Вариант ЕГЭ 2016 по теме Человек

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Вариант ЕГЭ 2016 по теме ЧеловекВариант ЕГЭ 2016 по теме ЧеловекВариант ЕГЭ 2016 по теме ЧеловекВариант ЕГЭ 2016 по теме ЧеловекВариант ЕГЭ 2016 по теме Человек

Проверочное задание по теме «ЧЕЛОВЕК» образец 2016г.

1. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

_______________________


Духовные

Витальные

Экзистенциальные

Престижные

Социальные

Ответ_________________

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух связаны с понятием «структура деятельности».Найдите и укажите термины не связанные с этим понятием.

1.Субъект; 2.цель; 3.средства; 4.индивид; 5.объект; 6.результат; 7.труд

Ответ_________________ 3. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений - во втором.

ТИП ПОТРЕБНОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЕ

А. Социальные потребности

1. Иметь хорошую семью

Б. Духовные потребности

2. Иметь добрую славу о себе

В. Экзистенциальные потребности

3. Иметь удобное жилье

Ответ_________________

4. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.

  1. Способность к совместной преобразовательной деятельности

  2. Стремление к самореализации

  3. Умение приспосабливаться к природным условиям

  4. Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

  5. Потребность в воде, пище, отдыхе

  6. Способность к самосохранению

Ответ: ___________________________

5. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны. Отметьте в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.

ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

А. Организация совместной деятельности

1. Коммуникативная

Б. Обмен информацией

2. Функция взаимодействия

В. Восприятие друг друга и установление взаимопонимания

3. Функция межличностного познания

6. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.

  1. Плотники

  2. Каменщики

  3. Строящийся дом

  4. Крановщики

  5. Подъемные краны

  6. Правила техники безопасности

  7. Строительные материалы

Ответ: _________________________________

7. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.

  1. Доступность для использования

  2. Уникальность

  3. Практическая значимость

  4. Воспроизводимость образца

  5. Принципиальная новизна

Ответ: _________________________________

8. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя

1. Индивидуальность

Б. Отдельно взятый представитель человеческого рода

2. Индивид

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств

3. Личность

Ответ: ____________________________________

9. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.

1)существо биологическое

2)сознательно выдвигает цели деятельности

3)живет среди себе подобных

4)обладает способностью к творчеству

5)производит орудия труда с помощью других орудий

6)обладает врожденными инстинктами самосохранения

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.

Ответ: __________________________.

10. График (по теме «Экономика»)

11. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.

1) Равноправие партнеров

2) Активность каждого участника

3) Уважение к мнению собеседника

4) Готовность к взаимопониманию

5) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника

6) Высокомерие

7) Незнание имени собеседника

Ответ: ________________________________

12. Диаграмма

13. Социальными характеристиками человека обусловлены его потребности … (Обведите цифры, под которыми указаны верные позиции)

  1. в трудовой деятельности

  2. во сне

  3. в отдыхе

  4. в созидании

  5. в пище

  6. в социальной активности

  7. в воздухе

  8. в воде

  9. в общении с другими людьми

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ___________________

14. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Деятельность в воображаемой ситуации

1. Труд

Б. Практическая полезность

2. Учение

В. Нацеленность на получение знаний

3. Игра

Г. Замещение реальных объектов условными

Д. Преобразовательная направленность

15. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в результате деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) облако вулканического пепла

2) свалка промышленных отходов

3) смог в центре населённого пункта

4) упавший на землю фрагмент метеорита

5) нефтяное пятно в Средиземном море

Ответ:________________________

16. Отметьте, какие понятия входят, как составные части, в продуктивную человеческую деятельность:

  1. неизменность

  2. бессознательные движения

  3. активность

  4. взаимодействие

  5. бесцельность

  6. следование инстинкту

  7. сознательное изменение

  8. целенаправленность

  9. реализация себя.

Ответ: ________________

17. Немецкий психолог и педагог Э.Шпрангер (1882-1963) предложил типологию личности, включающую следующие типы: религиозный, эстетический, политический, социальный,

теоретический, экономический. Установите соответствие характеристик и типов личностей,

подставив в таблицу к цифре из левой колонки букву из правой.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ЛИЧНОСТИ

А)воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает своё нормативное поле общения

1) религиозный

Б)тяготеет к общению в неролевой ситуации; в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен

2) эстетический

В)главное - общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-призванием. Всё остальное приобретает второстепенное значение

3) политический

Г)для него общение - форма самоотдачи. Основная форма жизни - любовь. Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности

4) экономический

Д)основа поведения - прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы

5) теоретический

Е)отличает всепоглощающая страсть к познанию. Не столько общается, сколько исследует объекты общения

6) социальный

Ответ: ___________________

18. Выделите основные виды деятельности:

  1. боевая

  2. трудовая

  3. игровая

  4. учебная

  5. медицинская

  6. коммерческая

Ответ: _________________

19.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого

обозначено определённой буквой.

