- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая работа Перспективы гражданского образования в условиях перехода на ФГОС
Методическая работа Перспективы гражданского образования в условиях перехода на ФГОС
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Муминова Н.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Перспективы гражданского образования в условиях перехода на ФГОС
"Вот, - сказал, - небось сам слышал, как солдаты, наши славные боевые
бойцы, говорили... Едут чеченов убивать. И того, кто тебя распял, тоже
убьют. А вот, если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его
губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем
живого чего? А если бы я живое увидел, то спросил бы его, зачем он
разбойничает? Зачем всех кругом убивает? Разве мы ему чего сделали? Я бы сказал: "Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь, видишь, как выходит... Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют... А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты - погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?"
Это отрывок из знаменитой книги Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Представьте себе, простой ребёнок, переживший сильное потрясение, прощается со своим братом. Меня поразило то, как обычный ребёнок рассуждает о самой главной ценности в этом мире - о человеке. Он понял это, испытав на себе все тяжести своей нелёгкой судьбы. Он понял, что главная ценность - умение жить в мире с самим собой и другими. Ведь что такое мир - это то, что нас окружает. Мир - это отсутствие войны. Мир - это общество, в котором мы живём. Мир - это согласие и гармония внутри человека. А как назвать человека, который открыт миру? Это человек с высоким чувством гражданственности. Гражданственность - это явление нравственно-политического характера. Именно гражданственность позволяет нам мыслить свободно. «Гражданственность - это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству», - читаем в академическом словаре русского языка. Гражданственность позволяет самостоятельно инициировать события, происходящие в современном мире. Гражданственность - это антитеза аполитичности, равнодушия к собственно стране, тому, что с ней происходит. Само описываемое качество имеет глубокий смысл. Оно не сводится к показной позиции. Просто принимать участие в политической жизни, голосовать или ходить на митинги маловато. Необходимо переживать за судьбу государства и народа, действовать им во благо. А это невозможно без полного понимания ситуации, формирования собственной политической позиции.
А кто такой гражданин? Это человек, который обладает гражданственностью. Это, во-первых, толерантная личность. Во-вторых, гражданин умеет жить в условиях демократии и сам инициировать изменения, которые происходят в коллективе и сам несёт ответственность за эти изменения. Гражданин - человек свободный и ответственный, который осознал собственное человеческое достоинство, он умеет отстаивать права человека, но делает это так, что не нарушает права других граждан. Гражданин развивается только в условиях открытой школы и каждый учитель может содействовать развитию это открытой школы. Прежде всего школа становится открытой тогда, когда она работает в условиях инновации. Школа становится открытой, когда соблюдаются права всех участников образовательного процесса. В открытой школе создать условия для развития открытого человека может только открытый учитель. Какой он, этот открытый учитель? Он сам имеет открытую гражданскую позицию, он сам открыт инновациям и готов идти впереди педагогических идей.
Основой для гражданского образования в школе является:
-
Личностно - ориентированная педагогика Якиманской Ирины Сергеевны;
-
Педагогика поддержки Газмана Олега Семёновича;
-
ТРИЗ - педагогика Альтшуллера Генриха Сауловича
-
Опыт социального взаимодействия Тубельского Александра Наумовича
Для государства важно, чтобы все его граждане были активны, работали на его благо. По большому счету других глобальных задач у этого социального механизма нет. Он существует, чтобы защитить своих граждан, создать им условия для хорошей, успешной, счастливой жизни. А чтобы эта задача выполнялась, необходимо здоровое и активное общество. Над его созданием следует постоянно работать. А именно нужно воспитание гражданственности с малых лет. Детям важно объяснять, что такое государство, как и для чего оно создается. Кроме того, они должны понимать роль гражданина в жизни страны. Делается это еще с детского сада. Конечно, науки в таком возрасте еще не совсем доступны. Однако даже малыши понимают, как работает, к примеру, президент, кто должен приказать, чтобы снег с улиц убрали или дом покрасили. Начинать нужно с малого. На самом деле гражданственность не глобальна. Она рождается из умения в малом быть полезным стране. Чем большее число людей станет душой болеть за свою Родину, тем успешнее она будет. А от этого улучшится жизнь граждан. Все взаимосвязано.
Моделей гражданского образования множество. Гражданское образование можно осуществлять через предметы «История» и «Обществознание». Но мне стало ясно, что работы по гражданскому воспитанию в предметных областях недостаточно, необходимо развитие школьного пространства.
Организовать правовое пространство в школе можно через деловые игры, которые охватывают всех обучающихся. В течение нескольких лет я проводила в школе деловую игру «Избирательная кампания». Обучающиеся 5-11 классов выбирали Президента школы. Деловая игра была организована по правилам настоящей избирательной кампании: из старшеклассников были кандидаты в Президенты, каждый со своей программой. Велась активная агитация, проводились встречи с избирателями. В день выборов была создана специальная комиссия, сделаны настоящие избирательные кабинки, урны для голосования. Вся школа (в том числе и педагоги) с волнением ждали результатов выборов. По итогам выборов формировались органы самоуправления, которые работали в течение учебного года. Участвуя в подобных играх обучающиеся приобретают не только представление об избирательной кампании, но и формируют свою гражданскую позицию. Результатом такой работы стала победа нашей команды «МиР» в ролевой игре «Мой выбор», посвящённой Дню молодого избирателя на территории Саратовского муниципального района в 2009 году. В 2011 году ученицы
9 класса Масян Анастасия и Захарина Эльвира стали победителями районного конкурса буклетов-приглашений для впервые голосующих избирателей. Мои ученики занимают призовые места в районной олимпиаде по избирательному праву и избирательному процессу среди учащихся образовательных школ Саратовского муниципального района:
2012 г. - Евдокимова Дарья, ученица 10 класса;
2013 г. - Зайцева Александра, ученица 9 класса.
