Рабочая программа по обществознанию 6 кл

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.   Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует с...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по обществознанию 6 кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №1



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/И.Е. Боровикова/

ФИО

Протокол заседания ШМО №1

От «__» августа 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ Бобровская СОШ №1

______________/Е.А. Бобылкина/

ФИО

«__» августа 2014г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Бобровская СОШ №1

______________/Л.В. Кравченко/

ФИО

Приказ №__от «__» сентября 2014г.





Рабочая программа

по обществознанию

для 6 «А», «В», «Г» классов

(базовый уровень)

на 2014 - 2015 учебный год









Составитель программы

учитель истории и обществознания

Анисимова Т.Г.



  1. Пояснительная записка

Уровень рабочей программы - базовый

Классификация рабочей программы - типовая.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Учащиеся 6-го класса основной школы должны получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об

обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих

успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

ЗАДАЧИ КУРСА:

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;

- экономической и гражданско-общественной деятельности;

- межличностных отношений;

- отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений;

- формирование у учащихся первичных представлений об обществе как о динамически развивающейся целостности.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе проектов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной рабочей программы под редакцией Л. Н. Боголюбова(2012г.). Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем по обществознанию в соответствии с ФОГС, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем по обществознанию в соответствии с ФГОС, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. Вследствие чего не менее 10% занятий по обществознанию отводится на неурочные формы деятельности.

Поэтому изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • В направлении личностного развития:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-11 лет);

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

-мотивированность познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;

-формирование нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации

  • В метапредметном направлении:

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации:

- об обществе;

- основных социальных ролях;

- о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде

  • В предметном направлении:

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области:

- социальных отношений;

- экономической и гражданско-общественной деятельности;

- межличностных отношений;

- отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

III. Описание места учебного предмета обществознания

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение обществознания отводится:

Количество недельных часов - 1

Количество часов в год - 35

Количество контрольных работ - 2

Неурочных занятий - 4 (11%).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.

Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них - способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

V. Требования к результатам обучения и освоения предмета обществознания

Изучение обществознания в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  • В личностном направлении:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны:

- необходимости поддержания гражданского мира и согласия;

- стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

- признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

- убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;

- осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

  • В метапредметном направлении:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата);

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

- выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям со временной жизни, формулирование своей точки зрения.

  • В предметном направлении

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;

- умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

- преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

- давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

- установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

VI. Содержание учебного предмета


  1. Человек в социальном измерении (11 ч)

- Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

- Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

- Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

2. Человек среди людей (9 ч.)

- Человек в малой группе.

- Межличностные отношения.

- Общение. Стили общения.

- Межличностные конфликты.

3. Нравственные основы жизни (7ч)

- Мораль, ее основные принципы. Добро и зло.

- Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор.

- Нравственные чувства и самоконтроль.

- Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

Количество недельных часов - 1

Количество часов в год - 35

Программа - автор: Боголюбов Л.Н.

Учебник: Обществознание

Количество контрольных работ (за год) - 2.


№ пункта

Основное содержание по темам

Количество
часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Человек в социальном измерении

11

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде и на его результаты

2

Человек среди людей

9

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях.

3

Нравственные основы жизни

7

Приводить примеры иллюстрирующие золотое правило морали. На конкретных примерах дать оценку проявления мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Раскрывать на примерах смысл понятия человечность. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания нуждающимся в нем.

4

Повторение

8

Оценивать собственное умение общаться. Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.








VIII. Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы основного (обязательного) содержания

Планируемые результаты

Вид контроля. Измерители

Дата


Предметные

УУД

Личностные

Примечание

1

Введение

Ознакомление с новым материалом

  1. Что изучает курс обществознания .

  2. Содержание учебника;

Главы, параграфы; самая важная и трудная информация.

Рубрики, разделы, вопросы

  1. Цель - больше размышляй!

Знать: отличия курса обществознания 5 класса от курса 6 класса

Уметь: анализировать тексты, алгоритмы работы по учебнику

Познавательные: Анализ текста, алгоритм работы по учебнику

Регулятивные: Составление плана «Введения».

Личностные: Мотивация изучения обществознания: моя цель обучения

Устный опрос.

Составление плана, оценка.

Беседа по вопросам

2-3

Человек - личность

1.ознакомление с новым материалом

2.комбинированный

1. Что такое личность.

2. Индивидуальность - плохо или хорошо?

3. Сильная личность - какая она? Учащиеся должны анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах

Знать: качества сильной личности

Уметь: раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют
в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную
задачу.

Личностные:

сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Устный опрос.

Составление плана, оценка.

Беседа по вопросам.

4-5

Человек познает мир.

1.контрольный урок 2.комбинированный

1. Познание мира и себя.

2. Что такое самосознание.

3. На что ты способен. Учащиеся

работают с текстом учебника; анализируют схемы и таблицы;

высказывают собственное мнение, суждения.

