- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая разработка по обществознанию на тему Познание
Методическая разработка по обществознанию на тему Познание
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Н.В. |
Дата | 17.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБОУ СПО МО
«НОГИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ
УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ТЕМА: «Познание»
ДИСЦИПЛИНА: обществознание
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
060501 «Сестринское дело»
АВТОР: преподаватель истории и общественных дисциплин
Волкова Н.В.
Ногинск
2013
Содержание
-
Инструкция к выполнению работы ………………………. с. 3
-
Задания к теме ……………………………………………... с. 4
-
Список источников и литературы ………………………. с. 8
-
Приложения:
Приложение 1 ……………………………………………... с. 9
Приложение 2 ……………………………………………... с. 11
Раздел: Человек
Тема: Познание
Инструкция к выполнению работы.
Внимательно прочитайте параграф учебника и раздаточный справочный материал, посвященные теме «Познание».
Ответьте на предложенные ниже вопросы, выполните задания.
По окончании работы проверьте себя. (Приложение 1) Если найден неверный ответ, зачеркните его и рядом напишите правильный.
Согласно предложенным критериям (Приложение 2) выставьте отметку.
Проведите рефлексию выполненной работы. Можно сделать это в произвольной форме, можно опираться на следующие вопросы:
-
Понравилась ли вам данная работа?
-
Что именно понравилось или не понравилось, вызвало затруднения, недоумение?
-
Довольны ли вы полученным результатом?
-
Если бы вы планировали самостоятельную работу по данной теме, какие задания вы добавили бы к уже имеющимся?
Задания к теме:
-
К какому виду познания относятся данные характеристики (напротив каждой буквы напишите вид познания):
-
стремление к объективности, использование специально разработанных методов
-
отсутствие доказательств, субъективность
-
основаны на вере, несовместимы с наукой
-
наличие общих категорий, размышления о первичности, смысле существования
-
Данное утверждение является примером …(индивидуального, научного, паранаучного, философского) знания
-
Возможно, люди уже вступали в контакт с инопланетным разумом
-
«Ты должен, значит ты можешь». И.Кант
-
Амулет способен защитить владельца
-
«Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу»
-
Агностики отрицали принципиальную возможность познания мира. Скептики сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены, что мир познаваем. С какой точкой зрения согласны вы и почему?
-
Распределите элементы структуры познавательной деятельности на 2 группы (чувственное познание и абстрактное мышление): впечатления; умозаключения; сенсорные действия; образы; суждения; понятия; интеллектуальные действия; поисковые, установочные, фиксирующие, прослеживающие действия; ощущения
-
Структура познания предполагает наличие субъекта познания (активно действующий индивид, наделенный сознанием и целеполаганием или группа индивидов), объекта познания (на что направлена активность субъекта; что познается) и средств познания (с помощью чего познаем). Приведите примеры каждой из составляющих структуры познания.
-
Дайте определение понятиям: история, экзогамия. Укажите объем и содержание понятий, определяемое и определяющие части понятий.
-
Вспомните, что такое суждение, и из каких структурных элементов оно состоит.
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
Суждение состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, квантора.
Субъект суждения - это понятие о предмете мысли, т.е. то. о чем говорится в данном суждении. Обозначается буквой "S" (от лат. subjektum - лежащий в основе).
Предикат суждения выражает значение о признаке предмета мысли, т.е. то, что говорится о субъекте суждения. Обозначается буквой "Р" (от лат. слова predikatum - сказанный).
Связка выражает отношения, установившиеся в суждении между субъектом и предикатом, и характеризует принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного в предикате. Обозначается знаком "тире" (-) и может подразумеваться или быть выражена одним словом или группой слов: "есть", "суть", "не является", "имеется" и т.п.
Субъект и предикат суждения, как видим, представляют собой различное по содержанию знание, выраженное в понятиях. Однако с помощью связки это различное знание соотносится с одним и тем же предметом.
Квантор (кванторное слово) указывает, относится ли суждение ко всему или к части объема понятия, выражающего субъект ("все", "некоторые", "многие", "ни один" и т.п.). Однако квантор может в суждении отсутствовать.
