Схема конспекта урока по обществознанию 10 класс по теме Типология обществ

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Учитель: Руколеев Александр Сергеевич

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Бийска Алтайского края

Предмет: обществознание (профильный уровень)

Класс: 10

Тема урока: Типология обществ.

Цель урока: углубление знаний о типологии обществ, сравнение характерных черт обществ традиционного, индустриального и информационного типов.

Задача обучающая: составить сравнительную характеристику типов общество, определить тип общества в современной России;

Задача развивающая: продолжить развитие навыков сравнительного анализа, путем составления таблицы; навыков создания проектов, работы в группе и навыков публичного выступления;

Задача воспитательная: способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, воспитанию уважения к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: урок углубления знаний

Характеристика класса: 10 класс социально-гуманитарного профиля, в котором на профильном уровне изучаются следующие учебные предметы: русский язык, обществознание, право.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: проектор, презентация, раздаточный материал, мобильный класс.




1. Организационный момент

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Рассаживаются по группам.

Приветствуют учителя.


Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих в классе. Проверяет готовность к уроку.

На доске число.

Основной задача учителя: настроить учащихся на плодотворную работу на уроке.

В результате: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.


2. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Знакомятся с заданием, пытаются его выполнить, осознают недостаточность знаний.



Учащиеся ставят проблему о типе общества в России, о типологии обществ. Озвучивают тему, записывают ее в тетрадь.

Учащиеся ставят цель урока: изучить основные типы общества и их подробную характеристику и определить тип общества в современной России.

Учитель предлагает учащимся типовое задание ЕГЭ по обществознанию, представленное на слайде:

В современной науке существует мнение, что Россия находится на стадии индустриального общества. Согласны ли вы с данной точкой зрения? Приведите не менее двух аргументов в подтверждение или опровержение данной точки зрения.

Далее с помощью фронтальной работы учитель подводит через работу с данным заданием детей к постановке темы и цели урока.

На данном этапе учитель использует прием постановки проблемной задачи, с целью постановки учащимися темы и цели урока.


3. Актуализация знаний

Учащиеся активно включаются в работу. Называю ключевую информацию: индустриальное общество.

Учащиеся называют типологию Д. Белла, который выделил три типа: доиндустриальное (традиционное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное.


Учитель возвращается к формулировке задания и просит детей почерпнуть из задания ключевую информацию, связанную с темой урока.

После этого учитель обращается к ранее изученному материалу и предлагает учащимся вспомнить типологию общества, ее автора.


Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.


4. Углубление знаний


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание




Учащиеся выполняют задание и определяют тему своего проекта.










Работают за нет-буками, внимательно читают, анализируют материал, заполняют шаблон презентации.

После заполнения учащиеся помещают по сети свои презентации на компьютер учителя.

Группы по очереди защищают свой проект, все остальные учащиеся заполняют таблицу, делают вывод об основных различиях традиционного, индустриального и постиндустриального общества.






Далее учитель перестраивает учащихся на групповую работу. Для определения типа проекта учитель обращается к заданию №1 (приложение 3), которое лежит на партах.

Задание №1 (1 группа)

Запишите слово, пропущенное в таблице

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

Тип

Характеристика

Преобладает аграрное производство, значительную роль играют сельские общины

Индустриальное

Общество отличается высоким уровнем социальной динамики, преобладают индивидуалистические ценности

Задание №1 (2 группа)

Запишите слово, пропущенное в таблице

Тип

Характеристика

Массовое производство товаров, автоматизация и специализация производства

Постиндустриальное

Развитие и массовое использование компьютерных технологий

Задание №1 (3 группа)

Запишите слово, пропущенное в таблице

Тип

Основной фактор производства

Доиндустриальное

Земля

Информация

После этого задания учитель объясняет задание и объявляет регламент работы групп. Раздает дополнительный материал (Приложение 1)

Начинается этап защиты проекта. На данном этапе учащимся предлагается заполнить таблицу (Приложение 2)

Сравнительная характеристика типов общества

Сфера общества

Доиндустриальное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Экономическая сфера




Политическая сфера




Социальная сфера




Духовная сфера




Вывод:

На данном этапе учитель организует групповую работу учащихся.













Учитель предлагает охарактеризовать каждый тип, исходя из общей структуры общества: дать характеристику каждой из сфер общественной жизни.

Работа организуется в группах, посредством возможностей мобильного класса.


5. Включение нового материала в систему знаний учащихся

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся выполняют задания, выполняют самопроверку.


Учащиеся в течении 2-3 минут обдумывают свои ответы. Отвечают. Группа 2 делает вывод о том, что Россия осуществляет переход от индустриального общества к обществу индустриальному.

Учитель предлагает учащимся проверку на практике полученных знаний. Учащимся раздается лист проверки знаний (приложение №3). На первом этапе предлагается небольшой тест на решение заданий базового уровня сложности с самопроверкой через слайд презентации. На втором этапе учитель возвращается к проблемному заданию урока и распределяет роли между группам: 1 группа - аргументы в подтверждение, 3 группа - аргументы в опровержение, 2 группа - эксперты.

Данное задание имеет практическое значение для отработки навыком решения КИМ ЕГЭ по обществознанию.


6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют задание с акрословом.


Учитель возвращается к цели урока. После этого учитель применяет прием акрослово для понятия ТИПОЛОГИЯ.


7. Задание на дом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают задание. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

На доске:

Дома: п.11-12 задание 3 (у)

Подготовить развернутый план ответа по теме «Особенности постиндустриального общества». Провести коррекцию знаний.

Учитель озвучивает домашнее задание, проговаривает критерии его успешного выполнения.

Задача этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


© 2010-2022