Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Предмет: обществознаниеКурс: «обществознание»Класс: 8 классГод обучения: 2013-2014 гг.Количество часов: В год: 35ч, в неделю: 1ч Форма работы: Классно-урочнаяРабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания базового уровня в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллекту...
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ Р.Ф. ЛАЙСА А.В.

Рассмотрена на заседании МО

Протокол № _________________

«____» _______________2013 г.

Согласованна с заместителем

Директора по УВР

«____»______________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Ненинская СОШ имени героя Р.Ф. Лайса А.В. _____________________

Приказ №_______

От «___» ____________ 2013 г.



Рабочая программа

по предмету:

«Обществознание»

Базовый уровень, 8 класс

2013 -2014 учебный год







Руф Юлия Александровна, учитель истории и

обществознания МБОУ Ненинская СОШ

имени героя РФ Лайса А.В.



Ненинка



Пояснительная записка

Предмет: обществознание

Курс: «обществознание»

Класс: 8 класс

Год обучения: 2013-2014 гг.

Количество часов: В год: 35ч, в неделю: 1ч

Форма работы: Классно-урочная

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания базового уровня в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала учащихся. Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 35 учебных часов.

Программа: Авторская (адаптированная), Автор Л.Н.Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Москва, «Просвещение», 2009 год. Программа курсов для 8 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. Издание стереотипное. М., «Русское слово», 2007.

В состав УМК входят: учебник для 8 класса «Обществознания», поурочные разработки к учебнику, дидактические материалы.

В 8 классах при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах, социальных институтах и процессах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.
Курс, строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и отсутствии привычки просчитывать отдаленные последствия своих поступков.
Цели и задачи курса:

- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Программа раскрывает содержание начального курса «Человек и общество» в следующей последовательности.
В 8 классе программа является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, содержание ее во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в начальной школе, с другой - вводит новые единицы содержания.

Логика программы в 8 классе предполагает использование принципа от частного к общему.

Каждая тема программы 8 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Принцип системности направлен на формирование у учащихся ценностных ориентиров и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях современной эпохи. Последовательность обеспечивается тематически выверенным подбором заявленных объектов изучения, дающих возможность учащимся ознакомиться с фактами, событиями и явлениями общественной жизни разных поколений, особенностями формирования ценностных представлений и ориентиров в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; пони­мать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; при­нимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддержи­вать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания - словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности - методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- входной контроль - тестовая работа;

- промежуточный контроль - индивидуальные карточки,

диктанты (используется текст с ошибками),

анализ схем, таблиц,

фронтальный устный опрос,

понятийные диктанты,

тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль - тестовая работа.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

По окончанию изучения курса «Обществознания» ученик должен знать:

- основные обществоведческие понятия: Общество, авторитет, герб, наследственность, государство, деятельность, добро, добродетель, кодекс, конституция, нравственность, образование, общение, патриотизм, познание, референдум, самооценка, федерация, флаг, хобби, товар, труд, сознание, семья, субъект РФ, чувство, экономика, эмоция, эрудиция.

- общее и особенное в политической жизни современной России;

- основные задачи и исторические формы образования;

- основы конституционного строя Российской Федерации;

- сущность и строение культуры;

-.особенности подросткового возраста, важного для становления личности;

- значение и назначение самопознания.

Ученик должен уметь:

- давать определения основным обществоведческим понятиям, выделяя их характерные признаки;

- объяснять сущность человека;

- уметь объяснить сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;

- объяснять сущность семьи как основной ячейки общества;

- объяснять роль и значение школы;

- объяснять труд как основу жизни;

- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.

Ученик должен владеть навыками:

- конспектирования текстовой информации и выделения главного;

- использования дополнительных источников социальной информации (газет, журналов,

Интернет сети);

- схематизации материала, либо анализа предложенной схемы;

- правильного применения специальных терминов и объяснения понятий;

- монологического связного воспроизведения информации;

- выявления сходных и отличительных черт в общественных явлениях;

- презентации собственных суждений, сообщений.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по обществознанию

Оценка 5:

Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.

Оценка 4:

Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка 3:

Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.

