Разработка урока по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Общение»

Цель урока: развитие коммуникативных умений учеников; воспитание толерантности.

Работа над понятиями: коммуникация, формы общения, формальное, деловое, неформальное общение, межличностные отношения.

Ход урока

I.Повторение ранее изученного материала

1. Кто такой человек?

- биосоциальное существо;

- психофизическое существо;

- соотношения в человеке общечеловеческого и индивидуального.

2. Назовите территории происхождения человека (тотемизм, создание Богом, искусственное происхождение человека, космическое).

3. Что такое онтогенез? (процесс индивидуального становления человека. От зарождения человека до достижения им зрелости).

4. Жизнь человека ­- это действительно «дорога в никуда»?

5. Цель жизни: «День прошёл - и, слава Богу»?

6. «Не желай и не жди от жизни невозможного или, по крайней мере, слишком много - тогда ты сможешь избежать в ней разочарований и будешь, благодарен ей за то, что она может дать». (Дейл Карнеги: «Как перестать начать жить»).

1) Что значит в жизни «слишком много»?

2) Как определить ту границу, которая отделяет возможное от невозможного?

3) Что создает духовный мир человека:

А) чувства - психическая форма выявления нужд;

Б) желания;

В) стремления;

Г) эмоции - внутренние позитивные и негативные реакции человека на те предметы, которые способствуют или мешают удовлетворению нужд?

II. Изучение нового материала по теме «Общение»

  1. Вступление

Учитель. Ни один человек не существует сам по себе. Каждый из нас может жить и развиваться только среди людей, с которыми мы связаны неисчисляемым количеством самых разнообразных отношений. Эти отношения формируют:

  1. внутренний мир человека;

  2. сходства интересов, настроений, взглядов;

  3. взаимопонимание, согласованность действий;

  4. создание коллективов (успех дела);

  5. формирование общества.

Проблемный вопрос

- Как же связаны эти отношения, или насколько они могущественны и влиятельны?

Запись в тетради

Общение - процесс взаимодействия между людьми, в процессе которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом; превращение каждого опыта.

Вопросы

- Чем объясняется потребность в общении?

А) Новые впечатления, чувства, знания;

Б) Потребность поделиться собственными впечатлениями, мыслями, опытом.

Проблемное задание

Дорисуйте лицо, которое посылает и принимает информацию.

Через обратную связь одного с другим осуществляется состояние общения:

посылает принимает

☺ → ☺

☻ ← ☻

- От чего зависит выражение их лиц?

(От характера потребности в общении: дружеское, приятное; только б поговорить; неприятное общение!)

Ролевая игра

  1. «Три прилагательных» - по парам (смотреть дополнение).

  2. «То, что вы не знаете обо мне» (смотреть дополнение).

Потребность в уединении (это тоже общение, но только с самим собой), которое возникает из - за:

А) контактов с малоприятными людьми;

Б) необходимости играть определенную роль в жизни.

Разминка

Расслабьтесь. Поговорите сами с собой. О чем? Это ваш секрет.

Итак, делая вывод первой части нашего разговора, мы можем сказать словами Экзюпери: «Роскошь человеческого общения - самое высокое жизненное благо».

Окно Иохари

Убедиться в этом мы можем по такой схеме.

Окно Иохари, как утверждают психологи, это - окно общения. Про что оно нам говорит? (Ученики записывают выводы в тетради).

Разработка урока по обществознанию

Разработка урока по обществознанию

2. Способы общения.

Проблемный вопрос

- Какие вы знаете способы общения? (Во время обсуждения ученики строят схему «Способы общения»):

А) родной язык (поговорите);

Б) иностранный язык;

В) искусственный язык (напишите на доске);

Г) язык мимики, жестов (ролевая игра «Передача маски», пантомима с предметом, например, линейкой).

Общение может быть:

- прямое (процесс непосредственных контактов);

-непрямое (между участниками существует некоторая пространственная временная дистанция).

Ролевая игра «Гладильная доска» (смотреть дополнение)

Позитивное: возможность почувствовать тепло человеческих рук, глаз, отношений.

  1. Формы общения

- Традиционное;

- формальное («маска» врача, руководителя, учителя);

- неформальная неповторимость;

(Во время обсуждения ученики составляют схему в тетради.)

Проблемный вопрос

Ученикам предлагается прослушать песню «Друзья мои» и дать ответ на вопрос:

- В чем же состоит неповторимость дружеских отношений? Должно ли общение быть только формальным?

4. Культура и искусство общения

Учитель. Искусство жизни - показатель нашей культуры. Причем про уровень культуры человека можно говорить уже через несколько минут после начала общения.

Проблемный вопрос

- Каким образом можно узнать об уровне культуры человека, которого вы впервые встретили? (Глаза, поведение в общественном месте).

