Экспериментально-исследовательская работа по теме Молодежные субкультуры

Одна из тем, которые мы изучаем на уроках обществознания, - «Молодежь как социальная группа». Ребята активно участвуют в разговоре, приводят собственные примеры, подтверждающие необычность, противоречивость черт и качеств социальной группы, к которой они сами принадлежат. Но когда дело доходит до вопроса о молодежных субкультурах, я с удивлением отмечаю их негативное и даже враждебное отношение ко всем неформальным объединениям. И только после моего рассказа о том, что само слово «неформал, нефо...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №26





Экспериментально-исследовательская работа по теме

Молодежные субкультуры








Работа учащихся группы ОП-19

Филиппова А.В. и Скобелевой Д.А.

Руководитель: Сафонова С.Е.



г. Усолье - Сибирское

2012 г.

Многим из нас случалось идти по улице, ехать на транспорте или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. Это и есть неформалы - представители современных субкультур.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: "я - личность", бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Часто люди попадают в субкультуру только ради ее внешних проявлений, не вникая в суть и философию, которая есть в каждом неформальном объединении. И даже те, кто верен своей организации, зачастую не понимают ее. Подростки- металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты, совсем не понимая, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг. Некоторые субкультуры могут быть опасны не только для подростков, но и для взрослых: байкеры, экстремальные виды спорта, секты, некоторые музыкальные субкультуры, пропагандирующие нездоровый образ жизни.

К сожалению, часто незнающие люди укоряют всех неформалов за их желание выделиться из толпы, найти единомышленников не совсем стандартными способами, относятся к субкультурам с неприязнью. Чаще всего людей просто пугает все непонятное и неизведанное, а неформалы как раз и кажутся им такими. Но каждый год неформалами становится все большее количество подростков. Почему? И как к ним надо относиться? Чтобы ответить на эти актуальные сегодня вопросы, надо просто узнать о них больше.

Цель нашего исследования:

- понять причины широкого распространения молодежных субкультур и неоднозначного отношения к ним в обществе.

Объект исследования:

- учащиеся нашего учебного заведения.

Предмет исследования:

- современные субкультурные направления в молодежной среде.

Задачи исследования:

- познакомиться с историей возникновения ряда неформальных объединений, их традициями и идеологией;

- изучить мнения учащихся нашего учебного заведения по проблеме молодежных течений с помощью анкетирования и, сопоставив их мнения с действительностью, сделать выводы;

- создать презентацию по теме «Молодежные субкультуры» для проведения эксперимента.

Гипотеза:

- мы можем быть толерантны по отношению к молодежным субкультурам, если знакомы с ними.

1. Понятие субкультуры

Что же такое субкультура?

Субкультура - свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура - часть общественной культуры, это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

В наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.

2. История возникновения субкультуры

Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие "субкультура". В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное ("асоциальное") поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.

После второй мировой войны термин "молодежная субкультура" вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью.

Молодежная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами .

3. Причины возникновения субкультуры

Почему возникают субкультуры?

Наиболее распространенным является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить новое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.

Социологи, изучающие молодежные объединения, по-разному классифицируют их. Но нам ближе оказалась классификация, которую дает в своей статье «Субкультуры» Анастасия Верная (2006, subcult.ru):

- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура.

- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.

- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

- Элита: мажоры, рейверы.

- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. И, конечно, в одной работе рассмотреть их все даже в общих чертах невозможно. Поэтому мы кратко разберем некоторые из них.

4.1 Музыкальные субкультуры

Альтернативщики

- это молодежная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х.

Альтернатива - слово, произошедшее от названия независимых, немейнстримовых звукозаписывающих лейблов, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие "альтернативную" музыку, не имеющую четких границ жанра. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэпперов. Успех альтернативной музыки и ее постепенное превращение в мейнстрим, обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit.

Популярными темами для текстов песен являются нон-конформизм, призывы к политической грамотности населения и антифашизм. Но, с таким же успехом, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, сексе, насилии, наркотиках, и т. д.

Внешний вид представителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды общения. Наиболее часто встречающаяся сегодня комбинация это - черные волосы, закрывающие уши, черная одежда, кеды (преимущественно скейтерские), пирсинг на лице, тоннели, дреды. Однако, далеко не все альтернативщики одобряют такую "униформу" и предпочитают ей просто свободную спортивную одежду популярных брендов.

