Конспект урока по теме Конституция

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме КонституцияКонспект урока по теме КонституцияКонспект урока по теме КонституцияКонспект урока по теме КонституцияКонспект урока по теме КонституцияУМК «Обществознание»

Предмет: обществознание

Авторы учебника: А.И. Кравченко

Класс: 9

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Продолжительность урока: 45 минут

Тема: Конституция Российской Федерации.

Цель: ознакомление с Конституцией РФ, как основным нормативно-правовым актом нашей страны.

Задачи:

  1. Продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом.

  2. Рассмотреть понятия «Конституция», «правовой статус».

  3. Познакомить учащихся с основными статьями Конституции РФ.

  4. Расширить правовой кругозор обучающихся, привить навыки коммуникативной.

  5. Воспитывать сознательную гражданскую позицию, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль, как гражданина РФ; знать и выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ.

Социокультурные компетенции: знать основные статьи Конституции РФ, как гражданин своей страны; знать свой правовой статус, права и обязанности гражданина РФ, овладеть основами правовой культуры и гражданского самосознания, научить выражать сознательную гражданскую позицию.

Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией к заданию.

Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.

Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе, в паре; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека, конституционные права и обязанности.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, текст Конституции на партах, учебники, тетради.

Структура и ход урока:

Этап урока

(время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самооопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.

3 мин.

«Лишь в одном законе существует истинная свобода»

И. Гете

- Эпиграфом нашего урока являются слова известного немецкого писателя И. Гете: «Лишь в одном законе существует истинная свобода» Слайд 1.

О каком законе идет речь?

- Как вы понимаете смысл данных слов?

При какой форме правления в государстве жить лучше: абсолютная монархия и республика? Почему?

Почему монархи боялись подписывать данный закон?

Например: Николай II?

Назовите тему урока. Слайд 2.

Сформулируйте свою цель на урок?

Зачем вы хотите это знать?

Какие средства достижения целей можно выбрать?

- Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы: Слайд 3.

• знакомство с Конституцией РФ, как основным законом страны.

• Правовой статус гражданина России.

• Основные права и обязанности человека и гражданина.


Ответы учащихся

Проблемный вопрос.




Знакомство с планом урока.

2. «Открытие нового знания»

15 мин.












Физкультминутка.












3.Самостоятельная

работа с документом. 10 мин.


4.Домашнее задание. 1 мин.

5. Первичное закрепление изученного. 3 мин.

6. Творческое задание.

10 мин.


7 Подведение итогов урока.


  1. Что такое Конституция?

Сформулируйте определение, опираясь на текст Конституции.

Если будет сложно, то можно предложить синквейн.

Примерные аналогии синквейна:

Конституция.

гражданина

Закрепляет основы конституционного строя

Обладает высшей юридической силой

Государственное устройство

Провозглашает права

Основной закон РФ

устанавливает обязанности

Конституция РФ -нормативно - правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование государственных органов власти, права и свободы гражданин.

В каких государствах были приняты I Конституции ?

Что являлось фундаментом написания Конституции, 1993г.

Сколько Конституций, было принято в России? Вывод.

(1787 г. США)

Когда была принята ныне действующая Конституция и каким способом? 12 декабря 1993 года.



  1. Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ, определите структуру Конституции РФ.

  2. Рефлексия. Учебник с.92, анализ схемы:

Конституция РФ




Основа всего законодательства

ООООООО

Стабильный закон


Закрепляет базовые принципы государственного устройства



Права и обязанности граждан



Принимается в особом порядке


  1. Творческое задание, класс условно делим на 6 групп.

Упражнение «Самолет» В группе лежат листы бумаги (белый, красный, синий). Представим, что самолет - это наше государство. Слайд 6.

  • Кто будет командиром нашего самолета? Президент

  • Кто второй пилот? Правительство

  • Чем может являться корпус нашего воздушного судна? Конституция

  • А кто пассажиры? Народ

  • Какой орган управления может быть представлен в лице бортпроводника? Местное самоуправление.

  1. Учитель ставит проблему: «Что значит быть гражданином России?»

Мы пассажиры данного самолета, т.е. многонациональный народ.

Что дает нам лично Конституция?

Что такое правовой статус? Слайд 7

Права + обязанности= правовой статус


Какие права граждан РФ вы знаете?


30 сек. работа в парах с заданием отметить сходства и дополнить свой список прав.

1 мин затем в группе с заданием сформировать общий список (1 мин.).

