Разработка урока по обществознанию в 8 классе с использованием интерактивных методов работы Предпринимательство

Данный конспект урока по обществознанию в 8 классе на тему "Предпринимательство" предлагает два варианта проведения урока: один - в традиционном формате, где лидирующие позиции на уроке принадлежат учителю, а ученики вытупают преимущественно в качестве объектов воздействия; другой - в формате интерактивной (групповой и межгрупповой) деятельности, что является не только популярной формой работы сегодня, но и лучшим способом активизации учащихся и мотивации к учебной деятельности, их более успешно...
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по обществознанию в 8 классе на тему «Предпринимательская деятельность».

Эпиграф: (написан на доске или представлен в слайдовой презентеции) «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни».

Г. Форд (1863-1947), американский промышленник

Цель урока: изучить виды предпринимательской деятельности, определить их отличия друг от друга.

Задачи урока:

-повторить пройденный материал, основные термины и понятия прошлого урока;

-изучить, какие виды предпринимательской деятельности существуют;

-выявить отличия видов предпринимательской деятельности друг от друга;

-выполнить задания, предложенные в конце параграфа №16, тем самым закрепив пройденный на уроке новый материал.

Часть 1. Повторение пройденного материала.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, какие виды предпринимательской деятельности существуют, и чем они отличаются друг от друга. Чтобы лучше понять и усвоить новый материал, для начала повторим с вами то, что вы проходили на предыдущем уроке. Итак, вспомним, что же такое предпринимательство?

Ученики: Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная деятельность людей, направленная на получение прибыли.

Учитель: А что отличает предпринимательскую деятельность от других видов деятельности? Назовите ее отличительные признаки.

Ученики: Отличительные признаки предпринимательства: хозяйственное новаторство, экономическая свобода участников, инициатива и поиск.

Учитель: Мы знаем, что предпринимательская деятельность выполняет определенные функции для общества. Пожалуйста, назовите 3 самых значимых функций.

Ученики: Значимые для общества функции предпринимательской деятельности:

  1. Привлечение крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, что способствует развитию национальной экономики в целом.

  2. Появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест.

  3. Активные участники предпринимательской деятельности являются крупнейшими и основными налогоплательщиками (налоги - основной источник государственных доходов). В связи с этим благосостояние государства может непосредственно зависеть от успешного развития коммерческих организаций.

Свобода предпринимательства успешно раскрывает творческие силы производителей, обеспечивая эффективное развитие экономики и её соответствие потребительскому спросу.

Учитель: Деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационных формах, но основной из них является фирма (предприятие). Именно здесь ведутся работы, создаются товары, оказываются услуги населению. Так, мы приходим к такому понятию, как фирма. Что же такое фирма, и какова ее цель?

Ученики: Фирма - коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли. Цель фирмы - получение прибыли и её максимизация через удовлетворение потребности общества в необходимых товарах и услугах.

Учитель: Как вы знаете, предпринимательскую деятельность можно вести в одиночку или совместно с другими людьми. Разница между формами коммерческих организаций состоит в возможном круге участников, их правах и обязанностях.

Рыночное предпринимательство строится на «трёх китах»: индивидуальном частном предприятии, хозяйственном товариществе и акционерном обществе.

Часть 2. Изучение нового материала.

Вариант 1. Учитель объясняет материал сам, используя наглядный материал.

  1. Индивидуальное частное (единоличное) предприятие - самый древний и простой с точки зрения учреждения, ведения и ликвидации тип предпринимательства. Всеми средствами владеет один собственник. Он самостоятельно решает, что, как и для кого производить, единолично распоряжается прибылью и несёт полную материальную ответственность по долгам предприятия. В случае неуспеха или разорения он может потерять не только вложенные в дело средства, но и личное имущество (дом, автомобиль и др.). Несмотря на высокий риск потерь, около 2/3 всех частных предприятий в мире относятся именно к индивидуальным.

  2. Товарищество - объединение двух или более лиц для организации и совместного ведения дела. Каждый участник вносит сумму денег (вклад, долю) в уставной капитал (фонд) фирмы, имеет права и несёт ответственность в зависимости от этой доли. У такой фирмы больше средств и соответственно больше возможностей увеличивать размеры производства, чем у индивидуального предприятия. Она обладает большей гибкостью за счёт соединения различных способностей и талантов партнёров.

