Пояснительная записка к рабочей программе по обществу 7 класс ФГОС

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Образовательной программы ГБОУ лицея № 410, учебным планом ГБОУ лицея № 410, утверждённым протоколом педагогического совета № 141 от 28 мая 2013 года, Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образо...
Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию

7 класс

1.1 Общая характеристика учебного предмета:

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Образовательной программы ГБОУ лицея № 410, учебным планом ГБОУ лицея № 410, утверждённым протоколом педагогического совета № 141 от 28 мая 2013 года, Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования». Создана на основе примерной программы по обществознанию, рекомендованной Министерством образования РФ. Программа составлена с учётом требований Оценочной политики ГБОУ лицея № 410, утверждённой решением педагогического совета от 29 марта 2012 года.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростков социальных ролей: общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного неприятия антиобщественного поведения.

Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

1.2 Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета:

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правового поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практики.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры; экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.

  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

  • Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правонарушений, семейно-бытовых отношений.

1.3 Основное содержание учебного курса

В 7 классе предложены четыре темы.

Тема «Человек среди людей» вводит в круг проблем, связанных с межличностными отношениями и сотрудничеством людей друг с другом. Раскрытие вопроса об отношениях человека с его ближайшим окружением, общении, умении ладить с другими людьми является ключевым. Эта тема помогает разобраться в том, какие отношения между людьми позволяют стать лучше, добрее, сильнее.

Тема «Регулирование поведения людей в обществе» вводит ученика в круг проблем социальных норм и правил общественного поведения, важных для осознания себя как Человека и Гражданина. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки обучающегося к выполнению воинского долга.

Тема «Человек в системе экономических отношений» даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. Особый акцент делается на раскрытие способов рационального поведения участников экономики - потребителей и производителей.

Тема «Человек и природа» вводит в курс проблем нравственного и правового отношения человека к природе, проблеме загрязнения окружающей среды и путях её защиты.

На основании письма от 7 августа 2014 года Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» вносятся дополнения в планирование тем уроков раздела «Человек и экономика»: урок 28 - Практикум «Бюджет моей семьи», урок 29 - Обобщение «Карманные деньги: за и против».

1.4 Описание места учебного предмета в учебном плане

В 7 классе курс «Обществознания» изучается в качестве обязательного учебного предмета и изучается в общем объёме 34 часа за год, по 1 часу в неделю (34 учебных недели - 34 учебных часа).

1.5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; признании равноправия народов, единства разнообразия культур;

  • убеждённости в важности для общества семьи, семейных традиций; осознания своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике (определение сущностных характеристик изучаемого объекта; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
    перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
    определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения).

Метапредметные результаты:

  • Умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценке результата);

  • Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивированной структуре личности, их значения в жизни человека и развития общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • понимание языка массовой социально - политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства.

1.6 Краткая характеристика класса

В 7 «Б» классе 25 учеников, уровень обученности за 6 класс - высокий (% качества по итогам 6 класса - 91). Учащиеся мотивированы на изучение предмета «Обществознание». Большая часть класса активно участвует в олимпиадах, конкурсах по предмету (Герасимова Дарья, Горшкова Мария, Плотников Василий, Тютерев Михаил и другие). Особого внимания требует Сперцян Юля, т.к. русский язык не является родным, что вызывает трудности в изучении предмета.

1.7 Применяемые технологии:

Проблемно-диалогового обучения, интерактивные технологии, самоконтроля, технология педагогического сотрудничества, проблемное обучение, технология развития критического мышления.

1.8 Описание планируемых результатов изучения учебного предмета:

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы: внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности (учебные и познавательные мотивы), ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и иные тексты, использовать знаково-символические средства, а так же широкий спектр логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных и правовых норм, ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне положительного отношения к ОУ, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценке результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников. Родителей и других людей;

  • вносить коррективы в действия после их совершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные цели и задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации, в том числе сети Интернет;

  • использовать знаково - символические средства для решения учебных задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущности связи;

  • владеть приёмами решения учебных задач.

Обучающийся получит возможность:

  • записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме4

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно - следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать различные средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственную позицию и мнение;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с партнёром;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и поддержку.

1.9 Тематическое планирование по обществознанию в 7 классе

Разделы, темы

Количество часов

Количество

тесты

практические работы

повторение

1.

Человек среди людей.

4


1


2.

Человек и закон.

11

2

4

1

3.

Человек и экономика.

13

2

4

1

4.

Человек и природа.

5

1

1

1

5.

Итоговое повторение.

1




ИТОГО:

34

5

10

3

1.10 Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения учебного процесса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова) 5 - 9 классы. Москва, «Просвещение», 2013 год.

УМК:

1. Обществознание. 7 класс: для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.

2. Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова. Поурочное планирование, 7 класс. Москва,

« Просвещение», 2013 год.

3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию (учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова) 7 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.

Дополнительная литература:

Конституция РФ

Конвенция о правах ребёнка.

ФЗ «О защите прав потребителей».

Трудовой кодекс РФ.

Презентации:

1. Рынок, цена, конкуренция

2. Бюджет государства и семьи

3. Труд

4. Конфликты в обществе

5. Семья

6. Быть личностью.

7. Человек в мире экономических отношений.

Технические средства обучения:

1. Интерактивная доска

2. Проектор

3. Компьютер учителя

Перечень образовательных сайтов

1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»

gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресс

oldgazette.narod.ru - сайт «Старые газеты»

vciom.ru- Всероссийский Центр изучения общественного мнения

elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


© 2010-2022