Исследовательская работа Социальная защита детей

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Содержание

Введение………………………………………………………3

Критический анализ литературы……………………………4

Конвенция ООН о правах ребенка………………………….7

Особый правовой статус несовершеннолетних

и задачи по защите прав детей………………………..…….9

Социальная защита школьников и дошкольников……….13

Особенности социальной защиты воспитанников

детских домов………………………………………………15

Социальная защита детей инвалидов……………………...17

Какие проблемы мы видим на уровне законодателей?......19

Статистические исследования……………………………..22

Заключение……………………………………………….…23

Вывод………………………………………………………..24

Приложение………………………………………………….25

Список используемой литературы………………………….26







Введение.

Актуальность.

Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные права каждого живущего на Земле ребенка, взяв на себя обязательства по соблюдению и особой защите его прав и свобод. Этот документ называется Конвенцией о правах ребенка, и он был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

Сегодня на всех уровнях власти в России есть понимание базовых ценностей, без которых невозможно развитие страны. В послании Президента России Медведева мы услышали, что от решения проблем семьи и детства зависят само существование и будущее процветание России как государства; без инвестиций в образование и социальное развитие подрастающих поколений Россия превратится в государство с отсталой сырьевой экономикой без социальной и интеллектуальной перспективы;

Вопрос в том, как этого добиться, какие законодательные, социальные, экономические, культурные механизмы необходимо задействовать, чтобы заявленные цели были достигнуты.

Дети - особая социальная демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экономические, экологические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.

Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей.

В социальные права детей входит право на социальное обеспечение, социальную защиту и страхование. Социальное обеспечение включает реализацию мер по осуществлению, в основном, материальной поддержки населения, в том числе и детей. Целью социальной защиты является предоставление различных услуг, способствующих нормальному развитию детей. Это могут быть услуги по психологической, педагогической и другой поддержки детей в школах, детских домах, приютах и других учреждениях. Социальное страхование предусматривает компенсацию в денежной или материальной форме, при наступлении определенных событий (страховых случаев) лицам, заключившим страховой договор.

Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.

Целью данной работы является изучение социальных прав детей в России.

Задача данной работы является изучение социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты детей в России.

Объектом данной работы является дети в России.

Предметом являются социальные права детей. То есть социальное обеспечение, социальная защита и страхование.

Гипотеза.

Если социальные права детей в России будут четко установлены, то общее положение детей улучшится, при условии, что эти права будут исполняться, и дети будут знакомы с этими правами.

Критический анализ литературы.

В данной работе использовались, в основном различные нормативно-правовые акты. Такие как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Конвенция ООН по правам ребенка, а так же Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Конституция Российской Федерации наиболее четко отражает права и обязанности граждан России. Здесь, конечно, закреплены и права детей. Однако, в семейном кодексе эти права рассмотрены в более крупном масштабе. Здесь, кроме права на социальное обеспечение или право на образование рассмотрено такие права, как имущественные, право на имя и фамилию, право на общение с родителями и другими родственниками и т.д. Семейный кодекс хорошо изложен в книге Л. М. Пчелинцевой «Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации». Здесь кроме статей кодекса, имеются и комментарии к каждой.

Что касается международных документов, то, как уже было сказано, здесь использовались Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей и Конвенция по правам ребенка. В Декларации, в основном, содержатся права, связанные с семьей ребенка. Такие, как право ребенка находится в семье, право на имя и фамилию; так же здесь указаны основные правила передачи ребенка на воспитание в другую семью или усыновление. Тем не менее, Конвенция по правам ребенка является самым «всеобъемлющим» документом среди всех подобных. Здесь, как и в Декларации рассматриваются права ребенка на семью, правила передачи ребенка на воспитание или усыновление. Также, здесь рассмотрены права детей на жизнь, на сохранение своей индивидуальности. Права детей на собственное мнение и на отстаивание своих интересов в суде и другие права.

Для работы над второй частью использовались следующие источники: право социального обеспечения, государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации 1993г.» и другие источники.

В книге «Право социального обеспечения», достаточно широко отражает новейшее положение законодательства в области социального обеспечения. Здесь изложены основные виды социального обеспечения: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и др.

В Государственном докладе «Положение детей в России» изложено не только детей в России, но и так же права детей, основные нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение прав ребенка, приводится статистические данные по различным аспектам жизнедеятельности детей в России.

