Методическая разработка по обществознанию на тему Познание

Методическая разработка по обществознанию на тему "Познание" предназначена для организации самостоятельной работы студентов и предполагает изучение материала учебника, самостоятельное выполнение заданий согласно инструкции, последющую самопроверку проведенной работы и рефлексию. В работе представлены задания на воспроизведение знаний, на применение полученных знаний на практике, задания проблемно-познавательного характера. Данную разработку можно использовать также для организации работы по теме...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по обществознанию на тему Познание

ГБОУ СПО МО

«НОГИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ

УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ТЕМА: «Познание»


ДИСЦИПЛИНА: обществознание

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

060501 «Сестринское дело»

АВТОР: преподаватель истории и общественных дисциплин

Волкова Н.В.



Ногинск

2013





Содержание


  1. Инструкция к выполнению работы ………………………. с. 3

  2. Задания к теме ……………………………………………... с. 4

  3. Список источников и литературы ………………………. с. 8

  4. Приложения:

Приложение 1 ……………………………………………... с. 9

Приложение 2 ……………………………………………... с. 11








Раздел: Человек

Тема: Познание

Инструкция к выполнению работы.

Внимательно прочитайте параграф учебника и раздаточный справочный материал, посвященные теме «Познание».

Ответьте на предложенные ниже вопросы, выполните задания.

По окончании работы проверьте себя. (Приложение 1) Если найден неверный ответ, зачеркните его и рядом напишите правильный.

Согласно предложенным критериям (Приложение 2) выставьте отметку.

Проведите рефлексию выполненной работы. Можно сделать это в произвольной форме, можно опираться на следующие вопросы:

  • Понравилась ли вам данная работа?

  • Что именно понравилось или не понравилось, вызвало затруднения, недоумение?

  • Довольны ли вы полученным результатом?

  • Если бы вы планировали самостоятельную работу по данной теме, какие задания вы добавили бы к уже имеющимся?







Задания к теме:

  1. К какому виду познания относятся данные характеристики (напротив каждой буквы напишите вид познания):

  1. стремление к объективности, использование специально разработанных методов

  2. отсутствие доказательств, субъективность

  3. основаны на вере, несовместимы с наукой

  4. наличие общих категорий, размышления о первичности, смысле существования


  1. Данное утверждение является примером …(индивидуального, научного, паранаучного, философского) знания

  1. Возможно, люди уже вступали в контакт с инопланетным разумом

  2. «Ты должен, значит ты можешь». И.Кант

  3. Амулет способен защитить владельца

  4. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу»


  1. Агностики отрицали принципиальную возможность познания мира. Скептики сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены, что мир познаваем. С какой точкой зрения согласны вы и почему?


  1. Распределите элементы структуры познавательной деятельности на 2 группы (чувственное познание и абстрактное мышление): впечатления; умозаключения; сенсорные действия; образы; суждения; понятия; интеллектуальные действия; поисковые, установочные, фиксирующие, прослеживающие действия; ощущения



  1. Структура познания предполагает наличие субъекта познания (активно действующий индивид, наделенный сознанием и целеполаганием или группа индивидов), объекта познания (на что направлена активность субъекта; что познается) и средств познания (с помощью чего познаем). Приведите примеры каждой из составляющих структуры познания.



  1. Дайте определение понятиям: история, экзогамия. Укажите объем и содержание понятий, определяемое и определяющие части понятий.



  1. Вспомните, что такое суждение, и из каких структурных элементов оно состоит.

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

Суждение состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, квантора.

Субъект суждения - это понятие о предмете мысли, т.е. то. о чем говорится в данном суждении. Обозначается буквой "S" (от лат. subjektum - лежащий в основе).

Предикат суждения выражает значение о признаке предмета мысли, т.е. то, что говорится о субъекте суждения. Обозначается буквой "Р" (от лат. слова predikatum - сказанный).

Связка выражает отношения, установившиеся в суждении между субъектом и предикатом, и характеризует принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного в предикате. Обозначается знаком "тире" (-) и может подразумеваться или быть выражена одним словом или группой слов: "есть", "суть", "не является", "имеется" и т.п.

Субъект и предикат суждения, как видим, представляют собой различное по содержанию знание, выраженное в понятиях. Однако с помощью связки это различное знание соотносится с одним и тем же предметом.