Знать: способности человека, его самосознание и самооценку

Уметь: сравнивать себя и свои качества с другими людьми

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели
и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе
и отличную от своей, согласовывают действия с партнером..

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные:

проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Задания в рабочей тетради.

Устный опрос

6-7

Человек
и его деятельность

1.ознакомление с новым материалом

2.комбинированный

1. «Птицу узнают по полету,
а человека -
по работе».

2. «Пчела мала, да и та работает».

3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека)

Учащиеся

работают с текстом учебника; анализируют схемы и таблицы;

высказывают собственное мнение, суждения

Знать: мотивы деятельности человека

Уметь: описывать примеры различных мотивов деятельности

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий.

Личностные:

применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Устный опрос.

Дискуссия.

8-9

Потребности человека 2-ой урок

Введение в проект

«Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность».

1.ознакомление
с новым материалом

2.комбинированный

1. Какие бывают потребности.

2. Мир мыслей.

3. Мир чувств.

Учащиеся работают
с текстом учебника; анализируют таблицы; решают логические задачи; высказывают собственное мнение, суждения.

Знать: индивидуальный характер потребностей

Уметь: описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями

.Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Личностные:

оценивают
собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Раздаточный материал.

Устный опрос.

Письменные задания.

10-11

На пути
к жизненному успеху 1-й урок

Подготовка проекта «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность».

2 -ой урок

Защита проекта

«Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность».

1.комбинированный

2.урок-проект

1. Слагаемые жизненного успеха.

2. Привычка
к труду помогает успеху.

3. Готовимся выбирать профессию.

4. Поддержка близких - залог успеха.

5. Выбор жизненного пути.

Учащиеся работают
с текстом учебника; анализируют таблицы, схемы; высказывают собственное мнение, суждения.

Знать: проблему выбора профессии

Уметь: характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

Личностные:

определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий.

Устный опрос.

Составление и оценка плана.

Написание эссе.

Составление памятки.

Информационный проект «Выбор профессии»

12

Обобщение и систематизация знаний
по теме «Человек
в социальном измерении»

обобщение и систематизация знаний

1. Работа с дополнительным материалом.

2. Выполнение заданий рабочей тетради.

Учащиеся работают
с текстом учебника; анализируют таблицы; решают логические задачи; высказывают собственное мнение, суждения.

Знать: важность взаимопонимания и взаимопомощи

Уметь: находить информацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни и достигших успехов, из адаптированных источников различного типа

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют

обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные:

сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Анализ общения.

Выявление активности.

Поощрение за вопросы.

13-14

Межличностные

отношения

1.ознакомление с новым материалом

2.комбинированный

1. Какие отношения называются межличностными.

2. Чувства - основа межличностных отношений.

3. Виды межличностных
отношений

Учащиеся научатся анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Знать: межличностные отношения и их отдельные виды

Уметь: оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют
в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную
задачу.

Личностные:

сохраняют мотивацию к учеб-

ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Субъективная оценка.

Оценка работы товарища.

Интегральная оценка.

15-16

Человек
в группе

1.ознакомление с новым материалом

2. комбинированный

1. Какие бывают группы.

2. Группы, которые мы выбираем.

3. Кто может быть лидером.

4. Что можно,
чего нельзя и что за это бывает.

5. О поощрениях и наказаниях.

6. С какой группой тебе по пути

Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализиро-

вать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Знать: социальные группы (большие и малые)

Уметь: исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявление лидерства

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные:

сравнивают разные точки зрения; оценивают

собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Устный опрос.

Умение извлекать информацию.

17-18

Общение 2-й урок

Введение в проект «Учимся общаться»

1.ознакомление с новм материалом

2.комбинированный

1. Что такое общение.

2. Каковы цели общения.

3. Как люди общаются.

4. Особенности общения со сверстниками, старшими
и младшими.

5. «Слово - серебро, молчание - золото»

Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно.

Знать: цели, средства, стили общения

Уметь: сравнивать и сопоставлять различные стили общения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели
и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе
и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные:

проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Устный опрос.

Письменные задания.

Записи в тетрадях.

19-20

Конфликты в межличностных отношениях 1-й урок

Подготовка проекта «Учимся общаться»

2-й урок

Защита проекта «Учимся общаться»

1.комбинированный

2.урок -проект

1. Как возникает межличностный конфликт.

2. «Семь раз отмерь…».

3. Как не проиграть в конфликте.

Научатся: сохранять достоинство в конфликте.

Знать: конструктивное разрешение конфликта

Уметь: выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Личностные:

оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Устный опрос.

Оценка деятельности группы.

21

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Человек среди людей»

обобщение и систематизация знаний

1. Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации».

2. Практикум

Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей».

Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Знать: варианты поведения в конфликтных ситуациях

Уметь: объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные:

сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную

учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Поощрение.

Устный опрос.

Анализ сравнения.