При работе над параграфом «Социальная защита детей» была использована книга «Основы социальной работы» под редакцией П. Д. Павленка. Социальная защита детства здесь рассматривается как социальная защита школьников, социальная защита детей являющихся воспитанниками детских домов, а так же правовая и материально-экономическая база социальной защиты детства.

Помимо этого здесь использовались некоторые материалы сети интернет. Использовались такие сайты как, например, un.org, а так же seprava.ru. На первом сайте полностью изложены все статьи Конвенции ООН по правам ребенка, кроме этого там находится и вводная часть к Конвенции и приложение к ней.

На сайте seprava.ru полностью рассмотрены основы социального обеспечения, включая социальное страхование детей в России.

Права детей так же хорошо изложены в различных нормативно-правовых актах, которые, в свою очередь, изложены в «Антологии социальной работы», составленную М. В. Фирсовым.

Конвенция ООН о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка была принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года. За десять лет до этого, в 1979 году, объявленном Организацией Объединенных Наций Международным годом ребенка, правительство Польши инициировало обсуждение вопроса о принятии конвенции о защите прав ребенка. Хотя положения, касающиеся детей, и были включены в более ранние международные договоры о правах человека, многие государства отметили настоятельную необходимость принятия более всеобъемлющего документа о правах ребенка.

Во многих государствах существуют законы, направленные на защиту детей, но в реальности многие из этих стран не заботятся о соблюдении собственных стандартов. Кроме того, во многих государствах большая часть детей иммигрантов и беженцев не пользуется теми правами, которые имеют коренные жители. Дети страдают от нищеты, жестокого обращения, недостаточного внимания, эксплуатации, беспризорности и поддающихся профилактике болезней. Нарушения прав ребенка включают высокую младенческую смертность, неадекватную медицинскую помощь, детский труд и опасные условия труда, торговлю детьми, детскую проституцию и порнографию, ограниченные возможности получения образования, а также наличие центров заключения несовершеннолетних преступников и судебных систем, которые не предусматривают особого обращения с детьми. Детей также вовлекают в войны в качестве солдат, и они часто становятся жертвами вооруженных конфликтов.

Ввиду необходимости выработки всеобъемлющей совокупности прав ребенка первоначальный проект конвенции был одобрен, подвергнут правке и расширен в ходе проходивших в течение нескольких лет обсуждений в рабочих группах. Наконец, по прошествии десяти лет после первого предложения Конвенция была единогласно принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1989 года. В течение нескольких месяцев Конвенцию официально подписали 20 государств, после чего она вступила в силу. К концу 1990 года она была подписана 57 государствами. Еще никогда в истории так много государств не ратифицировали конвенцию о правах человека столь быстро. Сегодня КПР подписана и ратифицирована почти всеми странами мира.

В 54 статьях и двух факультативных протоколах закреплены основные права всех детей младше 18 лет независимо от места проживания. Конвенция не предусматривает иерархию прав. Они неделимы, взаимосвязаны и одинаково важны. Эти права включают право на жизнь, право на выживание, право на полное развитие своих возможностей, право на защиту от всех видов дискриминации, право на жизнь в безопасной и здоровой среде, право на выражение своего мнения, а также право на участие в жизни семьи, культурной и социальной жизни. Конвенция стала первым юридически обязательным документом, гарантирующим гражданские и политические, а также экономические, социальные и культурные права.

Несмотря на то, что Конвенцию подписали практически все государства, ни одно из них не может утверждать, что соблюдает и защищает все статьи. Исходя из этого, нормы Конвенции используются в качестве критериев, на основании которых можно оценить прогресс. Эти нормы также используются при оказании правовой помощи, когда иски о нарушениях подаются в региональные суды по правам человека, такие как Межамериканский суд по правам человека или Европейская комиссия по правам человека. Государства также обязаны периодически представлять Организации Объединенных Наций доклады о ситуации в области прав ребенка.




Особый правовой статус несовершеннолетних

и задачи по защите прав детей

В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в Российской Федерации специальных правовых средств по защите ребенка. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.

Я бы обозначила четыре главные задачи в этом направлении:

- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения; уход от административно - карательных норм к профилактическим.

- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Что сделано на федеральном и региональном уровне власти?