В 2014-2015 учебном году ученики 10-11 классов приняли участие в региональном проекте «Право творить будущее». Региональный проект «Право творить будущее» разработан и реализуется ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» и Саратовской областной думой. Первый этап проекта предусматривал экскурсию участников в Саратовскую областную Думу, второй этап проекта экскурсию участников в Саратовскую государственную юридическую академию. Третий этап - самостоятельное написание эссе на тему «Если бы я стал депутатом…» Финальный этап - презентация лучших проектов по итогам конкурса самостоятельных эссе. Итоги проекта освещались в СМИ и на сайте Академии и Института законотворчества. iz.ssla.ru/news108.html
В настоящее время для формирования гражданственности у старшеклассников я использую такую форму работы как дискуссионный клуб. Цель, которую я поставила перед собой при создании дискуссионного клуба - через коллективное обсуждение проблем (этических, познавательных, социальных, психологических и др.) формирование ценностей, установок;
- выработка умений слушать, понимать других, адекватно оценивать собственные возможности;
-расширять кругозор, познавательные интересы;
-учиться взаимодействию в группе, участвовать в принятии групповых решений и пр.
- способствовать развитию личности каждого участника групповой дискуссии.
В заседания клуба приглашаются ученики старших классов, учителя, родители, выпускники и специалисты разных центров города в зависимости от обсуждаемой темы. Любое заседание начинается с оглашения устава клуба:
-
открыто высказывать собственное мнение, и аргументировано его отстаивать;
-
уважать мнение другого, умея слушать и слышать оппонента в споре;
-
уметь принять групповое решение.
Обсуждения проходят живо, корректно, интересно; участники бывают заинтересованы в разговоре. На заседаниях ребята учатся вести диалог, дискуссию: задавать вопросы, отвечать на вопросы оппонентов, анализировать ответы, размышлять над поставленной проблемой.
Главная сила дискуссионных форм - в увлекательности, они захватывают участников. Острота обсуждения оставляет заметный след в сознании, заставляет предельно мобилизовать и концентрировать запас своих знаний и личных наблюдений. Развитию индивидуальных качеств также способствует необходимость составлять и анализировать факты, критически оценивать как свое, так и поведение оппонентов.
Для обсуждения я выбираю учебные фильмы, которые созданы специально для подростков или документальные фильмы. Так, мы обсуждали фильмы:
-
«Дневник Насти» режиссера Максима Василенко. Фильм «Дневник Насти» предлагает, в сущности, новый жанр: учебный фильм с очень сильным развлекательным элементом, который эмоционально захватывает зрителя, заставляет сопереживать и, в конечном счете, усиливает обучающий и воспитательный эффект фильма. "Дневник Насти" - новая, оригинальная форма обсуждения с подростками различных аспектов проблемы ВИЧ/СПИДа.
-
«Есть тема», который является составной частью программы по формированию здорового образа жизни у подростков «Всё, что тебя касается», разработанной Фондом «Здоровье и Развитие».
Сюжет: В рамках телевизионной программы молодежного музыкального телеканала популярный исполнитель в сопровождении съемочной группы приезжает в родной провинциальный город. В сценарий телепрограммы (встреча с друзьями детства, учителями, съемки во дворе) неожиданно «врывается» реальная жизнь российской глубинки - жесткая ситуация давления, когда подростка «подставили» сверстники, чтобы управлять им в дальнейшем. «Звезда» пытается помочь запутавшемуся подростку, принимает активное участие в разрешении его проблем, что влечет за собой всевозможные и не всегда приятные столкновения с действительностью. Одной из главных идей фильма является пропаганда здорового образа жизни. Говоря о пороках и проблемах, авторы поставили задачу показать подростку, что все его потребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ разрешения
-
«Сон Бабочки», направленный на профилактику наркомании в молодежной среде.
-
документальный фильм «Душа пришельца», режиссёра Максима Величкина. Очень актуальный фильм: о мигрантах в нашей стране. О людях. О детях. О войне. О памяти и о благодарности. О том, как важно оставаться людьми. Главный мотив фильма: главная ценность - это жизнь любого человека, какой национальности он бы ни был.
Уровень заинтересованности учащихся в проведении данных мероприятий довольно высок, что свидетельствует об определённом уровне сформированности нравственных качеств.
В заключение, определяя основные педагогические условия
формирования гражданственности, следует отметить:
- необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы,
органов государственно-общественного управления;
- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию
школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;
- надо чаще обращаться к образцу, примеру - этим традиционным
для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;
- гражданственность созидательна, а значит, формировать еѐ надо
через деятельность;
- нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга,
совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса,
формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися
нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.
Строить здоровое общество и сильное государство может только человек
с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе
гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно
анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Приложение
Финал регионального проекта «Право творить будущее»