Урок Политическая система и политический режим

Данный урок очень важен для сегодняшних старшеклассников, т.к. несёт в себе не только большой историко-социальный материал, но, прежде всего, через «собственное проживание» каждым совершенно не понятной с точки зрения сегодняшнего дня жизни наших современников-соотечественников, очень неудобных власти тогда, в сталинский период СССР, неудобных и для сегодняшней власти, потому что не очень-то хочется об этом вспоминать. Но это наша история, её тоже нужно знать. Сейчас есть удивительная возможност...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ

урока по обществознанию

«Политическая система и политический режим»)

« Мир сорвался с орбиты»

(о политических репрессиях в СССР)

10 класс

Тип урока:

урок комплексного применения знаний

Форма урока:

видеоурок - размышление

Цели урока:

- осознать тяжелые последствия репрессивной политики и ее разрушительного воздействия на личность и общество

- формировать собственное отношение к репрессиям

-осознать необходимость критического отношения к происходящим событиям

-развивать умение систематизировать социальную информацию, анализировать, делать выводы

-уметь высказывать свое мнение, работать с видеодокументами

- способствовать выработке гражданской позиции учащихся

Методы и технологии обучения:

Технология развития критического мышления, рефлексивные методы, мультиперспективный подход; исследовательские и проблемные задания, оценка исторических процессов, самостоятельная и групповая работа с видеоисточниками, локализация исторических явлений в пространстве и времени; метод релаксации - юмористическая пауза; составление кластера, синквейна

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая

Оборудование урока:

компьютерная презентация, видеофрагменты

Эпиграф к уроку:

« Эпоха великих фальсификаций. Фальсифицируют историю…науку…искусство, чувства и мысли. Мы потеряли критерий для различения действительного от иллюзорного».

Анна Баркова

  1. Стадия вызова.

Учитель:

В 2007 г наша ученица 11 класса Ксения Никифорова (ныне преподаватель философии ИГХТУ ф-та культурологии) после урока по праву написала такие строчки:

Слайд 2

Продиктованное вождями братство

Уже не роднило людей,

Приговоренных к ожиданию счастья,

Детищ чумных лагерей.

Растоптали, распяли их веру,

Взамен дали лживых богов,

И чтобы сказать: « Не верю»…

Уже не хватало слов.

Выступали чеканным шагом

Те, с кем рядом кумач.

Впереди под красным флагом

То ли вождь, то ли палач.

Подаренная народу идея

Вела вслепую вперед.

И, возражать не смея,

Терпел и страдал народ.

Равенства, великого братства оковы

Завладели великой страной.

Стальные жизни законы -

Под сильной вождя рукой…

Учитель: слайд 3

-Вчитайтесь внимательно: что вы почувствовали и увидели в этих строчках?!

( учащиеся высказываются: вполне возможно предположить, что это наша трагическая история, связана она с советским периодом - «…впереди под красным флагом то ли вождь, то ли палач…» Если будет необходимо - вопрос учителя: « О чем строки: «…стальные жизни законы под сильной вождя рукой»? Возможно, кто - то назовет имя Сталина.)

Учитель: (словарная работа) слайд 4

- Как называется политический режим, при котором все и вся контролирует власть и законы «служат» этой власти? ( Тоталитарный политический режим) Право в таком государстве - это право власти.

- Что значит понятие « репрессии»? ( лат. - подавление, угнетение)

- А что же называют политическими репрессиями? (слушаем представления детей)

Слайд 5

- В законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991г:

П.Р. - это меры принуждения, применяемые исходя из политических мотивов… к лицам, которые признаются социально опасными или неблагонадежными по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.

Политические репрессии были в разных странах в разные периоды истории. Нам с вами трудно представить, сколько наших сограждан было репрессировано за годы советской власти! Миллионы! Огромную работу по восстановлению фамилий репрессированных советских граждан осуществляет Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. Около 2тыс. документов с фотографиями репрессированных хранится в этом небольшом музее!

