Конструкт урока Экономика семьи

      Представлена разработка урока обществознания в 7 классе на тему "Экономика семьи" (УМК Л.Н.Боголюбов).  Конструкт урока составлен с учетом требований ФГОС. Тип урока:  комбинированный (урок изучения нового материала и применения полученных знаний). Методы и приемы: проблемного обучения, технология развития критического мышления. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая. Цель урока:  способствовать формированию знаний и умений по планированию семейного бюджета. Дан...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт

урока по теме «Экономика семьи»


Учитель: Докучаева Светлана Владимировна, МКОУ «Ницинская СОШ» Слободо-Туринский район

Класс: 7

УМК Л.Н.Боголюбов

Предмет: обществознание

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и применения полученных знаний).

Методы и приемы: проблемного обучения, технология развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.

Средства обучения: ПК, экран, проектор.

Тема: «Экономика семьи»

Цель урока: способствовать формированию знаний и умений по планированию семейного бюджета.

Задачи:

Образовательный компонент:

  • подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;

  • познакомить с новыми понятиями обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;

  • отработать навыки диалогической и монологической речи в стандартных и нестандартных ситуациях.

Развивающий компонент:

  • развитие умений работы с текстом: выделять главное, умение делать выводы.

  • развитие коммуникативных УУД: учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничество в группе, участие в коллективном обсуждении проблем, монологическое высказывание

  • развитие навыков адекватной оценки результатов своей деятельности

Воспитательный компонент:

  • воспитание бережного отношения к семейному бюджету, умению соотносить свои желания, потребности и возможности, ценить труд всех членов семьи.

  • воспитание толерантности

Планируемые результаты

Личностные:

  • уметь применять полученные знания в реальной жизненной ситуации;

  • уметь проявлять бережное отношение к природным ресурсам;

  • владеть культурой экономических взаимоотношений в семье, навыками и способами планирования личного и семейного бюджета.

Метапредметные:

  • демонстрировать коммуникативные, организаторские качества личности; умение строить диалог и достигать взаимопонимания с людьми;

  • уметь принимать альтернативные решения, комбинировать известные способы деятельности с новыми;

  • определять проблемы и способы их решения;

  • применять навыки исследовательской деятельности.

Предметные:

  • знать составляющие семейного бюджета; основные источники доходов и расходов семьи и уметь оперировать этими понятиями;

  • уметь выявлять причины и предвидеть возможные последствия дефицитного бюджета, использовать резервы экономии средств и ресурсы семьи для пополнения бюджета;

  • на основе анализа бюджета семьи уметь находить дополнительные источники дохода.

Формирование УУД:

Личностных: положительное отношение к учению, желание приобрести новые знания, участие в творческом процессе, развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, воспитание толерантности, формирование мотивации к изучению обществознания, осознание возможностей самореализации.

Регулятивных: способность организовать свою учебно-познавательную деятельность, способность принимать и сохранять учебную задачу, умение действовать по алгоритму; контроль процесса и результатов своей деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Познавательных: осознание познавательной задачи, осуществление операций анализа, синтеза, классификации. Поиск и выделение необходимой информации. Развитие умения составить бюджет семьи, составить и презентовать по алгоритму тематическое монологическое высказывание с выражением личностной оценки (дилогические формы).

Коммуникативных: обучающий вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничает в группе, участвует в коллективном обсуждении проблем, формулирует собственные мысли, строит монологическое высказывание

Конструкт урока

Этапы

урока


Формы


работы

Деятельность

учителя

Деятельность


ученика

УУД

Планируемый


результат

1. Организационно-мотивационный

Приветствие учащихся.

Создание комфортной обстановки в классе.

- приветствие учащихся;

- определение отсутствующих;

-определение внешней готовности учеников к работе;

-эмоциональный настрой на работу.

- учащиеся приветствуют учителя;

- сообщают об отсутствующих;

- демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, готовность и способность обучающихся к получению новых знаний на основе мотивации к обучению и познанию

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

- готовность рабочего места;

- устойчивая положительная мотивация учащихся на урок.

2. Актуализация опорных знаний

НКонструкт урока Экономика семьиа доске (слайде) картинка с проблемным вопросом

(Учащиеся пытаются ответить на этот вопрос, выдвигая гипотезы).

В результате диалога приходят к выводу, определяющему тему урока «экономика семьи».