Определенные шаги в данном направлении государственные органы за последние годы сделали. Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, начиная с девяностых годов принято более 100 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.

Особенно важное значение имеет закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в РФ.

Если обратиться к нормам закона, то в пятой статье содержится перечень полномочий, которыми владеют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в России.

Органы государственной власти Российской Федерации имеют 5 полномочий:

1) устанавливают основы федеральной политики в интересах детей;

2) выбирают приоритетные направления деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

3) формируют и реализуют федеральные целевые программы защиты прав ребенка и поддержки детства, а также определяют ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

4) устанавливают порядок судебной защиты и судебную защиту прав и законных интересов ребенка;

5) исполняют международные обязательства Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

Органы государственной власти субъектов Российской - 2 полномочия:

1) реализуют государственную политику в интересах детей;

2) решают вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Перечень полномочий, которыми обладают органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, нормативное регулирование в региональном законодательстве носит, если так можно выразиться, поддерживающий характер (социальной поддержки и социального обслуживания!) Пользуясь предоставленными им правами, депутаты областной Думы принимают законы, постановления, обращения по различным аспектам регулирования прав и законных интересов детей. У нас есть также право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации, которым мы пользуемся ежегодно.

Какие вопросы социального обслуживания и социальной поддержки детей - сирот, безнадзорных детей, детей - инвалидов в настоящее время закреплены в региональном законодательстве? Что мы имеем право регулировать?

Всего принято больше десятка областных законов, направленных на защиту прав несовершеннолетних, профилактику правонарушений среди них. Назову наиболее значимые:

«О мерах по социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории республики Башкортостан».

«О мерах по реализации федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

«О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством,

«О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей, проживающим на территории республики Башкортостан» и др.

















Социальная защита школьников и дошкольников.

В России существует исторически закрепленная система социальной защиты подрастающих поколений. В её структуру входили церковные и монастырские приюты, ремесленные школы, общинные школы с интернатами при них. Социальной преемственностью отличаются детские сады, ясли.

В современных условиях плата за содержание детей детских садах и яслях дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально незащищенные совсем освобождены от неё. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях зависит от потребностей и возможности семьи. Порой дети находятся в детском саду пять дней в неделю.

Воспитание в детских учреждениях стоится по апробированным программам. Его необходимым элементом является обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействие с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствует оздоровлению и лечение дошкольников, для чего предоставляются льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, летних дачах.

Широкий круг мероприятий предусмотрен для детей, имеющих проблемы со здоровьем и отклонение с развитии. Существуют специализированные детские сады, цель которых - подготовка к обучению в обычных школах, однако некоторая часть дошкольников с серьезными проблемами со здоровьем получают подготовку для обучения в специальной школе.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, а так же эффективная специализация.

Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов. Профориентация школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений - один из важнейших путей решения задач социальной защиты. Однако эта работа затруднена отсутствием какой-либо кадровой политики, что обусловлено экономическим кризисом. Тем не менее, разработаны и проводятся перспективные социальные мероприятия. В большинстве училищ организованы учебные группы для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Так, благодаря сотрудничеству Пушкинской школы для детей с отклонениями в развитии и мебельного комбината выпускники получают начальную профессиональную подготовку в школе, специализацию и рабочее место на комбинате, а предприятие решает кадровую проблему.

Социальная работа в школе проводится учителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами, выступающими от органов социальной работы, предприятий и общественности. Вместе с тем надо отметить, что кадровая проблема в области социальной защиты дошкольников и школьников остается сложной в первую очередь по экономическим причинам. Именно они тормозят увеличение числа специалистов непосредственно занятых социальной защитой подрастающего поколения.







Особенности социальной защиты воспитанников детских домов.

Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать их виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизационные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а так же к детям, которых выбирают на усыновление.

Жизнедеятельность воспитанников детских домов организована так, что они постигают функции членов семьи, - мальчики выполняют доступные им столярные, слесарные работы в спальнях, столовых, игровых комнатах, поддерживают чистоту и порядок во дворе; девочки сервируют стол, делают мелкий ремонт одежды, участвуют в создание уютного интерьера. Воспитанникам прививается чувство доброжелательности к членам группы и чужим детям.