(А) По-видимому, пришло время, чтобы уровень развитости и прогрессивности общества начать оценивать по тому, каким становится человек, в какую сторону он меняется год от года. (Б) Цивилизация покоряет природу, добиваясь высокого уровня научно-технического прогресса, но оказывается беспомощной в познании сущности человека. (В) Бурное развитие науки и техники, по мнению многих специалистов, сопровождается разрушением природы, распространением бездуховности. (Г) Человек становится рабом техники, и собственной подлости, начинает молиться «желтому дьяволу».

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Ответ____________________________________

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на

место пропусков.

«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для его _____ (А). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (Б) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (В) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ____(Г) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (Д) в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребенка - его нужд и _____ (Е), на знании закономерностей его роста и развития его личности.»

1) потребности

2) психика

3) личность

4) культура

5) общение

6) семья

7) контакты

8) группа

9) гуманизм

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя

каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется.





Часть2

Для записи ответов на задания этой части(21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания(21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания21-24.

«Основной задачей в области социализации, культурного воспитания общества и личности на современном этапе является поиск новых культурных, духовных ориентиров при сохранении национальных культурных традиций.

Процесс социализации определяется показателями достижения определённой социальной зрелости.

Социализация может носить направленный и стихийный характер, чаще же всего этот процесс происходит в их совокупности. Таким образом, осуществляется процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.

Термин «социализация» близок русскому слову «воспитание». Социализация, с одной стороны, это форма принятия условий общественных отношений, с другой - форма прогрессивного обновления социума за счёт включения в него новых членов. Агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности. Чрезвычайно высока в этом процессе роль государства и общества, которые обеспечивают социальные нормативы и гарантии.

Развитое общество и сильное государство всегда заинтересованы в оптимизации процесса социализации и предоставлении гарантий для культурной самореализации своих членов».

(Сергеев В.В.Актуальные проблемы развития культуры современного мегаполиса//Социально-гуманитарные знания. 2008. № 3. С.29-30.).

21. Выпишите из текста положения, раскрывающие сущность понятия «социализация».

22. Автор утверждает, что агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три примера агентов первичной социализации и три примера агентов вторичной социализации.

23. На основании текста определите, в чём всегда заинтересованы развитое общество и сильное государство? Приведите соответствующее объяснение.

24. Автор подчёркивает, что термин «социализация» близок русскому слову «воспитание». Используя знания обществоведческого курса и содержание текста, определите, как соотносятся данные понятия. Приведите необходимые аргументы.

=====================================================================

25. Какое понятие обществоведы вкладывают в понятие «потребность». В первом предложении укажите классификацию потребностей, а во втором- раскройте сущность одной из низ.

26. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить».

Согласны ли вы с автором? Почему?

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.

27. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «« Социализация человека». ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Для раскрытия темы необходимо 5-7 пунктов плана; 2 пункта с подпунктами-это минимум!!!, лучше написать 3-4; обязательными являются: понятие…, функции…, структура…., в завершении лучше указать на проблемы, или успехи, или взаимосвязь…можно относительно РФ…)

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты, поставленной автором проблемы(затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы(обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие

понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный

опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников)

1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)

5) «Человек - есть не что иное, как ряд его поступков» Г. Гегель





КЛЮЧ к проверке «Человек ЕГЭ 2016»

  1. Потребности

  2. 47

  3. 123

  4. 124

  5. 213

  6. 124

  7. 245

  8. 321

  9. 245

  10. Нет

  11. 567

  12. Нет

  13. 169

  14. 31231

  15. 235

  16. 3478

  17. 361245

  18. 234

  19. 2321

  20. 357291

Часть 2

  1. Выпишите из текста положения, раскрывающие сущность понятия «социализация». Социализация может носить направленный и стихийный характер, чаще же всего этот процесс происходит в их совокупности. осуществляется процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям. Социализация, с одной стороны, это форма принятия условий общественных отношений, с другой - форма прогрессивного обновления социума за счёт включения в него новых членов.

  2. Автор утверждает, что агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три примера агентов первичной социализации и три примера агентов вторичной социализации. Первичные агенты- это семья, воспитатели детского сада, учителя в школе, тренер в секции,т.е. все те, кто оказывает влияние в детстве, отрочестве. Вторичные агенты- это администрация ВУЗа, предприятия; армия; полиция; СМИ, т.е. те социальные институты, чье влияние более значимо в зрелом возрасте.

  3. На основании текста определите, в чём всегда заинтересованы развитое общество и сильное государство ? Приведите соответствующее объяснение. Развитое общество и сильное государство всегда заинтересованы в оптимизации процесса социализации и предоставлении гарантий для культурной самореализации своих членов. Общество и государство должны предоставить человеку больше свободы выбора как поступать в той или иной ситуации, поощряя положительные дела и поступки и осуждая недостойные. Сильное государство не то, которое жестоко наказывает, а то, которое дает возможность человеку самореализоваться, снимая жесткие рамки того, что можно, а что нельзя.

  4. Автор подчёркивает, что термин «социализация» близок русскому слову «воспитание». Используя знания обществоведческого курса и содержание текста, определите, как соотносятся данные понятия. Приведите необходимые аргументы.