22-23

Человек славен добрыми делами

1.ознакомление
с новым материалом

2.комбинированный

1. Что такое добро. Кого называют добрым

2. Доброе - значит хорошее.

3. Главное правило доброго человека

Научатся: отличать добрые поступки от злых;
определять понятия «нравственность» и «безнравственность».

Знать: золотое правило морали

Уметь: оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются
о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнёром.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные:

проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Устный опрос, анализ.

Выборочная проверка

24-25

Будь
смелым

2-ой урок

Введение в проект «Спеши делать добро»

1.ознакомление с новым мате-

риалом

2.комбинированный



1. Что такое страх.

2. Смелость города берет.

3. Имей смелость сказать злу «нет»

Научатся: определять, всегда ли страх является

плохим качеством человека,

Знать: примеры проявления мужества, смелости в критических и житейских ситуациях

Уметь: оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют
в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную
задачу.

Личностные:

сохраняют мотивацию к учеб-

ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Устный опрос.

Анализ тестирования.

26-27

Человек
и человечность

1-й урок

Подготовка проекта «Спеши делать добро»

2-ой урок

Защита проекта «Спеши делать добро»

1.комбинированный

2.урок-проект

1. Что такое гуманизм.

2. Прояви внимание к старикам

Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми.

Знать: смысл понятия «человечность»

Уметь: раскрывать на конкретных примерах понятие гуманизм

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются
о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:

проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Оценка способности слушать и задавать вопросы.

28

Обобщение и систематизация знаний

по теме

«Нравственные
основы жизни»

обобщение и систематизация знаний

1. Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.

2. Письменные задания по теме урока

Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям.

Знать: описание понятия гуманизм на конкретных примерах и иных информационных источниках

Уметь: проявлять внимание к тем, кто нуждается в поддержке

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной
и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные:

определяют свою личностную позицию; адекватную

дифференцированную самооценку своей успешности.

Устный опрос.

Выполнение заданий.

Игра и поощрение.

29-30

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек
и общество»

1.обобщение и систематизация знаний

2.самостоятельная работа

1. Зачетные вопросы.

2. Практические задания

Научатся: определять все термины за курс 6 класса.

Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Знать: различные мотивации деятельности человека

Уметь: устанавливать связь между деятельностью и формированием личности

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Личностные:

выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Письменные ответы.

Оценивание выполнения заданий.

Оценивание работы групп.

31-32

Человек
в системе общественных отношений

1.применение знаний и умений

2.урок-проект

1. Защита индивидуальных проектов.

2. Обсуждение проектов

Научатся: определять все термины за курс 6 класса.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Знать: примеры взаимодействий и сотрудничества людей в обществе

Уметь: описывать формы отношений человека к окружающему миру

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия.

Личностные:

проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им.

Выполнение заданий.

Оценивание работы в группах.

33

Итоговая контрольная работа

контрольный урок

Выполнение тестовых заданий

Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию.

Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать

свое отношение) и представлять её в виде письменного текста

Знать: изученный материал

Уметь: применять знания в самостоятельной работе

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные:

выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Письменные ответы.

Оценивание работы с текстом.

Устные ответы

34-35

Урок-конференция «Человек
и общество»

урок-конференция

Научатся: пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления.

Получат возможность научиться: публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения

Знать: о взаимодействии и сотрудничестве людей в обществе

Уметь: характеризовать общественные отношения

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются
о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Личностные:

определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности.

Анализ представленного материала, оценивание


IX. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы

Методическое обеспечение программы:

1. Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2012.

2. Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2012.

3. Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс : поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова [и др.]. - М. : Просвещение, 2012.

Литература для учителя:

- Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно - ориентированные задания. Ростов - на - Дону: Легион, 2011.

- Поздеев А.В. Контрольно - измерительные материалы. Обществознание.ООО !ВАКО!, 2011.

- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011.

- Морозова С.А. Обществознание/Б.И.Каверин,П.И. Чижик.-М.,2007.

- Тишков В.А.Российский народ: кн.для учителя/ В.А.Тишков-М., 2010.

- Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ «ВЛАДОС», 2001.

- Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.

- Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

- Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

- Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

- Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.

- Прутченков, А. С. Наедине с собой : психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.

- Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

- Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград : Учитель, 2007.

- Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.

- Суворова, Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» для учителей 7 класса школ гуманитарного профиля / Н. Г. Суворова. - М. : Вита, 2003.

- Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.

Литература для ученика:

- Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. - М., 2008.

- Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.

- Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.

- Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. - М., 2002.

- Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори- ной. - М" 2004.

- Балашов JI. Е. Практическая философия / T. Е. Балашов. - М., 2001.

Интернет ресурсы:

- allend.ru/edu/social2htm- Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.

- fw.ru.- Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

- Ihtik.fib.ru/eneyel/index.html- Энциклопедии, словари, справочники.

- rsnet.ru/-Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

- alleng.ru/edu/social2.htm- Образовательные ресурсы Интернета-обществознание.


© 2010-2022