Квантор (кванторное слово) указывает, относится ли суждение ко всему или к части объема понятия, выражающего субъект ("все", "некоторые", "многие", "ни один" и т.п.). Однако квантор может в суждении отсутствовать.

Состав суждения можно выразить общей формулой:"S есть Р" или "S не есть Р"

Для того, чтобы установить субъект и предикат того или иного суждения (что важно для точного выражения своей мысли в языке или для точного понимания чужой мысли), необходимо ясно отдавать себе отчет, что является предметом мысли и что высказывается об этом предмете. Для примера обратимся к суждению "Ни один злой человек не бывает счастлив". Субъектом здесь является понятие "злой человек", предикатом - понятие "счастлив", связка - "не бывает", кванторное слово - "ни один".

Дайте характеристику предложенных суждений (истинное или ложное, с утверждением или отрицанием, простое /вид/ или сложное /вид/).

  1. Саранча уничтожает поля

  2. У розы приятный запах

  3. Хотя наступила осень, грачи не прилетели.

  4. Неверно, что пауки не имеют крыльев.

  5. Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным.

  6. Некоторые бабочки - насекомые.

  7. Все студенты отличники.





  1. Вспомните, что такое умозаключение, из каких структурных элементов оно состоит, какие виды умозаключений различают.

В процессе познания действительности мы приобретаем новые знания. Некоторые из них непосредственно, в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств; но большую часть знаний мы получаем путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредованными, или выводами.

Логической формой получения выводных знаний являются умозаключение. Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводиться новое суждение.

Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода.

Посылками умозаключения называются исходные суждения, из которых выводится новое суждение.

Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок.

Логический переход от посылок к заключению называется выводом.

Например: "Следователь не может участвовать в расследовании дела, если он является потерпевшим (1). Следователь П. - потерпевший (2). Значит, он не может участвовать в расследовании дела (3)". В этом умозаключении 1-е и 2-е суждение являются посылками, 3-е суждение - заключением.

По направленности логического следования, различают три вида умозаключений: дедуктивные (от общего знания к частному), индуктивные (от частного к общему), умозаключения по аналогии (от частного к частному).

Рассмотрим дедуктивные умозаключения - те умозаключения, у которых между посылками и заключениями имеется отношение логического следования.

Например: "Все рыбы дышат жабрами (1). Все окуни - рыбы (2). Значит все окуни дышат жабрами (3)."

Непосредственные умозаключения (из одной посылки):

Превращение S есть P

S не есть не-P

Например: Подлежащее - главные члены предложения. -> Ни одно подлежащее не является не главным членом предложения;

Обращение -перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения. Например: S есть P. -> P есть S.

Противопоставление предикату - это такое непосредственное умозаключение, при котором (в заключении) предикатом является субъект, субъектом - понятие, противоречащее предикату исходного суждения, и связка меняется на противоположную.

Например: S есть P. -> не-P не есть S.

"Все жуки - насекомые".

"Ни одно ненасекомое не является жуком".

Простой категорический силлогизм - умозаключение из двух посылок, являющихся простыми категорическими суждениями.

Например:

Все металлы (М) электропроводны (Р) - большая посылка.

Медь (S) есть металл (М) - меньшая посылка.

Медь (S) электропроводная (Р) - заключение.


Укажите структурные элементы предложенных суждений (квантор, субъект, связка, предикат).

  1. Постройте из них умозаключения с помощью:

  1. Превращения

Некоторые грибы съедобны

  1. Обращения

Все дельфины - млекопитающие

  1. Противопоставления предикату

Все львы - хищные животные.

  1. Постройте простой категорический силлогизм:

Все металлы плавятся

Цинк - металл







Литература и источники


  1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии. Учебник. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2010.-528 с.

  2. Гетманова А.Д. Логика для юристов со сборником задач. М. - КНОРУС. - 2012.

  3. Демидов И.В. Логика. Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2013, 348 с.

  4. Ивин А.А.Логика. - М.: Юрайт, 2011. - 400 с.

  5. Лобастов Г.В. Логика. - М.: НИИ школьных технологий. 2010. - 212 с.

  6. Михайлов К. А., Горбатов В. В. Логика. Практикум. - М.: Юрайт, 2014, 512 с.

