Открытый урок по обществознанию по теме Отрасли российского права

Данная разработка открытого урока по теме "Отрасли российского права" может быть полезна как при проведении повторительно-обобщающих уроков в 9 классе по курсу обществознания, так и при проведении открытых уроков с целью обмена опытом. Урок составлен таким образом, чтобы максимально полно проверить усвоение материала по разделу "Право" учащимися 9 класса.
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме «Отрасли российского права»


Не для школы, а для жизни мы учимся...

Тип: урок - практикум.

Цель: повторение, закрепление знаний, полученных по теме «Отрасли российского права».

Подготовка к уроку: класс разбивается заранее на 5 команд таким образом, чтобы команды по силе оказались примерно равными, т. е. в каждой команде должны быть ученики, успевающие на «5», на «4» и на «3». В каждой команде назначается капитан. Состав команд:

Ход урока:

Учитель: итак сегодня мы проводим урок-практикум, на котором проверим, насколько хорошо вы усвоили знания по основным отраслям российского права. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла латинское крылатое выражение «Не для школы, а для жизни мы учимся...». Сегодня мы не только повторим и закрепим теоретические знание по праву, но и посмотрим, насколько полученные знания вы сможете применить для разрешения практических жизненных ситуаций. У нас 5 команд и мы повторяем 5 отраслей права. А какие это отрасли и какая отрасль достанется каждой команде, мы сейчас узнаем. Я прошу капитанов подойти ко мне. Перед вами 5 листов, на которых записана какая-то фраза или пословица. Капитаны вытягивают по одному листу, читают вслух фразу и называют свою отрасль права.

1 фраза «Договор дороже денег» (гражданское право)

2 фраза «Без дела жить - небо коптить» (трудовое право)

3 фраза «Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно» Наполеон I Бонапарт (административное право)

4 фраза «Нашел да не объявил - все равно что утащил» (уголовное право)

5 фраза «Где любовь и совет, там и горя нет» (семейное право)

Капитаны возвращаются к своим командам и мы начинаем. Слова «капитан», «команда» напоминают мне одну очень популярную телевизионную игру - КВН. А с чего начинается КВН? С разминки! Мы знаем, что в обществознании необходимо научиться писать эссе. В эссе необходимо применять понятия по теме. Чтобы «разогреть» наши мозги, мы с вами сейчас поиграем в слова. Сейчас в течение 30 секунд каждая команда постарается вспомнить и записать как можно больше понятий по своей отрасли права. Лучше, если капитан будет писать, а остальные будут тихо ему подсказывать. Какая команда вспомнит наибольшее количество терминов, той и достанется бонусный балл при подведении итогов. Итак, время! (Примерные ответы учащихся по понятиям см. в Приложении).

Учитель. Разминка закончена. Победила команда №... А теперь вспомним основные теоретические знания по каждой отрасли. Каждая команда получает задание. Отвечать надо быстро и лаконично.

Вопросы по гражданскому праву.

1. Что такое гражданское право? Основной источник гражданского права.

2. Что такое гражданская дееспособность? С какого возраста наступает полная дееспособность? Какие органы могут ограничить дееспособность гражданина?

3.Что такое физическое лицо, юридическое лицо?

4. Виды договоров.

5. Назвать три правомочия собственника.

Вопросы по трудовому праву.

1. Что такое трудовое право? Основной источник трудового права.

2. Назовите возраст трудовой дееспособности по общему правилу.

3. Назовите виды дисциплинарных взысканий.

4. Какова продолжительность рабочей недели для основной категории работников?

5. Что такое контракт?

6. В каком документе фиксируются сведения о трудовой деятельности гражданина?

Вопросы по семейному праву.

1. Что такое семейное право? Основной источник семейного права.

2. Назовите возраст и условия заключения брака.

3. Что такое брачный режим имущества супругов?

4. Где заключается брак? А где он может быть расторгнут?