В среде альтернативщиков популяризованы татуировки, занятия спортом, зачастую экстремальными его видами и употребление алкоголя и/или различных наркотических веществ. Однако это не значит, что все, без исключения, альтернативщики имеют вредные привычки. Эта их черта, как и внешний вид зависит скорее от личных качеств, нежели от принадлежности к этой субкультуре.

Готы

- представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов ХХ-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам, любовь к готической музыке (готик-рок, готик-метал, дэт-рок, дарквейв и т. п.).

Изначально готами называли поклонников готической музыки, но позднее субкультура распространилась и на литературу, кино, живопись. И все же, главную приорию в данной субкультуре несет своеобразное мировоззрение, особое восприятие окружающего мира, смерти - как фетиш, что может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Субкультура готов - это современное течение, которое свойственно многим странам.

Готическое мировоззрение характеризуется пристрастием к "темному" восприятию мира, особым романтично-депрессивным взглядом на жизнь, отражающемся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), особым восприятием реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношением к обществу: неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него. Также характерными чертами готов являются артистичность и стремление к самовыражению, проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, в создании поэзии, живописи, других видов искусства.

Одной из особенностей готического восприятия мира является повышенный интерес к сверхъестественному, к магии и оккультизму: от примитивного использования магических символов как элементов украшения, до посвящения всей жизни изучению магических таинств. Основным знаком является египетский анкх, символ вечной жизни (бессмертия).

Готы имеют свой, узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения - золото принципиально не используется, поскольку расценивается, как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет солнца, а серебро - цвет луны.

Металлисты (металхэды или металеры)

- это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле металл, появившаяся в 1970-е годы.

Субкультура широко распространена в Северной Европе, достаточно широко - в Северной Америке, есть значительное количество ее представителей в южной Америке, Южной Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Израиля и Турции, металлисты (как и многие другие "неформалы") малочисленны и подвергаются преследованию.

В английском языке аналогом русского "металлист" является metalhead -

"металлоголовый", помешанный на металле". Металлистов также называют жаргонными словами - головотряс" и "толкающийся", в соответствии с поведением фанатов на концертах.

Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тексты которой пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ "сильной личности". Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны.

Стиль одежды: длинные волосы у мужчин, кожаная куртка «косуха», черные футболки, напульсники - кожаные браслеты с заклепками и/или шипами, тяжелая обувь, джинсы или кожаные штаны, цепи на поясе.

Характерный жест металлистов, известный в России как "коза"- вскинутый

вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем и направленной стороной ладони вперёд защищает, по их мнению, от «дурного глаза».

Панк, панки

(англ. punk) - молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х голов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике.

Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и независимости (индивидуализм), нонконформизм, принципы "не продаваться", "полагаться на самого себя" и принцип "прямого действия" (direct action). Другие направления в политике панков включают в себя нигилизм, анархизм, социализм. антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм, антигомофобию, энвайронментализм, вегетарианство, борьбу за права животных. Некоторые индивидуумы, имеющие отношение к субкультуре, придерживаются консервативных взглядов, неонацизма, либо аполитичны.

Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем: многие красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска "ирокез". Носят закатанные джинсы, некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды.

Рокеры

Рокеры появились как субкультура в пятидесятых - начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли. Джин Винсент и другие. Однако, первых рокеров объединял только один принцип - манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль.

Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы "Levi's", кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки от "Lewis Leathers" или военные ботинки и футболки. Также популярна символика, которая говорит о причастности человека к 59 Club of England - молодежной церковной организации, которая потом трансформировалась в клуб любителей мотоциклов по всему миру. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.

Кто только не обращался к теме рок-н-ролла за всю его историю. Это, пожалуй, единственное течение, которое не предусматривает от своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке.

Другая сторона рокерской культуры - злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами. Именно рокерской культуре свойственна пропаганда отхода от несовершенного мира. Эта культура выстроена на философских способах мировосприятия, что можно явно увидеть в текстах песен (кстати, их идеологическая окраска может колебаться от довольно безобидной до призывающей к конкретным действиям). В идеале, рокер - это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.