  3. Акционерное общество - хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств посредством продажи акций. Напомним, что акция - это ценная бумага, свидетельствующая о вложении капитала в акционерное общество и подтверждающая право на получение части его прибыли. Совладельцами этой организации являются держатели акций (акционеры), которые несут риск убытков из-за деятельности общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций. В случае разорения этой фирмы её совладельцы могут лишиться лишь суммы, потраченной на покупку акций. Финансовые возможности акционерной компании выше, чем у других форм бизнеса. Именно эта форма предпринимательства позволила объединять на добровольной основе денежные средства многих людей и сделать возможной реализацию таких крупных проектов, как строительство железных дорог, возведение крупных заводов.

Ученики получают памятки, в которых описаны отличительные черты всех видов предпринимательской деятельности.

Разработка урока по обществознанию в 8 классе с использованием интерактивных методов работы Предпринимательство.

Теперь поговорим о том, что такое малое предприятие.

Малое предприятие - предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции. По российскому законодательству малые предприятия могут создаваться во всех отраслях хозяйства, в любых формах собственности и заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. Особенно государство поддерживает малый бизнес в наиболее важных для экономики страны отраслях: промышленности, строительстве, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, бытовом обслуживании населения.

К субъектам малого бизнеса также относятся индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно, на свой страх и риск осуществляют экономическую деятельность без учреждения предприятия. Например, ими являются хозяева маленьких магазинчиков, мастерских ремонта обуви, кафе и т. п.

В чём заключаются преимущества малого предприятия? Эта форма организации не требует больших денежных вложений, не боится риска и быстро реагирует на изменения рыночного спроса (например, быстрее осваивает выпуск новых видов продукции, внедряет технические новинки), имеет незначительные расходы на аппарат управления, возможность быстрой окупаемости расходов. А главное - она обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, самостоятельно определяет формы и размеры оплаты труда, вступает в объединения с другими предприятиями, может выпускать акции и др. С малого бизнеса, как правило, начинают свой рост крупные предприятия.

Малые предприятия занимают особое, достаточно значительное место в российской экономике, они выпускают 10-12% всей производимой в ней продукции. Однако в ведущих странах мира эта доля малого бизнеса в национальном продукте составляет более половины.

Работа с материалом учебника. Давайте рассмотрим факты, которые представлены на странице 130 вашего учебника. Какой вывод мы можем сделать?

Ученики: Приведённые факты подтверждают не только наличие значительного резерва для развития малого предпринимательства, но и недостаточную активность населения в желании воспользоваться экономической самостоятельностью.

Учитель: Действительно, это так. Малые предприятия нуждаются в поддержке государства, и для этого в России создан специальный фонд поддержки малого предпринимательства. Малым предприятиям предоставляются определённые льготы. Например, вновь создаваемое предприятие освобождается от обязательных выплат государству части прибыли. Государство стремится упростить правила регистрации малых фирм, предоставить им государственные заказы.

В какой бы форме и каких бы размеров ни создавались фирмы, от их успехов во многом зависит и благополучие страны: насыщенность товарами и услугами рынка, уровень цен, возможности занятости населения и рост его доходов. Поэтому государство заинтересовано создавать благоприятные условия для деятельности фирм любого типа.

Вариант 2. Класс разбивается на 4 группы. Каждая получает задания, связанные с самостоятельной работой с текстом, его анализом, выделением сущностных признаков.

1 группа: предлагает вариант сравнительной таблицы для систематизации нового материала (на ватмане, доске, слайде...)

2 группа: выделяет виды предпринимательства и определяет критерии их выделения.

3 группа: определяет преимущества каждого из видов предпринимательства.

4 группа: определяет недостатки или сложности в организации и деятельности каждого из видов предпринимательства.

Результат работы: создание коллективного продукта - сравнительной таблицы видов предпринимательства с их характеристиками.

Часть 3. Закрепление материала.

Вариант 1. Для того, чтобы закрепить пройденный сегодня на уроке материал, учитель может традиционно предложить ответить на закрепляющие вопросы:

  1. Какие виды предпринимательской деятельности существуют?

  2. Чем отличаются виды предпринимательской деятельности друг от друга?

  3. Что такое малое предприятие?

Вариант 2. Учитель может дать творческие задания для групп.

  1. Каждая в течение 2-3-х минут составляет кейс для другой команды, по которому та должна определить вид предпринимательской деятельности.

  2. Каждая группа должна привести конкретные примеры определенного вида предпринимательства (с использованием информации о развитиии предпринимательства в собственном городе, районе).

Домашнее задание: §16 «Предпринимательская деятельность» (с. 123-132); задания по параграфу 16 в рабочей тетради; рубрика «В классе и дома»: задание 2 (письменно в тетради).



© 2010-2022