Презентация по обществознанию для 7 класса Виновен - отвечай!

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обществознанию для 7 класса «Виновен - отвечай!»

1. ФИО: Агафонова Галина Геннадьевна, учитель истории обществознания МБОУ «Бичурская СОШ №2»

2. Предмет: обществознание

3. Класс: 7

4. Тема урока: «Виновен - отвечай», раздел II: «Человек и закон».

5. Учебник «Обществознание 7 класс». Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение 2011.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

Задачи урока:

  • обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

  • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Планируемые результаты:

  • личностные: в овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

  • метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

  • предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

  • познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока - комбинированный с элементами самостоятельной работы учащихся.

Образовательные технологии, используемые на урок - создание проблемной ситуации, групповая работа, мозговой штурм, индивидуальная и фронтальная работа.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Задания по актуализации опорных знаний

Вспомните:

1. Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

2. Почему люди соблюдают дисциплину?

3. Как общество контролирует поведение человека?

Ответы детей

2

Создание проблемной ситуации

Просмотр фрагмента мультфильма «Дядя Степа милиционер»


1. Что показано в этом фрагменте?

2. Как его называет голос за кадром?

3. Как ведет себя мальчик?

4. Такое поведение в обществе приветствуется? (ответ учащихся) Почему?

5. Как вы понимаете фразу во фрагменте: «В отделение хотите?»?

6. Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

7. Может ли он нести ответственность за свои поступки? (по результатам ответов учитель подводит к проговариванию темы урока).

О чем сегодня будем говорить?

Почему об этом надо говорить?

по результатам ответов учитель подводит к проговариванию темы урока

Ответы детей



















































Виновен - отвечай







Целеполагание

Как вы думаете, почему люди совершают преступления?

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов


Мотивация

Почему в курсе обществознания 7 класса есть такой раздел «Человек и закон»?

Мы - подростки, с 14 лет за некоторые преступления можно понести наказание. Как этого не допустить?!


Изучение нового материала

Ребята, а кого можно назвать законопослушным человеком?

Законопослушный человек уважает закон, не совершает действий, наносящих вред другим людям и обществу.



Законопослушное поведение

Почему законопослушный человек вызывает уважение?

Законопослушное поведение полезно для общества.




Сформулируйте в тетради определение «Законопослушное поведение - это …

(Слайд)

Прочитаем вслух



это активное, полезное для общества поведение человека


Противозаконное поведение

А как называется поведение, противоположное законопослушному?


Противозаконное, противоправное




Приведите примеры такого поведения.

Так какое же поведение является противоправным или противозаконным?


Приводят примеры



Записывают в тетради

Противозаконное поведение - это поведение, которое запрещено законом; оно наносит вред обществу, людям.


Наказание

Прочитайте в учебнике «Путешествие в прошлое».

Как в древности люди относились к нарушителям установленных правил?

Работают с учебником стр. 111

Добиваясь справедливости, провинившегося наказывали.




Но как установить меру, адекватность наказания?

В зависимости от степени тяжести содеянного



Из чего исходить, как добиться справедливости?



Какое наказание будет справедливым?


Вывод

Современные юристы ставят наказание от степени вреда, причиненного нарушителем людям, обществу



Правонарушения


Преступления Проступки

Например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии - это проступок, за которое предусмотрена административная ответственность, но такой водитель может стать причиной гибели другого человека, это уже преступление.

(Слайд)

Иногда неожиданно для самого нарушителя мелки нарушения могут перерасти в серьезное нарушение закона.




Особенно строго закон наказывает за очень вредные нарушения - преступления (регулирует УК РФ)

работа в группах (Приложение )




Ребята, а почему юристы часто предупреждают, что от мелкого нарушения до крупного всего один шаг?

Нужно всегда помнить о том, что эта грань - между мелким нарушением порядка и серьезным нарушением порядка - очень тонкая.



Имеющиеся на парте карточки сейчас распределите в две группы: преступления и проступки. Приведите примеры, как может это произойти. (Слайд)




Ребята, на ваших столах лежат письма сегодня к вам обращается в них ваши сверстник, прочитайте их. Приложение

Работа в группах




Вывод - над своими поступками нужно думать, помнить, что нельзя совершать поступки, наносящие вред какому-то человеку или обществу, нужно уважать закон. Закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.



Самооценка

Ребята ответьте на вопросы

1. С какого возраста у подростков наступает ответственность за совершение правонарушения?

2. Как называется поведение, противоположное противоправному?

3. Продолжите предложение. Кража, грабеж, убийство, оскорбление, побои, истязания - это…

4. Нарушение ПДД, нецензурная брань в общественных местах, порча чужого имущества, мелкое хулиганство относят к…

5. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям?





с 14 лет









Законопослушное











Преступление







Проступкам











Он их наказывает




Проверяем как ответили на вопросы, оцениваем себя (Слайд)

Дети ставят себе оценку



Просмотр видеоролика «На берегу моря»


Учащиеся смотрят, думают и понимают, что их судьба в их руках, от их поступков зависит, какая она будет.


Рефлексия

Продолжите предложение

Мне было интересным…

Для меня было новым…

Я узнал, что…


Ответы детей


Домашнее задание

Параграф 10, Придумать памятку для вашего сверстника «Учись уважать закон»


Записывают в дневнике





Приложения


Карточка 1.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

- Почему Дмитрий Ч. совершил преступление?

- Что общего в причинах преступлений воспитанников воспитательно - трудовой колонии для несовершеннолетних (ВТК)?

«Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года).

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги - обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так можно жить.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили…

Советую всем никуда не лезть. Все когда - нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…».

Карточка 2.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующий вопрос:

- Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными? Почему?


«Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года).

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные - это те, кто подговаривал…Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь сам. И вообще все делаешь сам.»

Карточка 3.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

- Какие выводы сделал для себя Алексей из своего печального опыта?

- Как вы понимаете слово «малолетка»?


«Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).

Когда идешь воровать - думаешь, не попадешься. С кем не разговаривал здесь - все так думали. И еще знаешь, сразу не засудят - малолетка. И точно - по первой «ходке» в суд, получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не смог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» за все сразу 2 года дали. Не советую радоваться тем, кто первый раз мио зоны проскочил. Все равно здесь будете».

Преступления

убийство, побои, истязания, похищение людей, оскорбление, клевета, кража, грабеж, разбой, вымогательство, терроризм, захват заложников, хищение оружия


Разделить на две группы

убийство, мелкое хулиганство побои, нецензурная брань в общественных местах, истязания, похищение людей, оскорбление, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, клевета, кража, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, грабеж, разбой, вымогательство, терроризм, захват заложников, хищение оружия, нарушение ПДД, порча чужого имущества, мелкое хулиганство, безбилетный проезд в общественном транспорте,



© 2010-2022