5. Что такое брак фиктивный?

Вопросы по административному праву.

1. Что такое административное право? Основной источник административного права.

2. С какого возраста законом определена административная ответственность?

3. Какие виды административных правонарушений (проступков) вам известны?

4. Перечислить виды административных взысканий.

Вопросы по уголовному праву.

1. Что такое уголовное право? Основной источник уголовного права.

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

3. Что такое преступление?

4. Какие формы вины вам известны?

5. Назовите виды соучастников.

6. В чем особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Учитель. Ну а теперь попробуем применить теоретические знания для разрешения практических ситуаций.

Гражданское право. «Анна купила в магазине молочные продукты, на упаковке которых отсутствовало упоминание о сроке годности. Какое право потребителя было нарушено в этой ситуации? Назовите любые два других права потребителя»

«Артем купил автомобиль, но пока автомобиль стоит в гараже, так как Артем только учится в автошколе. Какое правомочие Артема как собственника иллюстрирует это пример? Назовите два других правомочия»

Семейное право. «50-летний Руслан, в течение 10 лет не проживающий совместно с женой, но не расторгший брак с ней, и 18-летняя Людмила пришли подавать в органы ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Сотрудники ЗАГС отказались принять заявление. Правомерны ли действия сотрудников ЗАГС?»

Трудовое право. «Сантехник строительной организации Радчиков был уволен за то, что он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, учинил в общежитии, где проживал, дебош. Законно ли решение директора?»

«Несовершеннолетняя Галина была принята на должность уборщицы в ночной клуб. Какая норма трудового законодательства, регулирующая труд молодежи, была нарушена?»

Административное право. «14-летний Иван украл в супермаркете торт-мороженое и был задержан сотрудником охраны. Может ли Иван быть привлечен к административной ответственности?»

«Сергей согласился подвезти в своем автомобиле незнакомца, который плохо почувствовал себя в магазине. В пути незнакомцу стало хуже. Сергей очень торопился доставить незнакомца в больницу и несколько раз нарушил правила дорожного движения, за что был остановлен сотрудниками ДПС. При каком условии действия Сергея будут рассмотрены как совершенные в состоянии крайней необходимости?»

Уголовное право. «14-летний Саша, желая похвастаться охотничьим ружьем отца, неосторожно нажал на курок и произвел выстрел. В результате был тяжело ранен его товарищ, который через два дня умер в больнице. Назовите всех лиц, которые будут нести ответственность за случившееся»

Учитель. Итак, устная часть нашего урока подошла к концу. Мы знаем, что по новой форме государственной итоговой аттестации знания учащихся проверяются в письменном виде. Поэтому в конце урока мы проводим тестирование. Каждый получает свое задание, подписывает фамилию и выполняет на этом же листе.

Заключительная часть. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание: написать эссе по любой цитате из своей отрасли права. Урок окончен!

Самоанализ урока по обществознанию по теме «Отрасли российского права»

1. Цель урока: повторение, закрепление знаний, полученных по теме «Отрасли российского права».

2. Задачи:

а) образовательные: повторение и закрепление теоретических правовых знаний и понятий; закрепление навыков устной и письменной работы; продолжить формирование навыков решения тестовых заданий ГИА по обществознанию;

б) развивающие: развитие памяти, интеллекта, смекалки; развитие умения анализировать, делать выводы; умения ясно излагать свои мысли, правильно читать и понимать задания; развивать пунктуальность и аккуратность при выполнении тестовых заданий;

в) воспитательные: воспитание уважения к праву, правовой культуры, гражданственности; воспитание командного духа, дружелюбия и уважения друг к другу; умения слушать и слышать друг друга.

3. Содержание обучения. Данный урок является повторением уже изученного, поэтому были выбраны наиболее интересные вопросы и задания. При подготовке использована следующая литература:

  • Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание: учебник для 9 класса. М.: Просвещение, 2010г.

  • Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. М.: Просвещение, 2010г.

  • Котова О.А. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс.

  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс. 60 диагностических вариантов. 2011г.

  • Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Основы права»-М.: Вита-Пресс, 2005.

  • Правоведение. Школьные олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8 - 11 кл.-М.: Дрофа, 1998.

4. Формы. На уроке были применены все три формы: общеклассная (тестирование); групповая (работа в командах); индивидуальная (при ответе на теоретические вопросы, ответы капитанов команд).

5. Средства обучения. Учебник, рабочая тетрадь, доска, индивидуальные задания командам, тесты.

6. Методы:

  • по источникам знаний: словесные (устные ответы), наглядные (тесты, рабочая тетрадь, индивидуальные задания командам); практические (выполнение тестовых заданий);

  • по степени взаимодействия учителя и ученика: беседа, самостоятельная работа, диалог;

  • по характеру познавательной деятельности: репродуктивный (ученики по памяти воспроизводили полученные на предыдущих уроках знания; вспоминали понятия); частично-поисковый: при решении задач, при тестировании;

  • по принципу расчленения и соединения знаний: дедуктивный (от общего к частному): из общих теоретических знаний выводили частные решения практических ситуаций; обобщающий.

7. Мотивация (заинтересованность). Это делается за счет необычной формы проведения урока (работа в командах), эмоциональный настрой; решение практических задач; соревнование и игра.

8. Дифференцированный подход (слабые подтягиваются к средним; средние - к сильным; сильные получают задания по силам). Использовался постоянно, начиная с формирования команд, при ответах на вопросы (более сложные вопросы давались сильным ученикам, а тем, кто послабее давались вопросы попроще; кто-то хорошо усвоил теоретические вопросы, а кому-то проще решить практическую ситуацию)

9. Условия проведения урока.

Учебно-материальная обстановка знакома. Кабинет №205 - это кабинет, в котором уроки проводятся постоянно, начиная с 5 класса.

Морально-психологическая обстановка хорошая. Мы знаем друг друга с 5 класса, т. е. уже 4,5 года. Дети привыкли к моей манере преподавания, насколько я знаю, она их устраивает. Присутствие доброжелательности и чувства юмора на уроке обязательны!

Санитарно-гигиеническая обстановка хорошая. Класс чистый, светлый, теплый.

Эстетическая обстановка. Класс оборудован соответствующими наглядными пособиями.

10. Результат. Поставленная в начале урока цель достигнута.

Гражданское право

Трудовое право

Семейное право

Административное право

Уголовное право

Имущество

Сделка

Договор

Аренда

Купля-продажа

Мена

Дарение

Займ

Наследование

Завещание

Нотариус

Потребитель

Гражданская дееспособность

Имущественные отношения

Неимущественные отношения

Моральный вред

ГК РФ

Труд

Отдых

Трудовой договор

Контракт

Зарплата

Забастовка

Профсоюз

Коллективный договор

Трудовой спор

Охрана труда

Трудовая дисциплина

Увольнение

Отпуск

Отгул

Прогул

Трудовая книжка

Трудовые обязанности

Трудовой распорядок

ТК РФ

Семья

Брак

Развод

ЗАГС

Супруги

Алименты

Брачный договор

Родительские права

Дети

Родители

Свадьба

Брак фактический

Брак церковный

Брак гражданский

Брак фиктивный

СК РФ

Исполнительная власть

Государственное управление

Административное правонарушение

Административное наказание

Штраф

Дисквалификация

Административный арест

Конфискация

Выдворение

КоАП РФ

Преступление

Наказание

Умысел

Неосторожность

Легкомыслие

Небрежность

Необходимая оборона

Крайняя необходимость

Соучастие

Пособник

Подстрекатель

Организатор

Исполнитель

Грабеж

Разбой

Кража

Убийство

ТерроризмПриложение

© 2010-2022