Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 10 класса

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


6. Календарно-тематический план

2 часа в неделю


Количество часов: Всего - 70 часов, в неделю - 2 часа.

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли-чество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание


1

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 ч)

Что такое общество

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Понятие общества

Общество, страна, государство.

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества.

Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа).

Знатьосновные положения по теме урока

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств; объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования

Текущий

Общество, общественные отношения, культура, социальные институты

Система общества.

социум, культура, закономерности общественного развития

§ 1 учебника, вопросы после § 1

Общество как сложная динамичная система.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Системное строение общества:

элементы и подсистемы. Общество как динамическая система

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Важнейшие институты общества

институты общества..

Знатьи характеризовать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, анализировать процессы изменчивости и стабильности общества.

Знать основные положения по

теме урока.

Уметьобъяснять взаимосвязь

всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ

Текущий

Общество как система, общественный институт, сфера жизни общества, потребности человека

§2

Контрольно-обобщающий урок по теме 1.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

.

Обобщение и повторение изученного

Итоговый

§1-2

Тема 2. Человек (11 ч)

Природа человека.

2

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды

Знать основные положения урока: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы. Уметьобъяснять взаимосвязь человека, общества и природы; объяснять варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

Текущий

антропогенез, социальная память, гоминиды

человечеств, исторический тип, культура

§3

Человек как духовное существо.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека

Знать и характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные

Текущий

Духовные ориентиры, идеал, патриотизм, гражданственность, мировоззрение

§4

Деятельность как способ существования

людей.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения

Знать и характеризовать социальную сущность деятельности человека, потребности и мотивы; разбираться в типологии деятельности.Знатьосновные положения по теме урока: что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей.

Уметь

характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания

Текущий

Деятельность, цель, мотив, убеждения, ценности, сознание, игра, труд, учение, творчество, потребность

сознание

§5

Познание и знание

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

. Роль знаний в жизни человека.

Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.

Знать основные положения урока, какова проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания, основные положения по

теме урока, характеризовать познавательную деятельность, обсудить проблему познаваемости мира.

Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; и различать факты и мнения, аргументы и выводы

Текущий

Знание, познание, мышление, понятие, суждение, восприятие, умозаключение, истина

Критерии истины

Относительная абсолютная истина, чувственное и рациональное познание, рационалисты, эмпирики восприятие, ощущение, и др

Методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон,

§6

Человек в системе социальных связей.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Самооценка.

Знать основные положения урока

Связь свободы и необходимости

Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке

Текущий

Личность, нравы, обычаи, самосознание, самореализация,

§7

Контрольно-обобщающий урок по теме 2.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый

§3-7

2.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

(38 ч)

Тема 3. Духовная культура (9 ч)

Культура и духовная жизнь.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения

Знать понятия по теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться, характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы.

Текущий

Духовная сфера, диалог и виды культур, культурология, СМИ

духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология

§8

Наука и образование.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Основная задача и исторические

формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Правовые основы

школьного образования. Роль науки в современном обществе.

Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования.

Зарождение и развитие университетов.

Знать основные положения по

теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ

Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы

Текущий

НТП

Образование, наука, школа, университет

§9

Мораль и религия.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире.. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях

Знать основные положения по теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия; особенности мировых религий. Иметь представление о фетишизме,мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества

Текущий

Мораль, религия

Тотемизм, фетишизм и анимизм

§10

Искусство и духовная жизнь.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.

Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает

Текущий

Искусство, виды искусства, жанр

Эстетическая культура

§11

Контрольно-обобщающий урок по теме 3.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение и повторение изученного

Итоговый

§8-11

Тема 4. Экономическая сфера

(5 ч)

Экономика как подсистема общества.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Экономика, ее роль в жизни общества, сущность, структура и культура, проблемы. Экономические отношения, интересы. Свобода и социальная ответственность.