Формирование социальной защищенности выпускников детских домом имеет свои особенности. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи. Обычно её оказывает семья. Выпускникам же детского дома выдают такие незначительные пособия, что на них нельзя начать жить самостоятельно. Положение обострилось с сокращением числа профессиональных училищ и техникумов, способных принять детей, нуждающихся в социальной помощи. Всё это требует создания института тьюторов для выпускников детских домов. Сейчас эта работа ведется на общественных началах.

Тьюторы помогают создавать связи с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, которые способствуют социально-профессиональному самоопределению выпускников детского дома, приему детей в социально-депривированных.

Основной задачей детского дома является специализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим.

Социализация личности воспитанников будет проходить с большей эффективностью, если улучшиться психологический климат в детском доме. Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости.









Социальная защита детей инвалидов.

Немаловажной является проблема прав детей-инвалидов. В частности, это относиться к их праву на образование в обычных общеобразовательных школах. По этому поводу международный день защиты детей в Москве, на Васильевском спуске, организации инвалидов провели уличное театрализованное представление. Активисты Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», Ассоциации «Даун синдром», шоу-группы «Даун Синдром» и дуэт «Котофей» подготовили импровизации-скетчи на основе положений Конвенции ООН о правах ребенка: «Дети должны расти в семье», «Дети должны учиться», «Дети имеют право на образование», «Дети должны иметь детство».

В одной из первых сценок Карабас-Барабас грозно отгонял родителей от детей инвалидов и кричал, что ребенок с отклонениями в развитии должен воспитываться в интернате. Действительно родителям детей-инвалидов врачи, как правило, настойчиво советуют отдать ребенка в интернат, поскольку там ему смогут обеспечить надлежащий уход. И большинство родителей соглашаются с тем, что это - оптимально решение проблемы. Первого июня события развивались по другому сценарию: родители и дети объединились, не испугавшись Карабаса-Барабаса.

В другом скетче в общеобразовательную школу пытались поступить «нестандартные ученики». Русалочке, которой непременно хотелось учиться вместе с обычными детьми, директор школы отказывал на основании, что в школе нет воды и неоткуда взять средства на то, чтобы держать для одной ученицы. Льву, пожелавшему поступить в школу, предложили пройти простейший «экзамен» - сложить пирамидку - «из-за неуклюжести лап» отказали в приеме. Кроту объяснили, что кротов в эту школу вообще не берут, а когда он стал возражать, попросили выполнить задание, записанное на доске. Крот его, ясное дело не увидел. Но кончилось всё хорошо. На сцену вышел принц и объявил, что по новому указу всех троих теперь принимать в школу. Несмотря на то, что право детей-инвалидов учиться в системе общего образования зафиксировано в федеральном законодательстве, пока что развязка этой сценки исключительно сказочная.

Конвенция о правах ребенка вступила в силу в 1990 году. Статья 23 Конвенции провозглашает право ребенка-инвалида «на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Однако многие её положения на практике не выполняются. Своей акцией они стремились показать, что дети-инвалиды, если создать для них надлежащие условия не изолировать от семьи и сверстников, могут вырасти гармоничными, уверенными в себе людьми, стать полноценными членами общества.

День 1 июня - столько праздник, сколько повод напомнить взрослым - обществу и государству - о своих обязанностях по отношению к детям-инвалидам. Они надеются, что уже следующее 1 июня у них будет больше повода порадоваться.

Как видно из данной статьи, организаторам этой акции в игровой форме удалось отобразить проблемы детей-инвалидов и донести эти проблемы до «здоровых». Это позволило им более ярко и более четко показать то, с чем сталкиваются дети-инвалиды при поступлении в обычную общеобразовательную школу.





Какие проблемы мы видим на уровне законодателей?

В самом обобщенном виде, без детализации, я бы сформулировала четыре проблемы, которые пока не решены.

