Разработка воспитательного мероприятия Цвети наш Вельск

  Предлагаемая работа – методическая разработка занятия патриотической направленности на тему «Цвети, наш Вельск!». Основная цель занятия – создание и разучивание торжественной песни-гимна  родному городу. Поскольку сочинить текст большим коллективом довольно сложно, обучающимся  будет предложен созданный учителем заранее вариант текста трёх куплетов с пропусками отдельных слов и фраз, и дети в процессе занятия предложат в качестве вариантов подобранные ими слова и фразы. Лучшие варианты заполня...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №1 г.Вельска»

«Цвети,

наш Вельск!..»



(методическая разработка мероприятия патриотической направленности)



Автор: Ефремова Ирина Юрьевна,

заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №1 г.Вельска», учитель обществознания










Вельск

2014

Пояснительная записка

Воспитание гражданственности, патриотизма - одно из приоритетных направлений образования в современной России. По нашему мнению, воспитание этих качеств следует начинать с развития чувства уважения, любви к малой родине. Город, в котором живут дети, окружающие его природа, и люди - вот основа для работы педагога в деле воспитания гражданина и патриота. Человек, умеющий любить то место, где он родился и живёт, болеющий душой за будущее своего городка, села, ощущающий свою причастность к судьбе родного края, способен стать и патриотом большой Родины.

Предлагаемая работа - методическая разработка занятия патриотической направленности на тему «Цвети, наш Вельск!». Основная цель занятия - создание и разучивание торжественной песни-гимна родному городу. Поскольку сочинить текст большим коллективом довольно сложно, обучающимся будет предложен созданный учителем заранее вариант текста трёх куплетов с пропусками отдельных слов и фраз, и дети в процессе занятия предложат в качестве вариантов подобранные ими слова и фразы. Лучшие варианты заполнят пропуски в тексте куплетов. Таким образом, у детей возникнет чувство коллективного творчества, причастности к созданию посвящённой городу песни. В процессе обсуждения текста куплетов ведётся беседа о родном городе, в ненавязчивой форме воспитывается любовь к нему, его природе и людям.

Ожидаемый результат:

- создание песни о Вельске (в перспективе - предложить мэру города поставить вопрос о проведении конкурса на создание Гимна Вельску, свой вариант предложить в качестве конкурсной работы);

- побуждение детей к дальнейшему творчеству;

- развитие чувства патриотизма, коллективизма, творческих способностей детей.

Цели:

- популяризация символов Вельского района;

- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, чувства причастности к её судьбе;

- развитие чувства коллективизма через ощущение радости совместного творчества;

- развитие творческого потенциала обучающихся.

Оборудование:

- стенды с символикой г. Вельска, фотоэтюдами с изображением достопримечательностей и природы города;

- фортепиано;

- карточки с опорным текстом куплетов песни о Вельске.

Методическая разработка мероприятия

«Цвети, наш Вельск!..»



Тихо звучит в исполнении учителя мелодия песни «Уголок России», на фоне мелодии подготовленный ученик читает стихи Д. Певцова:

Россия - Родина моя.

Смотрю вокруг - и что я вижу:

кругом бескрайние поля,

И снег лежит на нашей крыше.

Зимой не слышен соловей.

Ах, как поёт он ночью летом!

И нет нигде таких берёз.

Берёзы… Вся Россия в этом.

Когда расстанусь с детством я,

Объеду я дорог немало.

Россия - Родина моя!

Хочу, чтоб ты сильнее стала!

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы не просто будем вести разговор о нашей малой родине, учиться правильно и красиво петь. Мы постараемся стать авторами песни. Я предлагаю всем вместе сочинить песню о нашем Вельске - городе, в котором многие из нас родились, в котором мы живём и который считаем своей малой родиной.

У каждого человека на Земле есть Родина. А что же такое - Родина?

Ученики: Это страна, в которой человек родился.

Родина - самое любимое на Земле место…

Учитель: Каждый человек испытывает чувство гордости за свою родину, хочет, чтобы она была самой сильной, красивой, успешной. Когда мы произносим слово «Родина», что вы представляете, какие ассоциации вызывает у вас это понятие?

Ученики: Берёзы. Широкие поля. Московский Кремль. Красная площадь. Российский флаг. Герб России…

Учитель: Конечно, у каждого человека свои ассоциации, но есть у каждой страны олицетворяющие её символы: Герб, Флаг, Гимн. О чём же говорят символы государства?