  7. Светлов В.А. Логика: учеб. пособие / В.А. Светлов. - М.: Логос, 2012. - 432 с.

  8. Логика: пособие для учащихся.- М.:Просвещение.2000.-206 с.

  9. Черноскутов Ю.Ю. Логика. Краткий конспект. - М. Проспект, 2013. - 88 с.

  10. Яшин Б.П. Логика в вопросах и ответах. - М.:Просвещение.2000. - 224 с.







Приложение 1.

Ответы на задания:


  1. К какому виду познания относятся данные характеристики (напротив каждой буквы напишите вид познания):

  1. научное

  2. индивидуальное

  3. паранаучное

  4. философское


  1. Данное утверждение является примером …(индивидуального, научного, паранаучного, философского) знания

  1. индивидуальное

  2. философское

  3. паранаучное

  4. научное


  1. (Точка зрения отвечающего)


Чувственное познание

Абстрактное мышление

впечатления

умозаключения

образы

суждения

сенсорные действия

понятия

поисковые, установочные, фиксирующие, прослеживающие действия

интеллектуальные действия

ощущения


  1. Например, субъект: студент, объект: историческая наука; средства: лекции преподавателя, учебные пособия, первоисточники и т.п.


  1. История (объем, определяемое понятие) - прошлое в развитии природы и общества (содержание, определяющее).

Экзогамия (объем, определяемое понятие) - запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время (содержание, определяющее).



  1. Дайте характеристику предложенных суждений (истинное или ложное, с утверждением или отрицанием, простое /вид/ или сложное /вид/).

  1. Саранча уничтожает поля (истинное, с утверждением, простое: суждение существования)

  2. У розы приятный запах (истинное, с утверждением, простое: атрибутивное)

  3. Хотя наступила осень, грачи не прилетели (ложное, с отрицанием, сложное: конъюнкция)

  4. Неверно, что пауки не имеют крыльев (ложное, с отрицанием, сложное: отрицание)

  5. Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным (истинное, с отрицанием, сложное: импликация)

  6. Некоторые бабочки - насекомые (ложное, с утверждением, простое : существования)

  7. Все студенты - отличники (ложное, с утверждением, простое: существования)


Превращение

Некоторые (квантор) грибы (S) съедобны (P)

Некоторые грибы не являются несъедобными

Обращения

Все (квантор) дельфины (S) -(связка) млекопитающие (P)

Некоторые млекопитающие - дельфины

Противопоставления предикату

Все (квантор) львы (S) -(связка) хищные животные (P)

Ни одно нехищное животное не является львом.

Постройте простой категорический силлогизм:

Все (квантор) металлы (S) плавятся (P)

Цинк (S) -(связка) металл (P)

Цинк плавится




Приложение 2.

Критерии оценки:


  1. Правильно даны ответы

  • ко всем 4-м характеристикам - 1 б.;

  • к 3-м -0,5 б.;

  • менее - 0 б.

  1. Правильно даны ответы:

  • ко всем 4-м примерам - 1 б.;

  • к 3-м -0,5 б.;

  • менее - 0 б.

  1. Приведена (обоснованная примерами - 1- 2) точка зрения отвечающего (1 б.); точка зрения приведена, но обоснована 1 примером (0, 5 б)


  1. Правильно распределены по группам элементы структуры познавательной деятельности - 1б. ; элементы структуры познавательной деятельности в целом распределены верно, но есть небольшие недочеты (0,5 б.)



  1. Приведены примеры каждой из составляющих структуры познания (0, 5 б.)



  1. Даны определения понятиям, указаны их объем и содержание, определяемое и определяющее понятие - 0,5 б.



  1. Все характеристики даны верно - 2б., почти все характеристики даны верно, но есть небольшие недочеты (1 б.), 1-2 характеристики неверны - 0,5 балла


  1. Все умозаключения выстроены верно, дана характеристик каждому из них 3 б., выстроены верно только три умозаключения, дана их характеристика - 3 балла. и т.д.

Общая сумма баллов:

10 - 9 баллов - отметка «5»

8 - 7 баллов - отметка «4»

6 - 5 баллов - отметка «3»

Менее 4 баллов - 2

12


© 2010-2022