- побуждает учащихся к диалогу;

-предлагает учащимся сформулировать тему урока, цель урока;

-обеспечивает мотивацию и принятие учащимися целей урока;

- готовит учащихся к активному и сознательному усвоению нового учебного материала

-слушают, вступают в диалог;

- анализируют выступление своих товарищей;

- формулируют тему урока, цель урока (совместно с учителем);

- выдвигают гипотезу о том, как может быть решена поставленная учебная задача, предлагают различные варианты ее решения;

- составляют план действий, направленных на получение недостающих знаний и умений;

- участвуют в коллективном обсуждении;

- строят сотрудничество со сверстниками

Регулятивные:

готовность к активной познавательной деятельности

Коммуникативные:формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

фиксированные тема урока, цель, задачи урока, план достижения поставленной цели, планируемый результат (на листах самооценки)

Осознание важности изучаемой темы для практической деятельности человека

Запись в тетради темы урока.

3. Изучение нового материала

1. Методы активного чтения: чтение стопами маркировка с использованием значков «+»-«?», которые ставятся на полях (прием "инсерт"),

2. Работа в парах, составление кластера «Ресурсы семьи».

3.Составление схемы «Бюджет семьи»

-побуждает учащихся к работе;

- слушает учащихся;

- побуждает к самостоятельном выводам;

- задает вопросы;

- уточняет понятия

- корректирует ответы;

- мотивирует на создание кластера и схемы;

- дает указания

- контролирует процесс выполнения.

Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения ("инсерт"),делают пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой;

- ищут и выделяют необходимую информацию;

-обсуждают в парах, обосновывают свое решение.

-развивают умение выделять главное, сопоставлять, делать выводы, презентовать результаты своей

Познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Коммуникативные:

Умение слушать, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

владение устной речью, монологической контекстной речью;

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять

Сформулированные понятия: ресурсы семьи, бюджет, доходы, расходы, дефицит бюджета;

Запись понятий, зарисовка кластера и схемы в тетради.

На доске - кластер и схема.

4. Закрепление применение изученного материала

Стратегия «ИДЕАЛ»:

И - идентифицируйте проблему

Д - доберитесь до ее сути

Е - есть варианты решения!

А - а теперь - за работу!

Л - логические выводы

Учащимся предлагаются карточки, где предложены различные ситуации. Задача: Определить вид бюджета, который будет в данной семье. Если он окажется дефицитным, назвать ресурсы семьи, при помощи которых можно пополнить семейный бюджет.

- побуждает к планированию своей деятельности;

- отвечает на вопросы учащихся;

- корректирует работу учащихся

-работа в рабочей тетради;

-обсуждают в группах, обосновывают свое решение.

-развивают умение, делать выводы, презентовать результаты своей деятельности.

Познавательные :(построение логической цепи рассуждений, доказательство). Объяснять и раскрывать значение планирования бюджета в жизни семьи Коммуникативные:владение устной речью, монологической контекстной речью; Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценка действий партнера.

Практические умения моделирования различных ситуаций.

Устойчивое закрепление понятий темы.

5. Инструктаж о домашнем задании

Предлагает

разноуровневое домашнее задание:

1.Проанализировать совместно с родителями способы экономии семейного бюджета.

2.Синквейн «Бюджет»

3. Написать эссе на тему «Копейка рубль бережет»

-объясняет суть домашнего задания;

- инструктирует

- записывают задание в дневник;

- задают вопросы

Регулятивные

Принимают учебную задачу

Познавательные Осознают учебную задачу, готовы самостоятельно находить информацию из различных источников, презентовать её, используя разные формы

Осознание сути домашнего задания.

Проект выполнения домашней работы.

6. Подведение итогов урока и рефлексия

Предлагает каждому задание на карточках:

- закончи предложение;

- подчеркни лишнее;

- установи соответствие;

- восстанови схему.

- предлагает осуществить самооценку достижений, ставя заранее подготовленные вопросы

-ставит вопросы о том, как решалась учебная задача и достигалась цель урока.

-участвуют в беседе по обсуждению достижений, делают выводы

- слушают одноклассников, озвучивают свое мнение

-оценивают личные достижения, уточняют пробелы в знаниях;

-заполняют листы самооценки

Регулятивные

Принимают учебную задачу

Познавательные Осознают учебную задачу, готовы самостоятельно находить информацию из различных источников, презентовать её, используя разные формы

Осознание сути домашнего задания.

Список литературы

1. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова Обществознание: человек, право, экономика: учебник 7класс - М.: «Просвещение», 2009.

2. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова Обществознание: человек, право, экономика 7 класс: методические рекомендации. - М.: «Просвещение», 2008.

3. standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821

4. uchportal.ru/publ/24-1-0-2183

5. uchportal.ru/publ/24-1-0-2183



© 2010-2022