Слайд 6

Созданы электронные базы данных, написаны книги, организуются выставки, лектории, встречи… В музее работают удивительно честные, умные, неравнодушные к чужому несчастью люди, не боящиеся вступать в диалог с властью, как бы сложно он не складывался! Они делают общее наше дело - пробуждают сознание граждан к новой жизни, к новым отношениям в нашем обществе, а еще сохраняют не искаженно, не ретушировано историческую память.

Слайд 7

Что собой представляет право власти не в теории, а в реальной жизни нашего народа, истории трагической, так как подавляющая часть народа в трех поколениях не знала других условий жизни и принимала их как должное (« Мы первыми в мире строим новое светлое будущее - коммунизм»), а советская власть была жесткой, последовательной, принципиальной противницей интеллектуальной, экономической и политической свободы для всех граждан страны? Это очень тяжелая правда, но правда, осознать которую трудно даже взрослому поколению, потому что в тот период у ваших бабушек и дедушек, пап и мам были и радость, и счастье, и гордость за свой народ, и святая, наивная вера в справедливость власти. Да, так было. Но… было в той жизни и другое, страшное, злое, от чего у любого здравомыслящего человека возникает один и тот же вопрос: неужели так было?

II. Стадия осмысления.

Учитель: слайд 8

- О том, что далеко не все знают правду о сталинском периоде нашей истории, о политических репрессиях в, СССР свидетельствует мини - опрос, проведенный группой старшеклассников среди учащихся 9 - 11 классов. С данными социологического опроса знакомят ученики - предварительное задание . (32% учащихся старших классов практически не владеют информацией по данному вопросу; отношение к репрессиям в СССР разное: 66% - отрицательно, 5% - положительно!? 11% - равнодушны; свидетели этих страшных событий есть у 26% учащихся).

Учитель:

- Еще Ш. Монтескье сказал: «Самая жестокая тирания - та, которая выступает под сенью законности, под флагом справедливости». Давайте сделаем попытку разобраться в хитросплетениях действий власти, облекающей их в красивые идеологические обертки, правовые нормы для обеспечения «законности мер». ( Как, например, Конституция 1936 )

Вам нужно на время представить себя учеными - историками, которым для исследования представлены удивительные документы - видеосвидетельства очевидцев тех лет, а если более верно, то прямых участников того лихолетья, пострадавших под катком машины власти, но выживших (их так мало осталось!).

Работая в группах, вы будете видеть, слышать, понимать и анализировать данные источники.

1 видеофрагмент

Вопросы к 1 видеофрагменту:

а) О какой категории советских людей идет речь?

б) Кто такие лишенцы?

в) Составьте кластер «Права лишенцев»

г) Какие выводы вы можете сделать?(слушаем ответы по группам)

2 видеофрагмент

Вопросы к 2 видеофрагменту:

а) За что осудили Анастасию Казак?

б) Где она жила? А в какой лагерь попала?

в) Какие работы выполняли осужденные женщины?

г) Каковы условия жизни заключенных?

д) Ваши выводы (слушаем ответы по группам)

3 и 4 видеофрагменты

Вопросы к 3-4 видеофрагментам:

а) За что и на какой срок был осужден Мордехай Браун?

б) Кто осуществлял следствие и суд?

в) Какие условия жизни были на лесоповале в Унжлаге?

г) Что вас поразило в организации работы на золотых приисках на Колыме?

д) Куда и на сколько лет перевели Мордехая в 1948 г?

е) О какой трагедии при освобождении после окончания срока заключения говорит свидетель?

ж) Ваши выводы (слушаем ответы по группам)

Учитель: слайд 13 (беседа)

- А теперь давайте обобщим все сегодняшние видеодокументы. Какое время вы почувствовали?

-В чем провинились перед советской властью представленные в видеосюжетах люди? Можно назвать их преступниками?

