Рабочая программа по дисциплине Философия для СПО

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»


















Рабочая ПРОГРАММа

учебной дисциплины



ОГСЭ.01 Философия

по специальности



100120 Сервис на транспорте









Москва

2015




ОДОБРЕНА

Кафедрой общеобразовательных дисциплин

Протокол №

от «_______» ________2015 г.


Программа, разработанная на основе рекомендаций работодателей по специальности

100120 Сервис на транспорте



Заведующий кафедрой

_____ /Клюева И.В../

Заместитель директора по координации учебных программ и проектов

___________/Фомина О.В./

Составитель:

Кузнецова Е.А., преподаватель ГБПОУ Колледж «Царицыно».

№ 14.








СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

5

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

6

  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка освоения результатов учебной дисциплины

12
















  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»

1.1 Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.


  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования

культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

  • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

  • сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся доджен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 12 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»


2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

на подготовку домашнего задания к учебным занятиям

4

Внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на углубление и расширение знаний, которые будут нужны для освоения ППССЗ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности, в том числе:

8

Самостоятельная работа для обучающихся №1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»

4

Самостоятельная работа для обучающихся №2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты»

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



  1. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии и ее история

22

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

4

Основные понятия и

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

2

предмет философии


2

Предмет и определение философии.

Тема 1.2.

Философия Древнего

мира и средневековая философия

Содержание учебного материала

6

1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

2


2

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

3

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика


Самостоятельная работа№1: работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»;

творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»

4









Тема 1.3.

Философия

Возрождения и Нового

времени

1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

8

2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

Тема 1.4.

Современная философия

1

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

4

2


1

2

3

4

Раздел 2.

Структура и основные направления философии

24

Тема 2.1.

Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

8



2

1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления

Самостоятельная работа №2:

Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты»

4

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

8

1

Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

2

Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

4


1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и ее значение

Содержание учебного материала

1

1

1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

4

2

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Дифференцированный зачет

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

Внеаудиторная самостоятельная работа

8

На выполнение домашнего задания

4

Итого:

60


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- учебный кабинет «Основы философии».

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • посадочные места студентов;

  • наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал).

3.1.2. Технические средства обучения:

  • ПК с наличием лицензионного ПО;

  • мультимедийный проектор;

  • проекционный экран;

  • принтер, сканер;

  • колонки.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии.

    1. Программное обеспечение:

  • сертифицированная ОС Windows XP Professional;

  • офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;

  • мультимедиа-проигрыватели Windows Media Player;

  • антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.

3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования


- извлечение из ФГОС СПО по специальности;


  • примерная программа учебной дисциплины;

  • рабочая программа учебной дисциплины;

  • календарно-тематический план;

  • задания для контрольной работы и дифференцированного зачета;

  • методические рекомендации для проведения внеаудиторной самостоятельной работы;

  • методические рекомендации для проведения практических работ;

  • методические рекомендации для проведения лабораторных работ;

  • презентации к учебным занятиям.

3.2.2. Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

  • по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

  • по написанию и защите рефератов;

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

  • план учебного занятия (технологическая карта занятия);

  • конспекты лекций;

  • вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

  • задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;

  • домашние задания;

  • перечень тем рефератов, устных сообщений.

  • методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;

3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:

  • тесты по темам дисциплины;







Основные источники:

Учебные пособия:

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с (с хрестоматией).

  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

  3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.

Дополнительные источники:

Дополнительная учебная литература

  1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

  2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. - 172 с.

  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.

  4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.

  5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

- М.: Мысль. 1986. - 574 с.

    1. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343 с.

    2. Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 1972.

    3. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991.

- 480 с.

    1. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука. 1977. - 383 с.

    2. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992. - 430 с.

Интернет-ресурсы

alleg.ru/edu/philos1.htm ru.wikipedia.org/wiki/Философия diplom-inet.ru/resursfilos




4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся

Формы контроля обучения:

должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих

- домашние задания проблемного характера;

философских проблемах бытия, познания,

- практические задания по работе с

ценностей, свободы и смысла жизни как основе

с оригинальными текстами;

формирования культуры гражданина и будущего

- подготовка и защита групповых заданий

специалиста;

проектного характера;

- определить значение философии как

- тестовые задания по соответствующим

отрасли духовной культуры для формирования

темам.

личности, гражданской позиции и

профессиональных навыков;

Методы оценки результатов обучения:

- определить соотношение для жизни

- мониторинг роста творческой

человека свободы и ответственности, материальных

самостоятельности и навыков получения

и духовных ценностей

нового знания каждым обучающимся;

- сформулировать представлениеоб истине и смысле

- накопительная оценка

жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся

должен знать:

  • Рабочая программа по дисциплине Философия для СПОосновные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


© 2010-2022