Ученики: Об истории страны, о гордости за её прошлое и настоящее, о желании ей добра и процветания…

Учитель: Да, символы вызывают у нас определённые представления и чувства. К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственные Флаг, Герб и Гимн. Есть они и у России. Но эта триада символов возникла не сразу. Только в ХХ веке во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои Герб. Флаг и Гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к Флагу, гербу, Гимну - это отношение к самому государству. И мы, граждане России, должны хорошо знать её символы.

(Учитель обращает внимание учащихся на стенд с государственной символикой России)

Учитель: Сегодня мы обратим внимание на Гимн Российской Федерации. Что такое Гимн?

Ученики: Это торжественная песня, прославляющая страну.

Учитель: Правильно. Гимн - торжественная песня. исполняемая в особых, наиболее важных случаях. под широкую и величественную мелодию нашего Гимна, его понятные и легко запоминающиеся слова мы представляем себе нашу родину: перед глазами возникают её бескрайние поля, густые леса, реки, озёра, города и деревни.

Кто авторы Гимна России?

Ученики: Автор стихов - Сергей Михалков, автор музыки - Анатолий Александров.

Учитель: Когда исполняется Гимн России?

Ученики: Гимн исполняют в самых торжественных случаях: на торжественных мероприятиях, праздниках, при встрече президентов стран, при подъеме российского флага после победы наших спортсменов в соревнованиях, при вручении государственных наград и т.д.

Учитель: Как должен исполняться Гимн России?

Ученики: Гимн исполняется стоя, торжественно, величаво, гордо, в умеренном темпе…

Учитель: Давайте именно так и постараемся исполнить Гимн Российской Федерации.


(Ученики встают, исполняют Гимн РФ)


Учитель: Мы говорили о большой Родине - стране, в которой родились и живём. Но у каждого из нас есть малая родина: город, деревня, посёлок, которые для нас самые дорогие, куда хочется возвращаться, где живут близкие нам люди. Для нас таким местом является небольшой северный город Вельск. За что мы любим наш город?

Ученики: Мы любим его природу, его улицы, окрестные леса и поля. Мы любим свою школу, своих друзей. Любим людей, живущих рядом с нами…

(Учитель делает обзор фотоматериалов о Вельске, помещённых на стенде)

Учитель: А есть ли символы у нашего города?

Ученики: У Вельска есть герб. На нём изображена бочка с дёгтем.

Учитель: Правильно. На гербе Вельска в верхней половине щита герб Вологодский, в нижней половине - «дёгтем наполненная бочка в золотом поле в знак того, что обыватели того города оным производят знатный торг». Этот герб был утверждён 2 октября 1780 года вместе с другими гербами вологодского наместничества, в которое входил и Вельск. А есть ли у нашего города музыкальный символ - гимн?

Ученики: Гимна у Вельска нет.

Учитель: А вам хотелось бы, чтобы был гимн города Вельска? Я предлагаю вам на этом занятии попытаться создать торжественную песню о нашем городе. И кто знает, может, наша песня будет утверждена в качестве гимна. Но для этого нам надо очень постараться. Послушайте мелодию, которую я предлагаю в качестве музыки гимна нашего города.

(Учитель исполняет мелодию собственного сочинении - в быстром темпе, танцевально)

Учитель: Как вы думаете, можно эту музыку использовать для гимна?

Ученики: Нет. Гимн должен звучать не как танец, а скорее как марш.

(Учитель исполняет ту же мелодию в форме ритмичного бравурного громкого марша)

Учитель: А этот вариант вам нравится?

Ученики: Эта музыка тоже не подходит для гимна. Она должна звучать более сдержанно, величаво, гордо…

(Учитель предлагает соответствующий вариант исполнения мелодии, ученики соглашаются с предложенным вариантом, утверждают мелодию. Возможно изменение отдельных моментов по предложению учеников)


Учитель: Итак, музыка для песни у нас есть. Сколько куплетов будет у нашего гимна?

Ученики: Пусть их будет три, как у Гимна России.

Учитель: Нам осталось сочинить слова. Как вы думаете, какие опорные слова обязательно должны войти в текст песни?

Ученики: Родина. Город. Север. Вельск. Снег. Природа. Люди. Процветание. Родная земля…

Учитель: Сразу сочинять всем вместе - это очень сложно. Поэтому я вам предложу за основу свой вариант, но с пропусками отдельных слов и фраз. Каждый из вас может предложить заполнить пропуски теми или иными словами и даже предложить изменить уже написанное. И таким образом мы все станем соавторами песни о Вельске. Согласны?