- Ваши выводы, эмоции заложите, пожалуйста, в синквейн. Он может быть составлен по всей теме, а может по конкретному событию, конкретному лицу. (может быть представлена как индивидуальная, так и работа в парах, а также может быть групповая работа - на выбор учащихся)

Пример:

Воркута

Холодная, голодная

Били, унижали, уничтожали

Что имеем - не храним, потерявши - плачем

Утрата человеческих ценностей

Учитель: слайд 15

- Тем из вас, кто захочет больше узнать по теме, которую мы сегодня обсуждаем, можно прочитать следующие книги:

А. Рыбаков «Дети Арбата»; А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»; А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»; рассказы В. Шаламова, «Восемь глав безумия» А. Барковой , А.Жигулин «Полвека боли и любви», Е. Керсновская «Оазис в аду», «Инородное тело» и др.

Слайд 16

Можно выйти на сайт Музея и общественного центра им. Андрея Сахарова sakharov-center.ru или через поисковик «Политические репрессии» найти много дополнительной информации.

Учитель: Слайд 17

-«Мир выжил, потому что смеялся», - это напрямую связано и с трагическими периодами в нашей отечественной истории. В 20 - 30-е годы 20 века очень популярным видом народного острословия было шутливое расшифровывание новоявленных советских аббревиатур, например:

ВЧК - всякому человеку капут,

НКВД - не знаем, когда вернемся домой,

СССР - смерть Сталина спасет Россию

Анекдот того периода:

Разговор в тюрьме:

- Ты за что сидишь?

- Я - за то, что ругал Иванова.

- Я - за то, что хвалил Иванова.

- А я сам Иванов.

Журнал «Родина» 10/1999, с. 60 - 64

Физиогномический тренинг:

Слайды 18 - 19

-На экране 1 коллаж из фотографий наших соотечественников, живших в 20 - 40 г.г. 20 века, 2 коллаж - из фотографий родителей наших учеников, когда они были маленькими, и фотографий сегодняшних учеников.

Учитель:

-Можно ли увидеть «печать времени» на лицах родителей, когда они были маленькими, и на ваших лицах?

(Возможные варианты ответов: на лицах родителей-детей - недетская серьезность, сосредоточенность, ожидание чуда…)

Учитель:

-А ваши глаза озорные, лукавые, смешливые, доверчивые… Вы другие, потому что живете в другое время. Сейчас тоже много всяких проблем, но нет страха - чувства, которое убивает и плоть, и душу человека, с которым долгие годы жил наш народ в сталинский период власти, строя «светлое будущее» под названием коммунизм. Уже в этом заключен огромный парадокс времени: ждем светлое будущее, но ежесекундно боимся! Ребята, а есть что - то общее на лицах наших граждан, живших в 20 - 40 г.г. 20 века? (слушаем высказывания детей).

-Сколько их, безвестных и известных, ни за что ни про что власть объявила «врагами народа» (пресловутая 58 статья) и кого сломала, кого уничтожила… Сколько прошло лет с той поры…Уходят из жизни те, кто выжил в тех нечеловеческих условиях…Но связь поколений тем и сильна, что мы храним память как о хорошем, так и о трагическом в истории нашего народа. Так должно быть.

Слайды 20-23

И подтверждением этому - около 2 тысяч памятников тем, кто был репрессирован в советский период, в том числе и у нас, в Иванове и Ивановской области. Посмотрите на карту на слайде, а также фотографии памятников и памятных знаков - это всенародная скорбь по невинно загубленным душам.

30 октября - День памяти жертв политических репрессий.

III. Стадия рефлексии.

Учитель:

-Подумайте, обсудите в группах и скажите, зачем сегодняшнему поколению молодых память о трагедии нашего народа, связанная с политическими репрессиями советского периода?

(Возможные варианты ответов: чтобы знать и понимать историю своей страны и мировую историю, чтобы это не повторилось, чтобы осмыслить свою жизнь, жить честно, с достоинством…)

Домашнее задание: на выбор - стихи, рисунки, коллажи по теме сегодняшнего урока, эссе «Как тяжко дается свобода, как счастье не связано с ней!» Л. Тобольская



© 2010-2022