Конспект урока по обществознанию Гражданское общество

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обществознанию на тему «Гражданское общество и правовое государство»


Цель: обобщить и углубить теоретические знания о гражданском обществе и правовом государстве. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции.

Предмет: обществознание.

Класс: 11.

Учитель Соколов И.В

Вопросы:

1. Признаки правового государства.

2.Международные документы о правах человека, защита прав.

3.Гражданское общество

4.Местное самоуправление.

Актуализация учебной деятельности.

Что такое правовое государство? Какими правами обладает каждый человек и как он может их защитить

Государственная власть располагает возможностью осуществлять принуждение в отношении отдельных граждан или социальных групп. Исторически проявилось стремление государства встать над обществом, подчинить его себе. Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу общества. Лишь в последней трети XX в. идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран.

Признаки правового государства

В социально-политической жизни идея правового государства означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий признак (принцип) всякого правого государства.

Правовое государство отличается от неправового 1. Качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека - право на жизнь, на достойное существование и др. Человек обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. Но свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определённую меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, и тем более не покушаться на неё. То же самое и с правом на отдых, иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию.

2. Правовое государство признаёт и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирождённые качества каждого человека. Тем самым государство признаёт автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнёра. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют ещё один признак правового государства.

3.Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берёт на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.

4.Правовое государство предполагает также наличие определённой системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.

Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает его верховенство в обществе.

В президентской республике, скажем, в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещать правительство. Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время конгресс в США в лице палаты представителей может применить против президента механизм импичмента, т. е. привлечь его к особому суду, роль которого выполняет сенат.

Парламентская республика (Италия, Германия, Швейцария) характеризуется, прежде всего, верховенством парламента, который формирует правительство и перед которым оно несёт ответственность. Здесь есть пост премьер-министра, возглавляющего правительство.

В смешанной, или полупрезидентской, республике (Франция) наряду со всенародно избранным президентом действует возглавляемое премьер-министром правительство. Оно находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламентом (Национальным собранием), который может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь, французский президент имеет право распустить парламент.

В парламентской монархии (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительные функции, выступая символом единства нации. Значительную роль в таких государствах выполняет парламент



Защита прав прав человека

Сегодня на территории Европы фактически действуют три системы защиты прав человека. К ним относятся: 1. система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН; 2. Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Заключительный акт которого, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников; 3. Система функционирует в рамках Совета Европы (СЕ). Ведущим документом этой организации стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические права. Для контроля за их осуществлением были созданы специальные механизмы - Европейская комиссия и Европейский суд по правам человека. Комиссия и Суд рассматривают жалобы граждан на нарушение их прав. В случае признания правомерности жалобы Судом выносится решение, которое обязано исполнить любое государство-нарушитель. К нему может быть применена такая санкция, как возмещение пострадавшему морального ущерба. Анализируя Европейскую конвенцию и учреждённые ею контрольные механизмы, многие учёные и государственные деятели приходят к выводу, что она стала самым совершенным и эффективным в мире договором в области прав человека.

Гражданское общество

На основе прав, прежде всего, гражданских (личных), люди реализуют свои частные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учёбе, творчестве, информации и пр.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождает определённые институты, скажем, семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество - совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. Здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнёры.

В гражданском обществе прослеживается несколько слоёв связей и отношений. Фундамент его составляют 1.рыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, свободе труда и предпринимательства.

2. социокультурные отношения. Они обусловлены удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье, творчестве, общении, информации. Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные, культурные учреждения и пр.

3. Социально - политические отношения внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профессиональные союзы; церковные, женские, молодёжные организации; клубы по интересам; муниципальные коммуны (местное самоуправление) и др. Они отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей.

Местное самоуправление

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. При этом учитываются особые условия, местная специфика и своеобразие жизненного уклада территориальных сообществ людей. Например, организация самоуправления станиц Краснодарского края учитывает традиции казачьего самоуправления; сельское самоуправление не во всём похоже на городское; неодинаково самоуправление в большом и малом городе.

Самоуправляющиеся территориальные единицы обычно называются муниципальными образованиями (от лат. municipium - самоуправляющаяся община). Они могут объединять несколько поселений, часть поселения, составлять иные населённые территории.

К ведению муниципальных образований относятся местный бюджет, муниципальная собственность, любые хозяйственные, социальные, культурные, природоохранительные и другие вопросы местного значения. Решая их, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Местное самоуправление реализуется гражданами непосредственно (на выборах, референдумах, сходах), а также через создаваемые местные органы. К ним относятся представительные органы (совет, земство, дума) и органы администрации во главе с мэром, старостой и пр.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ.

Никакой государственный орган не вправе вмешиваться в решения местного характера, если они приняты в рамках закона. Законодательством многих стран мира, в том числе и России, предусмотрена возможность защиты прав местного самоуправления.

Практические выводы


  1. Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями.

  2. Выраженная в правах свобода даёт возможность личности избавиться от излишней опеки государства, позволяет человеку проявлять самостоятельность, творчество, найти себя и собственное дело. Поэтому чем раньше удастся изжить в себе лень, иждивенческие настроения, неспособность проявлять инициативу, тем скорее можно найти своё любимое дело.

  3. Каждый, занимаясь с полной отдачей тем, что любит и умеет, обогащает не только себя, но и других людей, гражданское общество в целом. Поэтому благополучие и развитие личности тесно связаны с благополучием и развитием общества.

  4. Служить гражданскому обществу, гражданину, призвано правовое государство, а граждане обязаны выполнять официально принятые на государственном уровне законы и другие нормативные акты.

Задания.


  1. Древнеримский философ Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона». Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям и почему?

  2. Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, её прав, интересов, чести и достоинства. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

  3. На какие из нижеприведённых положений вы стали бы опираться, прежде чем положительно оценить обсуждаемый в обществе законопроект? Свой выбор аргументируйте.

  • Согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности.

  • Приоритет в законопроекте классовых интересов над национальными.

  • Утверждение в законопроекте прав и свобод личности.

  • Приоритет в законопроекте государственных интересов над личными.

  1. В настоящее время в США 70% граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведённых Признаки правового государства

1.Верховенство закона.

2.Незыблемасть прав человека.

3.Взаимная ответственность государства и личности

4.Разделение государственных властей

Схема разделения властей в России:

А). Законодательная власть: 1.Федеральное собрание. 2. Президент - издаёт законы.

Федеральное собрание состоит: 1). Верхней палаты (Совета федераций) 2). Нижней палаты (Государственной Думы)

Б). Исполнительная власть: 1.Совет министров

2. Премьер министр - исполняет законы.

В). Судебная власть: 1.Суды от конституционного до районных. 2.Прокуратура - надзирает за исполнением законов.

Вопросы для дискуссии:

1). Какая форма правления наиболее приемлема для России?

2). Существует ли в России гражданское общество?

3). Является ли Россия правовым государством?

© 2010-2022