Качество законодательства и федерального, и регионального не отвечает современным требованиям: Много норм дублирующих друг друга, отсутствуют механизмы реализации принимаемых актов. Огромное количество законов создает иллюзию полноценного регулирования общественных отношений в области защиты прав ребенка, однако реальный правопорядок складывается совершенно иным образом (от принимаемых решений в жизни ничего не меняется), нет экспертизы и мониторинга правоприменительной практики. Термины и понятия, используемые в федеральных законах и других нормативных правовых документах, предполагают широкое толкование, многое отдается на усмотрение чиновников. Например: особые условия, дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие инвалидность. Как определяется, чем измеряется тяжелая жизненная ситуация, социально опасное положение семьи, ребенка и так далее…

Государственные социальные институты, которые сегодня наделены функциями защиты прав ребенка, на деле не всегда полноценно ее реализуют в силу несовершенства законодательства, недостатка финансовых средств, отсутствия необходимых кадров. Возможно, такая ситуация складывается из-за незавершенности процесса реформирования многих социальных институтов. Велика нагрузка на инспекторов по делам несовершеннолетних, специалистов по опеке и попечительству. У нас не выработан стандарт помощи семье с несовершеннолетними детьми ни на федеральном, ни на областном уровне.

В стране и регионах нет единого органа, который бы координировал деятельность всех государственных органов по защите прав ребенка, осуществлял контрольные функции, оказывал методическую и юридическую помощь. В предшествующем году обсуждалась создание Федерального агентства по защите прав ребенка с координирующими функциями. Сегодня обсуждается возможность введения института уполномоченного по правам детей в рамках развивающегося на федеральном и региональном уровнях института уполномоченного по правам человека. Кто-то выступает за независимость уполномоченного по правам ребенка, кто-то категорически против этого. К сожалению, обсуждение этого важнейшего для детства института осуществляется крайне кулуарно и часто сводится к вопросу "Кто главный?". В 16 субъектах Российской Федерации реализуются пилотные проекты. Думаю, что время и практика жизни покажут, в каком направлении мы будем двигаться.

На сегодняшний день я вижу, что только два института в нашей стране: семья и школа при поддержке государства и общества в состоянии решать проблемы защиты прав несовершеннолетних детей, заниматься профилактикой правонарушений, работать системно и комплексно с привлечением общественных организаций. Все остальные экспериментальные проекты пока не получают широкого применения в нашей стране в силу различных причин. Я остаюсь прагматиком и знаю, что эти два базовых института закладывают фундамент личности ребенка.

Семья - опора государства, имеет решающее значение в социализации детей, в социально-экономическом развитии государства. В защите и социальной поддержке нуждается каждая семья с несовершеннолетними, а не только проблемная. У нас обычная полная семья с двумя детьми и родителями бюджетниками автоматически оказывается за чертой бедности или на грани бедности.

Школа также опора государства. Нам нужна новая школа, нам необходимо здоровое, умное и трудолюбивое поколение. Нам нужно настойчиво объяснять детям и показывать на примерах других, что хорошее здоровье и бесплатное среднее образование - это единственный бесплатный стартовый капитал, который непременно им пригодится во взрослой жизни, в условиях рыночной экономики. Необходимо заниматься культурно - просветительской работой, повышать правовую культуру детей, научиться грамотно и последовательно отстаивать права и ценности маленького человека.








Статистические исследования



  1. Согласны ли вы с мнением: «Дети- особая социальная демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная.»

ДА НЕТ

39% 61%



  1. Какие социальные права детей вы знаете:

    Право на жизнь и свободу

    98%

    Право на имя

    91%

    Право на жильё

    83%

    Право на бесплатное образование

    100%

    Право на бесплатную медицину

    100%

    Право на страхование

    84%

    Право на получение детских пособий

    92%

    Право на свободу вероисповедания

    76%

    Право на труд и свободный выбор профессии

    69%

  2. В каких документах прописываются права детей:

Конституция РФ

100%

Конвенция ООН о правах ребенка

69%



  1. Государство РФ реализует политику в интересах детей?

ДА НЕТ

84% 16%

  1. Кто в школе в первую очередь предоставляет интересы детей:

Классный руководитель

46%

Заместитель директора по воспитательной работе

13%

Директор

9%

Психолог

12%

Учитель

17%

Социальный педагог

3%


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 26, 27). В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в Российской Федерации был принят ряд мер по усилению адресной государственной поддержки детей и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, предоставлению некоторых льгот, связанных с охраной здоровья, по поддержанию общеобразовательных учебных заведений, детских дошкольных учреждений в условиях развития рыночных отношений.

К сожалению, в силу недостатка финансовых средств, многое из перечисленного пока осуществляется непоследовательно и крайне медленно.