Состав суждения можно выразить общей формулой:"S есть Р" или "S не есть Р"
Для того, чтобы установить субъект и предикат того или иного суждения (что важно для точного выражения своей мысли в языке или для точного понимания чужой мысли), необходимо ясно отдавать себе отчет, что является предметом мысли и что высказывается об этом предмете. Для примера обратимся к суждению "Ни один злой человек не бывает счастлив". Субъектом здесь является понятие "злой человек", предикатом - понятие "счастлив", связка - "не бывает", кванторное слово - "ни один".
Дайте характеристику предложенных суждений (истинное или ложное, с утверждением или отрицанием, простое /вид/ или сложное /вид/).
-
Саранча уничтожает поля
-
У розы приятный запах
-
Хотя наступила осень, грачи не прилетели.
-
Неверно, что пауки не имеют крыльев.
-
Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным.
-
Некоторые бабочки - насекомые.
-
Все студенты отличники.
-
Вспомните, что такое умозаключение, из каких структурных элементов оно состоит, какие виды умозаключений различают.
В процессе познания действительности мы приобретаем новые знания. Некоторые из них непосредственно, в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств; но большую часть знаний мы получаем путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредованными, или выводами.
Логической формой получения выводных знаний являются умозаключение. Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводиться новое суждение.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода.
Посылками умозаключения называются исходные суждения, из которых выводится новое суждение.
Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок.
Логический переход от посылок к заключению называется выводом.
Например: "Следователь не может участвовать в расследовании дела, если он является потерпевшим (1). Следователь П. - потерпевший (2). Значит, он не может участвовать в расследовании дела (3)". В этом умозаключении 1-е и 2-е суждение являются посылками, 3-е суждение - заключением.
По направленности логического следования, различают три вида умозаключений: дедуктивные (от общего знания к частному), индуктивные (от частного к общему), умозаключения по аналогии (от частного к частному).
Рассмотрим дедуктивные умозаключения - те умозаключения, у которых между посылками и заключениями имеется отношение логического следования.
Например: "Все рыбы дышат жабрами (1). Все окуни - рыбы (2). Значит все окуни дышат жабрами (3)."
Непосредственные умозаключения (из одной посылки):
Превращение S есть P
S не есть не-P
Например: Подлежащее - главные члены предложения. -> Ни одно подлежащее не является не главным членом предложения;
Обращение -перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения. Например: S есть P. -> P есть S.
Противопоставление предикату - это такое непосредственное умозаключение, при котором (в заключении) предикатом является субъект, субъектом - понятие, противоречащее предикату исходного суждения, и связка меняется на противоположную.
Например: S есть P. -> не-P не есть S.
"Все жуки - насекомые".
"Ни одно ненасекомое не является жуком".
Простой категорический силлогизм - умозаключение из двух посылок, являющихся простыми категорическими суждениями.
Например:
Все металлы (М) электропроводны (Р) - большая посылка.
Медь (S) есть металл (М) - меньшая посылка.
Медь (S) электропроводная (Р) - заключение.
Укажите структурные элементы предложенных суждений (квантор, субъект, связка, предикат).
-
Постройте из них умозаключения с помощью:
-
Превращения
Некоторые грибы съедобны
-
Обращения
Все дельфины - млекопитающие
-
Противопоставления предикату
Все львы - хищные животные.
-
Постройте простой категорический силлогизм:
Все металлы плавятся
Цинк - металл
Литература и источники
-
Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии. Учебник. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2010.-528 с.
-
Гетманова А.Д. Логика для юристов со сборником задач. М. - КНОРУС. - 2012.
-
Демидов И.В. Логика. Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2013, 348 с.
-
Ивин А.А.Логика. - М.: Юрайт, 2011. - 400 с.
-
Лобастов Г.В. Логика. - М.: НИИ школьных технологий. 2010. - 212 с.
-
Михайлов К. А., Горбатов В. В. Логика. Практикум. - М.: Юрайт, 2014, 512 с.
