- Преподавателю
- Обществознание
- Кружок «Подросток и закон»
Кружок «Подросток и закон»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мишутушкина Е.Н. |
Дата | 08.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
по содержанию является - социально педагогической;
по функциональному предназначению - учебно - познавательной;
по форме организации - кружковой, групповой;
по времени организации - годичной.
Актуальность предлагаемой программы кружка «Подросток и закон» обусловлена ростом детской безнадзорности, подростковой преступности и правонарушений несовершеннолетних. Зачастую причиной нарушения закона подростком являются его незнания в вопросах законодательства в части ответственности несовершеннолетних или неумение применять полученные знания с целью защиты своих прав и законных интересов.
Цели программы:
1.правовое просвещение обучающихся .
2. профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
3. содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.
Задачи состоят в том, чтобы:
1. повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;
2. активизировать гражданскую позицию, способствовать развитию волонтерского движения среди детей и молодежи;
3. сократить разрыв между теорией и практикой в правовом образовании школьников;
4. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
5. вовлечь детей в практическую правозащитную работу;
6. усилить диалог и сотрудничество между поколениями право защитных организаций;
7. воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки
Отличительная особенность данного курса заключается в том, что он предполагает овладение умениями применять полученные знания и основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора правомерных моделей поведения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 12 - 13 лет, т.е. программа кружка предназначена для учащихся 6 - 7 классов
Сроки реализации образовательной программы - 1 год.
Основными формами занятий являются изложение учителем учебного материала, беседа, подготовка сообщений, групповая работа, ролевая игра, практикум, игра - тренинг, создание и защита проекта.
Режим занятий: программа рассчитана на 153 часа (из них теория - 112 часов, практика - 41 час) из расчёта 4,5 часа в неделю.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Учащиеся будут знать:
- право, его роль в жизни общества;
- норма права;
- понятие прав, свобод и обязанностей;
- понятие и виды юридической ответственности.
Учащиеся будут уметь:
• выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
• создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
• строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций;
• принимать решения, принимать ответственность на себя;
• реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;
Усвоят совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
Итоги реализации данной программы:
- участие в школьной и районной олимпиадах по праву;
- защита проекта;
- помощь педагогам в проведении правовых дней в ОУ
Способы проверки результатов освоения программы: итоговое тестирование; защита проектов.
Учебно-методический план
№ п/п
раздела
Тема
Количество часов
Дата
Всего
Теоретич. занятия
Практич. занятия
По плану
По факту
Глава I Права и обязанности школьника.
1
Вводное занятие
2
2
2
Право и его роль в жизни общества
2,5
2,5
3
Права и обязанности школьников.
5
2,5
2,5
4
Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. "Я - игра"
5
2,5
2,5
5
Конвенция ООН о правах ребенка
(ст. 12, 13, 15, 17, 18)
5
2
3
6
Викторина "Человек. Личность. Гражданин"
2.5
2.5
7
Игра "Кто кого, или подросток в мире вредных привычек"
2.5
2.5
8
Круглый стол "Я - гражданин России"
4.5
4.5
9
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации)
2.5
2.5
Глава II. Обучение жизненно важным навыкам.
10
Здоровый образ жизни. "Вредным привычкам скажем: «Нет!»
5
2.5
2.5
11
Круглый стол "Курить бросим - яд в папиросе!"
4.5
4.5
12
"Стоит ли идти за Клинским?" Преступления, совершаемые подростками.
4.5
4.5
13
Влияние молодежных групп. Неформалы.
5
3
2
14
Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.
2.5
2.5
15
Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Просмотр презентаций.
4.5
4.5
16
Анкетирование (отношение к наркотикам)
Итоговое занятие
2.5
2.5
Глава III Правила поведения
17
Беседа «Человек в мире правил»
2
2
18
Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»
4.5
4.5
19
Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»
3
3
20
Беседа «Правила поведения в школе»
4.5
4.5
21
Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»
3
3
22
Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»
4.5
4.5
Глава IV Права ребенка
23
Беседа «Твои права и обязанности»
3
3
24
Беседа «Подростку о трудовом праве»
4.5
4.5
25
Беседа «Что делать, если ты попал в полицию»
4.5
4.5
26
Кто защитит твои права. Уполномоченный по правам ребенка в России.
3
3
27
Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних, предусмотренные трудовым законодательством .
5
2.5
2.5
28
Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений.
5
2.5
2.5
29
Деловая игра «Главные вопросы»
2.5
2.5
Глава V Административная и уголовная ответственность
29
Беседа «Преступления и правонарушения»
4.5
4.5
30
Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»
4.5
4.5
31
Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»
4.5
4.5
32
«Административная ответственность подростка перед законом»
4.5
4.5
33
Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»
2
2
34
Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»
5
3
2
34
Игра - тренинг "Как не стать жертвой преступления?"
5
3
2
35
Диагностика "Склонности к отклоняющемуся поведению"
2.5
2.5
36
Взыскания и наказания
2.5
2.5
37
Итоговое занятие - практикум "Защити свои права"
4.5
4.5
38
Подведение итогов работы кружка
4.5
4.5
Итого
153
112
41
Литература
-
Конвенция ООН о правах ребенка.
-
Конституция РФ.
-
Гражданский Кодекс РФ
-
Семейный Кодекс РФ.
-
Уголовный Кодекс РФ.
-
УПК РФ.
-
Трудовой Кодекс РФ
-
Макеева А.Г. «Долго ли до беды?». М. - 2000.
-
Колесов Д. «Предупреждение вредных привычек у школьников». - М., 1984.
-
Проблемы безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних (справка Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России, 1998).
Методическое обеспечение
-Из дидактического обеспечении необходимо наличие индивидуальных карточек, разноуровневых заданий, кроссворды, тесты, анкеты.
-Сеть Интернет - позволяет детям готовиться самостоятельно
-Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, шариковая ручка
аудио и видеозаписи, презентации, таблицы.