(Учитель раздаёт каждому ученику сначала вариант с пропусками слов припева, затем - 1, 2 и 3 куплетов. Дети вписывают свои варианты, заполняя пропуски, затем озвучивают свои предложения; вместе выбирают наиболее удачный вариант. Таким образом, в процессе совместного творчества создаётся и утверждается текст песни.)

Припев:

Вариант текста с пропусками

Предлагаемые учениками варианты

(1), наш Вельск, где зеленеют ели,

Где (2) роняют тополя,

Где по утрам (3) заря над (4) Велью,

Где наша родина - любимая земля!

  1. - живи, цвети

  2. - летом пух, белый снег, белый пух

  3. - горит, встаёт

  4. - тихой, речкой, светлой

Припев: Цвети, наш Вельск, где зеленеют ели.

Где белый снег роняют тополя.

Где по утрам встаёт заря над тихой Велью.

Где наша родина - любимая земля!

1 куплет:

Вариант текста с пропусками

Предлагаемые учениками варианты

Ты (1) лет стоишь над вагою и Велью,

Наш (2) город на (3) земле.

Слагают (4) про тебя зимой метели,

Горят закаты, словно звёзды (5)


  1. - много, столько, сотни

  2. Милый, славный, скромный, тихий

  3. северной,

Архангельской

  1. - песни, сказки, гимны

  2. - в тишине, на Кремле

1 куплет:

Ты сотни лет стоишь над вагою и Велью,

Наш скромный город на архангельской земле.

Слагают гимны про тебя зимой метели.

Горят закаты, словно звёзды на Кремле.

2 куплет:

Вариант текста с пропусками

Предлагаемые учениками варианты

Мы - (1), мы особенные люди

С душой (2) и мужеством в груди.

На (3) Родины мы (4) будем -

И ждут нас (5) впереди!

(1) - вельчане, северяне

(2) - прекрасною, смелою, открытою

(3) - счастье, радость, благо

(4) - все работать, все трудиться, здесь трудиться

(5) - в будущем победы, новые победы, новые свершенья

2 куплет:

Мы - северяне, мы особенные люди

С душой открытою и мужеством в груди.

На благо родины мы здесь трудиться будем.

И ждут нас новые свершенья впереди!

3 куплет:

Вариант текста с пропусками

Предлагаемые учениками варианты

И никогда нам край (1) (2) не был.

(3) поезда.

Ты (4), наш Вельск, под этим (5) небом.

Где (6) светит нам Полярная звезда!

  1. - другой, чужой

  2. - роднее, милее

  3. - куда бы нас ни уносили, в какую б даль нас ни умчали

  4. (4) - хорошей, расцветай, живи

  5. - синим, ярким, вечным, звёздным

  6. - ночью, вечно, ясно, ярко

3 куплет:

И никогда нам край чужой роднее не был,

В какую б даль нас ни умчали поезда.

Ты расцветай, наш Вельск, под этим синим небом,

Где ярко светит нам Полярная звезда!

Учитель: Итак, у нас получился законченный вариант песни, которую мы хотим предложить в подарок нашему городу в качестве гимна. Давайте соединим воедино текст и посмотрим. что у нас получилось.

(Учитель выразительно читает текст песни)


Ты сотни лет стоишь над Вагою и Велью,

Наш скромный город на Архангельской земле.

Слагают гимны про тебя зимой метели.

Горят закаты, словно звёзды на Кремле.

Цвети, наш Вельск, где зеленеют ели,

Где белый снег роняют тополя,

Где по утрам встаёт заря над тихой Велью,

Где наша родина - любимая земля!

Мы - северяне, мы особенные люди

С душой открытою и мужеством в груди.

На благо родины мы здесь трудиться будем.

И ждут нас новые свершенья впереди!

Цвети, наш Вельск, где зеленеют ели.

Где белый снег роняют тополя,

Где по утрам встаёт заря над тихой Велью.

Где наша родина - любимая земля!

И никогда нам край чужой роднее не был,

В какую б даль нас ни умчали поезда.

Ты расцветай, наш Вельск, под этим синим небом,

Где ярко светит нам Полярная звезда!

Цвети, наш Вельск, где зеленеют ели,

Где белый снег роняют тополя,

Где по утрам встаёт заря над тихой Велью,

Где наша родина - любимая земля!

(Разучивание песни. Работа над интонацией, дикцией, дыханием)

Учитель: Благодарю всех ребят за творческую работу. Я думаю, нам не стыдно будет предложить нашу песню на конкурс по созданию гимна Вельска. Будем надеяться, что такой конкурс вскоре состоится, и у Вельска появится свой музыкальный символ.

© 2010-2022