Хип-хоп

(англ. hip hop) - молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира.

К 1972 году эта субкультура стала оформленным движением - со своей музыкой, одеждой и "оторванным", бесшабашным стилем жизни. Большое количество брейкерских танцевальных групп в Нью-Йорке, в Лос-Анджелесе делили территорию городских кварталов для исполнения танцев на своем перекрестке. Между танцами и танцевальными соревнованиями они ездили на роликах, наносили граффити на стены зданий и вагоны метро. Танцевальные группы постоянно разваливались и, менялись, собирались под новым названием. Группы были любительские и общее количество их насчитывало несколько сотен. Именно они позднее были засняты на видео и оказали огромное влияние на становление хип-хоп культуры в целом.

"Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления:

1. Живопись/дизайн - "Граффити" ("Graffity" - "нацарапанные") настенные

росписи и рисунки;

2. Танцевальный стиль - "Брейк-данс" ("break dance") уникальный по своей

пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды;

3. Музыкальный стиль - "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко

обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат): "коммерческий рэп" (хип-хоп, rVb и танцевальный рэп).

Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. В задачу одного или нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда "битбоксинг" (вокальная имитация ритма драм-машины). На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем.

В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.

Хип-хоп культура очень интересна и оригинальна. Молодежь, которая является частью данной субкультуры можно классифицировать, как достаточно специфическую и неординарную. Хип-хоп мода и дальше будет влиять на очередные молодые поколения потребителей, а артисты и их поклонники находить новые пути развития субкультуры.

Эмо

(англ. ето: от emotional - эмоциональный) - "молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют Эмо-киды (ето + англ. kid - молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy - мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl - девочка, девушка).

Как и большинство современных субкультур, эмо берет начало в США. И началась она с музыки.

Широкому кругу молодежи эмо стал известен в 1994 году, когда со своим диском дебютировала группа Sunny Day Real Estate "Diary".

Выражение эмоций - главное правило для эмо-кидов (emo-kids - тех, кто

относит себя к субкультуре эмо). Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид - ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Эмо-культура пропагандирует Стрейт Эдж, то есть здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя, разборчивость в половых связях. Большое значение придаётся таким ценностям, как дружба и любовь. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам, бантики. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг.И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком.

4.2 Субкультуры по хобби

Байкеры

(англ. biker, от bike - motorbike - motor bicycle "мотоцикл") - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

История байкеров началась в 1901 году, когда компания двадцатилетних изобретателей из американского штата Милуоки начала работать над моторизацией велосипеда. Над созданием первенца трудились Вильям Харлей и Артур Дэвидсон. Можно утверждать, что байкеры начались именно с "Харлеев". Дело в том. что лишь Вильям и Артур сделали свою продукцию чем-то большим, нежели просто мотоцикл. Степень контакта водителя с получившимся гибридом напоминала взаимоотношения всадника с норовистым и капризным, но от того не менее любимым скакуном. Издаваемые же звуки, уровень адреналина в крови и развиваемые скорости просто не имели аналогов. Стремление к большим скоростям и подвигло компанию на создание мощных и сильных двигателей и мотоциклов.

Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, "косуха" (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с "цветами" (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы.

Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего они относятся к классу чопперов, или кастомов (собранный вручную мотоцикл с использованием большого количества тюнингованых запчастей), сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность.

4.3 Хулиганские субкультуры

Гопник

(также гопы, гопари, собирательно гопота, гопотень, также

самоназвание - пацаны) - жаргонное слово русского языка, уничижительное

обозначение представителей городской, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, прослойки российской молодёжи, а также молодёжи стран бывшего СССР (с конца XX века, часто малообразованной, происходящей из неблагополучных семей)

Стиль одежды: спортивный костюм, короткая куртка, часто заправленная в штаны, поставленный «стойкой» воротник, кепка-таблетка или кепка-восьмиклинка, туфли с длинным или тупым носом (т.н. «гробы») или дешевые кроссовки. Типичная стрижка -« налысо» либо очень короткая, иногда с челкой.

Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России и иных странах СНГ. Гопники занимались мелким воровством и вымогательством денег. Представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, ориентированных на западные ценности, а также пренебрежительно относятся к т. н. лохам - всем, кто не соблюдает «пацанские понятия» - негласные правила поведения, сложившиеся в криминальной среде.

Гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений с ярко выраженным криминальным и групповым характером.

Это ни к чему не стремящиеся молодые люди, находящие себя в массе себе подобных. В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи, панков, ролевиков), гопники не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения, из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру.

В большинстве молодёжных субкультур характерно неприязненное отношение к гопникам, доходящее до крайнего антагонизма.

В начале Перестройки гопники были единственными из молодежной среды, кто не увлекался никакой музыкой. Позже представители субкультуры были склонны к блатной музыке, русскому шансону (Михаил Круг, группа «Бутырка»). Также многие предпочитают попсу (поп-музыку) и «пацанский» рэп.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, нами был проведен эксперимент.

На первом этапе эксперимента с учащимися одной из групп первого курса было проведено анкетирование с целью узнать, что им известно о неформальных течениях и как они к ним относятся. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Кто такой неформал?

  2. Какие причины, на ваш взгляд, вынуждают молодых людей объединяться в неформальные группы?

  3. Что объединяет молодых людей, состоящих в неформальных группах?

  4. Какие молодежные неформальные течения вам известны?

  5. Как вы относитесь к тем или иным неформальным объединениям?

  6. Причисляете ли вы себя к какому-либо молодежному течению?

  7. Как, по-вашему, общество воспринимает неформалов?

На втором этапе эксперимента в этой же группе был проведен классный час на основе подготовленной нами презентации по теме, после которого было проведено повторное анкетирование.

На третьем этапе эксперимента были обработаны все полученные результаты и сведены в диаграммы:

Экспериментально-исследовательская работа по теме Молодежные субкультуры

Экспериментально-исследовательская работа по теме Молодежные субкультуры

Экспериментально-исследовательская работа по теме Молодежные субкультуры

Экспериментально-исследовательская работа по теме Молодежные субкультуры

Экспериментально-исследовательская работа по теме Молодежные субкультуры

Экспериментально-исследовательская работа по теме Молодежные субкультуры

Экспериментально-исследовательская работа по теме Молодежные субкультуры

В результате проведенного эксперимента были сделаны следующие выводы:

1) большая часть учащихся имеет очень ограниченные познания в данной области, результатом чего является либо негативное, либо нейтральное отношение к неформальным объединениям;

2) даже получение разовой информации (классный час) позволило изменить мнения тех же учащихся;

3) не смотря на полученную информацию, количество учащихся, негативно относящихся к неформальным объединениям, все же оказалось в два раза больше, чем положительно относящихся, а, значит, информации должно быть гораздо больше;

4) широкое информирование в области субкультуры может способствовать развитию толерантности у молодых людей по отношению к отличающимся от них людям.

Проведя эту небольшую исследовательскую работу, мы все же смогли, как нам кажется, найти для себя ответ на поставленный вопрос и понять не только причины широкого распространения молодежных субкультур, но и неоднозначного отношения к ним в обществе:


  1. Наличие различных субкультур позволяет молодым людям, имеющим отличные от общепринятых интересы и увлечения, найти единомышленников, а значит, не чувствовать себя «изгоями» в обществе.

  2. Субкультура помогает молодым людям раскрыться и проявить себя, свое «я» в полной мере.

  3. Неоднозначное отношение к представителям различных субкультур в обществе объясняется только недостаточной информированностью последнего.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.



Список использованной литературы:


  1. Аксютина О.А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры. Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005.

  2. Громов А.В., Кузин О.С. «Неформалы. Кто есть кто?» - М.,1990.

  3. Запесоцкий А.С., Файн А.П. «Эта непонятная молодежь…: проблемы неформальных молодежных объединений» - М.: Профиздат, 1990.

  4. Ольшанский Д.В. «Неформалы: групповой портрет в интерьере» - М.: Педагогика, 1990.

  5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры - М.: Институт социологии РАН, 2000.

  6. Источники из интернета:

- Верная Анастасия - статья «Субкультуры», 2006, subculture.ru

- http: subculture.ru

- hip-hop.ru

- gotik.ru







17


© 2010-2022