Тем не менее, за последние годы многое удалось сделать в сфере социальной защиты и социального обеспечения детей. Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

Наибольший прогресс достигнут за последние два года в сфере пенсионного обеспечения. Невзирая на все недостатки, присущие начавшейся пенсионной реформе, в новых законах удалось прописать достаточно понятную систему приобретения прав на трудовые пенсии, условия назначения пенсии в рамках государственного социального обеспечения, четко разделить источники финансирования и установить правила расчета пенсии, обеспечивающие связь размера пенсии с предыдущим страховым стажем и заработной платой.




ВЫВОД

Новые нормативно-правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения.

После принятия Конституции РФ в 1993 году спор о возможности прямого применения международных норм получил свое разрешение. Сегодня на конституционном уровне закрепились приоритеты международных норм над внутригосударственными Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования социального обеспечения и социальной защиты, составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения и социальной защиты.

В подтверждение моей гипотезы следует отметить, что действительно, при установлении прав человека на международном и федеральных уровнях, устанавливаются и права ребенка. Следовательно развитие этих прав влияет на общее положение детей. Права детей изложены в множестве нормативно-правовых актов, как на российском, так и на международном уровнях.

Таким образом, следует отметить что, социальные права детей в России находятся на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также развивается система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, а так же формы помощи матерям и беременным женщинам.Однако из-за финансовых трудностей социальные права детей не могут быть реализованы в полном объеме.

Приложение

ПРАВА ДЕТЕЙ ПО ВЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ

ВОЗРАСТ

ПРАВА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДАННОМУ ВОЗРАСТУ

С момента

рождения

Способность иметь гражданские права и обязанности - гражданская правоспособность - гражданство

Имя, отчество, фамилия (с момента регистрации)

Пособие по случаю рождения, по многодетности и мало обеспеченности

Прием в дом ребенка. Прием в ясли

До 1,5 лет

Оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком

До 3-х лет

Отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания

Право матери находиться с ребенком в больнице. Прием в детский сад

6-7 лет

Поступление в школу

10лет

Усыновление только с согласия ребенка

Штраф за бесплатный проезд на транспорте

11лет

Разрешается определение в спец школу, в воспитательное учреждение

14лет

Изменение гражданства только с согласия ребенка

Определение в спец ПТУ

Наступает уголовная ответственность за убийства и другие тяжкие преступления

Ответственность (имущественная) за причиненный вред

До 15 лет

Установление опеки над ребенком

15 лет

Распоряжение собственным заработком

Совершение сделок с согласия родителей

Мелкие бытовые сделки (самостоятельно)

В исключительных случаях согласия профсоюза поступление на работу

Право вносить вклады в сбербанк

Установление попечительства

Получение паспорта

16 лет

Поступление на работу с определенными льготами.

Наступление уголовной ответственности

Возможность вступления в брак по разрешению родителей

Право на посещение зрелищных мероприятий без ограничений

Право на приобретение табачных изделий

18 лет

Совершеннолетие, полная дееспособность

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе. / Сост. М.В. Фирсов. - М.: Сварогъ - НФВ СПТ, 1995. - 544с.

  2. Газета Русский Инвалид. М. Июль 2003 №7(133).

  3. Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.», - М.: Дом. 1994. - 120с.

  4. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 272с.

  5. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения / Сост. Галыгина Ю. Р. М. 1994.

  6. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. - М.: Юрайт-М, 2002. - 48с.

  7. Лепихов М. И. Право и социальная защита населения в России. М «Былина», 2000. - 696с.

  8. Международные акты о правах человека. Сборник документов - М.: Издательская группа НОМА-ИНФРА-М, 1998 -784с.

  9. Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Под. Ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 288с.

  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. - 750с.

  11. Основы социальной работы: учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 395с.

  12. Права, оплаченные страданием: Справочно-публицистическое издание для инвалидов и тех, кто рядом с ними / Ред.-сост. А. Г. Зебзеева. - Пермь: Здравствуй, 2001. - 320с.

  13. Право социального обеспечения. Учебник / Под. ред. К. Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. - 328с.

  14. Положение детей в СССР, 1990г.: Состояние, проблемы, перспектива.

  15. Пчелинцева Л. М. Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации. - М.: Издательство НОРМА, - 696с.

  16. Технология социальной работы.: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 240с.

  17. seprava. ru

  18. un.org






© 2010-2022