Воспитание- это процесс целенаправленного воздействия на индивида с целью привития ему существующих в обществе социальных норм, а социализация- это более широкое понятие, включающее и стихийные вещи, также оказывающие влияние на человека. Т.е. соотношение этих понятий заключается в том, что воспитание уже, чем социализация, воспитание идет в детстве, а социализация всю жизнь.

Понятие добра и зла, «Что такое хорошо и что такое плохо?»- важные и необходимые понятия для становления личности, но с возрастом, человек оказывается вовлеченным в самые разные ситуации, он становится участником многих событий, как хороших так и плохих- и они тоже оставят след в человеке. Наверное, никто не будет спорить о том, что люди, побывавшие заложниками террористов, или воевавшие в Афганистане или Чечне, будут сильно отличаться от тех, кого миновала такая судьба?!! Или наоборот, человек стал победителем проекта «Голос», например, пройдя все конкурсные отборы, слепые прослушивания, он выдержал все и стал победителем- конечно, это тоже скажется не только на его дальнейшей судьбе, но и на нем как человеке, личности.

  1. Потребность- это осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. 1. А.аслоу классифицировал потребности человека в иерархии: от низших к высшим. 2. К низшим первичным потребностям относятся витальные -физиологические потребности в пище, сне, воде, отдыхе, и экзистенциальные - потребности в безопасности и комфорте, уверенности в завтрашнем дне.

  2. «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить».

Да, согласна, потому что абсолютной свободы человека не существует, т.к. он живет в обществе с моральными, этическими нормами, государственными законами, которым он обязан подчиняться. Они и будут ограничивать его свободу. А если он начнет нарушать их, то общество и государство применят к нему формальные или неформальные санкции. Даже если применить это выражение ни к человеку, а, например, к государству- здесь тоже есть ограничители- Международное право, опасность новой войны, санкции… Поэтому свобода и необходимость практически неразделимые понятия, любая свобода- это свобода выбора между желанием и необходимостью.

Например, человек решил, что он абсолютно свободен, и в компании своих друзей поступал только так как хотел сам, в результате он потеряет всех своих друзей, т.к. не учитывал их желаний. Или, например, в последнее время политика США стала примером абсолютной свободы действий в отношении многих государств, кто - то терпит подобное отношение, а Россия сказала свое НЕТ, правда, за это мы получили санкции, но зато стали развивать больше отечественную экономику.

  1. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

«деспотизм наследственности» по мнению автора, это генетически заложенные программы. И человек смог преодолеть их: люди научились противостоять страху, путем самовоспитания и убеждения; стали готовы к самопожертвованию во имя спасения детей, например; научились бороться даже с наследственными заболеваниями.

  1. План «Социализация человека»

  1. Понятие «социализации»

  2. Этапы социализации :

-начальная ;

-продолженная

  1. Агенты социализации и их роль в процессе становления личности:

-агенты первичной социализации;

-агенты вторичной социализации

  1. Роль семьи и школы.

  2. Стадии социализации:

-адаптация,

-индивидуализация,

-интеграция

  1. Кризисные точки социализации: 18,45,60 лет

  2. Роль социализации в становлении человеческой личности.

«Человек - есть не что иное, как ряд его поступков» Г. Гегель

Я согласна с высказыванием Г.Гегеля о том, что о человеке судят не по словам и внешнему виду, а по его поступкам, реальным делам. Ведь человеком он рождается, а личностью, т.е. Человеком «с большой буквы», становится. С рождения начинается процесс социализации человека, с усвоения социальных ролей и статусов, социальных норм, принятых в данном обществе. И если семья, школа, окружение-как агенты социализации, дали хорошее воспитание ребенку, если он усвоил эти нормы, то в будущем он будет поступать правильно. И будучи свободным человеком - сделает правильный выбор: как поступить в той или иной ситуации. А окружающие его люди будут делать выводы о нем, как о личности или недостойном человеке.

Например, в произведении Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» рассказывается о летчике Мересьеве, который не просто героически воевал в годы Вов, но и проявил супермужество- вернувшись на фронт несмотря на то, что был ранен и потерял обе ноги! Прообразом этого героя был реальный человек- летчик Маресьев. Или детский кардиохирург Бакерия, которые ежедневно проводит сложнейшие операции на сердце, активно участвует в общественной жизни страны, рискуя своей жизнью, он вошел в здание театра «Норд-Ост», захваченного террористами в 2002г, и лично вывел нескольких детей, чем спас их жизни! Или молодой парень, идущий сдавать зачет, увидел, как с моста сорвалось маршрутное такси и пошло под лед, не раздумывая, прыгнул в полынью и смог спасти всех пассажиров!!! А когда его спросили - чтобы он сейчас хотел, он ответил- сдать зачет!

Человека, действительно украшают дела и поступки, а не слова и одежда. Поэтому прав был Гегель, говоря, что человек ценен поступками, реальными делами, в этом суть каждого человека. Я так думаю!


© 2010-2022