Какие обязанности граждан вы знаете?

Назовите общий итог - список прав и обязанностей.

Как вы думаете, все ли права и обязанности вы назвали?

Где можно найти полный список прав и обязанностей?

А почему не с учебником?


Что будем выяснять во-первых, во-вторых?

6 групп. Слайд 8.

Как проще запомнить такое количество прав?

Нужно их классифицировать в группы.

Назовите основные группы прав человека?

На каждую группу прав, вам нужно выписать по 3 примера используя текст Конституции.

Что я запомнил? Что я нового для себя узнал? В чем мои знания пополнились? Какие вопросы ставили в начале урока? Слайд 9.

Что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и нашего города?

- Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но, в первую очередь, от нас самих, от того какие цели я ставлю перед собой, какова моя гражданская позиция, воспитываю ли я в себе примерного семьянина, достойного жителя своего города, гражданина России, человека демократического общества.

И сейчас мы постараемся разработать программу саморазвития:

«Моя гражданская позиция». Приложение 1.

Спасибо за работу на уроке! Вы настоящие граждане РФ.

Работа с Конституцией, у каждого на парте.

На доске.


Записывают определение Конституции в тетрадь.


Доклад ученицы с подготовленным Д\З.

Учащиеся фиксируют у себя в тетрадях основные вехи истории Конституции в нашей стране. Слайд 4.

Учащиеся анализируют документ, после появляется (слайд 5)

Учащиеся комментируют схему.



Учащиеся делают вывод: Конституция - это…


Учащиеся в группе делают один самолет и отвечают на вопросы. Кто отвечает на все вопросы, запускает самолет к доске.

Почему самолеты разных цветов?

Проверка.


Права и обязанности

Учащиеся делают вывод: «Правовой статус человека - совокупность его прав и обязанностей»

За 1 мин написать права граждан?

Сравнить с соседом и дополнить.

Затем в группе сформировать общий список прав(1 мин.).
Работа учащихся организуется аналогично.
Выступает одна группа,

другие могут дополнять.

В Конституции.

Конституция - это основной закон и первоисточник в данном случае.

Права. Обязанности.

У каждой группы определенные статьи.

Учебник с.93

Личные, политические, социальные, экономические, культурные.

Записывают д\з


Работа в группах




Учащиеся зачитывают программы в оставшееся время.


Приложение 1.

Задание: В группах обсудить одно из направлений программы саморазвития "Моя гражданская позиция".

Задания у групп могут повторяться.

I группа: Я - гражданин России II группа: Я - достойный житель своего города

III группа: Я - будущий семьянин IV группа: Я - успешный ученик

Детям предлагается только шаблон:

"Моя гражданская позиция".

Я - гражданин России

Я -

Я -

"Моя гражданская позиция".

Я - достойный житель своего города

Я -

"Моя гражданская позиция".

Я - будущий семьянин

Я -

"Моя гражданская позиция".

Я - успешный ученик

Я -

Ожидаемый результат

Я - гражданин России

Я - человек с активной жизненной позицией, участник социальных проектов

Я - знаю историю моей Родины

Я- знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления

Я - принимаю многонациональность России и ценю самобытность разных культур

Я - с уважением отношусь к национальным символам

Мне небезразличны актуальные проблемы страны

Я - достойный житель своего города

Я люблю свою малую родину, земляков

Я соблюдаю чистоту в своём районе

Я - участник местных праздников и акций

Я- участвую в благоустройстве района и школьного двора

Я - краевед: знаю историю своего края, ухаживаю за памятниками

Я - берегу природу родного края

Я - будущий семьянин

Я - хороший сын (дочь), стараюсь не огорчать родителей, помогать им

Я - заботливый брат (сестра), помогаю младшим в учёбе

Я - внимательный внук ( внучка), уважаю пожилых людей, ценю их жизненный опыт

Я- изучаю права и обязанности ребёнка в семье, я против насилия в семье

Учусь строить взаимоотношения в семье на основе понимания и уважения друг к другу

Я - будущий семьянин. Я знаю свою родословную и ценю семейные традиции

Я - успешный ученик

Я - учусь с удовольствием, умею добывать знания

У меня есть цель и я знаю, как её достичь, я уверен в себе

Я - умею писать эссе и рефераты, разрабатывать проекты

Я- владею компьютером и Интернетом

Я- умею управлять саморазвитием. Ценю время, организован.

© 2010-2022