Статья: Технология развивающего обучения

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ».

Марзукова Людмила Алексеевна учитель истории и

и обществознания МКОУ «СОШ №9 г. Аши

Челябинской области (с профессиональным

образованием)».

А.С. Пушкин справедливо утверждал: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости».

Сегодня очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для того чтобы воспитать такую личность, необходимо развивать у своих учащихся способность к самостоятельному мышлению. Осуществлению этой цели служит преподавание истории в системе развивающего обучения, так как ведущим методологическим принципом его является не пассивное восприятие информации, а настоящее исследование какой-либо проблемы.

Надо отметить, что у школьников снижается желание учиться.

Поэтому наиболее эффективным условием для развития познавательной деятельности учащихся является система развивающего обучения. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Технологии развивающего обучения имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск .

К ним относятся: создание проблемных ситуаций, ситуаций учебного спора, метод решения учебных задач, учебный диалог, исследование, метод проекта, ИКТ, графическая и изобразительная наглядность, моделирование, учебные игры.

Главная задача при использовании технологий развивающего обучения заключается в необходимости научить школьников самостоятельно делать выводы и оценивать те или иные факты.

Урок с использованием технологий развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность в учебной деятельности. Роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям.

Успех учебной деятельности зависит от внимания. Однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. В данной ситуации на помощь приходят технологии развивающего обучения.

Чтобы поддержать и развить внимание на уроках применяю различные игры: разгадать кроссворд, ответить на вопросы викторины, составить план путешествия и т.д. В учебном процессе находят место такие варианты коротких дидактических игр: «Кто лучше знает?», «О ком сказано? Кто сказал?», «Кто есть кто?» и др.

Очень активизирует внимание учащихся такая игра ,как «Исторические личности»,отгадать по описанию и назвать о ком идет речь. Это могут и школьники: одна команда описывает историческую личность, а другая отгадывает

В процессе использования технологий развивающегося обучения происходит стимуляция творческого мышления. Это может быть исследовательская работа.

Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить начиная с 5-6х классов изучая исторические документы. В 8 классе по теме «Западники и славянофилы» дать задание произвести опрос и узнать, кто согласен с взглядами славянофилов, а кто с западниками. Изучая Великую Отечественную войну, школьники получают задание, как жилось детям во время войны, какой подвиг совершили односельчане в тылу и на фронтах.

Еще один метод получил название «Проект». Именно при развивающем обучении можно эффективно использовать метод проектов.

В своей работе использую проектную деятельность начиная с 5 класса.

Работа по подготовке проекта разбивается на этапы:

1. Сбор материала;

2. Систематизация и распределение материала;

3. Обработка материала (возможно с применением компьютера).

4. Презентация проекта.

Большую роль в технологиях развивающего обучения играют новые информационные технологии - это презентации.

С помощью компьютера можно решить исторические задачи более разнообразными способами. Благодаря мультимедиа технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

Мною созданы презентации, например: «Рабство в Древнем Риме», «В театре Диониса», «Возникновение ислама», «Русское зарубежье», «Экономика и ее участники» и др. Применяю информационную технологию и для обеспечения познавательного досуга: использование развивающих игр, например «Урок-игра-«Политическая раздробленность Руси»и др.

Среди технологий развивающего обучения в своей работе особое место уделяю

иконическому моделированию (опорные конспекты). Система знаков - опор это символы, слова, даты, стрелки и рисунки позволяет наглядно воспроизвести необходимый материал.

Таким образом, учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что стоит за тем или иным элементом опорного конспекта.

Особо необходимо выделить значение опорного конспекта для «слабых» учащихся. Запомнить даже отдельный факт, событие, дату для них сложно. Такие ученики теряются, замыкаются и теряют интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае становится действительно опорой для него, который позволяет без подсказки вспомнить и воспроизвести материал, построить связное предложение, а ответ сильного ученика становиться более полным, последовательным, чётким. Роль каждого из участников этого процесса различна. Если реализация конечных целей обучения обеспечивается за счет активности ученика, то функция учителя заключается в том, чтобы надлежащим образом организовать и поддерживать эту активность.

Развивающее обучение даёт возможность раскрыться каждому ученику.

Таким образом, процесс обучения, благодаря использованию технологий развивающего обучения, впервые приобретает характер совместной деятельности обучающего и обучающегося, то есть их реального сотрудничества.

Учение превращается для детей в увлечённость самим содержанием обучения, а работа по приобретению знаний - в игру их собственных интеллектуальных сил. Совершая открытие на каждом уроке, дети приучаются к тому, что думать интересно!


© 2010-2022