Доклад по предмету самопознание: ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА НА НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В конце 80-х-начале 90-х годов в постсоветском обществе произошло много социальных, экономических, политических и культурных трансформаций. Для постсоветских регионов наступило время рыночных реформ, политической модернизации, государственной независимости. С выбором суверенного пути развития, ориентацией на рыночное хозяйствование Казахстан встал перед проблемой трансформации общественного сознания.Изменились ценности жизни (например, коллективизм стал заменяться корпоративностью и индивидуализ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА НА НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА


Овсянникова Е.Е., учитель предмета самопознание КГУ «Средняя школа №29» акимата города Усть-Каменогорска

В конце 80-х-начале 90-х годов в постсоветском обществе произошло много социальных, экономических, политических и культурных трансформаций. Для постсоветских регионов наступило время рыночных реформ, политической модернизации, государственной независимости. С выбором суверенного пути развития, ориентацией на рыночное хозяйствование Казахстан встал перед проблемой трансформации общественного сознания.

Изменились ценности жизни (например, коллективизм стал заменяться корпоративностью и индивидуализмом, ценности личного плана стали важнее ценностей общественных, групповых), появился новый рыночный общественный уклад. Эти обстоятельства привели к поиску ценностей, которые могли бы способствовать установлению между нашими согражданами отношений добра, справедливости, взаимопомощи, терпимости, а также ценностей, которые бы способствовали раскрытию и реализации творческих возможностей каждой личности. В этих условиях изменились общественные идеалы и стереотипы поведения людей, поэтому потребовалось коренное преобразование содержания знаний, обновление методов и совершенствование технологий обучения и воспитания молодежи.

Таким образом, с начала 90-х годов стал востребован совершенно иной тип личности, чем тот, который воспроизводился системой образования, воспитания и просвещения на протяжении 70 лет в условиях советского социалистического государства. Система образования в РК нуждалась в моделировании принципиально нового подхода в развитии гармоничной личности нового демократического, рыночного общества.

Казахстанская педагогическая наука оказалась перед сложной проблемой поиска, выбора и реализации педагогической доктрины воспитания личности нового типа. Основными чертами такой личности должны были стать: умение выбрать свой индивидуальный путь в условиях разнообразия жизненных условий, творческое и критическое мышление, толерантное отношение к другим, гуманизм, способность к самореализации, самоактивность, ответственность.

Впервые на государственном уровне задача обучения подрастающих поколений универсальным или общечеловеческим ценностям была предложена Первой Леди страны Сарой Алпысовной Назарбаевой - автором проекта «Самопознание».

Проект «Самопознание» является государственной экспериментальной образовательной программой, которая основана на возрождении общечеловеческих нравственно-духовных ценностей и адресована детям, подросткам и юношеству. Этот проект появился в Казахстане в 2001 году и получил полную всестороннюю поддержку со стороны руководства Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Суть программы «Самопознание» С.А. Назарбаева видит в том, чтобы Любить и быть Любимым, жить во имя Любви; быть всегда самим собой, не подражать кому-то, а развивать свои собственные возможности, таланты; обязательно различать что такое «хорошо» и что такое «плохо»; быть ответственным за свои мысли, слова, поступки; жить в гармонии с самим собой и окружающим миром; всегда помогать людям, чем только можно; жить по совести, не предавая своего высшего внутреннего «Я», созидать, творить на благо общества; совершенствоваться постоянно. Все это - основные принципы жизни гармонично развитого человека, все это и есть предмет «Самопознание».

«Этот проект мы назвали «Самопознание», - говорит С.А.Назарбаева, - потому что пока человек не познает сам себя, свои возможности, свое предназначение - он будет игрушкой в руках судьбы. Если же мы начинаем задумываться над глубокими философскими вопросами о том, кто мы, откуда мы, для чего пришли в этот мир и куда идем - это уже первый шаг к тому, чтобы осознать свое невежество, а, значит, изменить свое мировоззрение, свое внутреннее «Я» в лучшую сторону…».

С 2002 года проект стал государственной экспериментальной образовательной системой, которая основана на возрождении общечеловеческих нравственно-духовных ценностей и адресована детям, подросткам и юношеству. В апробации новой образовательной программы «Самопознание» участвовали 184 организаций образования, получившие статус экспериментальных площадок. Эт о 70 дошкольных организаций образования; 76 общеобразовательных школ; 11 детских домов и учреждений интернатного типа; 1 колледж и 26 вузов. За годы эксперимента общая численность учащихся, воспитанников и студентов, изучавших основы самопознания, составила 37 921 человек. С 2010 года началось массовое внедрение предмета «Самопознание» с 0 по 11 класс в общеобразовательных школах РК.

Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.

Для отслеживания изменений, происходящих в развитие личности детей начальной школы, была выбрана проективная методика «Моя семья», которая позволила изучить такие личностные особенности ребёнка как самооценка, тревожность, потребность в общении, наличие благоприятной семейной обстановки и проследить динамику изменений по данным параметрам.

При проведении проективной методики «Моя семья» в 1-х классах, учащимся предлагалось нарисовать свою семью. В основу интерпретации полученного материала положено символическое толкование изображенных действий, предметов и отношений. В рисунках, по Л. Корману, анализировалось:

а) его графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства),

б) формальная структура (динамичность рисунка, расположение членов семьи);

в) содержание (анализ смысла рисунка).

Среди показателей, диагностируемых с помощью методики в рамках нашего исследования, мы проанализировали особенности и развитие таких качеств, как:

  1. самооценка,

  2. тревожность,

  3. потребность в общении с окружающими,

  4. наличие благоприятной семейной обстановки.

На наличие тревожности у ребёнка указывали такие элементы рисунка как: преувеличенные глаза, тенденция к штриховке, сильный нажим и т.д. Размеры фигур и их расположение на листе рассматривались как показатели самооценки. О потребности в общении свидетельствовала прорисовка рук и кистей, а так же особенности позы (интро - или экстравертированность). Показателями благоприятной семейной ситуации служили изображения всех членов семьи, включённость их в общую деятельность. Отсутствие автора рисунка указывало на его неприятие в семье.

Для выявления изменений, происходящих в развитие личности детей, изучающих предмет «Самопознание» в 1-х классах, нами было проведено три исследовательских среза:

1 срез - сентябрь

2 срез - декабрь

3 срез - апрель

Первый срез позволил проанализировать актуальное развитие ребенка. Второй и третий срезы показать динамику развития особенностей ребенка, значение и направленность происходящих изменений.

Рассмотрим каждое, из выделенных нами качеств.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, человек оценивает свои собственные психологические качества и поведение, достижения и неудачи, достоинства и недостатки. Самооценка в дошкольном и младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок взрослого и имеет большое значение для регуляции поведения в целом. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Эта конфликтность может проявляться по-разному. Завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок начинает переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. При заниженной самооценке ребенок принижает свои возможности. А это негативно влияет на его познавательную деятельность и место в системе межличностных отношений.

Результаты исследования.

Таблица 1. Динамика выраженности уровней самооценки (в %).

Уровень самооценки

1 срез

2 срез

3 срез

Высокая самооценка

15%

13%

10%

Адекватная самооценка

58%

62%

67%

Низкая самооценка

27%

25%

23%



Мы видим, что в первом срезе заниженная самооценка встречается у 27% детей исследуемой группы, завышенная - у 15%. От первого к третьему срезу происходит уменьшение количества детей, имеющих высокую или низкую самооценку, за счёт увеличения учащихся с адекватной самооценкой. Так, количество испытуемых с высокой самооценкой уменьшилось с 15% до 10%, а с низкой с 27% до 23%.

Следующее рассматриваемое нами качество-тревожность.

Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. У ребенка тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность и не уверен в себе.

Таблица 2. Изменение значения уровней тревожности (в %)


Уровень тревожности

1 срез

2 срез

3 срез

Высокий

39%

31%

23%

Средний

59%

69%

75%

Низкий

2%

0%

2%

39% детей исследуемой группы, как показал первый срез, испытывали в начале учебного года волнение, повышенное беспокойство, находились в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны взрослых и сверстников. Мы считаем большим достижением тот факт, что к третьему срезу показатели по тревожности улучшились, и снизилось количество детей с высоким уровнем до 23%. (рис. 1.):

Доклад по предмету самопознание:ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА НА НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА



Рис. 1. Количество детей с высоким уровнем тревожности (в %)


Следующее качество - потребность в общении с окружающими. Общение, как его определяют психологи, - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общительность как черта личности, говорит о стремление поддерживать отношения с людьми, ориентацию на совместную деятельность и потребность в эмоциональных отношениях с людьми. Общительность напрямую связана с коммуникативными способностями, умениями и навыками общения с людьми, от которых зависит его успешность. Е.И. Рогов предполагает, что общительность проявляется в любознательности, умении слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, быть терпеливым в общении с другими. Потребность в общении с окружающими может быть высокой, средней или низкой.