Оценка 2:

Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

Список литературы:

.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985. - Ч. 2, 3.
2.Богданов В. В. Истории обыкновенных вещей / В. В. Богданов, С. Н. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.
3.Боханов А. И. Коллекционеры и меценаты в России / А. И. Боханов. - М., 1989.
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. - М., 1997.
4.Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. - М., 1977.
5.Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. / О. В. Кишенкова. - М., 1997.
6.Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов / Я. Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 1986. 18.Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых / И. Т. Шведова. - М., 1992. - Вып. 1. Экономика.
7.Я познаю мир: Психология / Е. В. Селезнева. - М., 2001.

Ресурсы internet:

http: // www/gov.ru/

http: // mon. gov.ru/

http: // www/ ed.gov.ru/

http: // fipi.ru/

http: // mediasput.ru

Календарно-тематическое планирование (обществознание 8 класс)

урока

Тема

урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к

Уровню

Подготовки

учащихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

«Личность и общество» (5 часов)

1

Вводный урок

1

Знакомство с курсом обществознание 8 класс, цели и задачи курса, содержание и структура учебника

Знать значение предмета, структуру учебника, ориентироваться в заданиях предложенных на страницах учебника

Устный опрос

Стр. 4-6

2

Быть личностью

1

Какие признаки используются при оценке личности, можно ли быть личностью вне общества

Знать какие признаки характеризуют человека, как личность, как индивидуальность

Графический тест

§1 вопросы

3

Что мы называем обществом

1

Значение понятия «общество», какие сферы жизни человека включает в себя общество

Знать характерные черты общества, давать нравственную оценку конкретным ситуациям

Фронтальный опрос

§2 творческое задание

4

Развитие общества

1

Как видоизменялось общество в историческом пространстве

Знать, почему эволюция общества и связанные с ней изменения неизбежны

тестирование

§3

5

Повторение и обобщение по теме «Личность и общество»

1

Все термины и понятия, изученные в данном разделе

Уметь решать практические задания, пользуясь полученными, ранее знаниям

Самостоятельная работа

повторение

«Сфера духовной культуры» (9 часов)

6

Сфера духовной жизни

1

Что включает в себя понятие культуры, особенности духовной жизни современной России

Знать, что входит в понятие духовной жизни человека, уметь различать духовную культуру человека от духовной культуры общества в целом

Графический тест

§4

7

Мораль

1

Что такое мораль, нравственность, чем эти понятия отличаются друг от друга

Знать для чего в обществе существует мораль и нравственность

Практическое задание

§5

8

Долг и совесть

1

Как проявляется чувство долга, у всех ли есть совесть, кто контролирует исполнение морального долга

Знать основные понятия по теме, уметь решать ситуативные задачи

Фронтальный опрос

§6

9

Моральный выбор - это ответственность

1

Что такое моральная норма, какое поведение вызывает моральное одобрение, а какое моральное осуждение

Знать в чем выражается свобода выбора человека, уметь находить взаимосвязь между свободой и ответственностью

беседа

§7

10

Образование

1

В чем основная черта постиндустриального общества, достаточно ли знаний полученных в школе для дальнейшей жизни

Знать, что такое образование и какую роль оно играет в современном обществе

Графический тест

§8

11

Наука в современном обществе

1

Почему роль науки в современном обществе постоянно возрастает

Знать, что такое наука, выполнять творческие и практические задания на основе изученного материала

Практическая работа

§9

12-13

Религия как форма культуры

2

Почему человеку необходимо, во что- либо верить, почему расширение научных знаний уменьшает число верующих людей

Знать, что такое религия, понимать ее роль в жизни современного человека

§10 вопросы

14

Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры»

1

Все термины и понятия, изученные в данном разделе

Уметь решать практические задания, пользуясь полученными, ранее знаниям

Контрольная работа

повторение

«Экономика» (13 часов)

15

Роль экономики в жизни общества

1

Почему не все материальные желания выполнимы, как экономика регулирует жизнь человека в целом

Знать основные положения параграфа, основные моменты изученного

Фронтальный опрос

§11 творческое задание

16

Главные вопросы экономики

1

Что необходимо для успешного производства, как рационально использовать ресурсы

Понимать суть основных экономических процессов уметь давать ответы на экономические вопросы

