Доклад. Тема: Мониторинг универсальных учебных действий на уроках обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить»,

«научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»

Федеральный государственный стандарт основного общего образования второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2012 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе, обращая свое внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.

В связи с переходом школы в инновационный режим деятельности по реализации ФГОС в 5 классах, я столкнулась со следующими противоречиями:

1) между разнородностью состава учащихся по уровню обученности, развития познавательного интереса, воспитанности и требованиями к достижению всеми учащимися результатов освоения, включённых в образовательные стандарты;

2) между естественным стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею.

Это позволило мне определить направления деятельности по созданию адаптивной образовательной среды, способствующей развитию УУД обучающихся и их самоорганизации: создание таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем.

С сентября 2012 года я работаю над темой: Системно-деятельностный подход к изучению обществознания как основа качественного освоения ФГОС.

При работе над методической темой была определена цель: создание условий для формирования, развития и применения УУД через внедрение в педагогическую практику технологии системно-деятельностного обучения.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1) изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;

2) определить приемы и методы формирования УУД посредством системно-деятельностного подхода;

3) разработать систему мониторинга коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД;

4) сформировать банк диагностических заданий, позволяющих определить уровень развития познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Гипотеза - системно-деятельностный подход позволяет формировать на качественном уровне универсальные учебные действия обучающихся, развивать презентационные и коммуникативные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать решения.

Планируемый результат:

1. сформировать навыки учебно-познавательной деятельности учащихся среднего звена до 70%;

2. повышение познавательной мотивации учащихся среднего звена до 50%;

3. сокращение числа школьников, имеющих хроническую неуспеваемость на промежуточных этапах, 100% сдача ГИА по обществознанию.

Основная часть

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

На первом этапе, анализируя деятельностную парадигму, я пришла к выводу, что собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Результатом педагогической деятельности становится развитие личности ребёнка на основе УУД. В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Какие УУД необходимо формировать и развивать на уроках обществознания? Можно все 4. Главная проблема - как сформировать эти умения? Свой выбор я остановила на таких технологиях, как: Информационно-коммуникационные; Технология развития критического мышления через чтение и письмо; Технология, основанная на реализации проектной деятельности; Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Необходимо отметить, что на начальном этапе работы по теме самообразования использовались интерактивные приёмы и методы обучения: дискуссии, турниры знатоков, групповые формы работ - коллоквиумы, мини-проекты. Данные приёмы позволяют оценить развитие коммуникативных УУД. Мною были разработаны критерии, позволяющие диагностировать уровень коммуникативной компетентности учащихся. Таким образом, на первом этапе работы над темой самообразования мне удалось провести мониторинг коммуникативных УУД в 5-х классах: монологическая и диалогическая речь, умение работать в группе (Приложение 1).

Но я столкнулась с проблемой оценки регулятивных и познавательных УУД. Передо мной встал вопрос: с помощью какого инструментария можно провести диагностику регулятивных и познавательных УУД?

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

На уроках обществознания регулятивные учебные действия формируются через задания, направленные на умение определять тему урока и цели урока. В начале урока учащимся задаётся проблемный вопрос, например, «Как вы понимаете фразу: Человек существует в оценке других людей?». Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель подводит учащихся к теме урока: Как человек оценивает себя и других? Либо используется метод загадок (Приложение 2).

Для оценки уровня развития регулятивных УУД был разработан мониторинг (Приложение 3). Один раз в четверть учащиеся выполняют задания по «Рабочим картам», что позволяет методом наблюдения оценить развитие регулятивных УУД (Приложения 4,5).

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме и др.

Какие задания способствуют формированию познавательных УУД?

  • описание объекта по схеме;

  • составление вопросов к тексту, ответы на них;

  • комментированное чтение текста;

  • составление простого и сложного плана;

  • составление сравнительных таблиц;

  • составление кластера;

  • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

  • составление кроссворда;

  • написание эссе;

  • решение практических задач по основным разделам курса.

Работа может идти как в группах, так и индивидуально.
Использование данных видов работы на уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.

Ещё одной проблемой для меня стало оценивание сформированности познавательных УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, особое внимание на уроках уделяю работе с текстом. Задания, представленные приложениях 6,7,8 способствуют формированию таких познавательных УУД, как: осуществлять поиск социальной информации в различных источниках; анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Заключение

Современное информационное общество требует от школы подготовить человека способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для современного человека характерно не накопление «впрок» информации (запаса внутреннего багажа всего усвоенного), а возможность нестандартно мыслить и принимать ответственные решения. В школе обучающийся учится учиться, жить в обществе, применять на практике приобретенный опыт и знания.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ. Системно-деятельный подход, на мой взгляд, позволяет не только формировать метапредметные и личностные УУД, но и способствует повышению уровня мотивации, а также положительной динамике качества знаний. Так, в течение последних трёх лет качество знаний в среднем по школе по предмету обществознание увеличилось на 4%, успеваемость составляет 100%.

Наблюдается положительная динамика уровня познавательной мотивации учащихся к изучению предмета обществознание. Диагностика проводится ежегодно в 5а (в 2015 г. 7а класс) и 5в (7в) классах. Её результаты представлены в виде таблицы (Приложение 10,11). Данные психологической диагностики показывают, что значимыми для подростков являются познавательные мотивы, мотивы саморазвития и долга.

Необходимо отметить, что в результате работы столкнулась с проблемой совершенствования мониторинговой деятельности по оцениванию уровня развития УУД. Противоречие заключается в том, что мониторинговая деятельность, осуществляемая мной в данный период, не позволяет оценить все виды УУД. Одним из путей решения данной проблемы считаю необходимость разработки программы формирования УУД с 5 по 9 класс. На сегодняшний день начата разработка данной программы для учащихся 5 класса (Приложение 9) .

В течение двух с половиной лет работы по теме самообразования я пришла к выводу, что системно-деятельностный подход- это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. Н.Воскресенской и С.Шехтера. при участии А.Иоффе и Ч.Уайта. - М.: Фонд «Сивитас», 2013

  2. Заир-Бек С.И., Муштафинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Изд. «Просвещение», 2012

  3. Толерантность. Мир без конфронтации. Под ред. Хромченко М.С. и Хасан Б.И. - М.: Изд. «Бонфи», 2013

Интренет-ресурсы

festival.1september.ru/articles/512797/

school.baltinform.ru/files/3/

Приложение 10

Уровень познавательной мотивации





© 2010-2022