контроля

1

«Политика»

Политика и власть

Государство

Политические режимы

Правовое государство

Политические партии и движения.

Участие граждан в политической жизни.

Гражданское общество и государство

Зачет

2

«Право»

Право, его роль в жизни общества и государства.

Правоотношения и субъекты права.

Права несовершеннолетних.

Правонарушения.

Юридическая ответственность.

Правоохранительные органы

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Права и свободы человека и гражданина.

Гражданские правоотношения.

Правовое регулирования в сфере образования

Семейные правоотношения.

Административные правоотношения

Уголовно-правовые отношения

Социальные права.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Право на труд. Трудовые правоотношения.

Зачет

Учебно-тематический план



№п.п

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе кол-во часов на проведение

Контрольных работ, зачетов

Внеаудиторных занятий

1

«Политика»

19

1

нет

2

«Право»

35

1

нет



Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.








Календарно-тематическое планирование

Обществознание. 9 класс. 51 час

Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. Базовый уровень. - Москва, «Просвещение», 2012 год

№п\п

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

1

1

Вводный урок





Зачетный раздел № 1

«Политика»


2

2-3

Политика и власть

Политика, власть, политическая власть



3

4-5

Государство

Государство, формы государства, монархия, республика. Унитарное, федерация, гражданство.



4

5-6

Политические режимы

Политический режим, демократия, авторитарный, тоталитарный, тирания



5

7-8

Правовое государство.

Право, власть, правовое государство, высшие органы власти РФ



6

9-10

Гражданское общество и государство

Гражданское общество, формальные и неформальные организации, гражданин, органы местного самоуправления.



7

11-12

Участие граждан в политической жизни.

Всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование, референдум.



8

13-14

Политические партии и движения.

Политическая партия, идеология, либералы, консерваторы, радикалы



9

15-16

Зачет «Политика»


10

17-18

Какие знания дает искусство





Зачетный раздел № 2

«Право»


11

19-20

Право, его роль в жизни общества и государства.

Право, норма права, система законодательства, отрасль права, институт права.



12

21-22

Правоотношения и субъекты права.

Правоотношение, элементы правоотношения, субъект правоотношения, юридические права и обязанности, физическое лицо, юридическое лицо, дееспособность, правоспособность



13

23-24

Права несовершеннолетних.

Юридический факт, факт-событие, факт-действие



14

25-26

Правонарушения.

Противоправность, виновность, общественная опасность, наказуемость



15

27-28

Юридическая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность, административная, дисциплинарная, материальная



16

29-30

Правоохранительные органы

Задачи правоохранительных органов, прокуратура РФ, полиция ,суды.



17

31

Контрольная работа «Правонарушения и юридическая ответственность»


18

32-33

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Конституция, признаки конституции, конституционный строй.



19

34-35

Права и свободы человека и гражданина.

Человек и гражданин, гражданские права, социальные права, политические права.



20

36-37

Гражданские правоотношения.

Гражданское право, равенство сторон, автономия воли сторон, сделка, моральный вред.



21

38-39

Право на труд. Трудовые правоотношения.

Труд, трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка.



22

40-41

Семейные правоотношения.

Семья, виды семьи, брак, режим имущества супругов



23

42-43

Административные правоотношения

Административные правонарушения, виды и формы



24

44-45

Уголовно-правовые отношения

Уголовное право, виды преступления, объекты преступления.



25



46-47

Социальные права.

Социальные права человека, социальное государство, инвестиции в человека, жилищный фонд РФ



26

48-49

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Международное гуманитарное право, война, агрессия, оккупация, принципы МГП



27

50-51

Правовое регулирования в сфере образования

Образование в РФ, доступность образования, структура образования в РФ



28

52

Зачет №2. «Право»



Литература, рекомендуемая в процессе реализации
рабочей программы

Методические пособия для учителя:

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М. : Новый учебник, 2004.

Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9-11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.

Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.

Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М. : Экстремум, 2007.

Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.

Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.

Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.

Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.

Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М. : издательство деловой и учебной литературы, 2006.

Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М. : Новый учебник, 2007.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград : Учитель, 2006.

Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград. : Учитель, 2007.

Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград : Учитель, 2006. - 123 с.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.

Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.

Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Дыдко, С. Н. Обществознание. 8-11 классы : справ. материалы /
С. Н. Дыдко. - М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.

Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ. материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. - М. : АСТ : Хорвест : Астрель, 2006.

Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.

Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. - Волгоград : Учитель, 2008.

Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. - М. : Легион, 2009.








ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


9 КЛАСС

Часть 1

А1. Правовая связь человека с государством называется

1) Гражданство

2) Моральные нормы

3) Политические организации

4) Конституция.

А2. Сферу имущественных отношений и личных неимущественных отношений регулирует:

1) Конституционное право

2) Трудовое право

3) Гражданское право

4) Административное право

А3. Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ и Верховного Суда является:

1) Верховенством закона

2) Разделением властей

3) Гарантом Конституции

4) Средством борьбы с коррупцией.

А4. Какой из перечисленных видов собственности может быть только федеральной:

1) Школы и детские сады

2) Природные парки и территориальные воды

3) Фабрики и заводы

4) Научные учреждения и музеи.

А5. Конституция Российской Федерации была принята:

1) На выборах 5 декабря 1994 г.,

2) Президентом РФ 7 октября 1999 г.,

3) На заседании Государственной Думы 12 декабря 2000 г.,

4) На референдуме 12 декабря 1993 г.

А6. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение народовластия, гарантированного участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе приверженности демократическим ценностям

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене

А7. Согласно российским законам, признается брак

1) фактический

2) заключенный в органах записи актов гражданского состояния

3)церковный, освященный процедурой венчания в храм

4) заверенный нотариусом

А8. Понятия «форма правления», «форма государственного устройства», «авторитаризм» характеризуют сферу обществ

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

А9. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

1) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование

3) высшее профессиональное образование

4) дополнительное образование

А10. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Совет Федерации

4) Общественная палата

А11. Отличительным признаком политической партии является

1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

4) стремление участвовать в осуществлении политической власти

А12. В нашей стране подписывает и обнародует законы

1) глава правительства

2) Президент

3) Председатель Совета Федерации

4) Генеральный прокурор

А13. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили?

1) гражданский проступок

2) дисциплинарный проступок

3) административный проступок

4) уголовное преступление

А14. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?

1) определение основных направлений внутренней политики

2) разработка и принятие законов

3) управление федеральной собственностью

4) разработка и исполнение бюджета РФ

А15. Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, что бы заверить договор купли-продажи?

1) в юридическую консультацию

2) к мировому судье

3) к нотариусу

4) к адвокату

А16.Палатой Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности

2) Общественная палата

3) Совет Федерации

4) Верховный Суд

А17. К основным обязанностям граждан РФ не относится

1) защита Отечества

2) уплата налогов

3) сохранение исторического и культурного наследия

4) защита семьи, материнства, детства

Часть 2

В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) является областью духовной культуры

2) использует художественные образы

3) требует точности и обоснованности утверждений

4) создает духовные ценности

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

В2. Один из указанных ниже документов при приеме на работу не обязателен. Какой именно?

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

2) трудовая книжка (кроме поступающих впервые или по совместительству)

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

4) военный билет для военнообязанных

5) справка с места жительства о составе семьи

В3. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «формы государственного правления».

1) конфедерация

2) конституционная монархия

3) республика,

4) абсолютная монархия

5) ограниченная монархия.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ:_____________

В5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «духовная культура».

1) ценности

2) творчество

3) искусство

4) фабрика

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: _______________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это - штраф.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

© 2010-2022