Практическое задание

§12 вопросы

17

Собственность

1

Что такое собственность, кто такой собственник, права и обязанности владельцев собственности

Использовать приобретённые знания для решения практических задач

тестирование

§13

18

Рыночная экономика

1

Кто управляет экономикой, каким законам подчиняется рынок, как возникают цены

Знать основы функционирования рыночной экономики, уметь отличать рыночную экономику от других типов экономики

Устный опрос

§14

19

Производство - основа экономики

1

Производство и труд, производительность труда, заработная плата

Знать какова роль разделения труда в развитии производства

тестирование

§15

20

Предпринимательская деятельность

1

Предпринимательство и фермерство, основные организационные формы предпринимательства

Знать, почему люди занимаются бизнесов, роль предпринимательства в развитии экономики страны.

Практическое задание

§16 вопросы

21

Роль государства в экономике

1

Можно ли управлять экономикой, кто оплачивает бесплатные услуги, зачем платить налоги

Знать способы воздействия государства на экономику, уметь различать виды налогов

тестирование

§17 творческое задание

22

Распределение доходов

1

Откуда берутся средства для удовлетворения потребностей, в чем суть экономического неравенства граждан

Знать, каковы основные источники доходов граждан, уметь приводить примеры из жизни по данной теме

Устный опрос

§18 вопросы

23

Потребление

1

Что влияет на выбор товара, как измерить свое благосостояние, что такое семейное потребление

Знать структуру потребительских расходов, уметь защищать свои права, как потребителя

Фронтальный опрос

§19 творческое задание

24

Инфляция и семейная экономика

1

От чего зависит благополучие семейного бюджета, как сберечь и увеличить доходы семьи, для чего люди копят деньги

Знать причину роста цен, понимать, как инфляция влияет на семейный бюджет

Устный опрос

§20 заполнить таблицу в тетради

25

Безработица: причины и последствия

1

Кто имеет право на труд, как совмещать учебу с работой, от чего зависит размер заработной платы

Знать почему безработица постоянный спутник рыночной экономики, ориентироваться в основных потребностях рынка труда

тестирование

§21вопросы

26

Мировое хозяйство и международная торговля

1

Что такое мировое хозяйство, мировая экономика, для чего люди покупают иностранную валюту

Знать, что такое мировое хозяйство, какие выгоды имеют государства от участия в международном разделении труда

Практическое задание

§22

27

Контрольная работа по теме «Экономика»

1

Все термины и понятия, изученные в данном разделе

Уметь решать практические задания, пользуясь полученными, ранее знаниям

Контрольная работа

повторение

«Социальная сфера» (8 часов)

28

Социальная структура общества

1

Для чего люди объединяются в группы, какие бывают социальные группы, что такое социальная структура общества

Знать по каким принципам общество делится на страты, решать практические задачи па данной теме

Фронтальный опрос

§23заполнить таблицу в тетради

29

Социальные статусы и роли

1

Что такое социальный статус человека, для чего он нужен, к чему он обязывает

Знать различия предписанного статуса и достигаемого, уметь определить собственный социальный статус

Устный опрос

§24

30

Нации и межнациональные отношения

1

Как определяется национальность человека, почему возникают международные конфликты

Знать различия между понятиями «этнос», «нация», «национальность»

тестирование

§25творческое задание

31-32

Отклоняющееся поведение

2

Что такое нормы поведения, как осуществляется контроль, как связаны вредные привычки и отклоняющееся поведение

Знать какая связь между нормам поведения и социальными нормами, уметь оценивать свое поведение, опираясь на сложившиеся с обществе нормы поведения

Практическое задание

§26 вопросы

33

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

1

Все термины и понятия, изученные в данном разделе

Уметь решать практические задания, пользуясь полученными, ранее знаниям

Контрольная работа

повторение

34-35

Итоговое повторение

2

Личность, духовная культура, экономика, социальная сфера

Уметь решать практические задания, пользуясь полученными, ранее знаниям

Устный опрос

повторение



© 2010-2022