Учитель. Существуют люди, которые от природы наделены даром общения. Они интуитивно чувствуют, как надо вести себя в разных ситуациях, с разными людьми. Я надеюсь, у вас в классе таких много. Вот и попробуем сказать друг другу комплименты.

Ситуативная игра «Комплименты с клубком» (смотреть дополнение)

- Чем дорога нам эта паутина?

- Что будет, если паутина наших отношений разорвется?

5. Конфликтная ситуация

Учитель. Очень трудно, почти невозможно, отомкнуть закрытые двери. Но если у вас есть ключ, то просто вставьте его в замок, поверните, и двери откроются. Иногда люди, которые конфликтуют, напоминают замкнутые двери: ничего не слушают и не желают открываться. Имея ключи к мыслям своих друзей, вы можете помочь им решить их проблемы.

Проблемные задания

- Подберите 5 «ключиков» к этим «дверям». Мы с вами прошли «школу общения», на предыдущих уроках мы говорили про самопознание. Чем теперь вы можете помочь своим друзьям?

- Прокомментируйте приведенное на доске высказывание Кони Брокуэя о вежливости.

«Идеологии возникают и уходят в неизвестность, религии появляются и исчезают. Политические партии приходят к власти и опять ее теряют, и только вежливость остается одной из немногих вещей, которые всегда являются ценными для каждого цивилизованного человека».

III. Вывод

Учитель. Подводя итог, я приведу в пример слова американского философа Томаса Пейна: «Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, то надо быть подлецом, чтобы отказать ему в этом».

- Как вы думаете, почему символом нашего урока является этот рисунок (на доске изображено дерево, на котором вместо листочков изображены улыбающиеся лица)?

IV. Домашнее задание

Написать кодекс чести коммуникативного человека (зачетная работа).

Дополнение «Описание игр»

Игра 1 «Три прилагательных»

Цель: игра в знакомство, развитие памяти, логическое мышление, пополняет лексический запас.

Вид деятельности: умственный.

Количество участников: до 16 участников (но обязательно их должно быть парное количество).

Необходимое оборудование: стулья.

Описание игры

Участники хаотично делятся на пары, руководитель дает им несколько минут для того, чтоб каждая пара взяла друг у друга интервью. Когда участники сядут на свои места, руководитель предлагает назвать три прилагательных, которые характеризируют партнера, начинающихся с первых трех букв его имени. Партнеры представляют друг друга присутствующим этими тремя прилагательными.

Игра 2 «То, что вы не знаете обо мне»

Цель: игра в знакомство, которая позволяет проверить, хорошо ли знают друг друга все члены этой группы.

Вид деятельности: умственный.

Количество игроков: 10-12 участников.

Описание игры

Участники садятся в круг. Каждый из участников говорит о себе три фразы, одна из которых неверна. Все остальные игроки должны определить неверную фразу с двух попыток. Если участники это смогли сделать, то ведущий делает вывод, что они знают друг друга достаточно хорошо.

Игра 3. «Гладильная доска»

Цель: коммуникативная игра, повышает эмоциональность, качество общения, доверие между партнерами, раскованность в группе.

Вид деятельности: физическая.

Количество участников: игра проводиться в парах, количество пар устанавливается на рассуждение ведущего.

Время проведения: на рассуждение ведущего.

Описание игры

Вам время ехать в город, а ваша одежда помята. Не беда: ваша одежда пошита из ткани, выгладить которую способны только руки вашего товарища. Вы стоите прямо, а ваш товарищ медленно проводит руками по вашей одежде, «разглаживая» все складки. А теперь ваша очередь. Сейчас не только ваша одежда стала опрятной, но и вы сами станете эмоционально ближе друг другу.

Игра 4. «Комплименты с клубком»

Цель: коммуникативная игра, способствует развитию речи, смекалке, способствует сплочению учащихся.

Вид деятельности: умственная, физическая.

Количество участников: до 20 участников.

Необходимое оборудование: клубок ниток (желательно взять нитки для вязания).

Описание игры

Участники игры становятся в круг. Один из участников держит в руках клубок ниток. Задание игры состоит в том, чтобы первый участник кинул клубок другому, не отпуская нитки клубка, и сказав при этом какой-нибудь комплимент. Второй, в свою очередь, кидает клубок третьему, опять-таки не отпуская нитки, и говорит уже свой комплимент. Комплименты повторять нельзя. Когда каждый участник игры выскажется , то в середине круга образуется паутина. Ведущий акцентирует внимание участников на том, что настроение и моральное состояние людей много в чем зависит от того, как люди общаются друг с другом. Если оборвать эту паутину в любом месте, то нарушится связь между людьми, которые стоят в кругу. Можно привести пример из жизни.


© 2010-2022