-
Светлов В.А. Логика: учеб. пособие / В.А. Светлов. - М.: Логос, 2012. - 432 с.
-
Логика: пособие для учащихся.- М.:Просвещение.2000.-206 с.
-
Черноскутов Ю.Ю. Логика. Краткий конспект. - М. Проспект, 2013. - 88 с.
-
Яшин Б.П. Логика в вопросах и ответах. - М.:Просвещение.2000. - 224 с.
Приложение 1.
Ответы на задания:
-
К какому виду познания относятся данные характеристики (напротив каждой буквы напишите вид познания):
-
научное
-
индивидуальное
-
паранаучное
-
философское
-
Данное утверждение является примером …(индивидуального, научного, паранаучного, философского) знания
-
индивидуальное
-
философское
-
паранаучное
-
научное
-
(Точка зрения отвечающего)
Чувственное познание
Абстрактное мышление
впечатления
умозаключения
образы
суждения
сенсорные действия
понятия
поисковые, установочные, фиксирующие, прослеживающие действия
интеллектуальные действия
ощущения
-
Например, субъект: студент, объект: историческая наука; средства: лекции преподавателя, учебные пособия, первоисточники и т.п.
-
История (объем, определяемое понятие) - прошлое в развитии природы и общества (содержание, определяющее).
Экзогамия (объем, определяемое понятие) - запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время (содержание, определяющее).
-
Дайте характеристику предложенных суждений (истинное или ложное, с утверждением или отрицанием, простое /вид/ или сложное /вид/).
-
Саранча уничтожает поля (истинное, с утверждением, простое: суждение существования)
-
У розы приятный запах (истинное, с утверждением, простое: атрибутивное)
-
Хотя наступила осень, грачи не прилетели (ложное, с отрицанием, сложное: конъюнкция)
-
Неверно, что пауки не имеют крыльев (ложное, с отрицанием, сложное: отрицание)
-
Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным (истинное, с отрицанием, сложное: импликация)
-
Некоторые бабочки - насекомые (ложное, с утверждением, простое : существования)
-
Все студенты - отличники (ложное, с утверждением, простое: существования)
Превращение
Некоторые (квантор) грибы (S) съедобны (P)
Некоторые грибы не являются несъедобными
Обращения
Все (квантор) дельфины (S) -(связка) млекопитающие (P)
Некоторые млекопитающие - дельфины
Противопоставления предикату
Все (квантор) львы (S) -(связка) хищные животные (P)
Ни одно нехищное животное не является львом.
Постройте простой категорический силлогизм:
Все (квантор) металлы (S) плавятся (P)
Цинк (S) -(связка) металл (P)
Цинк плавится
Приложение 2.
Критерии оценки:
-
Правильно даны ответы
-
ко всем 4-м характеристикам - 1 б.;
-
к 3-м -0,5 б.;
-
менее - 0 б.
-
Правильно даны ответы:
-
ко всем 4-м примерам - 1 б.;
-
к 3-м -0,5 б.;
-
менее - 0 б.
-
Приведена (обоснованная примерами - 1- 2) точка зрения отвечающего (1 б.); точка зрения приведена, но обоснована 1 примером (0, 5 б)
-
Правильно распределены по группам элементы структуры познавательной деятельности - 1б. ; элементы структуры познавательной деятельности в целом распределены верно, но есть небольшие недочеты (0,5 б.)
-
Приведены примеры каждой из составляющих структуры познания (0, 5 б.)
-
Даны определения понятиям, указаны их объем и содержание, определяемое и определяющее понятие - 0,5 б.
-
Все характеристики даны верно - 2б., почти все характеристики даны верно, но есть небольшие недочеты (1 б.), 1-2 характеристики неверны - 0,5 балла
-
Все умозаключения выстроены верно, дана характеристик каждому из них 3 б., выстроены верно только три умозаключения, дана их характеристика - 3 балла. и т.д.
Общая сумма баллов:
10 - 9 баллов - отметка «5»
8 - 7 баллов - отметка «4»
6 - 5 баллов - отметка «3»
Менее 4 баллов - 2
12