Таблица 3. Изменение значения уровней потребности в общение (в %)

Уровень потребности в общении с окружающими

1 срез

2 срез

3 срез

Высокий

18%

20%

24%

Средний

47%

50%

53%

Низкий

35%

30%

23%

Результаты проведённого исследования показывают, что для 65% детей в начале учебного года был характерен высокий и средний уровень потребности в общении. 35% учащихся имели низкую потребность в общении, что говорит о закрытости ребенка, предпочтении им одиночества, нежелании допускать в свой личный мир кого бы то ни было, замкнутости и отгороженности. К концу учебного года произошло уменьшение количества детей с низким уровнем (с 35% до 23%) и увеличение числа учащихся с высоким уровнем (с 18% до 24%), что свидетельствует о развитии коммуникативных способностей и умений.

Последняя, рассматриваемая нами при интерпретации категория - это семейная ситуация.

Семья - это первый институт социализации, в котором формируется личность ребенка и определяется его дальнейшие взаимоотношения в социуме. По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со взрослым является необходимым условием его психического и личностного развития. Оно выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. В общении со взрослым, как отмечает Дубровина И.В., формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним, развиваются психические процессы, предметно - манипулятивная деятельность, а к 7-8 годам у ребенка выделяется «собственно коммуникативная деятельность».

Семейная ситуация относительно развития ребёнка может быть благоприятной или неблагоприятной. Анализ полученных данных показывает, что от первого к третьему срезу произошло увеличение количества семей с благоприятной обстановкой в отношении развития ребёнка с 73% до 82% (рис. 2):

Доклад по предмету самопознание:ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА НА НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА



Рис. 2. Семейная ситуация относительно развития ребёнка (в %)

Анализ рисунков также позволил нам определить количество детей испытывающих неприятие в семье: в первом срезе их оказалось 18%, во втором - показатель снизился до 10%, в третьем - 9%, следовательно, увеличилось количество родителей принимающих ребёнка. Мы считаем, что в этом проявилась особенность предмета «Самопознание», где большинство заданий направлено на совместное сотрудничество родителей и детей.

Таким образом, от 1 к 3 срезу в течение учебного года наблюдается положительная динамика в формировании у учащихся первых классов следующих личностных качеств: самооценки, тревожности, потребности в общении. Произошло увеличение количества семей с благоприятной обстановкой в отношении развития ребёнка с 73% до 82%, увеличилось количество родителей принимающих ребёнка.

Мы считаем, что в этом проявилась особенность предмета «Самопознание», направленного на обучение детей духовным ценностям, на формирование у них навыков конструктивного общения, на самораскрытие личностного потенциала, на поиск и обретение себя в многогранном мире человеческих взаимодействий, на позитивное выстраивание личной судьбы, определение жизненного пути в соответствии со своими интересами, склонностями, возможностями.

Особенностью организации учебного процесса по самопознанию является создание на уроках здоровьесберегающей среды с помощью методических приемов, благотворно влияющих на настроение и самочувствие учащихся, способствующих релаксации, снижению напряженности тела, преодолению усталости, утомляемости, лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций, рефлексии.

К процессу развивающего обучения подключаются родители, другие члены семьи, представители общественности. Все это делает предмет «Самопознание» практически ориентированным, позволяет устанавливать связи между разными поколениями и группами людей.


Список литературы

1) Государственный общеобязательный стандарт по предмету «Самопознание». - Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2010. - 48 с.

2) Самопознание: Учебная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ. - Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2010. - 74 с.

3) Даутова А.К. Чистое слово: Рекомендации к занятиям по нравственно-духовному развитию личности. - Алматы, 2001.- 76 с.

4) Джадрина М.Ж. Потенциал самопознания в условиях ценностного смысла образования// Білім беру мекемесі басшыларының анықтамасы. Справочник руководителя образовательного учреждения.-2009.-№1 .-с.60

5) Джадрина М.Ж., Райымбекова Т.К. Анкетирование как способ диагностирования учебных достижений учащихся по самопознанию // Открытая школа.- 2008.-№9.- с. 16-21

6) Медунцова Л.В. Познание через самопознание// Открытая школа.- 2009.-№2.- с.36-39

7) Сарсенбаева Б.Г. Роль самопознания в развитии личности// Открытая школа.- 2008.-№7.- с.40-41


© 2010-2022