Знать основные положения по теме. Уметь определять основные факторы производства, давать определение понятиям по теме

Текущий

Экономика, уровень жизни

Экономика, макроэкономика, микроэкономика

§12

Экономическая культура.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Экономическая культура и деятельность

Знать основные положения по теме.Уметь определять основные факторы производства, давать определение понятиям по теме

Текущий

Обмен, производительность

Рынок, государственный бюджет, безработица, конкуренция, сбережения, страхование, инфляция

§13

Контрольно-обобщающий урок по теме 4

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Обобщение и повторение изученного

Итоговый

§12-13

Тема 5. Социальная сфера (13 ч)

Социальная структура общества.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Социальная структура как анатомический скелет общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Российская интеллигенция и средний класс

Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей. Уметь разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; уметь анализировать положение человека в обществе

Текущий

Социальное равенство, социальная группа, стратификация, мобильность, социальные интересы

§14

Социальные взаимодействия.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Источники доходов класса богатых. Средний класс и уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда

Знать основные положения по теме урока: социальная связь и социальное взаимодействие; причины социальных конфликтов; сущность богатства и бедности; бедность, какие типы бедности выделяют социологи.

Уметь определять последствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни

Текущий

Стадии конфликта

§15

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль.

Знать: нормы и что такое социальный контроль и самоконтроль. Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности

Текущий

Социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся поведение, преступность

§16

Нации и межнациональные отношения.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимоотношения народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и социальные проявления

Знать межнациональные отношения. Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты; уважительно относиться к представителям других национальностей

Текущий

Этнические общности

Национальное самосознание, национализм

§17

Семья как социальный институт

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Семья как функциональный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы разводов. Последствия развода, его социальная роль

Знать и характеризовать семью как социальный институт, познакомиться с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Текущий

Семья, брак

§18

Молодежь в современном обществе.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура

Знатьактуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека в молодые годы; какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников

Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы

Текущий

Молодежная субкультура

§19

Контрольно-обобщающий урок по теме 5.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый

§14-19

Тема 6. Политическая сфера (11 ч)

Политика и власть.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть

Знатьформы проявления влияния в обществе; власть, ее виды

Уметьанализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Текущий

Политика, власть, политическая партия, многопартийность, избирательная система, , политическая культура

§20

Политическая система.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины иусловия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и квалификация политических режимов

Знать и характеризовать политическую деятельность, сопоставлять понятия «власть» и «политика», анализировать типологию властных отношений.

Уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Текущий

политические институты, политическая система, политические отношения, форма государства, политический режим

§21

Гражданское общество и правовое государство.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Знатьполитическая система общества и роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и его типы

Уметьдавать разъяснение слову государство Употребляемому в различных значениях; анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства и виды политических режимов

Текущий

гражданское общество, местное самоуправление, референдум, выборы,

§22

Демократические выборы и политические партии.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы

Знатьосновные положения по теме урока.Уметьучаствовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Текущий

референдум, выборы

§23

Участие граждан в политической жизни.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Голосование как форма участия граждан в политической жизни общества. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

Знать,что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм.Уметьобъяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их решения

Текущий

признаки правового государства, политическое участие,

§24, подготовка к промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Умение работать в группе и индивидуально

Итоговый

§20-24

3.

РАЗДЕЛ III. ПРАВО

(10 ч)

Тема

Право как особая система норм (10 ч)

Право в системе социальных норм.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Знатьосновные положения по теме урока. Уметьпояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация

Текущий

Система права, источники права, мораль,

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

§25

Источники права.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Основные источники права. Виды нормативных актов

Знать основные положения по теме урока.Уметь разъяснять сущность основных понятий темы; определять особенности правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различие между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности; объяснять основные цели деятельности судебной системы

Текущий

норма права, отрасль права, институт права, НПА, Конституция, правоотношения

§26

Правоотношения и правонарушения

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

. Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России

Знать основные положения по теме урока, общие черты и специфику отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления

Текущий

правонарушения, юридическая ответственность,

§27

Современное российское законодательство

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

Знатьосновные положения по теме урока

Уметьпояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация

Текущий

судебная защита, дееспособность, правоспособность, правосознание

§28

Предпосылки правомерного поведения.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

что такое правосознание, его основные элементы; каким образом взаимодействуют право и правосознание; правомерное поведение и его признаки; предпосылки правомерного поведения

Текущий

правомерное поведение, правовая культура

§29

Контрольно-обобщающий урок по теме 7.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый

§25-29

Итоговые уроки

(5 ч)

Общество в развитии.

2

Урок открытия нового знания

Комбинированный урок

Много вариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Формы общественного прогресса

Знать основные положения по теме урока. Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация

Текущий

§30

Повторительно-обобщающий урок по курсу

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый

§1-30

Контрольно-обобщающий урок по курсу.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый

§1-30




© 2010-2022