- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по дисциплине Философия для СПО
Рабочая программа по дисциплине Философия для СПО
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова Е.А. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
Рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОГСЭ.01 Философия
по специальности
100120 Сервис на транспорте
Москва
2015
ОДОБРЕНА
Кафедрой общеобразовательных дисциплин
Протокол №
от «_______» ________2015 г.
Программа, разработанная на основе рекомендаций работодателей по специальности
100120 Сервис на транспорте
Заведующий кафедрой
_____ /Клюева И.В../
Заместитель директора по координации учебных программ и проектов
___________/Фомина О.В./
Составитель:
Кузнецова Е.А., преподаватель ГБПОУ Колледж «Царицыно».
№ 14.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
5
-
Структура и содержание учебной дисциплины
6
-
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка освоения результатов учебной дисциплины
12
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
1.1 Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
-
определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
-
сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся доджен знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
-
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 12 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
Дифференцированный зачет
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
на подготовку домашнего задания к учебным занятиям
4
Внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на углубление и расширение знаний, которые будут нужны для освоения ППССЗ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности, в том числе:
8
Самостоятельная работа для обучающихся №1
Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»
4
Самостоятельная работа для обучающихся №2
Самостоятельная работа обучающегося:
Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты»
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
-
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Предмет философии и ее история
22
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
4
Основные понятия и
1
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
2
предмет философии
2
Предмет и определение философии.
Тема 1.2.
Философия Древнего
мира и средневековая философия
Содержание учебного материала
6
1
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
2
2
Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.
3
Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика
Самостоятельная работа№1: работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»;
творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»
4
Тема 1.3.
Философия
Возрождения и Нового
времени
1
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
8
2
Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
Тема 1.4.
Современная философия
1
Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.
4
2
1
2
3
4
Раздел 2.
Структура и основные направления философии
24
Тема 2.1.
Методы философии и ее внутреннее строение
Содержание учебного материала
8
2
1
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).
2
Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления
Самостоятельная работа №2:
Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты»
4
Тема 2.2.
Учение о бытии и теория познания
Содержание учебного материала
8
1
Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.
2
Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.
Тема 2.3.
Этика и социальная философия
Содержание учебного материала
4
1
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
2
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности
Тема 2.4.
Место философии в духовной культуре и ее значение
Содержание учебного материала
1
1
1
Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
4
2
Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Дифференцированный зачет
2
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46
Внеаудиторная самостоятельная работа
8
На выполнение домашнего задания
4
Итого:
60
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
- учебный кабинет «Основы философии».
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
-
рабочее место преподавателя;
-
посадочные места студентов;
-
наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал).
3.1.2. Технические средства обучения:
-
ПК с наличием лицензионного ПО;
-
мультимедийный проектор;
-
проекционный экран;
-
принтер, сканер;
-
колонки.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
-
правила техники безопасности и производственной санитарии.
-
Программное обеспечение:
-
-
сертифицированная ОС Windows XP Professional;
-
офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;
-
мультимедиа-проигрыватели Windows Media Player;
-
антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
- извлечение из ФГОС СПО по специальности;
-
примерная программа учебной дисциплины;
-
рабочая программа учебной дисциплины;
-
календарно-тематический план;
-
задания для контрольной работы и дифференцированного зачета;
-
методические рекомендации для проведения внеаудиторной самостоятельной работы;
-
методические рекомендации для проведения практических работ;
-
методические рекомендации для проведения лабораторных работ;
-
презентации к учебным занятиям.
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
-
по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
-
по написанию и защите рефератов;
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
-
план учебного занятия (технологическая карта занятия);
-
конспекты лекций;
-
вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
-
задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;
-
домашние задания;
-
перечень тем рефератов, устных сообщений.
-
методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;
3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:
-
тесты по темам дисциплины;
Основные источники:
Учебные пособия:
-
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с (с хрестоматией).
-
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
-
Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
-
Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
-
Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. - 172 с.
-
Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.
-
Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.
-
Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
- М.: Мысль. 1986. - 574 с.
-
-
Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343 с.
-
Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 1972.
-
Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991.
-
- 480 с.
-
-
Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука. 1977. - 383 с.
-
Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992. - 430 с.
-
Интернет-ресурсы
alleg.ru/edu/philos1.htm ru.wikipedia.org/wiki/Философия diplom-inet.ru/resursfilos
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся
Формы контроля обучения:
должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих
- домашние задания проблемного характера;
философских проблемах бытия, познания,
- практические задания по работе с
ценностей, свободы и смысла жизни как основе
с оригинальными текстами;
формирования культуры гражданина и будущего
- подготовка и защита групповых заданий
специалиста;
проектного характера;
- определить значение философии как
- тестовые задания по соответствующим
отрасли духовной культуры для формирования
темам.
личности, гражданской позиции и
профессиональных навыков;
Методы оценки результатов обучения:
- определить соотношение для жизни
- мониторинг роста творческой
человека свободы и ответственности, материальных
самостоятельности и навыков получения
и духовных ценностей
нового знания каждым обучающимся;
- сформулировать представлениеоб истине и смысле
- накопительная оценка
жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.